Лекционный комплекс
Лекция №1.
Тема: Философия её предмет и функции. Философия в культурно-историческом контексте
План:
1.Основные типы истолкования философии. 2.Понятия мироотношения и мировоззрения. 3.Мировоззрение и общекультурная картина мира. 4.Мировоззрение и философия. 5.Социально-исторические детерминанты возникновения философии. 6.Смысл и назначение философии в мире культуры. 7.Философия как основание четырёх различных сфер человеческих интересов: науки, поэзии, религии, логики. 8.Философия и мифология. 9.Философия и религия. 10.Философия и искусство. 11.Философия и наука. 12.Философия и политика. 13.Философия и Философ. 14.Важность одухотворяющих истин и идеалов в формировании жизненной стратегии человека, наполненных смысла и свободы. 15.Философия как идеал строгой рациональности. 16.Типы философствования. 17.Многообразие философских направлений и систем. 18.Культурно-исторический характер философии. 19.Этнокультурные особенности форм философии.
Текст лекции
Термин «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости.
Слово «философия» впервые употребил греческий математик и философ Пифагор (6 век до новой эры) по отношению к людям, стремящихся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни.
Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона (5 – 4 века до новой эры).
Под мудростью Платон имел в виду не субъективное свойство человеческого разума, а объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира.
Субъективность – отношение к чему-либо, определяемое личными взглядами, интересами или вкусами субъекта.
Объективность – действительное, независимое от воли и сознания человека существование мира, предметов, их свойств и отношений, присущее объекту.
|
Человек из-за своей прирождённой смертности и познавательной слабости не может, по мысли Платона, по-настоящему слиться с мудростью, он может только «любить» её, почтительно и на расстоянии.
Следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования.
Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.
Возникновение философии – появление особой духовной установки – поиск гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.
Философия мыслилась не как простое собрание истин, а как стремление к истине, как идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоническому равновесию.
На состоявшемся суде над Сократом, его обвинили в распространении опасных идей, он заявил, что занимается философией потому, что «жить, не разобравшись в жизни, не стоит».
Сократ обнаружил, что почти все его современники тратят свои жизни, добиваясь различных целей – славы, богатства, удовольствия, - не удосужившись даже спросить себя, важно ли это.
Пока человек не задаёт себе этого вопроса и не думает над ним, он не может быть уверен, что делает что-то правильное.
И вся его жизнь может оказаться потраченной на бесполезное, а то и пагубное дело.
|
Луи Арагон: «Моя жизнь подобна страшной игре, которую я полностью проиграл. Мою собственную жизнь я искалечил, исковеркал безвозвратно».
Возникновение философии в 6 веке до новой эры означало постепенный переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о человеческой судьбе, стремление найти истину, стремление к мудрости.
Мудрость - это познание самого существенного в мире и поэтому самого важного для человеческой жизни.
Важное в философии это проблема всеобщего, устойчивого и неизменного, стоящего за множеством отдельных изменчивых вещей.
Важное в философии это стремление открыть первопричину, которая есть всё и всем управляет.
Греческий философ Гераклит говорил, что есть философия: «Познание самого могущественного в мире и самого важного в человеческой жизни. Истинное знание обо всём даёт только разум, а не чувства человека».
Аристотель: «Философия – наука о всеобщем, которая исследует сущее само по себе, первые начала и причины».
Философия – наука наук, так как другие науки изучают только какую-то часть, сторону мира, и не исследуют общую природу сущего.
Сначала всё теоретическое знание, которое имелось у человечества, называлось философией.
Постепенно от неё стали отделяться отдельные науки, например: математика, физика, астрономия и так далее.
Философия это:
ü Наука о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания
ü Особая форма общественного сознания
ü Теоретическая основа мировоззрения
ü Система философских дисциплин, которые способствую формированию духовного мира человека
|
Своеобразие философии:
ü Всеобщность и абстрактность
ü Исследует, как изучаются процессы реальной действительности
ü Результат самосознания науки
ü Формирует ценностные ориентации людей, которые обеспечивают правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем
Абстракция от латинского – отвлечение:
1. Мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними
2. Отвлеченное понятие, образуемое в результате отвлечения в процессе познания от несущественных сторон рассматриваемого явления с целью выделения свойств, раскрывающих его сущность
Предмет философии – круг вопросов, которые изучает философия.
Структуру философского знания составляют четыре основных раздела:
1. Онтология (учение о бытии)
2. Гносеология (учение о познании)
3. Человек или (Физика)
4. Общество или (Логика)
Антология от греческого – букет цветов:
1. Название нескольких сборников древнегреческой лирики
2. Подборка наиболее представительных сочинений разных авторов
В рамках данных четырёх основных разделов философии можно выделить частные вопросы, которые она изучает:
ü Сущность бытия
ü Происхождение бытия
ü Материя (субстанция), её формы
ü Сознание, его происхождение и природа
ü Взаимоотношение материи и сознания
ü Бессознательное
ü Человек, его сущность и существование
ü Душа, духовный мир человека
ü Общество
ü Общество и человек
ü Природа
ü Природа и общество
ü Духовная сфера жизни общества
ü Материально-экономическая сфера жизни общества
ü Социальная сфера общества
ü Общественно-экономические формации, цивилизации
ü Перспективы человека, общества
ü Экология, проблемы выживания
ü Особенности познания
ü Влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты
ü Ограниченность и безграничность познания
ü Движение
ü Философские категории
ü Диалектика и её законы
Субстанция от латинского - сущность: первооснова, сущность всех вещей и явлений; согласно материалистическому пониманию, единственной субстанцией является вечно движущаяся и изменяющаяся материя; идеализм признаёт субстанцией дух, идею, в конечном счёте – Бога.
Категория – общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира (например, материя, время, пространство, движение, причина, количество, качество и так далее).
Чарльз Диккенс: «Фантомы… Стоит мне только счесть, будто я до конца понял цель, ради которой живёт на земле человечество, стоит мне только по глупости своей вообразить, будто я понял смысл жизни… как вдруг я замечаю танцующие где-нибудь в тени фантомы. И эти таинственные фантомы, исполняя гавот, говорят мне так, словно заколачивая каждое слово: «Всё, что ты знаешь, маленький человечишко, это пустяк, а то, что тебе ещё предстоит узнать, необъятно» ».
Фантом от греческого - призрак: причудливое явление; призрак, приведение.
Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нём.
В истории человечества выделяют три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия.
Мифология – форма общественного сознания, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Основная тематика мифов: происхождение Вселенной, Земли, Человека, объяснение природных явлений, жизнь, судьба, смерть человека, деятельность человека и его достижения, вопросы чести, долга, этики и нравственности.
Основные формы мифов: теогонические, космологические, анропогонические.
Основные черты мифа: очеловечивание природы, наличие фантастических Богов, их обобщение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и так далее), однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в фантастические, сверхъестественные силы, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Основные черты религии: чувственная, образно-эмоциональная форма восприятия окружающей действительности.
Основными мировыми религиями являются: зороастризм, буддизм, христианство, ислам.
Крупнейшими и наиболее распространёнными национальными религиями являются: синтоизм, индуизм, иудаизм.
Помимо мировоззренческой, религия имеет и другие функции:
ü Объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей)
ü Культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру)
ü Нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности и долга)
Консолидация – упрочение, укрепление, сплачивание чего-либо, например объединение, сплочение отдельных групп, лиц организаций для усиления борьбы за общие цели.
Интеграция – объединение в целое каких-либо частей, элементов.
Философия – научно-теоретический тип мировоззрения.
Основные черты философского мировоззрения:
ü Основано на знании (а не на вере либо вымысле)
ü Рефлексивно (имеет обращённость мысли на саму себя)
ü Логично (имеет внутреннее единство и систему)
ü Опирается на чёткие понятия и категории
Философия – высший уровень и тип мировоззрения, который отличается рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Рационализм – направление в теории познания, признающее разум решающим или даже единственным источником истинного знания, утверждающее, что достоверные знания не могут быть выведены из опыта (чувственного) и его обобщений.
Каждая эпоха, каждая общественная группа, каждый человек имеют более или менее ясное, чёткое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество, например, вопрос, заданный Платоном ещё 23 века назад: «Что есть справедливость?».
Система этих ответов формирует мировоззрение эпохи и отдельной личности.
Компоненты мировоззрения:
1. Познавательный – обобщённые знания – повседневные, научные профессиональные и так далее
2. Ценностно-нормативный – идеалы, убеждения, верования, нормы и так далее
3. Эмоционально-волевой – для того чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках необходимо их эмоционально-волевое освоение
4. Практический – реальная готовность человека к определённому типу поведения в конкретных обстоятельствах
Структурные уровни мировоззрения:
1. Элементарный – взгляды, идеи, понятия, оценки, которые складываются и функционируют в обыденном сознании
2. Концептуальный – проблемы, глобальные, мировые, например, концепции мира, общественного развития, будущее человечества и так далее
3. Методологический – основные понятия и принципы, которые вырабатываются на основе ценностного отражение мира и человека
Стадии эволюции мировоззрения:
1. Космоцентризм – объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество Космоса и космических циклов
2. Теоцентризм – объяснение всего сущего через господство Бога
3. Антропоцентризм – в центре стоит проблема Человека
Специфика философского знания:
ü Имеет много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат
ü Не является научным знанием в чистом виде
Главное отличие философии от всех иных наук – философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
Философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя всё научное знание, не стоит над ним.
Особенности философского знания:
ü Имеет сложную структуру (онтология, гносеология, логика и так далее)
ü Носит предельно общий, теоретический характер
ü Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук
ü Во многом субъективно – несёт в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов
ü Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи
ü Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания
ü Имеет качество рефлексии – обращённость мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя
ü Испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами
ü Динамично – постоянно развивается и обновляется
ü Опирается на категории – предельно общие понятия
ü Неисчерпаемо по своей сути
ü Ограничено познавательными способностями человека
Метод – путь, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование.
Диалектика | Метафизика |
Вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. | Объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе, статично (игнорируется факт изменений, самодвижения, развития), однозначно (ведётся поиск абсолютной истины). |
Всеобщая, универсальная взаимосвязь явлений и процессов в окружающем мире. | Возводит в абсолют автономность, самостоятельность вещей. |
Принцип развития, качественных изменений явлений и процессов. | Количественные изменения. |
Внутренняя противоречивость, свойственная любому процессу или явлению. | Внутренние противоречия свойственны только нашему мышлению, а не объективной действительности. |
Борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития. | Источник борьбы вне исследуемого предмета. Односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. |
Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых и носящих абсолютный характер.
Эклектика – произвольное соединение разрозненных, не имеющих единого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.
Софистика – выведение из ложных, но искусно поданных как истинных суждений, новых суждений, логически истинных, но ложных по смыслу.
Герменевтика – правильное прочтение и истолкование смысла текста.
Одновременно метод и направление в философии:
Материализм – действительность - реально существующая материя – первичная субстанция, а сознание – есть проявление материи.
Идеализм – первоначало и определяющая сила – идея, а материя – производное от идеи, её воплощение.
Эмпиризм – в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.
«Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».
Сенсуализм – философское учение, признающее единственным источником познания ощущения.
Рационализм – истинное, достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений.
«Всё можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума».
Функции философии – направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение.
1. Мировоззренческая – формирование целостной картины мира и места в нём человека
2. Методологическая – основные метода познания
3. Мыслительно-теоретическая – концептуально мыслить и теоретизировать, предельно обобщать, создавать мыслительно-логические схемы, системы
4. Гносеологическая – правильное и достоверное познание
5. Критическая – подвергать сомнению – расширить границы познания, разрушение догм, окостенелости знаний, модернизация знаний, увеличение достоверности знаний
6. Аксиологическая – оценка вещей, явлений с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и других
Аксиология – философское учение о ценностях.
7. Социальная – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества
8. Воспитательно-гуманистическая – культивировать гуманистические ценности, прививать их человеку и обществу
9. Прогностическая – спрогнозировать тенденции развития, будущее
10.Общекультурная – согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта, выступает конструктором новых идей, картин мира, идеалов, критиком мировоззренческих и методологических заблуждений, предрассудков
11.Практическая – человек достигает стадии, когда уже невозможно удержаться от искушения действовать, реализовывать своё миропонимание, например, стремление к свободе, совершенству, справедливости
Основные вопросы – вопросы, от решения которых зависит реализация философией своих функций.
Такими вопросами в современном философском знании являются:
ü Каковы первичные основы этого мира (основной субстанциональный вопрос)?
ü Познаваем ли окружающий мир (основной гносеологический вопрос)?
ü Каков истинный мир человеческих ценностей и смысл жизни человека (основной смысложизненный вопрос)?
ü Каковы основные принципы подхода к научному исследованию (основной методологический вопрос)?
Основным вопросом в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия к мышлению (сознанию).
От его достоверного решения зависит построение целостного знания об окружающем мире и места в нём человека.
Материя и сознания (дух) две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия.
В связи с этим существует две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично материя или сознание?
Гносеологическая сторона основного вопроса философии – познаваемы или непознаваемы мир?
В зависимости от онтологический или гносеологической сторон в философии выделяются основные направления.
При рассмотрении онтологической стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления:
1.Объективный идеализм (Платон).
ü Реально существует только идея
ü Идея первична
ü Вся окружающая действительность делиться на «мир идей» и «мир вещей»
ü «Мир идей» изначально существует в Мировом Разуме
ü «Мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»
ü Каждая единичная вещь – воплощение идеи данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идеи лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и так далее)
ü Большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец
ü Отдельные идеи объективно существуют независимо от сознания человека
2.Субъективный идеализм (Джордж Беркли).
ü Всё существует только в сознании познающего субъекта (человека)
ü Идеи существуют в разуме человека
ü Идея (образ) материальной вещи существует только в разуме человека через чувственные ощущения
ü Вне сознания человека ни материи, ни духа (идей) не существует
3.Идеализм «Линия Платона» – первично сознание, идея, дух.
4.Материализм «Линия Демокрита» - первичной является материя.
ü Материя реально существует
ü Материя существует независимо от сознания (независимо от того, мыслит о ней кто-либо или нет)
ü Материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своём существование ни в чём, кроме самой себя
ü Материя существует и развивается по своим внутренним законам
ü Сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя
ü Сознание является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей
ü Сознание определяется материей
5.Вульгарный материализм – игнорирует качественные различия сознания и материи: «Мозг человека также выделяет мысль, сознание, как печень выделяет желчь».
6.Дуализм (Рене Декарт).
ü Существует две независимые субстанции – материальная и духовная
ü Всё в мире производно либо от одной, либо от другой субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной)
ü В человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная
ü Материя и сознание – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия
ü Основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как и материя и сознание, взаимодополняют друг друга и существуют всегда
7.Деизм - Бог единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей, считали материю одухотворённой и не противопоставляли материю и дух.
При рассмотрении гносеологической стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления:
1.Эмпиризм (Фрэнсис Бэкон) – в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения.
2.Рационализм (Рене Декарт).
ü Истинное знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта (сомнение – мысль – деятельность разума)
ü Существуют истины, очевидные для разума и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве (целое больше чем его часть)
3.Иррационализм (Фридрих Ницше) – мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познана разумом.
С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия «гностицизм» и «агностицизм».
Гностицизм – мир познаваем, возможности познания неограниченны.
Агностицизм – мир непознаваем, возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.
К числу теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (18 век) – человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы.
Исходя из ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки, которые человеком не будут разгаданы никогда.
Антиномия с греческого - противоречие в законе: противоречие между положениями, каждое из которых признаётся логически доказуемым, например, прерывность и непрерывность матери.
Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Иммануил Кант выделяет четыре:
Первая антиномия – Ограниченность пространства | |
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве | Мир не имеет начала во времени и безграничен |
Вторая антиномия – Простое и сложное | |
Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых | В мире нет ничего простого |
Третья антиномия – Свобода и причинность | |
Существует не только причинность по законам природы, но и свобода | Свободы не существует, всё в мире происходит по законам природы по строгой причинности |
Четвёртая антиномия – Наличие Бога | |
Есть Бог – причина всего сущего | Бога нет |
Разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познаёт внутреннюю сущность данной вещи – «вещи в себе».
В настоящее время основной вопрос философии достоверно не решён ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и является философской проблемой.
В 20 веке наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.
Карл Ясперс, Альберт Камю и другие заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема экзистенциализма, то есть проблема человек, его существования.
Экзистенциализм – считает, что предметом философии является человек, который рассматривается лишь как духовное начало, идеалистически.
Контрольный тест
1. Термин философия означает:
- Рассуждение.
- Компетентное мнение.
- Профессиональную деятельность.
- Любовь к мудрости.
- Правильное воспитание.
2. Греческое слово «филео» означает любовь:
- Страсть.
- Братскую.
- Божественную.
- Природную.
- Стремление.
3. Что является источником философского знания, согласно Сократу:
- Природа, космос.
- Процесс познания мира.
- Жизнь человека в обществе.
- Знание о неизбежности смерти.
- Постоянная духовная неудовлетворённость.
4. В развитии философии нет:
- Преемственности.
- Устаревших идей.
- Научных достижений.
- Ценностной составляющей.
- Взаимосвязи с точными науками о природе.
5. Философские решения не могут быть:
- Гипотетическими.
- Противоречивыми.
- Окончательными.
- Неоднозначными.
- Сложными.
6. Ответы на философские вопросы ищут в:
- Доводах и умозаключениях разума.
- Религиозных верованиях.
- Мифологических представлениях.
- Научных исследованиях.
- Практическом опыте.
7. Человек философствует, по мнению Людвига Фейербаха:
- По естественной склонности души.
- Во имя реализации своей общественной сущности.
- Для решения стратегических жизненных задач.
- Ради постижения мира в идеях.
- Для собственного удовольствия.
8. Философские проблемы изначально и непосредственно касаются:
- Природных явлений.
- Объективного мира в целом.
- Социальной жизни.
- Судьбы, предназначения и высших идеалов человека.
- Законов мышления.
9. Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлениям Иммануила Канта:
- Что я могу знать?
- Что я должен делать?
- Что есть моя конечная цель?
- На что я могу надеяться?
10. По мысли Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, предмет философии совпадает с предметом:
- Естественных наук.
- Истории.
- Математики.
- Физики.
- Религии.
11. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определённой жизненной позиции, отношение к миру и другим людям – это:
- Мировосприятие.
- Миропонимание.
- Мироощущение.
- Миросозерцание.
- Мировоззрение.
12. Совокупность подходов, приёмов, способов решения разнообразных практических и познавательных проблем – это:
- Методология.
- Методика.
- Метод.
- Механизм.
- Парадигма.
13. Философское учение о ценностных отношениях человека и мира – это:
- Гносеология.
- Эстетика.
- Онтология.
- Этика.
- Аксиология.
14. «Безымянное и обладающее именем, бестелесное невидимое, неопределённое, лишённое формы, «врата рождения», корень земли и неба, следующее естественности, но подчиняющее небо, землю и человека» - соотнесите данные трактовки бытия с одной из историко-философских традиций:
1. Ведизм.
2. Конфуцианство.
3. Натурфилософия.
4. Джайнизм.
5. Даосизм.
15. «Пустота, наличие бесконечного числа неделимых частиц, все они разнообразны по величине и форме, кружась в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и землю, движение частиц подчинено необходимости» - соотнесите данные трактовки бытия с одной из историко-философских традиций:
- Атомизм.
- Брахманизм.
- Моизм.
- Даосизм.
- Элеаты.
16. «Единое под разными именами, ни сущее, ни не – сущее, существовавшее до мироздания и богов, порождающее и поглощающее все видимые вещи и явления» - соотнесите данные трактовки бытия с одной из историко-философских традиций:
- Пифагорейцы.
- Милетская школа.
- Элеаты.
- Легисты.
- Буддисты.
17. «Неподвижное, бесконечное, неделимое, постоянно пребывающее, только сущее, сплошное, наполненное, отсутствие небытия» - соотнесите данные трактовки бытия с одной из историко-философских традиций:
- Элеаты.
- Брахманизм.
- Даосизм.
- Атомизм.
- Конфуцианство.
18. «Бытие природы, в действительности – небытие, «иное», подлинное бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее, постигается с помощью размышления» – какому философу принадлежит подобная трактовка бытия:
- Платону.
- Аристотелю.
- Сократу.
- Карлу Марксу.
- Мо Цзы.
19. «Бытие – объективная реальность, независимая от сознания человека, оно материально, к его различным сферам относятся – неорганическая и органическая природа, биосфера и т.д., оно включает в себя общественное бытие» - какому философу принадлежит подобная трактовка бытия:
- Конфуцию.
- Лао Цзы.
- Будде.
- Платону.
- Карлу Марксу.
20. «Бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи, инобытие идеи – природа, понятие есть истина бытия» - какому философу принадлежит подобная трактовка бытия:
- Карлу Марксу.
- Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю.
- Сократу.
- Платону.
- Аристотелю.
Список рекомендуемой литературы
1.Антология мировой философии. В 4-х томах., М.: Мысль, 1969-1972г.
2.Барулин В.С. Социальная философия. М., 2000г.
3.Бердяев Н.О. О рабстве и свободе человека. М., 2006г.
4.Бердяев Н.О. Царство Духа и Царство Кесаря. М., 2005г.
5.Бруно Дж. О бесконечности Вселенной и Мирах. Самара, 2007г.
Лекция №2.
Тема: Феномен философии в Восточной культуре
План:
1.Статус религии в Древнеиндийской культуре и её влияние на формирование и развитие философии. 2.Основные мировоззренческие идеи в индийской предфилософии (традиция Вед). 3.Мировоззренческие поиски Упанишад как форма аскетического бегства от мира. 4.Поиски путей избавления от вечного цикла перевоплощений. 5.Своеобразие восточного мышления. 6.Особенности кармического стиля мышления. 7.Кармический стиль мышления как форма морального и метафизического измерения философии. 8.Учение о карме, реинкарнации и кастовой системе как основание индийской философии. 9.Буддизм и его отношение к Ведическому мировоззрению и ритуальной практике. 10.Буддизм как критическое переосмысление Упанишад. 11.Фундаментальные идеи буддизма. 12.Буддистская стратегия ненасилия, её влияние на историческую судьбу восточного человека. 13.Мировоззренческое влияние буддизма на формирование мироотношения восточного человека, на выбор духовных ценностей, на образ жизни и на формирование менталитета. 14.Основное содержание китайской предфилософии (сочинения «Ши цзин», «Шу цзин», «И цзын»). 15.Практическая направленность конфуцианской философии. 16.Прагматический характер социально-этических максим конфуцианства. 17.Важная роль конфуцианской философии в китайской культуре и обществе. 18.Конфуцианство как идеология китайского общества. 19.Философия даосизма и картина мироздания. 20.Место человека в картине мироздания даосизма. 21.Даоский способ сохранения и укрепления жизни. 22.Космический характер принципа справедливости. 23.Даоская практика достижения бессмертия. 24.Моизм как альтернативная конфуцианству социально-этическая доктрина. 25.Фундаментальные идеи моизма: Всеобщая любовь, преуспеваемость, взаимная польза. 26.Моизм как философия прагматической целесообразности и её влияние на формирование практической направленности культурной стратегии китайского человека. 27.Легизм как философия социально-политических стратегий в эпоху «воюющих государств». 28.Фундаментальные ценности легизма: порядок в обществе, законы и указы. 29.Легизм как идеология поиска модели безопасности и стабильности китайского общества. 30.Влияние философских учений на культурную жизнь китайского народа.
Текст лекции
• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ
• III - XIX вв. н. э. - проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы
• ХХ в. н. э. - современный этап - постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии
2.Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:
• даосизм
• конфуцианство
• легизм
Меньшее распространение получили:
• моизм
• натурфилософия
• номинализм
После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:
• чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем
• неодаосизм
• неоконфуцианство
В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в частности идеями:
• христианской религии
• марксизма
• ведущих европейских философов
• американской философии прагматизма
3.Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно:
• восприятие своей страны – Китая - как центра существующего мира
• понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса
• осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов
• восприятие человека, природы и космоса как единого целого
• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен
• невыделение отдельной человеческой личности из коллектива
• осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда - уважение и трепет перед организующей силой - государством