Стадии развития психики (по А.Н. Леонтьеву)
Стадия элементарной сенсорной психики.
Стадия перцептивной психики.
Стадия интеллекта.
Стадия сознания.
Раздражимость – способность реагировать на биотические воздействия среды (непосредственно угрожающие жизни и здоровью)
Чувствительность – способность реагировать на
воздействия среды, непосредственно не угрожающие
жизни и здоровью, но сигнализирующие об этом.
Психические явления
Процессы
Когнитивные (познавательные)
Эмоциональные
Волевые
Состояния
Утомление
Стресс
Напряженность
Влюбленность
Уныние
Свойства
Темперамент
Характер
Способности
Направленность
1. Организационные методы:
Сравнительный метод
Лонгитюдный метод
Комплексное междисциплинарное исследование
2. Эмпирические методы:
Наблюдение
Экспериментальные методы
Психодиагностические методы
Праксиметрические методы
Биографические методы
3. Методы обработки данных:
Количественный анализ
Качественный анализ
Интерпретационные методы
Психология развития и дифференциальная психология
Педагогическая психология и психология образования
Медицинская психология (клиническая, специальная)
Психология труда и инженерная психология
Юридическая психология и судебная психология
Социальная психология
2.
Психика – системное свойство живых, высокоорганизованных материальных тел, которое заключается в их способности активно отражать окружающую, независимо от них существующую действительность, построении картины мира с целью саморегуляции своего поведения и деятельности.
ощущение– элементарный психический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира и внутренней среды человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.
Свойства ощущений:
Модальность
Интенсивность
• нижний абсолютный порог
• верхний абсолютный порог
• разностный (дифференциальный) порог
Длительность
Классификация:
Интероцептивные
Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводит до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов.
Проприоцептивные
Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах
Экстероцептивные
Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу зкстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.
Восприятие – сенсорно-перцептивный процесс целостного отражения предметов, ситуаций, явлений реальной действительности, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Свойства:
Предметность
Целостность
Структурность
Константность
Осмысленность (обобщенность)
Апперцепция
Активность (избирательность)
Представление – психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
Опросник Шиана
Воображение – психический процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность. Создание на этой основе новых представлений.
Память
психический процесс запоминания, сохранения, воспроизведения, узнавания и забывания всего прошлого опыта индивида
это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания
Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового материала путем установления связей его с ранее имевшимся опытом индивида (ассоциативным путем).
Сохранение – процесс памяти, в ходе которого заученный ранее материал может быть воспроизведен впоследствии.
Воспроизведение – процесс актуализации ранее сформированного психологического содержания (мысли, образа, чувства), доказывающий наличие запоминания.
Забывание – процесс памяти, характеризующийся тем, что человек не может воспроизвести, вспомнить или узнать ранее изученный материал
Виды памяти:
По характеру психической активности
двигательная
эмоциональная
образная
словесно-логическая