Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных советских журналов // Вестник Московского университета. Сер.10. Журналистика. М., 1973. № 3.




Бабкин А.Ю. Корпоративные издания в структуре печатных СМИ: типологические и профильные характеристики: автореферат/ А.Ю. Бабкин. - 2010. - 24 с.

Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных советских журналов // Вестник Московского университета. Сер.10. Журналистика. М., 1973. № 3.

4. Ворошилов В.В. Журналистика / В.В. Ворошилов - М.: Типология журналистики, 2009. - 365с.

5. Головин Ю.А. Журнальная периодика: типологические характеристики. М.: МГУКИ, 2006. - 147 с.

.Грабельников А.А. Отраслевая пресса// Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1997. №4.

. Журналистика в политической структуре общества: Некоторые проблемы политической организации системы средств массовой информации и пропаганды /под ред. Засурского Я.Н. - М.: Изд-во МГУ, 1975. - 334с

. История мировой журналистики / Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П. - Москва - Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. - 432 с.

.Колесниченко А.В. Журналистская депрессия/А.В.Колесниченко Журналистика и медиарынок - 2013. - №9.

. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов / С.Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 287 с.

. Кустов С.А. Чтобы не остаться у разбитого корыта/С. А. Кустов//Журналистика и медиарынок - 2013. - №6.

12. Лазутина Г.Н. Публикация о «Настольной книге журналиста» А.В. Колесниченко/Г.Н. Лазутина//Журналистика и медиарынок - 2013. - №6.

. Лозовский Б.Н. Журналистика: краткий словарь / Б. Н. Лозовский. - Екатеринбург: Урал. 2004. - 116 с.

. Машакова М.В.Лисовский Н.М. и его библиографическая деятельность/ Машакова М.В.. - М., 1925.- 346 с.

. Ныркова Л.М. Система СМИ региона: учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2013.

. Перцов П.П. Отличие газет от журналов// Новый путь, 1903. - №1.

17. Реснянская Л. Общероссийские газетные издания // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. 2000. № 4.

18. Рожнова О.И. История журнального дизайна. - М., 2009. - 346 с.

. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития: доклад/Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). - М., 2008. - 30 с.

20. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов/Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001.- 259 с.

.Федечкин Д.Н. "Точка невозврата, или Лес за деревьями для Газеты-2016"/ Д.Н. Федечкин//Журналистика и медиарынок - 2013. - № 07-08.

22. Чемякин, Ю.В. Корпоративные СМИ: секреты эффективности / Ю.В. Чемякин. - Ек.: Виды и типы корпоративных СМИ, 2006. - 340 с.

. Шкондин, М.В. Типология периодической печати / М.В. Шкондин, Л.Л. Реснянская. - М.: Деловая пресса, 2007. - 214 с.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Публикации в журнал «Формат»

Царство воздуха

Как «Формат» обрел свой новый облик

Денис Култышев

 

С каждым годом приемы в дизайне становятся все изощрённей: с появлением новых направлений устанавливаются новые тенденции. Читатель накапливает опыт и уже отказывается брать «старье». Помочь может только… аскетичность.

Исторический минимум. Начало XX века. Шведский архитектор Гуннар Асплунд создает проекты строгих лаконичных зданий с минимальной отделкой. Затем он приходит к выводу, что главное в проектировании - это функциональность с сохранением классической уравновешенности.

-е. Американский скульптор Дольд Джадд заложил новые основы в исследовании объема, интервала, пространства и цвета.

Он отверг традиционные формы и средства, используя промышленные материалы, такие как оргстекло, листовой металл и фанера, а с середины 1960-х его работы производились промышленным способом. Концентрируясь на объеме, наличии структуры и пространстве вокруг, работы Джадда обращают внимание на взаимосвязь между объектом, зрителем и окружением. Так появился минимализм.

Меньше слов, больше кегель

Занимаясь редизайном журнала «Формат», я понял, что нужно выстроить четкую систему, проработать фирменный стиль. Ведь плохой дизайн возникает, когда нет главной идеи, которая будет правильно работать. В начале 2000-х, к примеру, журнал «Огонек» был похож на сборную солянку из стилей и дизайн-приемов. Редактор наставлял своих подчиненных: ни один выпуск не должен быть похож на предыдущий. И каждый месяц дизайнеры изобретали модульные сетки, играли со шрифтами и вытягивали фотографии до невообразимых размеров. Но в этом нет никого смысла.

«Плоский» пост-модерн

Осенью 2010 г. состоялся релиз операционной системы Windows Phone. Фирменный стиль, построенный на 12 колонках, носил название Metro. Тогда никто не догадался назвать его плоским. Microsoft максимально упростила интерфейс телефона. На первый план были выведены функциональность и контент.

«Проблема с «плоским» дизайном в том, что он… неизбежен. - сообщает сайт habrahabr.ru. - То есть будь вы хоть тысячу раз дизайнерской фруктовой компанией с тысячей умов и асов фотошопа и инженеров высшего класса, вы бы все равно рано или поздно пришли к той или иной вариации «плоского» дизайна».

Врезка: Начало 20-го века. Шведский архитектор Гуннар Асплунд создает проекты строгих лаконичных зданий с минимальной отделкой. Затем он приходит к выводу, что главное в проектировании - это функциональность с сохранением классической уравновешенности.

Свой монастырь с новым уставом.

Учитывая пережитый опыт, нельзя оставаться «позади паровоза». Новый «Формат» выполнен в минималистичном стиле. Это подчеркнуто в скромном рубрикаторе и количестве шрифтовых гарнитур. В плане навигации был сделан большой шаг в плане удобства (юзабилити). Журнал разделен на 4 больших постоянных раздела, которые содержат большое количество «плавающих» рубрик. На все материалы даны ссылки в начале журнала, в содержании.

Количество колонок текста - не более трех. Это позволяет умещать больше текста на странице, не создавая лишних отступов. Третья узкая колонка в коротких материалах призвана разнообразить полосу и добавить побочную информации к основному материалу.

Расположение текста по левому краю - реверанс в сторону интернационального (швейцарского) дизайна. Такая выключка делает прочтение более динамичным, а страница приобретает пространство.

Принципы интернационального дизайна (усиленный контраст цветов, строгие модульные сетки) на страницах «Формата» хорошо уживаются со свободолюбивым минимализмом.

Как сказал американский дизайнер Адам Смит, «минимализм достигается за счет простоты и единства элементов дизайна».

В то время как раньше нас отвлекало обилие несущественных элементов, минимализм позволяет сфокусироваться на композиции.

Что касается элементов вроде линий, очерчивающих врезки в тексте, и цветовых подложек, то здесь ориентиром послужил флэт-дизайн с его яркой цветовой палитрой и отказом от градиентов.

Врезка: Дизайн Metro - это было ново и свежо на фоне повального увлечения натуралистичными иконками в мире Apple. Это было интересно и необычно, в каком-то смысле, знаково, потому что, как минимум, резко и необратимо решил поменяться и обновиться такой большой и, казалось, неповоротливый монстр, как Microsoft.

 

Корпоративная пресса как место сплочения журналистов

Юлия Шишаева, Людмила Коростелева

 

У каждой специальности есть своя специфика. И сложно найти такого человека, который бы не сталкивался с трудностями в своей профессии. Возникшие проблемы, как правило, он обсуждает с родственниками, с друзьями или с коллегами. Однако не всегда можно получить подходящий совет. В этом случае верным советчиком может стать корпоративная пресса. Ведь это своеобразная площадка для обмена опытом. Такие издания дают почувствовать человеку, что он не одинок в своей проблеме. И то, что он - часть какого-либо сообщества. Мы ведь не машины и для нас очень важен эмоциональный компонент. В этом смысле, такую прессу можно назвать средством связи. Поэтому корпоративная пресса занимает в журналистике далеко не последнее место. Первостепенная задача корпоративных изданий - это поиск ответов на все волнующие профессиональные вопросы человека.

Сложно сосчитать, сколько трудностей возникает на пути журналиста. Поэтому люди этой профессии, как никто другой нуждается в корпоративной прессе. Мы думаем, что это в первую очередь касается начинающих журналистов. Каким бы талантливым молодой человек не был, в этой профессии все же важен опыт. Поэтому людям, делающим только первые шаги в журналистике было бы очень полезно ознакомится с такими изданиями, как «Журналистика и медиарынок», «Журналист», и, конечно же, «Формат». В каждом из этих журналов уделяется внимание основным ошибкам начинающих журналистов, даются советы и т.д. Некоторые люди утверждают, что для того, чтобы стать профессионалом в журналистике не нужны никакие журналы и книги об этой специальности. Главное - практика и только. Но наше мнение такого: практика без теории может быть очень болезненной. Конечно, то, как писать сложно усвоить из книг. Но, например, какие-то этические моменты (как себя вести во время интервью и т.д.) необходимы для начинающих журналистов, ведь редактор объяснять этого не станет.

Полезны корпоративные издания и для журналистов с опытом. Ведь время не стоит на месте, все меняется и журналистика в том числе. Значит, и трудности в каждое время свои. Такие издания - возможность поговорить о насущных проблемах журналиста. Выразить свою точку зрения, поделится опытом и т.д.

Нам, как будущим журналистам, было очень интересно работать над курсовым проектом о корпоративной прессе. Мы анализировали такие журналы, как «Формат», «Журналистика и медиарынок», «Журналист».

Данные издания оказывают большое влияние на журналистов. Рассматривают острейшие проблемы нынешнего медиасообщества - формирование информационного пространства страны, законотворчество, взаимоотношения прессы и власти, защита прав конкретного журналиста, демократические преобразования в прессе на базе свободы слова. На страницах профессиональных журналистских изданий есть место для рассказов и пьес о жизни редакций, для мемуаров, историй и медиаанекдотов. Журналы рассматривают проблемы нынешнего медиасообщества - формирование информационного пространства страны, законотворчество, взаимоотношения прессы и власти, защита прав конкретного журналиста, демократические преобразования в прессе на базе свободы слова.

Данные журналы являются одними из основных в корпоративной прессе журналистов. Они освещают основные проблемы журналистов: экономические, творческие. На первом плане остается вопрос о правах журналистов и попытки найти решение связанных с ним проблем. Профессиональные журналы стали местом сплочения журналистов и разных точек страны в крепкую профессиональную организацию. Это становится возможно благодаря организованной работе редакции, благодаря использованию современных средств создания и распространения.

Получается, что основная часть журналистов читают корпоративную прессу, но не регулярно. Это можно объяснить плотным графиком работы человека данной специальности. Ведь у настоящего журналиста свободного времени практически нет. Кроме того, таких изданий нет в свободной продаже (только по подписке), поэтому затрудняется возможность доступа молодых журналистов к этой прессе. В силу вступает психология - человеку приятнее посидеть с журналом дома, чем в зале библиотеки. Этим отчасти можно объяснить падение интереса журналистской молодежи к профессиональной прессе.

Респондентам мы задавали вопрос, о том, какие разделы профессиональных журналистских изданий их интересуют больше всего. Чаще всего журналисты отвечали так: из истории журналистики, новые тенденции в сфере журналистики, о технике письма, правовые вопросы журналистики, муниципальные СМИ, социальные проекты.

Анализ анкетирования показал, что небольшая часть респондентов уже публиковались в профессиональных журналистских изданиях. 30% опрошенных хотят выступить на страницах корпоративной прессы с волнующими их проблемами. Мы интересовались, какие темы журналисты хотели бы осветить в профессиональных журналистских изданиях. Одних беспокоит, что информационные жанры вытесняют аналитические, принятие законов, затрудняющих работу СМИ, других - грамотность изданий, повышение квалификации журналиста.

Опрос

Одним из аспектов нашей работы над проектом было анкетирование. Нас интересовало в первую очередь, читают ли журналисты корпоративные издания (речь идет о «Журналисте», «Журналистика и медиарынок», «Формат») или нет.

% опрошенных журналистов знакомы с такими изданиями, но не читают их

% респондентов читают корпоративные журналы регулярно и не пропускают ни один номер

журналистов время от времени читают эти издания

 

Говорить на одном профессиональном языке

Юлия Шишаева

 

Максим Викторович Герасимюк, заместитель начальника управления Алтайского края по печати и информации, поделился своим опытом в сфере журналистики и рассказал о сегодняшнем состоянии корпоративных изданий.

Наш собеседник проработал 17 лет в ИД «Алтапресс». Начинал рядовым корреспондентом в газете «Свободный курс», позже стал редактором газеты «Ваше дело». В октябре 2011 года Максим Викторович занял пост руководителя объединенной редакции ИД «Алтапресс», в рамках которого руководил редакционной работой газет «Свободный курс», «Ваше дело», «Печки-Лавочки», а также сайта и радиостанции «Серебряный дождь» в Барнауле.

Как Вы считаете, какое место в журналистике занимает корпоративная пресса?

Для начала давайте определимся с понятийными категориями. Под корпоративной прессой принято понимать официальные издания крупного и среднего бизнеса. Многие из них достаточно давно живут на рынке, весьма неплохо чувствуют себя в современной конкурентной среде, поскольку имеют устойчивое финансирование от самой корпорации, а также стабильное читательское ядро. Но я лично все-таки расширяю для себя понимание «корпоративной прессы» и включаю в него узкоотраслевые издания, которые, по большому счету, существуют для удовлетворения потребностей в чтении какой-либо группы специалистов. Конечно, такие СМИ именуются «отраслевыми». Но, на мой взгляд, в значительной степени аудитории корпоративной и отраслевой прессы пересекаются.

Я думаю, в наши дни медийный рынок переживает такой период сегментации, при котором корпоративные СМИ могут достойно конкурировать с теми же газетами общего содержания. Это во многом связано с активным развитием Интернета. Он влияет как на перераспределение читательской аудитории, так и на финансово-экономическое состояние газет общего содержания. С одной стороны, сетевые и печатные корпоративные издания сохранили своего читателя. С другой, в том же Интернете появились сотни других информационных площадок, заточенных под интересы определенной группы лиц. Например, люди, которые любят читать про вязание, раньше покупали соответствующий журнал, а теперь они просто читают нужный сайт. А если уж им приходится выбирать между подпиской на свой любимый «журнал по интересам» и газетой общего содержания, то, скорее всего, они откажутся от газеты. Новости с комментариями они могут почитать и в Интернете. С течением времени этот процесс будет развиваться, в пользу корпоративных изданий. Количество читателей у газет общего содержания будет сокращаться, если только они не перейдут в бесплатный формат, а у корпоративных изданий - всегда останутся преданные читатели. Ядро этой аудитории будет стабильным.

На Западе почти у каждой компании есть свое издание. Как Вы думаете, будет ли развиваться корпоративная пресса в России?

Она давно уже развивается. В том числе - в Алтайском крае. Сегодня очень многие компании имеют свои издания. Я не буду говорить о России, расскажу вкратце о ситуации в Алтайском крае. Во-первых, система корпоративных СМИ сложилась у нас еще в советское время, когда многие заводы имели многотиражки. Большая часть из них существует и сегодня. Я знаю, что есть хорошее корпоративное издание у ОАО «Сибэнергомаш», интересное издание у «Барнаултрансмаша» и т.д. Руководители компаний используют многотиражку как инструмент, который бы объединял людей с точки зрения соблюдения корпоративных интересов и формирования корпоративной культуры. Это закономерно, поскольку контентную тональность таких изданий задают руководители компаний, и свою идеологическую линию они стараются довести до каждого сотрудника предприятия.

Во-вторых, в крае за прошедшие годы выросли многие компании, где также почувствовали потребность в наличии собственного СМИ. Например, у компании «Мария-Ра» есть газета. И это не то издание, где публикуется, какие сегодня товары по акции продаются, а действительно корпоративная пресса, в которой рассказывается о том, как торговая сеть развивается, какие люди в ней работают, какие задачи решают и т.д. Таких примеров много, поскольку руководители таких быстрорастущих корпораций рассматривают подобные издания не как игрушку, а как фиксирование своих лидирующих позиций на рынке.

В чем, на Ваш взгляд, главная задача профессиональных журналистских изданий?

Если мы говорим об отраслевом журналистском издании, то, на мой взгляд, оно может рассматриваться как площадка для обмена опытом и знаниями. Как бесплатный тренинг, когда на чужом примере можно изучить новые технологии, увидеть новые продукты, изготовленные коллегами. Во-вторых, такие издания обязаны помогать заглядывать в будущее. Они должны расширять горизонты стратегического мышления руководителей СМИ. К примеру, кто мог бы предположить 10 лет назад, что можно будет читать новости через сотовый телефон. Но тот, кто первым узнал об этом и осознал, что такое возможно, тот сегодня оказался лучше готов к изменениям рынкам.

В-третьих, подобные издания должны подталкивать журналиста к развитию универсальных технологий в своей работе. Я имею в виду конвергентную журналистику, когда утром корреспондент ведет программу на радио, днем пишет новости на сайт, а вечером - газетные материалы. К тому же он должен быть еще немного фотографом, немного дизайнером, чуть-чуть администратором сайта. Вся эта работа требует от современного журналиста умения владеть новейшими технологиями и самыми современными средствами коммуникации. А получить эти навыки он мог бы в том числе в отраслевом журнале. Сейчас очень многие издательские дома внедряют технологию «объединенной редакции» и рассказывают об этом своим коллегам, в том числе на страницах журналов.

Есть и еще один блок вопросов, который должен обсуждаться на страницах такого журнала. Это тема эффективности, самоокупаемости СМИ. Ведь важно не просто создать сайт, а научиться его монетизировать. А зарабатывать достойные деньги в Интернете научились пока единицы.

Вы бы посоветовали журнал «Формат» начинающим журналистам?

Я бы посоветовал постоянно читать отраслевые издания. И «Формат», и «Журналист», и многие другие. Если вы всерьез пришли в профессию, то должны знать, как развивается ваша отрасль, что будет ценным на рынке завтра. Чтобы развиваться и профессионально совершенствоваться, молодому журналисту необходимо постоянно читать качественную прессу и заходить на современные сайты.

Как Вы думаете, какие основные ошибки допускают молодые люди, делающие первые шаги в журналистике?

Самая большая ошибка, что они любят слушать себя, хотя по идее нужно слушать своих собеседников. Есть журналисты, которые зададут 2-3 вопроса, но так расположат к себе человека, что он будет много и подробно рассказывать. Но для того, чтобы «включить собеседника», нужно хорошо понимать, с каким материалом ты работаешь. Нужно показать собеседнику, что ты искренне интересуешься той темой, которая его волнует, в которой он считается экспертом. Одними дежурными вопросами успеха не добьешься.

Кроме того, сегодня молодые журналисты думают, что как только они придут на рынок, то к ним придет богатый дядя и скажет: «Вот вам зарплата 50 тысяч, вы - гениальны». Но так не бывает. Необходимо понимать, что ты должен в этой профессии создать себе имя, позже оно будет работать на тебя.

Какую острую проблему современного медиасообщества Вы можете выделить?

Основная проблема - это поиск такой экономической модели, которая позволит изданиям быть современными, самодостаточными и независимыми. Многие авторитетные издатели бьются над этой проблемой, но только единицам удается ее решить.

Есть мнение, что в недалеком будущем газет не будет вообще, их заменит Интернет. Как Вы думаете, что ждет корпоративные СМИ, в том числе профессиональные журналистские издания?

Думаю, что все будет в порядке с ними. Я уже говорил ранее, что у любого корпоративного издания аудитория сформирована и стабильна. Такое издание разговаривает с читателем на одном профессиональном языке, они интересны друг другу. Корпоративная пресса может одновременно развиваться в двух форматах - бумажном и электронном. И это позволяет сделать его положение на рынке более устойчивым.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: