Тема 11: Паблик рилейшнз в органах власти
Основные цели ПР в государственной сфере
ПР-службы в органах власти
Основные цели ПР в государственной сфере
Участие граждан в управлении, как непосредственное, так и опосредованное, зависимость госструктур от настроений и отношения к их деятельности населения вызвали к жизни определенные формы и методы работы с общественностью.
Особую роль в развитии правительственных ПР сыграла Первая мировая война. Практика ПР приобрела наступательный характер и показала значимость мобилизации общественного мнения населения стран. Так, например, вошел в историю правительственных ПР опыт работы Комитета общественной информации, созданный президентом США В. Вильсоном. Он стал известен как Комитет Дж. Криля (по имени его руководителя). Здесь были впервые применены многие формы мобильного распространения информации (в том числе группы добровольцев-агитаторов, кинофильмы, выставки, карикатуры). Формировалась атмосфера доверия к политике правительства на основе патриотических настроений.
Прежде чем перейти к общей характеристике современных российских государственных пресс-служб, определим параметры модели взаимодействия государства и общества, которая сложилась в странах развитой демократии. Ее можно рассматривать как идеальную модель, как некий вектор движения. Потому что реально, на практике данная модель даже в самых продвинутых странах не реализуется во всей своей полноте.
Разделение властей и правовое государство стали основой политического устройства. Государство обретает характер системы регулирования с обратной связью, где общество является объектом регулирования. Успешность, эффективность деятельности властных структур в первую очередь зависит от того, насколько адекватно реагируют они на изменения в обществе, насколько умеют приспособиться (адаптироваться) к ним и обеспечить понимание своих действий со стороны общественности. Публичная деятельность власти становится необходимостью. Власть стремится сама распространять информацию о своей деятельности, разъяснять свои цели, задачи, позиции как по внутренним, так и внешнеполитическим вопросам. Власть стремится быть открытой и понятной населению. При этом заботится о том, чтобы поступающие по каналам обратной связи сигналы о состоянии общества становились факторами развития. Важнейшую роль в этом процессе играют технологии управления общественными отношениями. По сути ПР становятся аналогом демократии. Не случайно крылатой стала фраза Индиры Ганди «PR — это смазка для демократии».
|
Сформировались основные цели ПР в правительственных структурах. В американской «библии PR», книге Скотта М. Катлипа, Аллена X. Сентера, Глена М. Брума «Паблик рилейшнз. Теория и практика» так определяются «глобальные цели правительственной PR-программы независимо от уровня.
1. Информирование избирателей о деятельности правительственного органа.
2.Гарантия активного участия населения в правительственных
программах (например, голосование, переработка отходов), а также согласие на принятие регулятивных норм (например, связанных с обязательным использованием ремней безопасности или с принятием мер против курильщиков).
|
3. Обеспечение общественной поддержки избранным стратегиям и принятым программам (например,...социальным программам)».
Следует отметить, что последовательная работа в указанных направлениях дала определенные положительные результаты. Известно, что власть как таковую (как аппарат) население ни одной страны, образно выражаясь, не носит на руках, то есть недолюбливает. Чиновники ни у журналистов, ни у рядовых граждан особых симпатий не вызывают. Правительственные PR-программы содействовали определенной гармонизации отношений органов власти и общественности, во многом за счет грамотной реакции на критику общественности, рационализацию процессов управления. Так, в США и Великобритании отмечаются сокращение, удешевление аппарата, повышение подконтрольности госслужбы политическому руководству стран, повышение уровня открытости, создание «прозрачной» бюрократии. Сегодня на Западе популярна модель «менеджмента согласия» — как модель новой культуры управления, основанного на активном взаимодействии органов власти и граждан. Таковы тенденции. При наличии общих характеристик приведенной модели в каждой стране она обретает свои особенные черты. Это связано как с особенностями исторического развития, так и с национальной спецификой, национальными архетипами. В России сегодня также складывается свой вариант модели демократического взаимодействия государства и общества. Нам важно увидеть определившиеся тенденции, содействовать формированию и продвижению ростков гармоничного и устойчивого развития российского общества.
|
Фундаментальной базой общественных отношений в правительственной сфере являются два принципа: органы государственного управления должны отчитываться перед гражданами о своей работе; эффективной может быть только власть, которую поддерживает общественность.
Правительства Великобритании, США накопили большой опыт PR-деятельности, ставший своего рода классикой для госструктур многих демократических стран.
Определенную специфику имеют общественные отношения на уровне органов местного самоуправления. Здесь в наибольшей степени проявляются возможности ПР как симметричных коммуникаций. Органы местной власти наиболее приближены к населению, максимально подотчетны ему. В их деятельности должна быть четко отлаженная обратная связь, обеспечивающая постоянный контакт с избирателями и налогоплательщиками, представителями местных сообществ. Самая близкая к населению власть должна быть максимально открытой и понятной. Мэр и его заместители не в состоянии лично дойти до каждого жителя. Технологии ПР помогают довести до людей проводимую местной властью политику, детально и подробно информировать о принимаемых решениях, о расходовании бюджетных средств. Задача ПР — наладить постоянный диалог органа местного самоуправления и населения. Жители муниципального образования должны иметь возможность реагировать на действия мэра и его команды, вносить коррективы. Обеспечить участие граждан в управлении городом или районом (муниципальным образованием) — одна из задач ПР.
Порой возникает вопрос — относятся ли ПР в органах власти к политической сфере? С. Блэк выражает четкую позицию по этому вопросу: «Деятельность служб ПР в центральных и местных органах власти не должна носить политического характера. Она призвана способствовать развитию демократии и расширению информированности общественности, а не быть на службе интересов отдельных партий».
В России, где биография рыночных и общедемократических преобразований довольно коротка, началась в 90-х годах прошлого века, общественные отношения в системе государственного и муниципального управления находятся в стадии формирования. Многие исследователи отмечают противоречивость и характерные для переходного периода элементы совмещения пропаганды и ПР в информационной деятельности органов власти. Вместе с тем имеющийся опыт работы пресс-служб российских органов государственного и муниципального управления уже представляет собой определенную сферу деятельности со своими технологиями и тенденциями развития.
В основе системы государственного управления России два принципа: а) разделения властей на ветви (законодательная, исполнительная, судебная); б) принцип комплементарности, то есть разделение на уровни управления (федеральный, региональный, муниципальный). Во всех ветвях и на всех уровнях власти сегодня действуют подразделения, отвечающие за связи с общественностью или пресс-службы. При этом не существует единых требований, нормативов по их структуре и направлениям деятельности. Как правило, деятельность структур, отвечающих за отношения" с общественностью и СМИ, регламентируется или постановлениями главы администрации субъекта Федерации (главы городского самоуправления), законами и нормативными актами регионального и местного характера, или документами внутреннего распорядка того или иного ведомства. Информационная сфера становится одним из важнейших объектов государственного управления, а ее регулирование — актуальной задачей. Основной инструмент государственного управления информационной сферой, определяющий содержание такого управления, — государственная информационная политика. Мы рассматриваем деятельность структур по управлению общественными отношениями в контексте задач государственной информационной политики.
Российский опыт правительственных ПР достаточно драматичен. Несмотря на то что пришедшие к власти после августа 1991 года реформаторы были ориентированы на рыночную экономику западного образца, они явно недооценивали значение цивилизованных ПР. Аналитики сошлись во мнении, что правительство Е. Т. Гайдара потерпело фиаско именно по этой причине. Не посчитало нужным выделять средства, ресурсы на доведение до населения азов рыночной экономики, смысла и задач проводимых реформ. Это было не просто ошибкой, а фактом неуважения к гражданам страны. Простые россияне оказались вынужденными самостоятельно искать ответы на постоянно возникающие в быстро меняющейся реальности вопросы. «Каждый будет обманут в меру своих способностей» — можно сказать, что под таким девизом входила рыночная экономика в российскую реальность.
Определенные уроки были извлечены. Государственные органы стали больше проявлять заботы об информационном обеспечении своей деятельности. К концу 90-х годов сформировались российские правительственные ПР: во всех подразделениях исполнительной власти федерального уровня появились соответствующие структуры. Администрация Президента РФ, имея свои структуры по информационному обеспечению, активно привлекала дополнительно ПР-специалистов со стороны. Создана пресс-служба в Госдуме РФ. Однако можно согласиться с авторами, которые считают: работники ПР-структур в органах федеральной власти имеют слишком низкий статус и соответственно незначительные полномочия, чтобы выполнять свои функции и раскрыть возможности ПР-технологий. Кроме того, сказывается и стереотип прежних лет в отношениях со СМИ: ПР-специалисты, служащие во власти, больше проявляют желание «защитить» своего руководителя от прессы, чем стремление популяризировать, «открыть» его для общественности.
Службы ПР в государственных органах власти субъектов Федерации и органах местного самоуправления с середины 1990-х годов развивались особенно интенсивно. Это одно из последствий наметившейся в тот период регионализации управления и государственной власти.
Ряд губернаторов ведут активную политику на федеральном и местном уровнях, у них есть потребность в повышении личной популярности. Серия выборов губернаторов и региональных дум в 1997-1999 годах значительно активизировала спрос на ПР-специалистов в аппаратах органов власти.
В конце 1990-х годов значительное развитие получили ПР-структуры органов местного самоуправления, особенно в городах — центрах субъектов Федерации. В ряде крупных регионов наметилось противостояние губернаторов и мэров городов, являющихся центрами краев и областей. «Информационные войны», обострение предвыборных баталий также содействовали накоплению опыта по управлению общественными отношениями в органах власти разных уровней.
Характерный факт. Национальная премия в области связей с общественностью «Серебряный лучник» была учреждена в 1997 году. Среди первых лауреатов «Серебряного лучника» — мэр Москвы Ю. М. Лужков, президент Татарстана М. М. Шаймиев и мэр Омска В. П. Рощупкин. Это было своего рода свидетельством возросшего внимания общественности и профессионального сообщества к развитию ПР в органах власти.
Интересен практический опыт того периода администрации Левобережного района Северного округа г. Москвы, г. Химки Московской области, администраций Екатеринбурга, Владимира, Смоленска и др. Здесь не ограничились прессой в диалоге с населением — активно использовали другие каналы информирования населения, опирались на общественное самоуправление, на структуры третьего сектора.
Процесс реформирования государственного управления по-разному оценивается исследователями. Очевидно, что осуществляется он по логике переходного периода и отражает стремление адаптировать государственный интерес к развивающимся потребностям общества.
Однако!
Некоторые аналитики выражают тревогу: далеко не самые достойные губернаторы и мэры, «вооружившись» хорошими ПР, удерживаются у власти, создают «потемкинские деревни» в местных СМИ. К чему это приведет? Не означает ли это, что ПР — равно как и пропаганда — являются «просто» инструментом? Каково будущее ПР в органах власти? Не произойдет ли «перерождение» самих ПР?
При всей противоречивости происходящих социально-экономических реформ вполне определенно можно сказать, что «поворота назад» в России не будет, страна движется по пути рыночного развития, демократического общественного устройства. Следовательно, государственная служба России будет трансформироваться в сторону модели «прозрачной», «отзывчивой» бюрократии, приближенной к рядовым гражданам и готовой с ними сотрудничать.
К началу 2013-года управление общественными отношениями в российских органах власти сформировалось как важное и в определенном смысле устоявшееся направление деятельности. Централизация процессов государственного управления вызвала стремление нижестоящих уровней ориентироваться на вышестоящие. Формы работы с общественностью президента РФ В. В. Путина, например, стали применять на своем месте руководители регионов, мэры крупных городов. Проявились эти тенденции и внутри федеральных ведомств.