Система потребительской кооперации




Тема 2 Организационное построение торговли РБ

Система потребительской кооперации

Организационно-правовые формы торговых организаций

Организация контроля работы торговых организаций

Система потребительской кооперации

Потребительский кооператив – это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Деятельность потребительских обществ и их союзов регулируется Законом Республики Беларусь «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь» от 25 февраля 2002 г. № 93-З (знать закон с изменениями и дополнениями).

Основными задачами потребительских кооперативов (статья 3 закона) являются:

- организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;

- закупка у граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственного растительного сырья и технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;

- производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения;

- оказание платных услуг населению;

- организация рынков для торговли товарами;

- создание и развитие проектных, научных, производственных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных, транспортных и иных организаций;

- создание и развитие санаторно-курортных учреждений;

- создание и развитие учреждений образования в целях подготовки специалистов для организаций потребительской кооперации;

- осуществление внешнеэкономической деятельности;

- осуществление иных видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Доходы потребительского общества, полученные от его предпринимательской деятельности, после внесения предусмотренных законодательством обязательных платежей, направляются в фонды потребительского общества для осуществления расчетов с кредиторами и кооперативных выплат.

Потребительская кооперация Беларуси существует с 1869 г. За годы своего становления и развития она сформировалась в крупную, многоотраслевую систему, осуществляющую деятельность по 14 отраслевым направлениям, основными из которых являются: розничная и оптовая торговля, общественное питание, закупки сельскохозяйственной продукции и сырья, промышленность, строительство, звероводство.

Потребительские кооперативы в РБ объединены в Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз). Белорусский республиканский союз потребительских обществ – добровольное объединение потребительских обществ; некоммерческая организация. В настоящее время основу потребительской кооперации республики составляют некоммерческие организации – 118 потребительских обществ и 6 областных союзов потребительских обществ (облпотребсоюзов). При этом списочная численность работающих составляет примерно 100 тыс. чел.

Потребительской кооперации принадлежит важная роль в реализации программы возрождения белорусского села, и в первую очередь жизнеобеспечения сельских жителей страны.

Белкоопсоюз осуществляет свою деятельность преимущественно в сельской местности – средних и малых городах, поселениях и деревнях, где рентабельность работы невысока из-за низкой плотности жителей, низкой их покупательной способности и территориальной рассредоточенности населенных пунктов. В этом качестве потребительская кооперация Беларуси выступает неотъемлемым элементом системы жизнеобеспечения населения страны.

Подготовкой специалистов высшей квалификации и научным обеспечением деятельности Белкоопсоюза занимаются Научно-исследовательский институт Белкоопсоюза (НИИ Белкоопсоюза) и Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации (г. Гомель).

Высшим органом управления Белкоопсоюза является общее собрание представителей членов Белорусского республиканского союза потребительских обществ. Оно созывается Правлением по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

В период между общими Собраниями представителей управление Белкоопсоюзом осуществляет Правление во главе с председателем Правления. Члены Правления и Председатель избираются на общем Собрании представителей сроком на пять лет. Органом контроля является Ревизионная комиссия, её члены избираются на общем Собрании представителей потребительских обществ сроком на пять лет.

Контроль соблюдения устава, хозяйственной и финансовой деятельности Белкоопсоюза, предприятий и учреждений, находящихся в собственности союза, осуществляется ревизионной комиссией. Председатель ревизионной комиссией и члены комиссии избираются съездом на пять лет.

Основными функциями Белкоопсоюза являются:

­ формирование экономической, социальной, кадровой и научно-технической программ развития потребкооперации;

­ разработка прогнозов развития потребкооперации;

­ организация торговой, производственной, внешнеэкономической, заготовительной деятельности;

­ подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

­ участие в международном кооперативном движении.

На январь 2016 года в системе Белорусского союза потребительских обществ (Белкоопсоюза): пайщиков – 1,3 млн. человек, районных потребительских обществ – 118, городских потребительских обществ – 2, областных союзов потребительских обществ – 6.

Его организационное построение (Белорусский республиканский союз потребительских обществ, областные потребительские союзы, районные потребительские общества).

 

Пайщики

 

 

Потребительские общества (городские, районные)

 

 

Союзы потребительских обществ

(областные союзы и Белорусский республиканский союз потребительских обществ)

 

Основными хозяйственными звеньями организационной структуры кооперативной торговли являются:

­ Белкоопсоюз осуществляет организационное и методологическое руководство торговлей, контроль деятельности всей потребительской кооперации республики, разрабатывает мероприятия по улучшению торгового обслуживания сельского населения и повышению уровня организации и культуры торговли;

­ Областные союзы потребительских обществ (облпотребсоюзы), осуществляющие руководство торговлей в областях;

­ потребительские общества, осуществляющие розничную торговлю через магазины, мелкорозничную сеть, автомагазины и т.д.

Основным звеном розничной торговли выступают районные потребительские общества (райпо). В состав райпо могут входить филиалы, универмаги, отдельные крупные магазины, объединения общепита и другие хозяйственные структуры.

Так как собственность в потребкооперации является коллективной и неделимой, с целью ее сохранности многие действующие предприятия получили статус унитарных или обособленных филиалов.

Потребительские общества могут иметь различные организационно-правовые формирования:

- потребительское общество без филиалов и унитарных предприятий;

- потребительские общества с филиалами и без унитарных предприятий;

- потребительские общества без филиалов, но в их составе имеются унитарные предприятия;

- потребительские общества с филиалами и унитарными предприятиями.

В каждом потребительском обществе разрабатывается свой Устав, которым определяются задачи и деятельность общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: