и фиксация этих данных в специальных документах.
Основными единицами учёта в архиве независимо от вида носителя, способа и техники закрепления информации являются: 1) архивный фонд (архивная коллекция); 2) единица хранения (дело). Для аудиовизуальных и машиночитаемых (электронных) документов разработаны особые единицы учёта.
В отечественных архивах документы хранятся по фондам и коллекциям. Следует различать понятия «документальный фонд» и «архивный фонд». Документальный фонд является совокупностью документальных материалов, образовавшихся в деятельности юридического или физического лица — фондообразователя. Документальный фонд никогда не существует как целое и никогда не сохраняется полностью. Только часть составляющих его материалов откладывается в архивах, где они хранятся в составе архивных фондов.
Архивный фонд — это совокупность хранящихся в архиве документов, исторически или логически связанных между собой. Разновидностями архивных фондов являются:
— архивный фонд организации, состоящий из документов, обра
зовавшийся в деятельности одного юридического лица;
— архивный фонд личного происхождения, состоящий из доку
ментов, образовавшихся в ходе жизни и деятельности отдельного
лица, семьи, рода;
— объединённый архивный фонд, состоящий из документов, обра
зовавшихся в процессе деятельности нескольких юридических лиц,
связанных между собой преемственностью деятельности, сопод-
чинённостью, местоположением и т.п., а для физических лиц —
родственными, профессиональными, деловыми отношениями.
Архивные коллекции создаются из отдельных документов различного происхождения, объединённых по одному или нескольким признакам — тематическому, номинальному, хронологическому и др.
Формирование архивных фондов, объединённых архивных фондов, коллекций возможно только после определения фондовой принадлежности документов. Эта операция получила наименование «фондирование». Работы по фондированию проводятся в делопроизводстве и архивах организаций при формировании дел и отборе документов для передачи на постоянное хранение в государственный или муниципальный архив, а также в архивах — при описании принятой «документной россыпи». В ходе определения фондовой принадлежности документ находит своё место в составе того или иного архивного фонда соответствующего юридического или физического лица.
Все поступившие в архив материалы заносятся в книгу учёта поступлений документов. Каждое поступление материалов в архив получает один порядковый номер независимо от того, состоит ли оно из одного или многих документов, в том числе созданных несколькими фондообразователями. В книге отмечаются: дата поступления; от кого приняты материалы; сведения об акте (наименование, номер, дата), на основании которого они приняты в архив.
По мере обработки поступивших материалов, в книгу заносятся дополнительные сведения о них. Если принятые документы могут быть причислены к архивному фонду, уже находящемуся на хранении в архиве, то в соответствующих графах сразу делаются записи: о названии этого фонда, его номере, «крайних датах» материалов. В графе «Краткая характеристика состояния документов» указывается: поступили материалы в обработанном или не обработанном виде, а также характер принятой документации (управленческая, по личному составу, кинофотодокументы и т.д.).
Если поступившие документы не могут быть отнесены к составу какого-либо из хранящихся в архиве фондов, то в результате фондирования они образуют новый архивный фонд, после чего в книге поступлений фиксируются сведения о нём. Следует иметь в виду, что одновременно поступившие материалы могут храниться в составе нескольких архивных фондов. В свою очередь материалы, образующие архивный фонд, могли пополнять его неоднократно. По книге учёта поступлений исследователь может получить информацию о том, когда, от кого, в каком состоянии интересующие его документы приняты архивом на хранение.
Как правило, архивный фонд кроме документов одного фондооб-разователя, содержит и фрагменты других документальных фондов. Так, входящие документы относятся к архивному фонду той организации, которою они получены; их фондовая принадлежность определяется по адресату, регистрационному штампу, резолюции и отметке о направлении документов на исполнение, по содержанию документов. В то же время копии исходящих документов (отпуски) относятся к фонду той организации, в которой они созданы.
При определении фондовой принадлежности документов личного происхождения принимаются во внимание обращение (обозначение адресата), подпись, содержание и т.п.
В соответствии с действующим нормативом документы первичных общественных организаций (профсоюзных, спортивных и др.), существовавших до принятия законодательства РФ об общественных объединениях, включаются в состав архивных фондов учреждений, организаций, предприятий, при которых эти общественные организации были созданы.
ГЛАВА 2
ДОКУМЕНТЫВ АРХИВЕ
Все архивы, независимо от формы собственности, состава и тематики материалов осуществляют хранение и учёт документов и организуют их использование. В своей деятельности сотрудники отечественных архивов руководствуются законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами об архивном деле. Нормативно-методические рекомендации для архивистов изложены в издании «Основные правила работы государственных архивов Российской Федерации» (М, 2002). Эти Правила с незначительными изменениями действуют в государственных, муниципальных, ведомственных и частных архивах.
Для научно-исследовательской работы в архиве необходимо знать: 1) как хранятся и учитываются в архиве документы; 2) какие справочно-информационные пособия дают возможность получить сведения об их местонахождении и содержании их фондов; 3) как оформить разрешение для работы в архиве и в чём состоит специфика этой работы.
§ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ И УЧЁТА ДОКУМЕНТОВ
Архивы для историка — это прежде всего хранилища документов — источников информации о прошлом человеческого общества. Быстро отыскать необходимые документы позволяет система учётно-справочных пособий, которую разработали отечественные архивисты. В ней получили отражение все этапы архивной истории поступивших на хранение материалов. Историк по этим пособиям может выяснить: когда, откуда, в каком объёме и в каком состоянии (упорядоченном или не упорядоченном) материалы были приняты архивом; какие изменения произведены в их составе архивистами; где те или иные материалы хранятся в настоящее время.
Государственному учёту подлежат все документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места хранения, формы собственности, содержания, подлинности, способов воспроизведения. Знание определённых правил комплектования архивов документальными материалами и последующего их учёта — необходимая предпосылка для архивной эвристики.
Дела, которые последовательно велись в двух организациям включаются в состав архивного фонда той из них, где они закончены производством.
Объединённые архивные фонды не должны создаваться из документов органов представительной и исполнительной власти, предусмотренных Конституцией РФ 1993 г., Конституциями и Уставами субъектов РФ, а также из документов этих органов и документов избирательных комиссий по выборам в них.
Исторически сложившиеся архивные коллекции, поступившие нз других архивов, от общественных объединений и организаций, а также физических лиц не расформировываются. Новые коллекции создаются в архивах из отдельных разрозненных документов для их более эффективного учёта. Состав коллекций может пополняться вновь поступающими в архив документами.
Хронологические границы архивного фонда должны определяться в зависимости от разновидности:
— для архивного фонда организации — официальными датами
её создания и ликвидации;
— для архивного фонда личного происхождения (персонально
го, семейного, родового) — датами рождения и смерти персоналии,
членов семьи, рода;
— объединённого архивного фонда — датами начала и прекра
щения жизнедеятельности фондообразователей;
— для архивной коллекции — датами самого раннего и самого
позднего документа.
На практике хронологические границы архивного фонда могут быть иными. Например, в архивном фонде организации могут отсутствовать документы начального или завершающего периода её деятельности, или, напротив, находиться документы, переданные для завершения производства дел организации-предшественника. В зависимости от факторов, определявших создание, статус и характер деятельности фондообразователя, документы при поступлении в архив могут либо быть включены в состав уже существующего архивного фонда, либо образовать новый архивный фонд.
Новые архивные фонды создаются в случаях, изменения конституционных основ, а также административно-территориального деления государства; изменения формы собственности, реорганизации или ликвидации организации-фондообразователя.
При изменении конституционных основ государства новые архивные фонды образуются из документов вновь созданных высших органюв государственной власти РФ, а также из документов законодательных собраний, правительств, администраций, созданных в соответствии с Конституциями, Уставами субъектов РФ. Нижняя хронолопи-
ческая граница этих фондов определяется временем создания фондообразовате л е й.
Документы министерств и ведомств РФ, существовавших до и после восстановления государственности России, составляют, как правило, разные архивные фонды. Разграничительная дата между материалами этих архивных фондов устанавливается для каждого конкретного министерства и ведомства на основании соответствующих правовых актов. В отдельных случаях документы одноимённых министерств и ведомств РСФСР в составе СССР и Российской Федерации, ставшей правопреемницей СССР, могут составлять объединённый архивный фонд — например, документы Министерства юстиции РСФСР и Министерства юстиции РФ. Такие же правила действуют в отношении фондирования документов министерств и ведомств республик в составе РСФСР и соответствующих министерств и ведомств в составе РФ.
Документы избирательных комиссий по выборам органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией РФ 1993 г., организуются в отдельные архивные фонды. Допускается создание объединённых архивных фондов из документов избирательных комиссий по территориальному признаку.
Документы отраслевых управлений и отделов исполкомов Советов народных депутатов всех уровней и документы соответствующих отраслевых управлений и отделов администраций, если их задачи и функции остались без изменений, составляют единые фонды.
Документы прокуратур и судов субъектов РФ, городов, районов
пополняют ранее поступившие в архивы фонды прокуратур и судов.
Документы государственных организаций, осуществляющих
свои прежние функции, поступают в ранее принятые от этих
организаций архивные фонды.
При изменении статуса субъектов РФ документы органов государственной власти субъекта РФ образуют новые архивные фонды: например, документы Верховного совета Республики Ха-кассия и документы Совета народных депутатов Хакасской автономной области в составе Красноярского края.
При изменении административно-территориального деления РФ документы органов государственной власти и местного самоуправления, созданных в связи с введением нового административно-территориального деления субъектов РФ или изменением их территориальных границ, составляют новые архивные фонды. Документы органов государственной власти, местного самоуправления, сохранившихся при изменении границ территориальных образований внутри субъектов РФ, новых архивных фондов не 62
образуют. Переименование или преобразование административно-территориальной единицы без существенного изменения её внутренних границ также не является основанием для созданжя новых архивных фондов из документов соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.
Не образуют новых архивных фондов также документы территориальных объединений общественных организаций (профсоюзных, спортивных, научных, культурно-просветительных и пр.) и органов их управления до и после изменения административко-территориальных границ субъектов РФ.
Фондирование документов промышленных, сельскохозяйственных, финансовых, научных, медицинских и других организаций, учебных заведений, а также органов управления и учреждений специализированных ведомственных округов (например, военных) не зависит от изменений административно-территориального деления РФ и её субъектов.
При изменении формы собственности фондообразователя документы организаций, перешедших из государственной в частную и иную негосударственную собственность, составляют с момента акционирования или приватизации организаций новые архивные фонды. Документы, созданные в процессе деятельности государственной организации и хранящиеся в образованной на её основе негосударственной структуре, при поступлении в архив включаются в фонд государственной организации. Смена владельца организации, без изменения формы собственности, не требует создания нового архивного фонда.
Возможно создание объединённых архивных фондов из довку-ментов организаций-преемников, относящихся к разным формам собственности, при условии передачи документов каждой из шш в государственную или муниципальную собственность.
Документы совместных предприятий, организаций и объели-нений смешанных форм собственности, в уставном капитале асо-торых преобладает доля государственной собственности, образованных на основе государственных организаций, составляют с их документами единые архивные фонды. Документы аналогичных совместных организаций без преобладания в уставном капитале доли государственной собственности образуют новые архивные фонды.
При реорганизации организации-фондообразователя новые арюси-вные фонды создаются в случае коренного изменения её компететции и функций. Расширение или сужение круга ведения, прав или территориальных границ деятельности организации без изменемия её первоначального назначения, не является основанием для
создания нового архивного фонда. Не являются основанием для создания новых архивных фондов: выделение из организации одной (или нескольких организаций) с передачей ей (или им) ряда функций первой организации; изменение подчинённости организации, её структуры, местонахождения, переименование или частичное изменение названия, при сохранении функций фондооб-разователя. Но если на базе министерства или ведомства создаётся организация, занимающаяся непосредственно производством, то её документы образуют новый архивный фонд.
Документы отделений, дочерних организаций, филиалов составляют единые архивные фонды с документами их основных организаций, если хранятся в одном архиве. Следует иметь в виду, что это правило действует в отношении документации современных фондообразователей. Документы правлений, местных отделений, производственных подразделений акционерных компаний XIX — начала XX вв. образуют самостоятельные архивные фонды также в том случае, если они отложились в одном архиве (например, правление и Подольский завод швейных машин компании «Зингер» в Центральном историческом архиве г. Москвы — ЦИАМ).
При ликвидации организации-фондообразователя с передачей всех или части её функций одной или нескольким вновь созданным организациям, документы каждой новой организации образуют самостоятельные архивные фонды.
Документы организаций, временно прекративших деятельность, а затем возобновивших её с теми же функциями, составляют единые архивные фонды.
В каждом архиве ведётся список фондов. Номер, присвоенный архивному фонду по списку фондов, является его учётным номером и сохраняется за ним во всех учётных документах. Для учёта поступивших и созданных в архиве фондов используются порядковые номера, которые присваиваются в хронологической последовательности образования фондов. Номер присваивается фонду один раз, при первом поступлении составляющих его материалов в архив. Номера утраченных, переданных в другие архивы фондов, а также номера фондов, вошедших в состав объединённого архивного фонда, документы которых ранее использовались, не могут быть присвоены вновь поступившим фондам.
Объединённые архивные фонды и архивные коллекции учитываются также, как и архивные фонды. Объединённому архивному фонду, образованному из фондов, ранее учтённых самостоятельно, присваивается номер одного из фондов, включённых в его состав. Учёт документов за досоветский период и период после 1917 г. ведётся раздельно, за исключением специализированных архивов, хранящих документы личного происхождения и аудиовизуальные
документы. Поэтому книги учёта поступлений документов и списки фондов ведутся по каждому периоду с раздельной нумерацией фондов.
Номера фондов за период после 1917 г. в архивах, хранящих документы обоих периодов, должны иметь индекс «Р», отделяемый от цифрового обозначения номера — чертой. Например, Р-1, Р-2
и т.д.
Номера фондов бывших партийных архивов, включённых в структуру государственных архивов, должны иметь индекс «ГЬ (П-1, П-2 и т.д.).
Перенумерация фондов производится в исключительных случаях и только с разрешения вышестоящего органа управления архивным делом.
Название фонда состоит из полного и официально принятого сокращённого названия организации фондообразователя (в скобках) с указанием его подчинённости, местонахождения, «крайних дат» существования. Если наименование фондообразователя менялось, то в списке фондов указывается только его последнее название.
Название объединённого архивного фонда может состоять из обобщённого названия включённых в него фондов, из названия руководящей организации и обобщённого названия подчинённой ей организаций, из перечня названий сменявших друг друга организаций.
Название фонда личного происхождения состоит из фамилии, имени и отчества фондообразователя, псевдонима, рода деятельности (профессии), служебного положения, принадлежности к политической партии, звания; название семейного или родового фонда -- из фамилии и инициалов главных членов семьи или рода, с указанием титула, ранга и т.д.
В названии архивной коллекции указывается признак (признаки) её формирования, а при необходимости — её составитель (прежний владелец, собиратель коллекции).
Формуляр списка фондов предусматривает учёт в этом документе следующих сведений: номера фонда; даты первого поступления; названия фонда; отметки о выбытии.
На каждый архивный фонд составляется лист фонда. В нём учитываются все документы, включая неописанные и секретные. Если в листе фонда не остаётся места для очередных записей, заводится его лист-продолжение, который помещается вслед за основным. Листы фондов хранятся в порядке присвоенных фондам номеров. Лист фонда заполняется следующим образом. Запись в графе «Дата первого поступления фонда» соответствует сведениям, указанным в книге учёта поступлений документов и списке фондов.
В графе «Крайние даты каждого названия фонда» указываются начальная и конечная даты существования организации-фондо-образователя под каждым названием независимо от наличия в фонде документов за этот период. Если организация продолжает деятельность, конечная дата не проставляется. Для объединённого архивного фонда указываются даты образования наиболее ранней и ликвидации наиболее поздней по времени деятельности организации, документы которых включены в состав объединённого архивного фонда. Для фонда личного происхождения в этой графе указываются даты жизни фондообразователя, для архивной коллекции — даты самого раннего и самого позднего документов. В графе «Название фонда» в хронологической последовательности перечисляются все переименования организации-фондообразователя, последнее из которых является названием архивного фонда. Для объединённых архивных фондов в этой графе указываются: обобщённое название фонда, а также названия всех орга-низаций-фондообразователей, из документов которых создан объединённый архивный фонд.
В графе «Форма собственности» для документов Архивного фонда РФ, находящихся в негосударственной собственности, указывается срок хранения в государственном или муниципальном архиве, определённый соглашением с собственником документов. При нефондовой организации хранения в архивах кино-фото-фоно-документов они учитываются в специальных листах учёта аудиовизуальных документов.
В пределах архивного фонда документы классифицируются и учитываются по единицам хранения. Единицы хранения представляют собой физически обособленные документы или совокупности документов. Единица хранения, составленная из определённой совокупности документов на бумажном носителе или состоящая из одного документа на таком носителе, называется «дело». Единица хранения кино-документов — это физически обособленный рулон киноплёнки или магнитной ленты с записью изобразительной и/или звуковой информации. Единица хранения фото-документов — физически обособленный кадр (негатив, дубль-негатив, позитив, слайд, диапозитив), несколько кадров панорамной съёмки, фотоотпечаток, рулон диафильма, фотоальбом. Единица хранения фоно-документов — физически обособленный рулон киноплёнки, магнитной или бумажной ленты, кассета, восковой валик, диск с записью звуковой информации. Единица хранения видео-документов — физически обособленный рулон магнитной ленты, кассета, диск с записью изобразительной и звуковой информации. Единица хранения машиночитаемых (электронных) документов — 66
физически обособленный рулон магнитной ленты, дискета, жёсткий диск, компакт-диск.
В связи с указанными особенностями аудиовизуальных (кино-, фото-, фоно-, видео-) и машиночитаемых (электронных) документов для них приняты также особые единицы учёта:
— для кино-документов — одна или несколько единиц хране
ния, относящихся к определённому фильму, журналу, спецвыпуску/,
сюжету и др.;
— для фото-документов — одна или несколько единиц хране
ния, относящихся к определённому диафильму;
— для фоно-документов — одна или несколько единиц хране
ния с записью определённого события, произведения литературы
и искусства (нескольких произведений литературы и искусства,
объединённых по авторскому, тематическому или другим призна
кам) и др.;
— для машиночитаемых (электронных) документов — комп
лект единиц хранения с записью файла или нескольких файлов,
составляющих единый программно-информационный объект
(текст, гипертекст, мультимедийный объект, база данных, банк
данных, база знаний).
В пределах архивного фонда единицы хранения систематизируются (группируются) с учётом следующих признаков: структурного; хронологического; функционального; тематического; номинального; корреспондентского; географического; авторского и т.п.
Как правило, единицы хранения группируются последовательно по признакам, применение которых является наиболее целесообразным для всех или отдельных групп документов фонда. Так, при применении хронологически-структурной схемы систематизации единицы хранения группируются прежде всего по времени их создания (годам, периодам), а в пределах каждой хронологической группы — по структурным подразделениям организацим-фондообразовате ля.
При систематизации единиц хранения по хронологически-функциональной схеме группировка производится сначала по хронологическому признаку, а затем по функциям (видам, направлениям деятельности) фондообразователя. При этом подгруппы единиц хранения располагаются с учётом значимости функций (руководство, финансирование, отчётность и т.д.).
При систематизации единиц хранения по хронологически-номинальной схеме группировка производится сначала по хронологии, а в пределах каждого года — по видам составивших единицу хранения документов (приказы, протоколы, переписка и т.д.).
Как правило, в особые группы выделяются и систематизируются обособленно: документы по личному составу; материалы бухгалтерского учёта и финансовой отчётности, а также истории болезней в медицинских организациях; акты проверок в контрольных органах и т.п. документальные комплексы.
Схемы систематизации единиц хранения фондов личного происхождения определяются составом фондообразователей (отдельное лицо, семья, род), составом и объёмом документов фонда. Документы семейных и родовых фондов группируются вначале по отдельным фондообразователям. В семейных фондах на первое место выносятся документы основного фондообразователя, затем документы членов семьи в порядке степени родства. В родовых фондах документы располагаются в порядке генеалогической последовательности, причём документы, относящиеся ко всему роду (генеалогические таблицы, имущественно-хозяйственная документация) помещаются вначале.
Систематизация документов, поступивших в необработанном состоянии, осуществляется в архиве в следующем порядке:
— определяются фондовая принадлежность документов и
структурные части фондов, к которым они могут быть отнесены;
— если документы не составляют сформированного в делопроиз
водстве дела или части дела, то они объединяются в новые единицы
хранения (по номинальному, корреспондентскому или другому
признаку);
— если сохранились отдельные единицы хранения или есть
возможность их восстановить, то документы включаются в еди
ницы хранения, к которым они относятся.
Перед началом работы со значительным количеством документов, находящихся в состоянии россыпи, должна быть составлена рабочая инструкция по их систематизации и описанию.
Все единицы хранения, образующие архивный фонд, учитываются специальными справочниками-описями. Архивная опись выполняет три важнейшие функции: 1) учётную; 2) классификационную; 3) информационную.
Учётная функция описи состоит в определении количества единиц хранения в фонде. Этим обеспечивается контроль за изменением объёма фонда. Кроме того, присвоение единицам хранения, учтённым описью, порядковых номеров позволяет вести их адресный поиск.
Классификационная функция описи закрепляет систематизацию дел в пределах архивного фонда — группировку единиц хранения в соответствии с исторически сложившейся структурой фондообразователя или с основными направлениями и вопросами его деятельности.
Информационная функция описи реализуется при фиксации заголовков единиц хранения, раскрывающих видовой состав и содержание документов.
В зависимости от объёма фонда и принятой системы организации его материалов могут быть составлены одна или несколько описей. Общее количество единиц хранения, учтённых одной описью \ не должно превышать самого большого четырёхзначного числа (т.е. 9999). Но чаще основанием для составления отдельной описи является не количество единиц хранения, а структурная обособленность фондообразователя, специальный состав документации (бухгалтерская, научно-техническая, по личному составу и др.).
Архивная опись состоит из двух основных частей: собственно описи, то есть перечня дел (описательных статей), и справочного аппарата описи.
Описательные статьи описи содержат совокупность сведений о каждой единице хранения:
— порядковый номер;
— делопроизводственный индекс (номер дела по номенклатуре
или старый инвентарный номер);
— заголовок дела;
— «крайние даты» документов в деле (число, месяц, год);
— количество листов в деле;
— примечания.
Каждому элементу описательной статьи описи соответствует отдельная графа формуляра справочника.
Графа 1 — «Порядковый номер» — отражает учётную функцию описи. Присвоенный в порядке валовой нумерации номер последней статьи указывает на количество дел, включённых в опись.
Графа 2 — «Делопроизводственный номер» — заполняется для комплексов делопроизводственной документации, либо в случае переработки материалов фонда в архиве и составления новом описи.
Графа 3 — «Заголовок дела» — отражает информационную функцию описи, раскрывая состав и содержание документов каждого дела. В «Основных правилах работы государственных архивов РФ» подробно перечислены требования к заголовкам единиц хранения (учёта), образованных документами, в которых информация зафиксирована различными способами и на разньос носителях. Так, в заголовке единицы хранения управленческой документации и документов личного происхождения указываются должности и/или фамилия и инициалы лица, от которого получены или которому адресованы документы; а также сведение: о содержании документов дела; о времени создания документов и датах упоминаемых в них событий.
Правилами допускаются такие элементы заголовков дела, как «автор не установлен», «без даты», «не ранее... г.». Подобные ограничения информационной функции заголовка описательных статей оправданы, когда документы дела не содержат необходимых сведений. Но случается, что составители описи проходят мимо того, что лежит почти на поверхности.
Например, в АВПРИ, в фонде «Секретный архив министра», хранится дело, на обложке которого среди прочего значится: «Анонимная записка неустановленного автора». Между тем записка подписана. Причиной ошибки стало невнимание: документ написан на 4-х двойных листах, вложенных один в другой и пронумерованных таким образом, что архивная нумерация не соответствует последовательности текста. В результате первая и последняя страницы оказались в середине текста, причём последняя страница — с датой и подписью начальника Главного штаба генерала Н.Н. Обручева — пронумерована как оборот листа, за которым следует лист с началом текста документа.
Описанный случай, конечно же, исключение, едва ли не курьёз. Однако исследователь должен иметь в виду, что даже безошибочно точный заголовок единицы хранения даёт, как правило, только самые общие ориентиры относительно информационных возможностей документов, хранящихся под обложкой. Материалы дела могут включать сведения по многим вопросам, за продолжительный хронологический период и т.д., а между тем в заголовке дела это не находит достаточно адекватного отражения. Поэтому исследователю, взявшему дело в руки, не редко приходится довольствоваться такой информацией: «Протоколы за...год»; «Переписка по разным вопросам за... годы»; «Документы на иностранных языках»...
Особые требования существуют к составу сведений, которые не
обходимо указывать в заголовках единиц учёта аудиовизуальных и
машиночитаемых (электронных) документов.
Заголовок единицы хранения кино-видео-документов включает:
авторское название фильма, киножурнала или название события,
отражённого в кино- или телесюжете, а также дату производства
или съёмки.
Заголовок единицы учёта фонодокументов включает: название, место и дату события, название и жанр фонодокументов.
Заголовок единицы учёта фотодокументов включает: аннотацию изображения или название фотоальбома, диафильма, а также фамилию автора, место и дату съёмки.
Заголовок единицы учёта машиночитаемых {электронных) доку
ментов может быть дополнен аннотацией отдельных документов
70
или группы документов, наличие которых нельзя определить по заголовку.
В графе 4 — «Крайние даты» — указывается время создания самого раннего и самого позднего документа, а для аудиовизуальных документов — записи или перезаписи.
Объём единицы хранения по разному измеряется для документов на различных видах носителей: для документов на бумажной основе — это количество листов, составляющих дело (единицу хранения); для кино-, видео-, фонодокументов (в зависимости от вида) — это количество единиц хранения в единице учёта, метраж, хронометраж, время звучания в минутах и секундах; для фото-документов — это количество негативов, составляющих единицу хранения; для фотоальбома — это количество фото отпечатков.
Так как описание документов на специальных носителях требует учёта особенностей фиксации информации, архивистами разработаны подробные формуляры описательных статей описи: кинодокументов, фотодокументов, фотоальбомов, фонодокументов граммофонной записи (грампластинок), фонодокументов магнитной записи, видеодокументов.
В справочный аппарат описи входят: титульный лист, содержание, предисловие, список принятых сокращений, переводные таблицы шифров (в случае переработки описи), указатели.
На титульном листе описи указываются: полное название архива, название фонда, номер фонда, номер описи, название описи, «крайние даты» документов, внесённых в опись.
Описям присваиваются учётные порядковые номера: 1, 2, 3 и т.д. К номеру описи может добавляться буквенный индекс, указьшающий на состав документов, учтённых в описи. Например: «л. с.» — личный состав, «к» — конструкторская, «п» — проектная и т.п. В конце описи во всех её экземплярах делается итоговая запись, в которой указывается количество включённых в неё единиц хранении. Архив должен иметь три экземпляра каждой описи, первый из которых является страховым. В предисловии к описи кратко излагаются: история фондообразователя, история фонда, состав справочного аппарата к описям. К описи могут составляться указатели как общие, так и специальные.
В архиве составляется реестр описей, в котором ведётся их учёт — поединичный (в порядке присвоенных описям номеров) и суммарный.
Основные этапы истории фондообразователя и его документов в архиве получают отражение в деле фонда. В дело фонда включаются следующие документы: историческая справка о фондооб-разователе и фонде; акты, фиксирующие изменения в составе
и объёме фонда; рабочие инструкции по усовершенствованию и переработке описей фонда; схемы систематизации его материалов и т.д. Делу фонда присваивается номер и название фонда, на который оно заведено.
Дела фондов органов КПСС, ВЛКСМ, в которые включены документы по истории фондов первичных партийных и комсомольских организаций, не расформировываются. В дела этих последних фондов помещены справки со сведениями о местонахождении документов по истории данного фонда в деле другого фонда.
Дела фондов, вошедших в состав объединённого архивного фонда, включаются в дело фонда последнего.
В СССР была сформирована система централизованного учёта документов Государственного архивного фонда. На основании рассмотренных выше сведений о документах учёта в архиве для каждого фонда по единой системе заполняется карточка фонда. В ней указываются: название архива, в котором хранится фонд; дата первого поступления его материалов; номер и название фонда с перечислением всех переименований и «крайних дат» каждого названия; объём фонда на первое января наступившего года; название вышестоящего архивного органа. Карточки фондов, п