Семья как первичная референтная группа




На поведение, покупателей большое влияние оказывает семья.

Семья представляет собой группу из двух или более проживающих совместно человек, связанных между собой кровными узами, браком или отношениями усыновления (удочерения).

Семья в широком смысле слова состоит из ядра и родственников - бабушек, дедушек, дядей, тетей, двоюродных братьев и сестер и прочей родни по линии мужа и жены.

Нуклеарной семьей (ядро семьи) являются живущие вместе отец, мать и дети.

Семья, в которой рождается человек, называется направляющей (ориентирующей), а семья, которую он создает в результате брака, - произведенной.

Семья является наиболее важной потребительской организацией общества. Она требует тщательного изучения. В первую очередь — роль и относительное влияние мужа, жены и детей, оказываемое на покупку товаров.

В зависимости от характера принимаемых решений о покупке товаров различают четыре типа семей:

1) с автономией, где каждый член семьи принимает равное количество самостоятельных решений;

2) с мужем во главе, где большую часть решений принимает муж;

3) с женой во главе, где доминирует и определяет возможные покупки жена;

4) коллегиальные, где большинство решений принимается совместно.

К решениям, где, наиболее вероятно, доминирует муж, относятся покупки сложных технических приборов, инструментов для поддержки технических систем, автомобиля. В решениях о покупке продуктов питания, предметов обихода, мебели, детской одежды, вероятнее всего, доминирует женщина. К совместным решениям чаще всего относятся варианты досуга, проведения отпуска, покупка холодильника и телевизора. К автономным решениям относится покупка женской бижутерии, книг и прессы индивидуального интереса.

Дети во многом учатся правилам поведения в совершении покупок у своих родителей и оказывают довольно существенное влияние на семейные покупки.

Влияние супругов, детей меняется в зависимости от ресурсов, которыми они обладают, от типа приобретаемого продукта, стадии жизненного цикла семьи и этапа процесса принятия решения о покупке.

Особый интерес представляют исследования, связанные с определением роли в принятии решений каждого члена семьи при покупке конкретных товаров. Это впоследствии помогает в разработке характеристик товара, осуществлении рекламной деятельности и мероприятий по стимулированию сбыта.

Ситуационные факторы

В качестве основных характеристик потребительской ситуации рассматривают:

- физическое и социальное окружение;

- время;

- место;

- предшествующее состояние человека.

Для специалистов по маркетингу особый интерес представляют следующие ситуации:

а) при коммуникации. Эффективность маркетинговых обращений к потребителям может зависеть от условий, в которых происходит коммуникация: где была прочитана реклама, размещенная в газете – дома или по дороге на работу, смотрел ли телевизионную передачу в одиночестве или с друзьями.

б) при покупке. Такие характеристики, как доступность, объем, организация и форма предоставления информации о товаре могут сказаться на том, какое человек примет решение.

Точно так же факторы розничной среды (музыка, планировка, цветовое решение, внутримагазинные рекламные элементы, плотность посетителей магазина) влияют на покупательское поведение людей и объем совершаемых ими покупок;

в) при потреблении. В зависимости от ситуации потребления может меняться структура покупок. Продукт, потребление которого считается приемлемым в одной ситуации, может оказаться совершенно не подходящим для другой.

Например, рынок женской одежды может быть сегментирован на основании того, где будет использована одежда: на работе, дома или на вечеринке.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите побудительные стимулы окружающей среды, влияющие на поведение потребителя.

2. Что такое культура? Назовите особенности культуры.

3. Каким образом культурная среда влияет на характер потребления?

4. Что представляет собой субкультура? Приведите примеры.

5. Охарактеризуйте элементы культуры.

6. Назовите основные виды культурных ценностей.

7. Как потребители усваивают культурные ценности?

8. Охарактеризуйте формы проявления норм.

9. В чем заключается процесс социализации потребителей?

10. Какие переменные определяют социальный класс?

11. Как уровень дохода связан с социальным классом? Почему его редко используют в качестве основного показателя?

12. Каковы особенности потребительского поведения основных общественных классов Украины?

13. Охарактеризуйте понятие референтных групп. Приведите их классификацию.

14. Какие типы влияния референтных групп Вам известны?

15. Раскройте сущность социальной роли индивида. Охарактеризуйте основные типы социальных ролей.

16. В чем особенность инструментальных и экспрессивных ролей покупателей на рынке?

17. Что представляет собой статус индивида, каково его влияние на покупательский выбор?

18. Что понимается под семьей? Почему изучение семей так важно для понимания поведения потребителя?

19. Назовите основные типы семей. Приведите примеры принятия решений о покупке товаров, характерные для различных типов семей.

Какие ситуации в процессе коммуникации, покупки и потребления влияют на покупательское поведение?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: