Правовой режим гос.тайны




Понятие информационного общества, его структура, признаки

Понятие «информационное общество» появилось во второй половине 1960-х, а сам термин стал достоянием научной общественности в 1970-х. когда в Японии был разработан план создания информационного общества.

Под информационным обществом понимается такое общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней, а сам обмен информацией не имеет не временных, ни пространственных, ни политических границ

Признаки: наличие внутреннего инф. рынка, интеграция его с мировым инф. рынком; наличие инф. инфраструктуры разработки стратегии инф. общества, обязательная экспертиза проектов и законов, ежегодный доклад по развитию инф. общества.

Особенности: громоздкие корпорации заменяются мелкими эк. формами(работа на удаленном расстоянии), ведущая роль отводится ЭД, замена традиционной печати эл. книгами и журналами.

Человеческое общество последовательно проходит 3 стадии: доиндустриальное,индустриальное, постиндустриальное.

Черты постиндустриального общества:

1)первичность научного знания и информации

2)широкая автоматизация и компьютеризация производства

3)минимизация живого труда в процессе материального производства

4) постепенный переход от промышленной экономики к обслуживающей

5) ведущая роль науки, образования. Культуры. Медицины, массовое распространение творческого и интеллектуального труда

6) возникновение бесклассовой социально-профессиональной структуры

Концепция информационного общества как раз является разновидностью теории постиндустриального общества.

Черты информационного общества:

- научные знания и информация лежат в основе

- развивается информационный сектор экономики

-концепция электронного государства

- преобладает электронный документооборот

-происходят изменения в системе занятости, трудоустройства

В нашей стране действует также Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы"

Целью развития и формирования информационного общества в РФ является повышение качества жизни населения, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе информационных технологий.

Правовой режим гос.тайны

Правовое регулирование государственной тайны в РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года №5485-1, Законом РФ «О безопасности».

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб Российской Федерации.

ОНА МОЖЕТ СПРОСИТЬ, ЧТО ТАКОЕ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ, ПОТОМУ ЧТО «ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ЮРИСТ» поэтому

Правовой режим — это совокупность правил, регулирующих ту или иную сферу деятельности[1]; специальный закрепленный в нормативно-правовых актах различного уровня порядок регулирования общественных отношений основанный на установленных и обеспеченных государством правовых средствах, направленный на формирование благоприятных условий для удовлетворения интересов субъектов права, выражающийся в специфике способов и гарантий его реализации, ответственности за нарушение его требований и основывается на действии общих принципов, приводящих все его элементы в единую упорядоченную систему[2].

Правовые режимы строго устанавливаются или санкционируются государством, например:

  • в исключительных случаях (режим чрезвычайного / военного положения);

Государственную тайну составляют:

сведения в военной области (о проведении военных операций, стратегическому развертыванию ВС РФ, научно-исследовательских работ по созданию и модернизации образцов вооружения, о разработке ядерных боеприпасов, дислокации, наименованиях, организационной структуре войск);

сведения в области экономики (планы подготовки к возможным вооруженным действиям, об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности государства, о силах и средствах гражданской обороны, об объемах государственного оборонного заказа, о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное или экономическое значение, о запасах платины, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов);

сведения в области внешней политики (о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести урон безопасности РФ, о финансовой политики в отношении иностранных государств);

сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму (о силах, средствах, источниках, планах и результатах такой деятельности, о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе, о системе президентской, правительственной, шифрованной связи, о защите Государственной границы).

Отнесение сведений к государственной тайне и засекречивание этих сведений осуществляется на основе принципов:

1) законности;

2) обоснованности (на основе оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан);

3) своевременности отнесения сведений к государственной тайне (установление ограничений на распространение этих сведений с момента их получения или заблаговременно).

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о:

- о чрезвычайных происшествиях, катастрофах;- о состоянии экологии, здравоохранении, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства,

- о состоянии преступности;- о привилегиях, компенсациях, социальных гарантиях,

- о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах;- о фактах нарушения прав и свобод граждан;

- о состоянии здоровья высших должностных лиц;- о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения таких сведений. При засекречивании сведений им устанавливается три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей таких сведений:

- «особой важности»- «совершенно секретно»- «секретно».

Основанием для рассекречивания сведений являются: взятие РФ на себя международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими государственную тайну; и изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита таких сведений является нецелесообразной.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

Система защиты гос. тайны – это совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятия, проводимые в этих целях.

К органам защиты государственной тайны относят:

- межведомственную комиссию по защите государственной тайны (коллегиальный орган, координирующий работу всех остальных органов)

- федеральную службу безопасности, - министерство обороны

- федеральную службу внешней разведки, - органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск предусматривает, что лицо:

- приняло на себя обязательства перед государством о нераспространении сведений;

- согласилось на частичные, временные ограничения в правах (права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре; права на распространение сведений и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий);

- письменно согласилось на проведение в отношении него проверочных мероприятий (их объем зависит от степени секретности сведений, к которым оно допускается);

- ознакомлено с законодательством об ответственности за нарушение правил;

- в отношении него определены виды, размеры и порядок предоставления социальных гарантий (для допущенных к государственной тайне на постоянной основе устанавливаются процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений; преимущественное право оставления на работе штатных мероприятиях).

Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности: к сведениям особой важности, совершенно секретным и секретным. Наличие у лица допуска к сведениям более высокой степени секретности является основаниям для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

- признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным,

- признание его рецидивистом,

- нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости,

- наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну,

- постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей или оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное место жительства в другие страны,

- выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ,

- уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Допуск лица к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа власти, предприятия, организации в случаях:

1) расторжения трудового договора в связи с проведением организационных или штатных мероприятий; 2) однократного нарушения им взятых на себя обязательств, связанных с защитой государственной тайны;3) возникновения обстоятельств, предусмотренных законом (признание недееспособным, судимость и т.п.).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает гражданина от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: