Введение
Прежде чем заниматься составлением бизнес-плана, необходимо собрать всю исходную информацию и четко определить цели и задачи будущего проекта.
Информационное обеспечение бизнес-плана включает сбор, систематизацию и анализ исходных данных, служащих основой для выработки основных положений бизнес-плана. Состав и содержание исходной информации, источники ее получения определяются заданием на разработку бизнес-плана. Полученная информация позволяет уточнить концепцию проектного предложения, подготовить альтернативные варианты.
Наличие системы информационного обеспечения процесса бизнес- планирования позволяет обеспечить обоснованность и эффективность принимаемых решений, реализуя переход от учета данных к управлению на основе информации.
Данные — это совокупность сведений, зафиксированных на определенном носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию.
Информация — это результаты преобразования и анализа данных.
Информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач.
Успех бизнес-планирования во многом определяется конфигурацией его системы информационного обеспечения.
Требования к информационному обеспечению.
Сбор информации - один из важнейших этапов подготовки бизнес-плана. Информацию условно можно подразделить на три категории:
- информация о собственных целях, планах и условиях, определяющих решение задач;
- информация о партнерах и конкурентах. Эта информация никогда не бывает чрезмерной. Она включает личностные характеристики оппонента, финансовое положение фирмы, особенности продукции, деловые связи и т.д.
- информация о внешней среде. Под внешней средой подразумеваются политическая обстановка, ситуация на рынке, законы и положения, регламентирующие тот или иной вид деятельности, налоговое и таможенное законодательство.
Информация, используемая в бизнес-планировании, должна обладать следующими основными свойствами:
- объективностью — не зависеть от чьего-либо мнения;
- достоверностью — отражать истинное положение дел;
- полнотой — быть достаточной для понимания и принятия решения;
- актуальностью — быть важной и существенной для настоящего времени;
- ценностью (полезностью, значимостью) — обеспечивать решение поставленных задач, чтобы принимать правильные решения;
- понятностью (ясностью) — выраженной на языке, доступном пользователю и получателю.
Традиционно информация, используемая в процессе бизнес-планирования, делится на внешнюю и внутреннюю, первичную и вторичную.
Внутренняя информация.
Внутренняя информация характеризует деятельность оцениваемого предприятия или предлагаемого к реализации проекта.
В нее включаются:
- ретроспективные данные об истории компании;
- описание маркетинговой стратегии предприятия;
- характеристика поставщиков;
- производственные мощности;
- уровень менеджмента, компетенции управленческого и рабочего персонала;
- внутренняя финансовая информация (данные бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и движении денежных средств за 3—5 лет) и др.
Анализируется следующая информация:
- объемы продаж за прошлый, текущий и прогнозируемый периоды;
- себестоимость реализованной продукции;
- уровень постоянных и переменных затрат;
- цены на товары и услуги, их динамика;
- динамика финансовых показателей;
- прогнозируемое изменение объемов спроса;
- производственные мощности;
- риски реализации и др.
Важнейшими этапами при организации комплекса работ по сбору исходной информации являются расчеты натуральных показателей, характеризующих объем, мощность и т. п. различных объектов аналогичного бизнеса, расположенных на территории, доступной данному бизнесу, размеры бизнеса конкурентов, определение структуры бизнеса по формам собственности, льготным условиям и др.
Информация о внешней среде.
Определив основные факторы внутренней среды, необходимо рассмотреть внешние факторы, с которыми дело обстоит намного сложнее, так как они не зависят от собственника производства и являются более непредсказуемыми.
Внешняя информация имеет несколько уровней:
1) информация макроэкономического и регионального уровней;
2) информация по состоянию и перспективам конкретной отрасли (или данные о состоянии соответствующего сектора рынка), которые могут повлиять на рассматриваемый бизнес;
3) информация о компаниях-конкурентах.
3.1 Информация макроэкономического и регионального уровней включает данные по экономическим перспективам, которые могут повлиять на рассматриваемый бизнес, а также информацию о состоянии инвестиционного климата в стране и конкретном регионе.
Основные факторы макроэкономического риска:
- уровень инфляции;
- темпы экономического развития страны/региона;
- изменение ставок процента;
- изменение обменного курса валют;
- уровень инвестиционной привлекательности региона и инвестиционной активности в нем;
- уровень политической стабильности.
Представим факторы внешней среды и их составляющие в таблице.
Таблица 1. Факторы внешней среды и их составляющие.
Экономический | Политический, юридический | Социально-культурный | Технологический |
Процентные ставки | Антимонопольное регулирование | Изменения в образе жизни | Государственные расходы на НИОКР |
Денежные ресурсы | Законы о защите окружающей среды | Перспективы служебного роста | Направления концентрации технологических усилий |
Уровень инфляции | Налоговое законодательство | Потребительская активность | Патентная защита |
Уровни безработицы | Темпы роста населения | Новая продукция | |
Регуляторы цен/ заработной платы | Трудовое законодательство | Возрастная характеристика населения | Достижения в коммерциализации научных результатов |
Региональные миграции населения | |||
Девальвация/ ревальвация | Стабильность политики правительства | Продолжительность жизни | Повышение производительности за счет автоматизации |
Темпы рождаемости |
Основные источники макроэкономической информации:
- законодательство Российской Федерации;
- программы правительства и прогнозы;
- данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата) и ее территориальных органов (www.gks.ru);
- периодическая экономическая печать;
- аналитические обзоры информационных агентств;
- базы данных международной статистики и индексов (www.russian- council.ru)
3.2 В отраслевой информации отражены условия конкуренции в отрасли, рынки сбыта и возможные варианты использования производимой продукции; факторы, влияющие на потенциальный объем производимой продукции и динамику изменения спроса на нее.
Основные отраслевые факторы риска:
- нормативно-правовая база;
- рынки сбыта;
- условия конкуренции.
Основные источники отраслевой информации:
- данные Росстата и его территориальных органов;
- законодательство Российской Федерации;
- информационные отраслевые бюллетени и информационные издания;
- отраслевые объединения, информационные порталы;
- отраслевые выставки;
- периодическая экономическая печать, интервью с отраслевыми экспертами;
- аналитические отчеты и обзоры консалтинговых компаний и аналитических агентств;
- личные контакты;
- фирмы-дилеры;
- таможенное управление.
3.3 Информация о компаниях-конкурентах — это данные об организациях, которые:
- предлагают подобные продукты или услуги;
- предлагают альтернативные продукты или услуги;
- могут предложить подобные продукты или услуги в будущем;
- могут вообще ликвидировать потребность в товаре или услуге.
Источники информации о компаниях-конкурентах:
- базы данных в Интернете (реестры компаний, базы данных с маркетинговыми исследованиями), другие интернет-ресурсы (например, онлайн- издания);
- системы анализа рынков и компаний:
- СПАРК (Интерфакс) — система профессионального анализа рынков и компаний («Интерфакс — Агентство корпоративной информации»), Специализируется на создании и предоставлении аналитической информации любого уровня сложности о компаниях, рынках товаров и услуг, отраслях экономики России, других стран СНГ, а также Восточной Европы, Юго- Восточной и Центральной Азии);
- база данных СКРИН (группа РТС) — база данных по российским компаниям, отраслям, регионам Российской Федерации;
- компания FIRA (First Independent Rating Agency - «Первое независимое рейтинговое агентство») — специализируется на предоставлении качественной статистической информации по российским рынкам на основе оригинальных данных органов государственной статистики России;
- клиентские базы действующих предприятий информационно-аналитических компаний;
- сайты самих компаний-конкуреитов (информация о конкретных продуктах);
- контакты собственных сотрудников с поставщиками, клиентами;
- сайты компаний — розничных и оптовых продавцов (информация о конкретных продуктах);
- сайты национальных патентных бюро (информация о патентах и торговых марках);
- новостные сайты, публикующие дайджесты новостей (новости общего характера);
- интервью руководителей в СМИ (мнение о путях развития своей компании, о кадровых изменениях либо о расширении производства, маркетинговых идеях, контрактах и деловых успехах);
- выставки и конференции (часто используются для представления новых продуктов и идей);
- контакты с отраслевыми экспертами и консультантами, журналистами, пишущими на темы продаж, покупателями и поставщиками конкурента, бывшими сотрудниками конкурента (являются носителями детальных сведений о действиях конкурента, его процессе принятия решений и т.д.).
Внешнюю информацию следует давать в оптимальном объеме, ориентировать на объект планирования и интересы потенциальных инвесторов.
Эта информация достаточно обширна. Крупные фирмы имеют соответствующие аналитические и юридические отделы, задача которых - отслеживать все нововведения в законодательстве и на рынке.
Для малого предприятия содержать такой отдел зачастую не под силу. В этом случае для проведения переговоров привлекаются эксперты и консультанты.
Для любой фирмы источником информации могут стать подписные издания аналитического характера, СМИ, ресурсы интернета,
Необходимые данные можно получить, обратившись в фирму, специализирующуюся на маркетинговых исследованиях, а можно провести и собственные исследования. Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах.
При этом следует учесть, что важную роль играют вопросы защиты информации от нежелательного использования. Закон определяет порядок отнесения информации к коммерческой тайне, однако не регламентирует многие этические моменты сбора информации. Поэтому в процессе информационной подготовки к переговорам следует руководствоваться значимостью конечной информации по отношению к этическим и моральным нормам.