Информация о внешней среде.




Введение

Прежде чем заниматься составлением бизнес-плана, необходимо собрать всю исходную информацию и четко определить цели и задачи будущего проекта.

Информационное обеспечение бизнес-плана включает сбор, систематизацию и анализ исходных данных, служащих основой для выработки основных положений бизнес-плана. Состав и содержание исходной информации, источники ее получения определяются заданием на разработку бизнес-плана. Полученная информация позволяет уточнить концепцию проектного предложения, подготовить альтернативные варианты.

Наличие системы информационного обеспечения процесса бизнес- планирования позволяет обеспечить обоснованность и эффективность принимаемых решений, реализуя переход от учета данных к управлению на основе информации.

Данные — это совокупность сведений, зафиксированных на определенном носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию.

Информация — это результаты преобразования и анализа данных.

Информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач.

Успех бизнес-планирования во многом определяется конфигурацией его системы информационного обеспечения.

 

Требования к информационному обеспечению.

Сбор информации - один из важнейших этапов подготовки бизнес-плана. Информацию условно можно подразделить на три категории:

- информация о собственных целях, планах и условиях, определяющих решение задач;

- информация о партнерах и конкурентах. Эта информация никогда не бывает чрезмерной. Она включает личностные характеристики оппонента, финансовое положение фирмы, особенности продукции, деловые связи и т.д.

- информация о внешней среде. Под внешней средой подразумеваются политическая обстановка, ситуация на рынке, законы и положения, регламентирующие тот или иной вид деятельности, налоговое и таможенное законодательство.

Информация, используемая в бизнес-планировании, должна обладать следующими основными свойствами:

- объективностью — не зависеть от чьего-либо мнения;

- достоверностью — отражать истинное положение дел;

- полнотой — быть достаточной для понимания и принятия решения;

- актуальностью — быть важной и существенной для настоящего времени;

- ценностью (полезностью, значимостью) — обеспечивать решение поставленных задач, чтобы принимать правильные решения;

- понятностью (ясностью) — выраженной на языке, доступном пользователю и получателю.

Традиционно информация, используемая в процессе бизнес-планирования, делится на внешнюю и внутреннюю, первичную и вторичную.

 

Внутренняя информация.

Внутренняя информация характеризует деятельность оцениваемого предприятия или предлагаемого к реализации проекта.

В нее включаются:

- ретроспективные данные об истории компании;

- описание маркетинговой стратегии предприятия;

- характеристика поставщиков;

- производственные мощности;

- уровень менеджмента, компетенции управленческого и рабочего персонала;

- внутренняя финансовая информация (данные бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и движении денежных средств за 3—5 лет) и др.

 

Анализируется следующая информация:

- объемы продаж за прошлый, текущий и прогнозируемый периоды;

- себестоимость реализованной продукции;

- уровень постоянных и переменных затрат;

- цены на товары и услуги, их динамика;

- динамика финансовых показателей;

- прогнозируемое изменение объемов спроса;

- производственные мощности;

- риски реализации и др.

Важнейшими этапами при организации комплекса работ по сбору исходной информации являются расчеты натуральных показателей, характеризующих объем, мощность и т. п. различных объектов аналогичного бизнеса, расположенных на территории, доступной данному бизнесу, размеры бизнеса конкурентов, определение структуры бизнеса по формам собственности, льготным условиям и др.

 

Информация о внешней среде.

Определив основные факторы внутренней среды, необходимо рассмотреть внешние факторы, с которыми дело обстоит намного сложнее, так как они не зависят от собственника производства и являются более непредсказуемыми.

 

Внешняя информация имеет несколько уровней:

1) информация макроэкономического и регионального уровней;

2) информация по состоянию и перспективам конкретной отрасли (или данные о состоянии соответствующего сектора рынка), которые могут повлиять на рассматриваемый бизнес;

3) информация о компаниях-конкурентах.

 

3.1 Информация макроэкономического и регионального уровней включает данные по экономическим перспективам, которые могут повлиять на рассматриваемый бизнес, а также информацию о состоянии инвестиционного климата в стране и конкретном регионе.

 

Основные факторы макроэкономического риска:

- уровень инфляции;

- темпы экономического развития страны/региона;

- изменение ставок процента;

- изменение обменного курса валют;

- уровень инвестиционной привлекательности региона и инвестиционной активности в нем;

- уровень политической стабильности.

Представим факторы внешней среды и их составляющие в таблице.

Таблица 1. Факторы внешней среды и их составляющие.

Экономический Политический, юридический Социально-культурный Технологический
Процентные ставки Антимонопольное регулирование Изменения в образе жизни Государственные расходы на НИОКР
Денежные ресурсы Законы о защите окружающей среды Перспективы служебного роста Направления концентрации технологических усилий
Уровень инфляции Налоговое законодательство Потребительская активность Патентная защита
Уровни безработицы Темпы роста населения Новая продукция
Регуляторы цен/ заработной платы Трудовое законодательство Возрастная характеристика населения Достижения в коммерциализации научных результатов
Региональные миграции населения
Девальвация/ ревальвация Стабильность политики правительства Продолжительность жизни Повышение производительности за счет автоматизации
Темпы рождаемости

 

 

Основные источники макроэкономической информации:

- законодательство Российской Федерации;

- программы правительства и прогнозы;

- данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата) и ее территориальных органов (www.gks.ru);

- периодическая экономическая печать;

- аналитические обзоры информационных агентств;

- базы данных международной статистики и индексов (www.russian- council.ru)

 

3.2 В отраслевой информации отражены условия конкуренции в отрасли, рынки сбыта и возможные варианты использования производимой продукции; факторы, влияющие на потенциальный объем производимой продукции и динамику изменения спроса на нее.

 

Основные отраслевые факторы риска:

- нормативно-правовая база;

- рынки сбыта;

- условия конкуренции.

 

Основные источники отраслевой информации:

- данные Росстата и его территориальных органов;

- законодательство Российской Федерации;

- информационные отраслевые бюллетени и информационные издания;

- отраслевые объединения, информационные порталы;

- отраслевые выставки;

- периодическая экономическая печать, интервью с отраслевыми экспертами;

- аналитические отчеты и обзоры консалтинговых компаний и аналитических агентств;

- личные контакты;

- фирмы-дилеры;

- таможенное управление.

 

3.3 Информация о компаниях-конкурентах — это данные об организациях, которые:

- предлагают подобные продукты или услуги;

- предлагают альтернативные продукты или услуги;

- могут предложить подобные продукты или услуги в будущем;

- могут вообще ликвидировать потребность в товаре или услуге.

 

Источники информации о компаниях-конкурентах:

- базы данных в Интернете (реестры компаний, базы данных с маркетинговыми исследованиями), другие интернет-ресурсы (например, онлайн- издания);

- системы анализа рынков и компаний:

- СПАРК (Интерфакс) — система профессионального анализа рынков и компаний («Интерфакс — Агентство корпоративной информации»), Специализируется на создании и предоставлении аналитической информации любого уровня сложности о компаниях, рынках товаров и услуг, отраслях экономики России, других стран СНГ, а также Восточной Европы, Юго- Восточной и Центральной Азии);

- база данных СКРИН (группа РТС) — база данных по российским компаниям, отраслям, регионам Российской Федерации;

- компания FIRA (First Independent Rating Agency - «Первое независимое рейтинговое агентство») — специализируется на предоставлении качественной статистической информации по российским рынкам на основе оригинальных данных органов государственной статистики России;

- клиентские базы действующих предприятий информационно-аналитических компаний;

- сайты самих компаний-конкуреитов (информация о конкретных продуктах);

- контакты собственных сотрудников с поставщиками, клиентами;

- сайты компаний — розничных и оптовых продавцов (информация о конкретных продуктах);

- сайты национальных патентных бюро (информация о патентах и торговых марках);

- новостные сайты, публикующие дайджесты новостей (новости общего характера);

- интервью руководителей в СМИ (мнение о путях развития своей компании, о кадровых изменениях либо о расширении производства, маркетинговых идеях, контрактах и деловых успехах);

- выставки и конференции (часто используются для представления новых продуктов и идей);

- контакты с отраслевыми экспертами и консультантами, журналистами, пишущими на темы продаж, покупателями и поставщиками конкурента, бывшими сотрудниками конкурента (являются носителями детальных сведений о действиях конкурента, его процессе принятия решений и т.д.).

Внешнюю информацию следует давать в оптимальном объеме, ориентировать на объект планирования и интересы потенциальных инвесторов.

Эта информация достаточно обширна. Крупные фирмы имеют соответствующие аналитические и юридические отделы, задача которых - отслеживать все нововведения в законодательстве и на рынке.

Для малого предприятия содержать такой отдел зачастую не под силу. В этом случае для проведения переговоров привлекаются эксперты и консультанты.

Для любой фирмы источником информации могут стать подписные издания аналитического характера, СМИ, ресурсы интернета,

Необходимые данные можно получить, обратившись в фирму, специализирующуюся на маркетинговых исследованиях, а можно провести и собственные исследования. Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах.

При этом следует учесть, что важную роль играют вопросы защиты информации от нежелательного использования. Закон определяет порядок отнесения информации к коммерческой тайне, однако не регламентирует многие этические моменты сбора информации. Поэтому в процессе информационной подготовки к переговорам следует руководствоваться значимостью конечной информации по отношению к этическим и моральным нормам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: