Классификации отклоняющегося развития. Виды




Реферат

На тему:

«Дизонтогенез и дизонтогении (определение, виды, факторы, особенности дизонтогенеза)»

 

Дисциплина «Клиника интеллектуальных нарушений»

 

Выполнила: Синникова Екатерина Валерьевна

Студентка 4 курса

14.С(Д)ОЗБ.15СП.1

Заочной формы обучения

 

 

Москва 2019 г


Содержание

 

Введение……………………………………………………………….....3

1. Определение понятий, факторы ………… ………………………...4

2. Этиология и патогенез………………………………………………..4

3. Классификации отклоняющегося развития. Виды.………………..5

4. Особенности дизонтогенеза………………………………………….6

Заключение………………………………………………………………9

Список используемой литературы…………………………………….10

 

 

Введение

Термин «дизонтогения» был введен представителями клини­ческой медицины для обозначения различных форм нарушения нор­мального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости.

Для обозначения отклонений в форми­ровании структур организма в период внутриутробного развития, первым в 1927 году упо­требил термин «дизонтогения» Густав Альберт Швальбе, немецкий анатом, антрополог и преподаватель, доктор медицины.

В настоящее время дизонтогенезом обозначают различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма ещё не достигли зрелости.

В российской дефектологии применительно к дизонтогениям принят термин аномалия развития.

Основными типами психического дизонтогенеза считаются регрессии, распад, ретардации и асинхронии психического развития.

 

Понятие дезонтогенез и дезонтогении. Факторы

Дизонтогенез –нарушение темпов и содержания нормального развития ввозрасте, когда морфофункциональные системы ещё не достигли зрелости Дизонтогении – отдельные аномалии развития.

Термин был введён представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза. Одним из первых его употребил А. И. Швальбе в 1927 году для обозначения отклонений в формировании структур организма в период внутриутробного развития. В отечественной психологии длительное время использовалось понятие «аномалии развития».Применительно к детям с дизонтогенией чаще всего используют такие понятия как «дети группы риска», дети с особыми нуждами» «дети с ограниченными возможностями здоровья», «плохо адаптирующиеся дети».
Обобщение содержания работ Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, Б.В.Зейгарник, а также исследований В.В.Лебединского, Г.Е.Сухаревой, М.С.Певзнер, Э.Г.Симерницкой и др., можно выделить основные факторы, влияющие на тип возникшей у ребёнка дизонтогении:
1. Возрастная и временная обусловленность дизонтогении (время и длительность воздействия повреждающих факторов). По В.В.Лебединскому это второй параметр дизонтогенеза, связанный со временем поражения. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление недоразвития. Чаще повреждаются функциональные системы с относительно коротким периодом развития.
2. Этиология повреждающих факторов.
3. Распространённость болезненного процесса (локальность или системность патогенного воздействия). По В.В.Лебединскому это первый параметр, который связан с функциональной локализацией и позволяющий выделять частный и общий дефекты.
4. Степень нарушения межфункциональных связей. По В.В.Лебединскому это четвёртый параметр характеризующий психический дизонтогенез. Новые функции и качества возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. К межфункциональным отношениям относят явления временной независимости функций, ассоциативные и иерархические связи.

 

 

Этиология и патогенез

Нарушения нервной системы могут быть вызваны как биологическими, так и социальными факторами.

Биологические факторы:

· Нарушения развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.

· Внутриутробные нарушения (тяжёлые токсикозы беременности, токсоплазмоз, краснуха и другие внутриутробные инфекции, различные интоксикации, в том числе гормонального и лекарственного происхождения)

· Патологии родов

· Инфекционные заболевания

· Интоксикации

· Травмы

· Опухолевые образования раннего постнатального периода

Большое значение для развития патологии имеет время повреждения (чем раньше действует патогенный фактор, тем более выражен объём повреждения), мозговая локализация процесса и степень его распространённости (как правило, при локальном поражении компенсация, значительно выше, чем при дефицитарности на фоне общемозговой недостаточности, наблюдаемой при диффузных органических поражениях), а также интенсивность повреждения.

Социальные факторы:

В данном случае проявления дизонтогенеза менее грубые по степени выраженности и, в принципе, обратимые.

· Эмоциональная и культуральная депривация

· Неблагоприятные условия воспитания

· Разного рода стрессогенные факторы

· Патологически закрепившиеся реакции протеста, имитации, отказа, оппозиции и т. д.

 

Классификации отклоняющегося развития. Виды

Причиной дизонтогенеза чаще всего являются локальные и системные нарушения ЦНС. К локальным можно отнести дефекты отдельных анализаторов.

Сложные дефекты, например, умственная отсталость, являются системными.
Выготский одним из первых предложил классификацию отклоняющегося развития. Она включала три типа дефектов:1) повреждение или недостаток воспринимающих органов (слепота, глухота и пр.), 2) повреждение или недостаток частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки), 3) недостаток или повреждение ЦНС (слабоумие).
Г.Е.Сухарева с позиций патогенеза выделяет три вида отклоняющегося развития: 1) задержанное развитие; 2) повреждённое развитие; 3) искажённое развитие.
Г.К.Ушакова и В.В.Ковалёва выделяют два основных вида психического дизонтогенеза: 1) ретардация; 2) асинхрония.
Наиболее полной в настоящее время считается классификация психического дизонтогенеза В.В.Лебединского. Автор выделяет следующие разновидности дизонтогенеза:
1. Психическое недоразвитие. Примером служит умственная отсталость. Характерно раннее поражение мозговых структур.
2. Задержанное психическое развитие (ретардация). Характеризуется замедленным темпом формирования познавательной и эмоциональной сфер.
3. Повреждённое психическое развитие. Локальное поражение какого-либо анализатора или струкрур головного мозга. Патологическое воздействие на мозг произошло в период, когда их морфологическое и функциональное созревание было практически завершено.
4. Искажённое развитие (асинхрония). Характерно патологически ускоренное асинхронное развитие отдельных психических функций. Примером служит ранний детский аутизм.
5. Дисгармоническое развитие это форма нарушения развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур. Примером служат психопатии.

6. Дефицитарное развитие. Характеризуется тяжёлым недоразвитием или повреждением отдельных анализаторных систем: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др.
Психопатии – аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. В патопсихологии выделяют три основных критерия, характеризующих психопатию: 1) тотальность патологических черт характера; 2) относительную стабильность их проявлений в течение жизни; 3) социальная дезадаптация.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: