Понятие фактуры имеет много значений. Наиболее распространенным является понимание фактуры как характера поверхности предмета.
Фактура вместе с формой, цветом, размерами помогает различать объекты предметного мира, т.е. ориентироваться в окружающем. Фактура определяется свойствами материала, из которого предмет состоит.
Фактура в искусстве, несомненно, отличается от фактуры реального мира. Но она является одним из «мостиков», перекинутых из мира реального в мир искусства, она позволяет более полно и глубоко прочитывать изображение.
Все наши определения характера поверхностей основаны на сравнительном анализе, на выявлении контрастного противопоставления или подобии пары понятий, т.е. пары «гладкий» – «шероховатый», «мягкий» – «колючий» или «гладкий» – «скользкий», «мягкий» – «пушистый». Штриховые фактурные пятна позволяют нам использовать привычку и опыт визуального «осязания» в создании графической композиции.
Так же как из отдельных букв складываются слова, из слов – предложения, а затем различные тексты, также и в графике из простых изобразительных элементов (точка, линия, штрих) формируются более сложные (пятна, ритмические линейные структуры и т.д.), а они в свою очередь, подчиняясь воле автора, собираются в графические композиции.
Для того чтобы успешно справиться с заданием, необходимо начать изучение возможностей штриха. Штрих, ориентированный на фактуру поверхности, и штрих декоративный подходят для этой цели, как нельзя лучше.
Выполнение «таблиц фактурных полей» необходимо для того, чтобы была возможность до работы над композицией сравнить на практике различные по начертанию графические фактуры, понять их структуру, почувствовать ритм, осмыслить «сходство – различие» и осознанно затем использовать этот опыт.На «черновике» таблицы штриховые группы могут быть образованы любыми простыми графическими элементами, повторяющимися через малые интервалы. Также можно создавать простые орнаментальные построения, используя для этого простейшие знаковые модули. В результате получаются так называемые «фактурные поля». Под «фактурным полем» следует понимать графическую разработку листа бумаги, которая придает поверхности листа характер, присущий только данной графической манере. В таблице в небольших квадратах (3x3 или 4x4 см) представлены как бы вырезанные фрагменты этих полей. В «черновике» предлагается «сочинить» как можно больше различных «фактурных полей», а в таблицу включить наиболее удобные в работе. Речь идет о штриховых монотонных фактурах, создающих монотонный, ровный «визуальный шум». Такие фактуры более управляемы и менее самостоятельны, в отличие от ярких декоративных фактур и выразительных фактур-композиций.
|
Кроме этого, следует посоветовать использовать преимущественно «рукописные» графические фактуры, в отличие от вычерченных при помощи чертежных инструментов, хотя небрежность совершенно недопустима. Выполненные «от руки» фактуры дадут неоценимый опыт живого графического освоения поверхности.
Есть еще гораздо более широкое понимание фактуры, имеющее образный характер. В широком смысле фактура – это совокупность, целостное единство ярко выраженных свойств, свойств внешних и внутренних, поверхностных и содержательных. Люди и города, страны и эпохи обладают образной фактурой, отчетливо выраженной цельностью внешности и сущности. В чем-то это сродни стилю. В отличие от стиля, образная фактура почти не поддается системному анализу, воспринимается на эмоционально-чувственном уровне и включает в себя порой невероятное количество компонентов. Здесь фактура – как характер, «фактура» Самарканда или Петербурга включает в себя не только особенности архитектурных стилей, но и быт людей, специфику общественного самосознания и многое другое. Это понимание фактуры мы используем, когда хотим в произведении изобразительного искусства передать не только стиль, но и дух эпохи, страны, города.
|
И все-таки, в большей степени, нас интересует фактура как характер поверхности, причем применительно к изображению.
Систематизация фактур, их классификация – дело весьма непростое. Отчего это так? Нам кажется, что любая классификация фактур достаточно условна, так как пытается препарировать явление с множеством внутренних связей. Мы пытаемся одновременно увидеть уникальность, особенность какой-либо фактуры и тут же объединить с другими по принципу схожести.
Серьезную работу по систематизации штриха провел Н. Атабеков. Следует лишь сразу оговориться, что он работал в области черчения, научно-технической иллюстрации, картографии. Поэтому не все его разработки легко применимы в живом художественном творчестве, все они предполагают вычерчивание с помощью инструментов, у большинства – строгие геометрические ритмичные схемы построения.
Конструируя, «сочиняя» фактурные поля, особое внимание можно уделить простым и элементарным, монотонным фактурам. Они разнообразны, легче в начертании и в применении, чем многие другие.