На курсовую работу
КР. 38.02.07 18 ДКП 20 П3
По учебной дисциплине/профессиональному модулю «Экономика организации»____________
студенту I курса, группы 18 ДКП___________________________________________________
_______ Чепкова Екатерина Сергеевна_______________________________________ _
(фамилия, имя, отчество)
1. Тема работы Расчет технико-экономических показателей работы цеха по производству заготовок ездовых камер 220-508 с годовой производительностью 1400000 штук _____________________________________________________________________________
2. Исходные данные технико-экономические показатели работы цеха по производству заготовок ездовых камер 220-508 с годовой производительностью 1400000 штук ____________________
3. Содержание пояснительной записки (перечень вопросов, подлежащих разработке)_________
1 Технико-экономическое планирование на предприятии_________________________________
1.1 Общая характеристика технико-экономического планирования_________________________
1.2 Содержание и показатели основных разделов Плана технико-экономического развития предприятия_______________________________________________________________________
2 Расчет технико-экономических показателей работы цеха по производству заготовок ездовых камер 220-508 с годовой производительностью 1400000 штук_________________ _ _________
2.1 Краткий технологический процесс_по производству заготовок ездовых камер 220-508_______________________________________________________________________________
2.2 Расчет капитальных затрат производственного цеха _ __________________________________
2.3 Расчет численности работников производственного цеха и их фонда заработной платы _____
2.4 Расчет себестоимости и цены продукции производственного цеха_______________________
4. Содержание дополнительной части _________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Дата выдачи задания «01 » февраля 20 19 г.
Дата окончания «10 » мая 20 19 г.
Руководитель
курсовой работы _________________________Дисюк В. В.
подпись ФИО
Студент _____________________ Чепкова Е. С.
подпись ФИО
Оглавление
Введение. 4
1 Технико-экономическое планирование на предприятии. 5
1.1 Общая характеристика технико-экономического планирования. 5
1.2 Содержание и показатели основных разделов Плана технико-экономического развития предприятия. 7
2 Расчёт технико-экономических показателей работы цеха по производству заготовок ездовых камер 220-508 с годовой производительностью 1400000 штук. 17
2.1 Краткий технологический процесс по производству заготовок ездовых камер 220-508. 17
2.2 Расчёт капитальных затрат производственного цеха. 17
2.3 Расчёт численности работников производственного цеха и их фонда заработной платы.. 22
2.4 Расчет себестоимости и цены продукции производственного цеха. 33
Заключение. 44
Список использованных источников. 45
Введение
Планирование – важнейшая составная часть современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей общества и достижения целей предприятия.
Цель технико-экономического планирования заключается в выполнении выработанной стратегии путем разработки плана развития предприятия.
Главными задачами технико-экономического планирования являются:
– разработка на основе выбранного «бизнес-портфеля» ассортиментно-номенклатурных планов;
– определение потребности в ресурсах (производственных мощностях, основных фондах, материальных, трудовых и финансовых ресурсах);
– обеспечение пропорционального развития имущественно-производственного комплекса предприятия;
– определение потребности в инвестициях;
– обеспечение снижения издержек производства и себестоимости выпускаемой продукции;
– обеспечение соответствующего «качества жизни» персонала предприятия (производительность труда, уровень оплаты, условия труда, условия быта, социально-психологический климат, безопасность жизнедеятельности).
План технико-экономического развития предприятия включает следующие разделы:
1. План производства и реализации продукции.
2. План организационно-технического развития.
3. План материально-технического обеспечения.
4. План по труду и его оплате.
5. План по себестоимости и прибыли.
В данной курсовой работе мы рассмотрим показатели теоретических аспектов планирования. Также рассчитаем капитальные затраты на производство продукции, численность работников и их фонд заработной платы. Составим сметы цеховых расходов. Определим себестоимость и оптовую цену продукции.
1 Технико-экономическое планирование на предприятии
1.1 Общая характеристика технико-экономического планирования
Планирование является основой управления экономикой страны, хозяйственного руководства государственным предприятием.
Технико-экономическое планирование представляет собой систему расчетов по разработке планов технического, экономического, организационного и социального развития предприятий, направленная на выполнение в соответствующем плановом периоде государственных заказов и заказов потребителей.
Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости, как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.
Оно включает в себя совокупность планов по различным направлениям деятельности предприятия. Совокупность этих планов не является постоянной, а зависит от существующих отношений в обществе. В условиях командно-административной системы управления экономикой предприятия разрабатывали так называемый план комплексного экономического и социального развития. Такая система планов была хорошо обоснована и соответствовала существовавшей в то время системе управления экономикой страны. Применявшиеся принципы и решения по планированию ряда аспектов деятельности предприятия применимы и сегодня, хотя в целом эта система планирования устарела.
Переход к рыночным отношениям привел к изменению системы планирования на предприятиях, стали разрабатывать бизнес-планы работы. В существующих сегодня бизнес-планах предприятий выделяют следующие разделы:
1. Общая характеристика предприятия с описанием выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
2. План маркетинга.
3. Характеристика технического потенциала.
4. План производства продукции.
5. В планах некоторых предприятий также выделяют:
– план по труду и заработной плате;
– план по издержкам производства;
– план материально-технического снабжения.
6. Финансовый план.
Параллельно с разработкой бизнес-планов работы предприятия для получения инвестиций разрабатывают бизнес-планы инвестиционных проектов, т. е. на предприятиях имеется два плана: бизнес-план работы предприятия как комплексный план экономического и социального развития и бизнес-план инвестиционного проекта. Эти планы имеют различное назначение и, соответственно, должны иметь различное содержание. Что же касается бизнес-плана работы предприятия, то следует отметить, поскольку планирование - это одна из важнейших основных функций управления, то без разработки комплексного плана развития предприятие не может функционировать. Применительно к современным условиям можно сформулировать требования к его структуре.
1. Исходными данными для планирования деятельности предприятия являются показатели рынка, содержащиеся в плане маркетинга.
2. Для обеспечения выпуска запланированного объема продукции, оказания услуг необходимо произвести расчет потребности в необходимых ресурсах. Среди них выделяют следующие группы:
– средства производства;
– сырье, материалы, полуфабрикаты и услуги со стороны; рабочая сила.
3. Для определения финансовых результатов производят расчеты затрат и прибыли.
4. Главным ориентиром формирования планов является сохранение платежеспособности (ликвидности) предприятия.
5. Основой составления планов по конкретным направлениям деятельности предприятия являются конкретные задачи, которые определяются в натуральных или стоимостных (или одновременно в тех и других) показателях.
6. После разработки планов по отдельным направлениям необходим анализ для выявления и устранения несоответствия между ними, а также их взаимная увязка.
Содержание и показатели основных разделов Плана технико-экономического развития предприятия
Технико-экономическое планирование включает в себя следующие разделы:
1. План производства и реализации продукции;
2. План организационно-технического развития;
3. План материально-технического обеспечения;
4. План по труду и его оплате;
5. План по себестоимости и прибыли.
Рассмотрим каждый из разделов подробнее.
План производства и реализации продукции должен удовлетворять конкретные потребности покупателей (потребителей) и быть тесно связан с разрабатываемой общей стратегией развития предприятия, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.
В годовом плане производства каждого предприятия содержится взаимосвязанная система следующих плановых показателей:
– основная цель производственной деятельности предприятия и ее отдельных подразделений на плановый период;
– объем и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;
– расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков, подтверждающих ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесия спроса и предложения;
– определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;
– распределение планируемых работ по основным цехам, а также сроком изготовления и поставок продукции на рынок;
– выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;
– обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров, работ и услуг, контроля выполнения планов производства и реализации продукции.
План производства и реализации продукции является основным и ведущим разделом годового комплексного плана предприятия. На его основе разрабатываются все другие разделы и показатели годового плана.
Разработке плана производства и реализации продукции должны предшествовать маркетинговые исследования по определению бизнес-портфеля предприятия.
Основные подразделы плана производства и реализации продукции:
– план производства продукции, работ, услуг;
– план продаж (реализации продукции, работ, услуг);
– план развития производственных мощностей.
Исходными данными для расчетов служат:
– объемы продаж в номенклатуре и ассортименте, подготовленные службой маркетинга;
– производственные мощности предприятия по технологическим переделам;
– цены, действующие в плановом периоде;
– остатки незавершенного производства на начало периода;
– остатки готовой продукции на складах на начало периода.
Основными показателями плана производства и реализации продукции являются:
– объем продаж;
– номенклатура и ассортимент выпуска продукции;
– объем выпуска товарной продукции в стоимостном выражении;
– объем валовой продукции с учетом изменения объемов незавершенного производства.
В планах производства устанавливаются основные источники и размеры финансирования по каждому виду деятельности предприятия, предельно-допустимые затраты по этапу и виду работ, конечные результаты по отдельным подразделениям, видам потоков и сроком поступления денежных средств. В ходе внутрипроизводственного планирования каждое структурное подразделение, цех или отдел разрабатывают свои планы производственной деятельности, которые затем увязываются с общим планом предприятия.
По уровню управления производственные планы бывают: общими по предприятию, цеховыми, бригадными и т.д. На малых предприятиях разрабатывается, как правило, общий план производственно-хозяйственной деятельности.
В годовых планах производства и реализации продукции решают следующие основные задачи:
– определение основных плановых заданий каждому подразделению предприятия;
– выявление и устранение возникающих нестыковок в межцеховых планах;
– взаимодействие основных показателей долгосрочных и текущих планов производства;
– распределение производства ресурсов между подразделениями предприятия.
На предприятиях планирование научно-технического прогресса осуществляется путем разработки и реализации плана организационно-технического развития — одного из разделов плана предприятия. Данный раздел определяет техническую политику на предприятиях. Техническое развитие предприятия представляет собой процесс совершенствования техники, технологии, выпускаемых изделий и услуг (видов обработки) и профессиональных возможностей кадров в целях интенсификации производства, повышения его эффективности и качества продукции.
В плане организационно-технического развития (ОТР) находят свое отражение организационно-технические мероприятия (ОТМ), направленные на выявление внутрипроизводственных резервов по повышению технико-организационного уровня производства, улучшению использования и прироста производственных мощностей цехов, интенсификации производственных процессов, повышению качества продукции.
Внедрение ОТМ приводит к изменению нормативной базы как основы планирования и последующей корректировке плановых показателей (повышению или снижению), таких как снижение себестоимости, материалоемкость продукции, рост производительности труда, фондоотдача, выручка от продаж, прибыль и рентабельность.
Следовательно, мероприятия ОТР позволяют качественно обосновать повышение конкурентоспособности предприятия и упрочить его положение на рынке.
Исходными материалами при разработке плана ОТР являются:
– базовая и функциональная (обеспечивающие) стратегии;
– спрос на профильную и новую продукцию по различным рыночным сегментам;
– прогнозы научно-технического прогресса в отрасли;
– расчеты производственных мощностей предприятия и основных цехов;
– результаты анализа технико-организационного уровня производства;
– анализ качества продукции, выпускаемой в течение 5 лет и более;
– лицензии, патенты, рационализаторские предложения работников предприятия;
– хозяйственные договора на проектно-конструкторские разработки сторонних организаций;
– заказы цехов на внедрение новых технологических процессов, методов организации производства и труда.
План ОТР определяет три основных направления:
– совершенствование продукции;
– совершенствование техники, технологии, организации производства труда и управления;
– сводные экономические результаты и показатели плана.
План ОТР включает следующие разделы:
– освоение новых видов и повышение качества выпускаемой продукции;
– план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
– разработка и внедрение системы управления качеством продукции;
– снятие устаревших моделей изделий с производства;
– внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов;
– повышение технического уровня основных и вспомогательных цехов;
– внедрение организации труда на основе аттестации рабочих мест;
– мероприятия по экономии сырья, материалов, топлива и энергии;
– повышение организационного уровня цехов;
– сводные экономические результаты и показатели плана ОТР.
В каждом разделе плана объектом планирования являются организационно-технические мероприятия. В плановых формах разделов указываются их содержание, ответственные исполнители, сроки внедрения, затраты и экономический эффект.
Финансирование ОТМ осуществляется за счет денежных средств, полученных от основной операционной деятельности (себестоимости) или инвестиций.
Источниками инвестиций являются:
– чистая прибыль (фонд накопления);
– целевое финансирование за счет внебюджетных фондов;
– кредиты банка;
– эмиссия и размещение ценных бумаг;
– бюджетные ассигнования.
По выбранным источникам рассчитывается экономический эффект и ранжирование с точки зрения приоритетности включения в планы. Если при формировании финансового плана выясняется, что предприятие не получит заранее рассчитанной прибыли, то ОТМ корректируется, а в планы включаются дополнительные мероприятия по интенсификации производства, для того чтобы увеличить плановую прибыль.
План материально-технического обеспечения представляет собой совокупность документов, в которых отражена и оценена потребность в материальных ресурсах и предложены варианты источников удовлетворения данной потребности.
Иными словами, план МТО – это важнейшая часть долгосрочного стратегического планирования организации и ее экономического развития. Стоимость необходимых для потребления ресурсов определяется планово-заготовительными ценами, состоящими из следующих элементов:
1. цен оптовых поставщиков. Они определяют величину предложения первичных продавцов – владельцев ресурсов и стоимость единицы сырья, по которой сделка купли-продажи может быть осуществлена;
2. железнодорожных тарифов, которые играют немаловажную роль при определении фактической цены приобретаемого сырья. Они также находят свое отражение в конечных ценах и определяют величину себестоимости доставки;
3. снабженческо-сбытовой организации, которая перекупает у оптовиков ресурсы по оптовым ценам, затем перепродает их по завышенным ценам. В них она включает стоимость собственных услуг посредничества. Таким образом, ее прибыль составляет разницу между оптовой ценой ресурсов и ее собственной;
4. издержек по таре, которые включают все денежные затраты, связанные с упаковкой;
5. расходов по доставке на предприятие – это денежные средства, которые организация оплачивает за доставку непосредственно на склад предприятия или непосредственно в его подразделения (цеха) для последующей обработки.
Номенклатура-ценник – наиболее полный документ предстоящих расходов. Благодаря его наличию организация соотносит необходимое с возможным и определяет ту величину сырья и материалов, которая сможет удовлетворить потребности производства и в то же время будет оптимальной по цене. Условиями разработки обоснованных планов материально-технического обеспечения являются прогрессивные нормы расхода сырья и топлива. Норма расхода оборотных средств – это наибольшая цена, ее максимально допустимая величина, которая устанавливается в соответствии с определенными производственными условиями материальных затрат на производство единицы продукции.
Планирование показателей по труду и заработной плате - это процесс выработки мер по оптимальному использованию трудовых ресурсов с учетом их квалификации и рационального воспроизводства. План по труду и заработной плате - это емкий и структурированный по разделам директивный документ, разрабатываемый не менее чем на один год и формирующий условия целенаправленного подбора кадров, их включения в производственный и торговый процесс, организацию трудовых отношений на взаимовыгодных условиях.
Основными задачами плана по труду и заработной плате являются:
– выявление потребности в работниках, в том числе по профессиям, специальностям, квалификации, обеспечивающим достижение поставленной цели развития предприятия, используя проектируемую организационную структуру управления, отвечающую поставленным задачам по развитию предприятия;
– определение расходов на оплату труда (включая отчисления в социальные фонды), достаточных для стимулирования труда работников;
– выбор эффективных систем мотивации труда, формирующих условия выполнения количественных и качественных показателей плана хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
– обеспечение оптимального соотношения результатов труда и расходов на оплату труда.
Этот комплекс задач, решаемых в плане по труду и заработной плате, очень важен особенно для наукоемких компаний и предприятий сферы услуг, так как именно в этой сфере "кадры решают все": качество предоставляемых услуг, объем реализуемой продукции и услуг, эффективность использования ресурсов. Поэтому при разработке этого плана необходима тщательная оценка кадрового потенциала (как первого этапа планирования), его соответствие решаемым задачам, необходимость и возможность качественного и количественного его изменения (с учетом Трудового кодекса Российской Федерации, коллективного договора и других регламентирующих трудовые отношения документов).
Решаемые задачи предопределили и комплекс плановых показателей по труду и заработной плате, а также разделы этого плана.
К показателям плана по труду и заработной плате относятся:
1) объем выработки на одного работника, исходя из нормо-часов, интенсивности загрузки, трудоемкости производства и реализации продукции (в сфере услуг это производительность труда, измеряемая в стоимостных показателях);
2) количество работников и их квалификационный состав с учетом организационной структуры предприятия, функционального назначения, производительности труда; сменности работы персонала; недельной нормы времени в соответствии с ТК РФ и коллективным договором;
3) почасовая (повременная) заработная плата с учетом тарифа и нормы времени;
4) сдельные расценки оплаты труда, исходя из нормы выработки, трудоемкости за единицу выполненного объема работ;
5) сумма расходов на оплату труда, включая фонд оплаты труда, обязательные отчисления в социальные фонды: пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования, социального страхования, а также в фонды добровольного страхования персонала;
6) средняя месячная заработная плата работников, включая все виды выплат и поощрений;
7) коэффициент полезного использования рабочего времени;
8) средства на расходы и выплаты социального характера.
Планирование себестоимости продукции занимает центральное место во всей системе внутрифирменного планирования. Объем производства, ассортимент, качество продукции, степень использования сырья, материалов, топлива, энергии, производственных мощностей, уровень организации труда, производительность труда и все другие элементы производства находят отражение в себестоимости продукции и влияют на нее.
Цель разработки плановых показателей себестоимости - определить размер снижения себестоимости продукции за счет повышения эффективности производства, выявления и ликвидации нецелесообразных затрат. Учет и калькулирование себестоимости, анализ данных учета позволяют выявить резервы снижения затрат на производство продукции.
Основная задача планирования себестоимости заключается в определении оптимального размера затрат, необходимых в планируемом периоде на производство и реализацию продукции при наиболее эффективном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
При планировании себестоимости продукции решается целый ряд планово-экономических задач:
– калькулируется себестоимость основных видов продукции предприятия;
– создается база для разработки оптовых цен;
– выявляется возможное сокращение затрат на производство продукции;
– определяются размеры снижения затрат по основным технико-экономическим факторам;
– закладываются основы для организации внутрипроизводственных экономических отношений между структурными подразделениями предприятия.
Планирование себестоимости является составной частью планирования производства.
Показатели, образующие себестоимость, разрабатываются предприятием самостоятельно, исходя из задачи максимального сокращения затрат за счет:
– экономии материальных затрат в производстве в результате повышения коэффициента использования сырья, использования наиболее экономных материалов, рационального и комплексного использования отходов, сокращения транспортно-заготовительных расходов;
– ликвидации потерь от брака при создании оптимальных технологических режимов и установлении должного контроля за качеством сырья и материалов и их хранением на всех участках производства;
– роста производительности труда (уменьшения затрат труда на единицу продукции) при лучшем использовании имеющихся и применении новых, более совершенных механизмов и оборудования, внедрения передовых методов организации и технологии производства, а также последовательном осуществлении механизации вспомогательных и подсобных работ и ликвидации потерь рабочего времени;
– экономии по административно-управленческим расходам за счет рационализации управления производством и устранения излишеств в аппарате управления;
– ликвидации непроизводительных расходов, вызываемых, в частности, нарушением плановой дисциплины и договорных обязательств;
– лучшего использования производственных мощностей, организации ритмичной работы предприятия.
План по себестоимости продукции содержит определение снижения затрат на рубль товарной продукции по сравнению с предыдущим периодом, смету затрат на производство, калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, свод всех затрат на производство по элементам и статьям затрат, сметы общепроизводственных, общехозяйственных внепроизводственных расходов, транспортно-заготовительных расходов.
Информационная база для разработки плана по себестоимости продукции состоит в следующем:
– показатели плана по производству и реализации продукции;
– показатели плана по труду и заработной плате;
– показатели плана по материально-техническому обеспечению;
– результаты расчетов изменения себестоимости продукции по основным технико-экономическим факторам;
– плановые нормы и нормативы;
– данные о движении основных фондов и размерах амортизационных отчислений; план-график планово-предупредительного ремонта на предприятии; договорные оптовые цены на комплектующие изделия, сырье, материалы, топливо, энергию всех видов и услуги, получаемые полуфабрикаты, инструменты и услуги цехов.
Расчёт технико-экономических показателей работы цеха по производству заготовок ездовых камер 220-508 с годовой производительностью 1400000 штук