Требования и характеристики формирования
эффективных структур управления
сокращение размеров подразделений и укомплектование
их более квалифицированным персоналом
уменьшение числа уровней управления
групповая организация труда как основа новой структуры управления
ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур,
на запросы потребителей
создание условий для гибкой комплектации продукции
минимизация запасов
быстрая реакция на изменения
гибко переналаживаемое оборудование
высокая производительность и низкие затраты
безупречное качество продукции и ориентация
на прочные связи с потребителем.
Рисунок 26 – Требования к формированию эффективных структур управления персоналом
Управленческие стратегии,
направленные на формирование новых трудовых ценностей.
1. Политика привлечения и активизации линейных руководителей.
2. Установка на использование преимущественно экономических,
а не административных методов управления.
3. Поддержание стиля управления, сочетающего авторитарность
с коллегиальностью.
4. Формализация отношений и коммуникаций.
5. В кадровой политике – омоложение кадрового состава,
профессионализация кадров.
6. Развитие социальных программ, основанных на принципах
избирательного доступа к гарантиям и льготам.
Рисунок 27 - Управленческие стратегии, направленные на формирование новых трудовых ценностей
Задачи системы управления персоналом на предприятии в области подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации:
1. выработка стратегии формирования квалифицированных кадров;
2. определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам;
3. правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки
и повышения квалификации;
4. выбор программно-методического и материально-технического
обеспечения процесса обучения как важного условия качественного
обучения;
5. поиск средств для финансирования всех видов обучения в
необходимом количестве и с необходимым качеством.
Рисунок 28 - Задачи системы управления персоналом на предприятии в области подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации
Принципы | Осуществляются |
Обучение на уровне требований передовой техники производства | 1. Глубоким знанием научных основ производства. 2. Применением в учебном процессе самых современных машин и механизмов, передовых технологических процессов и способов труда. |
Обучение на основе производительного труда | 3. Строгим соблюдением программ производственного обучения. 4. Выполнением производственных общественно-полезных работ в процессе обучения. 5. Сочетанием обучения в учебных цехах и на производственных участках. |
Наглядность обучения | 6. Проведением экскурсий, показом технологических, трудовых процессов и их элементов, демонстрацией кинофильмов, образцов моделей, макетов, схем, чертежей и т.д.. 7. Постоянным пополнением учебных кабинетов наглядными пособиями и совершенствованием методов их использования. |
Систематичность и последовательность в обучении. | 8. Строгим соблюдением системы обучения по программе. Постоянным переходом от известного материала к неизвестному, от простых работ к сложным. 9. Правильным подбором упражнений и учебно-производственных программ и заданий. |
Доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. | 10. Продуманным дозированием учебного материала. 11. Применением разнообразных методов обучения в соответствии с характером учебного материала и предоставлением своевременной помощи учащимся. 12. Установлением для учащихся норм времени в зависимости от периодов обучения. |
Прочность усвоения знаний и навыков | 13. Ярким, доходчивым и запоминаться объяснением и показом. 14. Систематическим повторением и постепенным усложнением материала, что изучается, подачей его в разных сочетаниях. 15. Максимальной активностью и самостоятельностью учащихся в выполнении ими заданий. |
Рисунок 29 - Основные принципы обучения
Основные показатели качества трудовой жизни на предприятии
1. Условия труда (освещенность, загазованность, запыленность, загрязненность, шум, вибрация и др.)
2. Число несчастных случаев
3. Профессиональные заболевания
4. Текучесть кадров
5. Невыходы на работу по неуважительным причинам
6. Число жалоб на представителей администрации и условия труда
7. Число трудовых конфликтов
8. Обследование мнения работников (удовлетворенность трудом, условиями труда, отношение к администрации, отношения в коллективе)
Рисунок 30 - Основные показатели качества трудовой жизни на предприятии
Мероприятий и методы, направленные на формирование
здоровой этической основы трудовых отношений
– корпоративные кодексы, представляющие собой свод принципов и
правил делового поведения, являются центральным элементом
корпоративной этики. Сегодня их имеют почти все компании корпорации и
около половины мелких фирм.
– «карты этики» — набор этических правил и рекомендаций,
конкретизирующих этический кодекс корпорации для каждого сотрудника
компании. Они содержат также имя и телефон консультанта компании по
этическим вопросам.
– комитеты (или отдельные специалисты) по этике призваны вырабатывать
этическую политику организации, а также решать конкретные этические
проблемы, возникающие в ходе повседневной практики.
– обучение сотрудников и руководителей этичному поведению проводится,
как правило, на базе семинаров и краткосрочных курсов. Этическая
проблематика также активно интегрируется в систему высшего образования.
– этическая экспертиза представляет собой всесторонний анализ
конкретного аспекта деятельности организации или отдельного проекта.
Рисунок 31 - Мероприятий и методы, направленные на формирование здоровой этической основы трудовых отношений
Тип стратегии организации (стадия развития организации, на которой преимущественно реализуется стратегия) | Уровень планирования | |||
долгосрочный (стратегический) | среднесрочный (управленческий) | краткосрочный (оперативный) | ||
Закрытая кадровая политика | ||||
1. Предпринимательская (стадия формирования) 2. Динамического роста (стадия интенсивного роста) | Создание собственных (фирменных) институтов | Поиск перспективных студентов, выплата стипендий, стажировка на предприятии | Привлечение друзей, родственников и знакомых | |
Планирование карьеры. Разработка нетрадиционных способов найма (пожизненный ¾ Япония) | Проведение внутрифирменных программ обучения с учетом личных потребностей в обучении. Разработка программ стимулирования труда в зависимости от вклада и выслуги лет | Набор сотрудников с высоким потенциалом и способностью к обучению. Проведение программ адаптации персонала | ||
3. Прибыльности (стадия стабилизации) | Разработка схем оптимизации труда, сокращение трудовых затрат | Реализация программ обучения управленческого персонала. Разработка социальных программ | Создание кружков «качества», активное включение персонала в оптимизацию деятельности организации. Использование ресурсов «внутреннего найма» ¾ совмещение | |
4. Ликвидационная | Не рассматривается | Проведение программ переподготовки Разработка программ частичной занятости по основному направлению с возможностью реализовать активность сотрудников в других направлениях, полезных фирме | Поиск рабочих мест для перемещаемого персонала. Увольнение в первую очередь новых сотрудников Культивирование «философии фирмы». Включение персонала в обсуждение перспектив развития организации и разработку проектов преодоления кризиса | |
Рисунок 32 - Кадровые мероприятия, реализуемые в закрытом типе кадровой политики
Рисунок 33 – Содержание информационного обеспечения СУП
Рисунок 35 - Активные методы привлечения персонала
Рисунок 36- Процесс адаптации и его эффективность
Рисунок 37 - Организация процесса адаптации
Рисунок 38 – Движение персонала
Рисунок 39 - Причины высвобождения персонала
Рисунок 40 - Внешнее и внутрифирменное обучение
Рисунок 41 – Формы обучения
Рисунок 42 - Направления повышения квалификации кадров
Рисунок 43 – Особенности повышения профессионального мастерства менеджеров
Рисунок 44 - Цели и механизм управления карьерой
Рисунок 45- Этапы деловой карьеры
Рисунок 46 - Иерархия потребностей по Маслоу
Рисунок 47 - Теория ожиданий В. Врума
Рисунок 48 -Действия руководителя при разрешении конфликтов
Рисунок 49 - Стратегии поведения менеджера при разрешении межличностных конфликтов