Тема 7.1. Международно-правовое регулирование социального обеспечения




 

1. Общая характеристика источников международно-правового регулирования социального обеспечения.

2. Международно-правовое регулирование права отдельных субъектов на социальное обеспечение.

 

1. Нормативные правовые акты в области социального обеспечения и принимаемые решения должны отвечать самым высоким требованиям, соответствовать общемировым стандартам прав человека и международным нормам социального обеспечения. Международные нормы в сфере социального обеспечения побуждают государства повышать уровень социальных гарантий, осуществлять прогрессивные социальные реформы с целью обеспечения равномерного и устойчивого развития социальной сферы, являются одним из путей, посредством которого результаты социальных достижений отдельных государств становятся известны в той или иной степени, за счет его внедрения на национальном уровне других стран становятся доступны для большинства слоев населения.

Все международные акты, регулирующие реализацию мер социальной политики и предоставление права на социальное обеспечение, можно классифицировать на три группы: акты ООН, акты МОТ, акты международных региональных организаций (Совет Европы, ЕС, СНГ).

1. В основе международно-правового регулирования социального обеспечения лежат акты Организации Объединенных Наций (ООН), закрепившие основополагающие права и свободы каждого человека, важной гарантией реализации которых является право на социальное обеспечение, включая право на социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную защиту, медицинское обслуживание.

1.1. Рассматривая международные акты в области социального обеспечения, следует остановиться на положениях Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Несмотря на то, что Всеобщая декларация прав человека была принята в форме резолюции Генеральной Ассамблеи, имеющей рекомендательный характер, со временем, в силу авторитетности и широкого применения, ее нормы стали обладать обязательной юридической силой.

В ст. 22 Всеобщей декларации прав человека закрепляется, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Особо в Декларации (ст. 25) выделяются приоритеты в области социальной политики: Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, согласно Декларации, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

1.2. Другим универсальным актом, целиком посвященным экономическим, социальным и культурным правам человека, является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. В Пакте закреплено не только право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9), но и предусматривается самая широкая охрана и помощь семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, в особенности пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании (ст. 10). Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению. В ст. 11 признается право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни.

2. Наиболее полно право на социальное обеспечение закреплено актами, принимаемыми Международной организацией труда. Среди целей и задач, закрепленных в Декларации МОТ "О целях и задачах Международной организации труда" 1944 г. (приложение к Уставу МОТ), признается обязательство Международной организации труда способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью повышение жизненного уровня; расширение социального обеспечения с тем, чтобы обеспечить основной доход для всех нуждающихся в такой защите и полное медицинское обслуживание; защиту благосостояния детей и матерей.

Право на социальное обеспечение регулируется следующими актами МОТ:

2.1. Конвенция МОТ 1962 г. № 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" (Россия не участвует) указывает, что всякая политика должна, прежде всего, направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу. Конвенция рассматривает повышение жизненного уровня в качестве основной цели при планировании экономического развития.

2.2. Конвенция МОТ 1952 г. № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (Россия не участвует) посвящена проблемам оказания медицинской помощи и предоставлению необходимого социального обеспечения в случае болезни, безработицы, старости, в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, по материнству, инвалидности, по случаю потери кормильца. В развитие Конвенции МОТ №102 была принята Конвенция МОТ 1967 г. № 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" (Россия не участвует).

2.3. Конвенция МОТ 1962 г. № 118 "О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения" (Россия не участвует) устанавливает гарантии иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения.

2.4. Конвенция МОТ 1982 г. № 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения" (Россия не участвует) решает вопросы, связанные с выбором законодательства и сохранения приобретаемых прав в области социального обеспечения.

Следует отметить, что ни одну из указанных Конвенций МОТ в сфере социального обеспечения Россия не ратифицировала.

2.5. На необходимость соблюдения права на социальное обеспечение и принятие мер по его реализации указывается в Рекомендации МОТ 1944 г. № 67 "Об обеспечении дохода". В Рекомендации отмечается, что существенным элементом социального обеспечения является обеспечение дохода с тем, чтобы уменьшать нуждаемость и предотвращать нищету путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость) или в связи с неспособностью получить оплачиваемую работу, или по причине смерти кормильца. Рекомендуется также организация обязательного социального страхования. Обеспечение потребностей лиц, не охваченных обязательным социальным страхованием, должно производиться системой социального вспомоществования; определенные категории лиц, в особенности находящиеся на иждивении дети и нуждающиеся инвалиды, престарелые лица и вдовы, должны иметь право на пособия в приемлемых размерах. В Рекомендации закрепляются совокупность случаев и круг лиц, которые должны быть охвачены системой социального страхования. К страховым случаям в Рекомендации отнесены: болезнь; материнство; инвалидность; старость; смерть кормильца; безработица; расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами; производственные травмы.

3. Россия является членом Совета Европы. В рамках данной организации был подписан уникальный международный договор, который впоследствии стал ядром общеевропейской системы защиты прав человека, - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Для России Конвенция вступила в силу 05.05.1998 г.

3.1. Значимым актом Совета Европы в области социально-экономических прав служит Европейская социальная хартия 1961 г. С 01.07.1999 г. вступила в силу Пересмотренная Европейская социальная хартия, в которой сведены все права, гарантированные Хартией 1961 г., с некоторыми поправками и некоторые новые права. В данном документе закреплено право на социальное обеспечение (ст. 12). В целях обеспечения эффективного осуществления права на социальное обеспечение стороны обязуются:

1. создать или поддерживать систему социального обеспечения;

2. поддерживать систему социального обеспечения на удовлетворительном уровне, как минимум на таком, который требуется для ратификации Европейского кодекса социального обеспечения;

3. добиваться постепенного подъема системы социального обеспечения на более высокий уровень;

4. принимать меры путем заключения соответствующих двусторонних и многосторонних соглашений или другими средствами и при соблюдении условий, предусмотренных в этих соглашениях, с тем, чтобы обеспечить:

a) равенство обращения для своих граждан и граждан других Сторон в том, что касается прав на социальное обеспечение, включая сохранение преимуществ, предоставленных законодательством о социальном обеспечении, независимо от любого передвижения защищаемого лица по территориям Сторон;

b) предоставление, сохранение и восстановление прав на социальное обеспечение такими средствами, как суммирование периодов страхования или трудового стажа, приобретенных в соответствии с законодательством каждой из Сторон.

В соответствии со ст. 13 в целях обеспечения эффективного осуществления права на социальную и медицинскую помощь Стороны обязуются:

1. обеспечить, чтобы любому лицу, которое не имеет достаточных средств к существованию и которое не в состоянии получить их за счет собственных усилий либо из других источников, в частности за счет пособий в рамках системы социального обеспечения, предоставлялись соответствующая помощь, а в случае болезни - необходимый в его состоянии уход;

2. обеспечить, чтобы лица, пользующиеся подобной помощью, не ущемлялись в этой связи в своих политических или социальных правах;

3. предусмотреть, чтобы каждый через соответствующие государственные или частные службы мог получить такую консультативную и индивидуальную помощь, какая может потребоваться, чтобы предотвратить, устранить или облегчить нуждаемость лично его и его семьи;

4. применять положения, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, на тех же условиях, что и к своим гражданам, к гражданам других Сторон, законно находящимся на их территории, в соответствии со своими обязательствами по Европейской конвенции о социальной и медицинской помощи, подписанной в Париже 11 декабря 1953 года.

В ст. 14 закреплено право на социальное обслуживание. В целях обеспечения эффективного осуществления права на социальное обслуживание Стороны обязуются:

1. содействовать деятельности или созданию служб, которые, используя методы социальной работы, способствовали бы благосостоянию и развитию как отдельных лиц, так и групп в обществе, а также их адаптации к социальной среде;

2. поощрять участие отдельных лиц, а также добровольных или иных организаций в создании и деятельности таких служб.

Ст. 15 гарантирует право инвалидов на независимость, социальную интеграцию и на участие в жизни. В целях обеспечения инвалидам, безотносительно от их возраста, а также характера и причин инвалидности, возможности эффективно осуществлять право на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества Стороны обязуются, в частности:

1. принимать необходимые меры для обеспечения инвалидам ориентации, обучения и профессиональной подготовки в рамках, когда это возможно, соответствующих общих систем, а когда невозможно - через специализированные государственные или частные учреждения;

2. облегчать им доступ к занятости с помощью любых мер, поощряющих работодателей к найму и удержанию на работе таких лиц в обычной рабочей среде и, там, где это невозможно по причине инвалидности, адаптировать условия труда к потребностям инвалидов путем приспособления или создания подходящих для них видов занятости в соответствии со степенью их инвалидности. В определенных случаях для осуществления таких мер могут потребоваться специализированные службы трудоустройства и поддержки;

3. способствовать их полной социальной интеграции и участию в жизни общества, в частности путем предоставления им технических средств, позволяющих преодолевать препятствия, ограничивающие их общение и передвижение, и открывающих им доступ к транспорту, жилью, культурной деятельности и досугу.

Для Российской Федерации данный документ вступил в силу с 1 декабря 2009. Однако РФ ратифицировала Хартию не в полном объеме. Из перечисленных положений, касающихся социального обеспечения, Россия ратифицировала только п. 1 ст. 12, ст. 14, п. 1 и 2 ст. 15 Европейской социальной хартии.

3.2. Значительное место в системе европейских актов, посвященных правам человека, занимает Европейский кодекс социального обеспечения 1964 г. (Россия не участвует). В Преамбуле Кодекса указано, что его принятие будет способствовать повышению норм социального обеспечения в государствах – членах Совета Европы на более высокий уровень, чем закреплено в Конвенции МОТ N 102 «О минимальных нормах социального обеспечения». Кодекс закрепляет обязательства в области оказания медицинской помощи (включая любое болезненное состояние независимо от его причины, а также беременность, роды и их последствия), помощи по нетрудоспособности, по безработице, по старости (включая установление пенсионного возраста), в случаях производственной травмы, по беременности и родам, по инвалидности, потере кормильца, помощи семьям.

 

2. В ряде международных актов закрепляются права в области социального обеспечения всех категорий лиц, являющихся субъектами права социального обеспечения, другие международные акты предусматривают права в области социального обеспечения только отдельных субъектов права.

1. Дети.

Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) закрепляет, что государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством (ст. 26). Признается право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства - участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (ст. 27).

2. Инвалиды.

Одну из наиболее многочисленных групп, требующих особой защиты со стороны государства, представляют инвалиды, поэтому они особо отмечены в международных актах. В соответствии с Декларацией ООН о правах инвалидов 1975 г. понятие «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей. В 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов (вступила в силу для России 25.10.2012), целью которой заявлено поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также поощрение уважения присущего им достоинства (ст. 1). Конвенция содержит гарантии и пути реализации общепризнанных прав человека, в том числе в области здравоохранения (ст. 25), труда и занятости (ст. 27), обеспечения надлежащего уровня жизни и социальной защиты (ст. 28). В Конвенции закрепляются положения о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности, под которой понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

3. Пожилые люди.

Сегодня, в условиях глобального старения, все более многочисленным становится такой субъект права социального обеспечения, как пожилые люди, достигшие установленного возраста, который согласно международным нормам не превышает 65 лет. Рекомендация МОТ 1980 г. № 162 «О пожилых работниках» закрепляет положение о том, что пожилые трудящиеся без дискриминации по возрасту должны пользоваться равенством возможностей и обращения наравне с другими трудящимися, в частности, относительно мер социального обеспечения и социальных пособий, возможности иметь жилье, доступа к социальным и медицинским службам. В рамках Совета Европы можно отметить такие акты, как Дополнительный протокол 1988 г. (Протокол №1) к Европейской социальной хартии (Россия не участвует). В ст. 4 Протокола закреплено право лиц пожилого возраста на социальную защиту, в соответствии с которым Стороны обязуются принять надлежащие меры, направленные на то, чтобы:

1. позволить лицам пожилого возраста оставаться как можно дольше полноценными членами общества путем:

a) предоставления достаточных средств, позволяющих им вести достойное существование и активно участвовать в государственной, общественной и культурной жизни;

b) распространения информации об услугах и о льготах, предоставляемых лицам пожилого возраста, и о возможностях для последних пользоваться ими;

2. позволить лицам пожилого возраста свободно выбирать свой образ жизни и вести независимое существование в привычных для них условиях так долго, как они этого пожелают и насколько это будет для них возможно, путем:

a) предоставления в их распоряжение жилья, приспособленного к их потребностям и состоянию здоровья, или соответствующей помощи для переоборудования их жилья;

b) медицинского обслуживания и предоставления услуг, которые может потребовать их состояние;

3. гарантировать лицам пожилого возраста, проживающим в заведениях для престарелых, необходимую помощь, оказываемую с соблюдением уважения к их личной жизни, и участие в определении условий жизни в этих заведениях.

4. Матери.

Конвенция МОТ 1952 г. №103 «Об охране материнства» (пересмотренная в 2000 г.) (вступила в силу для СССР 10 августа 1957 г.) и Рекомендация МОТ № 95 в содержание права женщин на социальное обеспечение включают право на получение денежного пособия и медицинской помощи. Размеры денежного пособия должны быть определены национальными законами или правилами таким образом, чтобы они были достаточными для того, чтобы полностью обеспечить жизнь женщины и ее ребенка в хороших с точки зрения гигиены условиях и удовлетворительный уровень жизни. Медицинская помощь должна включать в себя предродовой, родовой и послеродовой уход со стороны дипломированной акушерки или врача и, в случае необходимости, госпитализацию; свобода выбора врачей и свобода выбора между государственным и частным медицинским учреждением должны уважаться. Денежные пособия и медицинская помощь должны предоставляться либо за счет средств органов обязательного социального страхования, либо за счет государственных фондов; в том и другом случае они должны предоставляться по праву всем женщинам, которые отвечают предписанным условиям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: