Главная цель торговой деятельности подобных издательств — продвижение к читателю собственных книг. В качестве каналов распространения они используют самые различные формы — магазины и лотки при издательствах, рассылку материалов о готовящихся к изданию книгах, курьерскую доставку книг, систему «книга-почтой», web-сайты и т. п. Наиболее крупные из подобных издательств открывают собственные торговые дома, носящие, как правило, имя издательства. В качестве примеров можно привести такие издательства как «Питер» (СПб.), «Феникс» (Ростов-на-Дону), «Просвещение» и «Вагриус» (Москва).
Издательско-книготорговые комплексы (объединения).
Издательско-книготорговые комплексы (объединения) — это специфические структуры, типичные для российского книжного рынка в период его становления.
Объединения или комплексы (специалисты в области книжной торговли используют эти термины в качестве синонимов) представляют собой:
· книготорговую фирму, обслуживающую интересы одного или нескольких издательств;
· книготорговую фирму, специализирующуюся на книгах определенной тематики (например, но медицине, компьютерным технологиям, изопродукции и др.);
· книготорговую фирму, постоянно изучающую и хорошо знающую потребности и возможности читательской аудитории и заказывающую издательствам (финансирующую) выпуск книг, которые заведомо (по мнению данной фирмы) будут пользоваться повышенным спросом.
Например, в состав крупнейшей по российским меркам издательско-книготорговой организации ACT входит несколько десятков издательств, объединенных единой системой продаж и общей торговой маркой. На рынке деловой и учебной литературы в качестве примера можно привести ЮНИТИ - совокупность издательских редакций, объединенных единой торговой маркой и общей системой сбыта.
|
В Беларуси - ИООО "Современное слово" издает литературу, а также реализует издания белорусских, имея общую ценовую политику, и российских издательств.
Оптовые книготорговые предприятия.
В отличие от издательско-книготорговых организаций оптовые книготорговые организации не занимаются издательской деятельностью и не являются «материнскими» или «дочерними» фирмами каких-либо издательств, представляя собой самостоятельные хозяйственные субъекты. В настоящее время наиболее известными из них являются предприятия, расположенные в Москве, но действующие на всей территории книжного рынка России: «Клуб 36,6», «КноРУС», «Инфра-М», «Книжная лавка», «У Сытина», «Логос-М», «Цеитркнига», ЮРАЙТ, «Крафт», «ОМЕГА-Л». В Беларуси - ЗАО "Делсар", УП "СеСоКо". Число оптовых книготорговых фирм постоянно меняется. Ежегодно возникают новые предприятия, но говорить об их стабильном положении на книжном рынке возможно только через 3-5 лет усиленной работы на нем.
Сервисные фирмы
Сервисные фирмы предназначены для одновременного удовлетворения потребностей издателей и покупателей. Сервисные фирмы работают с книжным ассортиментом значительного числа издательств. Для покупателей такие сервисные фирмы открывают ассортиментные кабинеты, расположенные при библиотеках, книжных магазинах, образовательных учреждениях. Концепция ассортиментных кабинетов, предложенная Центральным коллектором библиотек, заключается в том, что в цепи Издательство — оптовое звено — розничное звено ассортиментный кабинет становится информационной службой, ориентированной на потребности читателя. В кабинете, как правило, представлено 1-2 экземпляра каждого названия книги, и читатель может ознакомиться с образцами, оценить их, сравнить и сделать свой выбор. Выбранные книги заказывают у сотрудников кабинета, получая их через короткое время. Преимуществом является не только возможность предварительного знакомства с изданием, но и приобретение его па условиях издательства, то есть заведомо дешевле, чем в розничной торговле, так как издатели сами определяют, по какой цене и с какими скидками для единичного (физическое лицо) или коллективного (юридическое лицо) пользователя продается то или иное издание. Число ассортиментных кабинетов медленно, но неуклонно увеличивается. В настоящее время они открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Вологде и ряде других городов. Различаются ассортиментные кабинеты по ассортименту изданий. Можно говорить, что быстрее всего растет число ассортиментных кабинетов образовательной литературы для средней и высшей школы.Подобное положение можно объяснить стремительным ростом выпуска образовательной литературы и появлением необходимости консультаций и методической помощи при выборе книги.
|