Методика использования игровых технологий в обучении английскому языку обучающихся на начальном этапе обучения




ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

Зав. кафедрой филологии и методики обучения

______________Н.А. Лукьянова

__ ___________20__г.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Методика использования игровых технологий в обучении английскому языку обучающихся на начальном этапе обучения

 

 

Выполнила студентка 321 группы

Вологжанина Мария Андреевна___________ __ _____________20__г.

Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профили: Иностранный (английский) язык и Иностранный (немецкий) язык.

Форма обучения: очная

 

Руководитель: к.п.н. доцент кафедры филологии и методики обучения Наталья Альбертовна Лукьянова _____________ ___ ___________20__г.

 

 

Куйбышев 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКOЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 7

1.1. Сущность и содержание игровых технологий в современной психолого-педагогической литературе 7

1.2. Классификация обучающих игр, используемых при реализации игровых технологий 14

2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 19

2.1. Методические рекомендации по применению игровых технологий на уроках иностранного языка 19

2.2. Конспект урока по теме «My toys» с применением игровых технологий для 2 класса на уроке английского языка 27

2.3. Конспект урока по теме «Hobbies» с применением игровых технологий для 3 класса на уроке английского языка 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ42

ПРИЛОЖЕНИЯ 46

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы вызвана рядом факторов, самый главный из которых – это поиск средств поддержания у учащихся интереса к изучению английского языка и активизации их учебной деятельности. А игровые технологии являются эффективным средством решения данной задачи.

Одной из основных задач педагога на начальном этапе обучения детей английскому языку является необходимость заинтересовать детей в данном предмете. Дети младшего школьного возраста весьма впечатлительны и мобильны, их внимание отличается нестабильностью и рефлекторностью. В процессе обучения важно учитывать психологические особенности ребят этого возраста. Ученики начального этапа обучения, в подавляющем большинстве, обращают внимание на то, что вызывает их непосредственную заинтересованность. А, как известно, игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра может помочь преодолеть один из основных источников трудностей, возникающий при изучении иностранному языку – языковой барьер. Использование такого приема обучения как игра на уроке английского языка может в значительной степени облегчить образовательной процесс, сделать его посильнее для ребят. Тем более, что игровые технологии отвечают идее гуманизации педагогического процесса.

Среди многообразия игр важное место для учащихся занимают обучающие игры. Своей целью они способствуют результативной учебной деятельности, а также в процессе приобретения знаний способствуют возникновению высокой мотивации и интереса, а значит, содержание игр должно соответствовать познавательным интересам и потребностям детей.

Вопросы применения игровых технологий на уроках английского языка рассматриваются в работах Т.Н. Андреенко, С.С. Винокуровой, Л.А. Дьяченко, С.В. Кацуро, Т.Ю. Муравьевой, А.С. Поповой, З.А. Фазыловой, Г.Н. Федоровой, С.С. Яцковой и ряда других ученых.

Однако характеризуя состояние изученности проблемы, следует отметить, что авторы пришли к убеждению, что большая часть учителей не имеют соответствующей готовности правильно организовать обучающие игры, а также не имеют устойчивой убежденности в необходимости использования игрового метода во время урока иностранного языка. От выбора бессмысленных игр, не связанных с учебным материалом, заметно, что они не создают дидактическую, воспитательную, диагностическую, развивающую и прочие функции, и не знают, по какому принципу они классифицируются.

Таким образом, актуальность и недостаточная проработанность теоретических и методических аспектов обусловили необходимость исследования особенностей применения игровых технологий на уроках иностранного языка, а практическая потребность в осуществлении такого рода исследований определили выбор темы данной работы.

Цель работы – выявить особенности применения игровых технологий на уроках английского языка.

Объектом исследования выступает игровые технологии.

Предмет исследования – особенности применения игровых технологий на уроках английского языка на начальном этапе обучения.

Проблема, объект, предмет, цель исследования определили следующие его задачи:

1. Проанализировать сущность и содержание игровых технологий в современной психолого-педагогической литературе.

2. Охарактеризовать классификацию игровых технологий.

3. Разработать методические рекомендации по применению дидактических игр на уроке иностранного языка.

4. Разработать конспект учебного занятия по теме «My toys» с применением дидактических игр для 2 класса на уроке английского языка.

5. Разработать конспект учебного занятия по теме «Hobbies» с применением дидактических игр для 3 класса на уроке английского языка.

Теоретико-методологическую базу исследования составили: практические исследования современных авторов, изучающих применения игры в школьном учебно-воспитательном процессе (Абдуназарова Д.Т., Колточихина Н.А., Михайлова Н.В., Пидкасистый П.И., Тутова О.В., Селевко Г.К., Слепович Е.С. и др.); научные труды, описывающие феномен игры (Ухина Т.В., Чепурная Т.С.).

Для решения поставленных задач в работе применялись методы исследования: теоретические методы (анализ педагогической, психологической и методической литературы; синтез, обобщение, систематизация полученных результатов).

Практическая значимость результата курсового исследования заключается в том, что данная работа может быть использована в качестве источника изучения специфики использования игровых технологий во время обучения английскому языку. А также, учителя английского языка могут использовать представленные в работе методические рекомендации по организации игровых технологий на уроках.

Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (27 источников) и приложения. Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, сформулированы предмет, объект, определены цель и задачи исследования, описывается структура данной работы.

Первая глава является теоретической базой, в которой дается характеристика и классификация исследуемой проблемы, описываются особенности влияния развивающе-обучающих игр.

Во второй главе представлены методические рекомендации по применению игровых технологий на уроке и конспекты урока по темам «My toys» для 2 класса и «Hobbies» для 3 класса на уроке английского языка с применением игровых технологий.

В заключении представлены общие выводы по теме курсовой работы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Сущность и содержание игровых технологий в современной психолого-педагогической литературе

Игра является одним из тех видов детской деятельности, который используется людьми старшего поколения с целью воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, обучая их разнообразным манипуляциям с предметами, методам и средствам коммуникации.

В школьном возрасте игра преобразуется в наиболее развитую форму. Ученые социологи, философы, биологи, этнографы и в особенности психологи и педагоги заинтересованы в этой деятельности детей.

Фундаментальные исследования в области педагогики и психологии, практический опыт в воспитании и обучении доказали, что одним из эффективных средств организации учебного процесса и активизации познавательной деятельности детей младшего школьного возраста, наряду с прочими приемами и методами, используемых на уроках, является обучающая игра. Не зря многие педагоги и психологи советуют вводить игровые моменты и элементы занимательности в учебный труд ребят, чтобы процесс познания был более продуктивным.

С.А. Рудакова считает, что игра является незаменимым помощником в современной школе. При помощи обучающей игры учитель может как объяснить новый материал более красочно и доступно, так и ученики смогут закрепить его наилучшим образом [18].

Как верно подметил А.Н. Леонтьев, обучающие игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную к той неигровой деятельности, к которой они подготавливают. Обучающие игры благоприятствуют развитию познавательной деятельности, аналитических операций, что представляют собой основу обучения. Характерной чертой таких игр является наличие задачи образовательной направленности – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, организуя какую-либо педагогическую игру, но выражают ее в виде занимательной для ребят форму [8].

Заинтересованность детей в педагогической игре заключается не в заложенной в ней развивающе-обучающей задачи, а возможная исполнимость игровых операций, проявление активности, стремление к результативности, одержание победы. Но если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, определенными обучающей задачей, то он не сможет успешно выполнить игровые действия, выиграть и добиться результата.

Т.С. Чепурная считает, что есть определенная необходимость в использовании игровых технологий на уроках на начальной стадии обучения, и абсолютно уверена в значимости игры в психолого-педагогической литературе. Она подчеркивает, что если педагогом созданы все благоприятные условия для проведения обучающей игры, то она сможет побудить дитя быть внимательным, усваивать, систематизировать, соотносить, уточнять свои знания, а это значит, что образовательная игра ему поможет чему-то научиться в легкой, непринужденной форме [26].

По мнению Т.В. Ухиной, особая значимость игровых технологий заключается в ее самостоятельности как педагогической технологии. Она отмечает, что наилучшим способом введения игры в обучающий процесс является при балльно-рейтинговая система оценки знаний, выступающая в качестве промежуточного или рубежного контроля. Кроме познавательных, практических, развивающих, трудовых и общеучебных умений, с помощью игр можно воспитывать необходимые качества, такие как умение сотрудничать, коллективизм, общительность, коммуникабельность, нравственная этика и мировоззренческие установки [23].

Т.Д. Абдуназарова пишет, что реализация игровых технологий требует использования способов развития креативной деятельности будущих педагогов. К методам развития опыта творческой деятельности относят методы, активизирующие творческое мышление, помогающие выработать умения решать новые проблемы, ведущие к целенаправленному сознательному поиску решений проблемы [1].

В.И. Попова считает, что игру можно определить как средство стартового обучения детей. Осуществляя руководство над игровым процессом, учитель воспитывает динамичную готовность детей в познавании нового, искании, проявлении усилия и способности находить, обогащает духовный мир детей. По ее мнению, во время игровой деятельности ребята-школьники приучают себя сосредотачивать свое внимание, мыслить собственными силами, стремиться к новым знаниям. Увлеченные процессом, дети перестают концентрироваться на том, что учатся: они узнают и фиксируют что-то новое, ориентируются в нестандартных ситуациях, развивают фантазию. Даже самые неактивные ребята включаются в игровой процесс охотно, проявляют усердие, чтобы не подвести партнеров по игре [17].

В своих трудах Г.К. Селевко пишет, что основной разницей между педагогической игрой и всех остальных игр является ее обладанием рядом значительных свойств. К этим свойствам относятся ясно поставленная обучающая цель и свойственные ей образовательные результаты, которые могут быть доказаны, выделены в очевидном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. [19].

По убеждениям Е.Е. Поздяева, предоставление огромного количества возможностей для саморазвития является преимущественным достатком игровых технологий. Основной задачей игры он выделяет организацию педагогом некомфортную для игрока ситуацию и дать ему возможность без чьей-либо помощи искать пути её решения. До тех пор, пока ученик чувствует себя в своей тарелке, он не будет действовать. В этом случае есть необходимость в раздражающих факторах, которые заставят игрока что-то предпринять, измениться, соображать, искать. Выход за рамки игры данного процесса поиска будет самым сложным элементом игры [16].

Практика повсеместного применения игровых технологий в образовательных и воспитательных целях детей, сформировавшаяся в педагогике, получила собственное поступательное движение в трудах и в практической деятельности многих педагогов. В конечном итоге, в каждой педагогической системе образовательным играм отведена определенная роль.

Автор одной из первых педагогических систем, Фридрих Фребель, утверждал, что задача предварительного образования состоит не столько в обучении, сколько в организации игрового процесса. Продолжая быть игрой, она должна быть интегрирована в урок. Фребель разработал систему игровых методов, представляющую основу воспитательно-образовательной работы с детьми. В эту систему вошли обучающие игры с материалами, разными игрушками, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. В большинстве педагогических игр ключевыми элементами были песни, стихи, рифмовки, которые написал Ф. Фребель и его ученики для усилия обучающего воздействия игр. [22].

У игровой технологии есть определенная структура, которая характеризует игру как форму обучения и игровую деятельность. Рассмотрим ее структурные составляющие:

1. обучающая задача;

2. игровые действия;

3. правила игры;

4. результат.

Цель воспитательного воздействия и обучения определяет игру как педагогическую технологию. Она устанавливается педагогом и обрисовывает ее обучающие функционирование. К примеру, в ряде обучающих игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов отрабатываются навыки счета, закрепляется умение составить из букв слова.

Игровая задача осуществляется детьми. В образовательной игре развивающая задача реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.

Игровые действия ‒ это основа игры. Чем более разнообразные игровые действия, тем интереснее сама игра для ребят и тем успешнее решаются игровые и познавательные задачи.

По мнению Е.О. Смирновой, разнообразные дидактические игры, применяемые в игровых технологиях, имеют всякого рода игровые действия применяемые к игрокам и к их направленности. К примеру, это отгадывание загадок, действия ролевого характера, пространственные трансформации и пр. Игровые действия связаны с игровой концепцией и исходят из нее. Они являются агентами воплощения игрового замысла, однако содержат действия, что нацелены на выполнение обучающей задачи [21].

Сущность и установка правил игровой технологии определены объединенными задачами формирования личности дитя, познавательной составляющей, игровыми задачами и действиями.

В педагогической игре правила заранее предопределены. Педагог при помощи правил руководит ходом самой игры, а также ходом работы познавательной деятельности и поведением детей. Правила игры влияют и на решение педагогической задачи – они незримо заключают в узкие границы действия ребенка, направляя его внимательность на выполнение определенной задачи учебного курса.

Подведение итогов ‒ подводимый по завершении игры без отложений результат. Он может быть в виде подсчета очков, или определения команды, одержавшей победу, либо выявления детей, лучше реализовавших игровую задачу и т.п. При этом следует выделить достижения каждого участника, а также нужно отметить успехи малоуспевающих ребят.

Н.А. Колточихина считает, что при проведении дидактических игр следует сохранить все структурные элементы, потому что именно с их помощью решаются дидактические задачи [7].

Определяющей целью, необходимую для достижения в процессе игровой технологии, является образовательная цель. Форма и соответствующий тип игры, реализуемый в качестве педагогической технологии, выбирается в зависимости данной цели. Применение игры в качестве метода обучения имеет смысл только в том случае, если она способствует достижению конкретных целей обучения.

Проведение игровых технологий, основанных на взаимодеятельности детей и педагога называется процедурой игры. Существует необходимость, чтобы ученики были заинтересованы в этой деятельности и стимулированы быть активными. Соответствие возрастным особенностям учеников и их навыков один из необходимостей игры первостепенной важности. Правила игры должны обеспечивать благополучное выполнение заданных ориентиров приведет к реализации цели игры. Правила игры устанавливают характер и форму занятости учеников, организовывая их. Элементы игры, такие как конкуренция или стремление добиться лучших результатов, обычно скрыты в правилах.

Е.С. Слепович считает, что необходимость использования игровых технологий как средства обучения детей в младшем школьном возрасте обусловлена рядом причин:

1. опора на игровую деятельность, на игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в школьное обучение, несмотря на то, что перестает быть ведущим видом деятельности ребенка;

2. сравнительно низкий уровень мотивации у учеников в освоении учебной деятельности;

3. игровые технологии способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, тем самым преодолевая такие проблемные моменты как недостаточную устойчивость и произвольность внимания, доминирование непроизвольных видов памяти у учеников;

4. значительные трудности адаптации при изучении нового или трудно дающегося предмета [20].

Для педагогов важно продумать поэтапное распределение обучающих игр на уроке. В начале урока цель игры ‒ организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока – усвоить тему. В конце урока игра может носить поисковый характер.

На любом этапе урока игра должна быть интересной, увлекательной, доступной, включать ребят в разные виды деятельности. Из слов Е.О. Смирновой следует, что дидактическая игра может быть проведена на любом этапе урока. Игровая технология входит в целостный педагогический процесс, она сочетается и взаимосвязана с другими формами педагогических технологий [21].

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что игровые технологии – это средство обучения, поэтому они могут применяться на каждом без исключения занятии в начальной школе, особенно их применение полезно при закреплении различного программного материала. Игровые технологии помогают формировать в ребенке возможность действовать в определенной ситуации или с определенными предметами без чьей-либо помощи для получения собственного опыта в учебной деятельности. Обучающая игра помогает учебному процессу в повторении изученного, сохраняя при этом эмоционально положительный настрой дитя. Итак, особая роль игровых технологий в обучающем процессе определяется тем, что они должна сделать сам процесс обучения увлекательным, эмоциональным, а главное действенным, и позволить детям получить новый опыт с интересом.

1.2. Классификация обучающих игр, используемых при реализации игровых технологий

На данный момент существует ряд классификаций педагогических игр, реализуемых по разным основным принципам. Одни в качестве основы берут место интеграции игровых технологий в обучающий процесс и стремятся показать роль игровых элементов для отработки определенных умений и навыков, для других основание классификации — это мотив деятельности, для третьих — функции, исполняемые дидактическими играми при изучении конкретного предмета. Д.Т. Абдуназарова пишет, что «в научно-методической литературе нет однозначно принятой классификации игровых интерактивных методов» и «это подтверждается и некоторой путаницей в классификации игр» [1; с.87].

Из разнообразия возможных и существующих классификаций игр, используемых в процессе обучения, рассмотрим те, которые предлагают Г.К. Селевко и П.И. Пидкасистый [19, 15].

Исходя из классификации, предлагаемой П.И. Пидкасистым, все игры можно разделить на три основные категории – организационно-деятельностные, деловые и ролевые.

Деловые игры (ДИ) – это имитация реальной управленческой или экономической ситуации. Каждый участник игрового процесса имеет право принять решение, совершить действия в реальной жизни, в рамках существующих правил. Ключевым показателем деловой игры является ее итеративность. Особенностью данного вида игр является выразительно динамичная роль ведущего. Он является организатором, следящим за исполнением плана игры, зачастую являясь виновником конфликтной ситуации. Для ДИ характерна довольно развилистая система оценивания, реализующая две основные функции: наличие обратной связи игрокам для организации ролевых целей и активизации участников на каждом этапе игры.

Организационно-деятельностные игры (ОДИ) – это форма и технология работы с деятельностью во всевозможных сферах. Хотя в ОДИ реальное проигрывание с моделью отсутствуют, моделирование все же подразумевает рассуждение о деятельности. Условность ролей является ключевым дифференцирующим признаком ОДИ. Расхождения в индивидуальных интересах участников игрового процесса обусловливает по большей части разницу между ролевыми целями. Характерно как таковое отсутствие участниками, экспертами, ведущими производимое оценивание. Коллективное принятие решений. Цель игрового коллектива доминирует над индивидуальными.

Ролевые игры (РИ) – способ расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять данную роль и затем выработать способ, позволяющий привести эту ситуацию к достойному окончанию. Отсутствие системы рецензирования в ролевых играх весомое отличие от деловых игр. Активизация игроков стимулируются здесь самим игровым комплексом, в котором интегрированы элементы окружающей среды. Помощь для игроков отсутствует, тем самым они независимо подвергают анализу сформировавшуюся ситуацию в течении игры. Достижение высокого уровня самоорганизации участников сопутствует. Репрезентированные в формате игровых элементов среды методы контроля за игровым процессом участникам известны заранее. Все эти аспекты игрового процесса обеспечивает определенную естественность и большую погруженность игроков [15].

Г.К. Селевко предлагает иную, более полиморфную классификацию дидактических игр. Данная классификация наиболее актуальна в реализации на начальной ступени обучения. В ней выделяются следующие виды обучающих игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Игры-путешествия призывают играющих сконцентрировать внимание на том, что расположено в непосредственной близости с ними, и тем самым усиливают проницательность детей. В совокупности с игровой активностью игры данного типа характеризуется использованием разнообразных методов раскрытия познавательного содержания, таких как формулировка целей, пояснение путей ее решения, пошаговое решение задач и т.д.

Игры-поручения по своему просты в своем содержании, чем игры-путешествия, но они же и более пролонгированы. В основе их лежат взаимодействия с предметами, задания словесного характера. Может быть эффективным на уроке с реализацией СОС-метода.

Игры-предположения характерны тем, что перед детьми ставится задача и формируется ситуация, которая требует осознавания предстоящего действия, соответствуя поставленным условиям или созданным обстоятельствам. Дети учатся слушать друг друга, при этом активизируя их мыслительную деятельность.

Главной особенностью игр-загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активируют умственную деятельность ребенка. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Основу игр-бесед составляет общение. Первостепенными факторами являются непринужденность эмоциональных состояний, заинтересованность, благосклонность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточить внимание на содержание разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение [19].

Выше перечисленные классификации обучающих игр лишь частично отражают все их разнообразие, и, тем не менее, они могут помочь учителю ориентироваться в их огромном разнообразии. Проанализировав особенности и функции каждого из видов дидактических игр из ранее рассмотренных классификаций, можно прийти к выводу, что наиболее эффективными видами игр являются игры-поручения (на начальном этапе обучения), так как при их реализации перед детьми стоит четкая задача, зачастую не сложная в исполнении, и игры-беседы, помогающие обучающимся преодолеть внутренний и языковой барьер и развивающие коммуникативные навыки у школьников.

ВЫВОДЫПО ГЛАВЕ 1

Современное образование характеризуется гуманизацией, формированием разносторонней и полноценной личности ребенка. Поэтому использование игровых технологий на сегодняшний день особенно актуально.

Воздействуя на учащихся эмоционально, игровые технологии активизируют мыслительную деятельность обучаемых, позволяют сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Обучающие игры оказывают большое влияние на усвоение детьми знаний и умений. Это обеспечивает систематическое усвоение знаний учащихся и закрепление их.

Во взглядах ученых на вопрос о классификации педагогических игр нет единства. Выбор того или иного вида дидактической игры преподавателем будет зависеть от возрастных особенностей учащихся и образовательной цели конкретной изучаемой темы.

Исходя из рассмотренных видов дидактических игр, представленных в данной главе, можно сделать вывод, что игры-поручения и игры-беседы являются наиболее результативными, так как в большей степени ориентированы на психологические особенности учеников и отвечают требованиям развития у обучающихся одного из приоритетных компонентов образования коммуникативной направленности педагогического процесса.

 

2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

2.1. Методические рекомендации по применению дидактических игр на уроках иностранного языка

Учителям, преподающим иностранный язык, необходимо прикладывать максимум усилий, чтобы использовать разнообразные методики при изучении языков, а также создавать ряд условий, развивающих способности каждого ребенка. Подготавливая планы уроков, следует думать не только о том, чтобы дети фиксировали новый вокабуляр, структуру, а стараться поддержать их интерес к предмету, и кроме того, осознать, какие приемы работы могут привлечь учеников. Педагоги иностранного языка регулярно ищут резервы улучшения, приводящих к эффективному и качественному обучению. Главная цель – добиваться того, чтобы интерес к изучению иностранного языка не исчезал. Огромную поддержку в решении этой цели оказывает игра.

Н.В. Охотина считает, что практикуя игровые технологии на уроке английского языка, можно достичь отличные результаты, повышение у учеников заинтересованности к уроку, что позволяет сосредоточить их внимание на главном – освоении аудитивных навыков в процессе аутентичной ситуации, коммуникации во время игрового процесса [14].

Игровые технологии – одни из наиболее высокоэффективных способов преподавания английскому языку, потому что в их психолого-педагогической основе лежит игровая деятельность, вносящая заметный вклад в духовное совершенствование личности. Игра способствует активизации мыслительных процессов, и возрастанию мотивации к изучению иностранного языка.

Речевые упражнения должны имитировать процесс говорения в том смысле, что они по своей структуре, характеру должны быть психологически подобны процессу общения, из чего возникает вывод, что есть актуальность в разработке игровых технологий для стремящейся к инновациям современности школы. За последний период времени опубликовано несколько пособий по игровым технологиям.

Т. Ю. Муравьева замечает, что мы характеризуем игру на уроках иностранного языка, как специальное лингвистическое упражнение, в котором внешняя форма - игровая, а содержание - производство иноязычной речи, а также как увлекательное по форме упражнение, благоприятствующее повышению мотивации, интереса, поддержанию внимания у учащихся, вытеснению языковых и психологических барьеров [10].

Игровые технологии генерируют стабильную заинтересованность к последующему освоению иностранного языка, и уверенность в результативном освоении им. Впрочем стоит сделать акцент, что педагогическая игра наделена не только мотивационными функциями. Она ориентирована на коллективную инициативность, что в целом соответствует запросам современной методики. Задействование на уроках иностранного языка игровой технологии влияет на интенсификацию созидательной и познавательной деятельности детей, развитие мировоззрения, памяти, воспитание целеустремленности, позволяет устранить обыденность в обучении. Дидактическая игра совершенствует внимание, наблюдательность, обогащает вокабуляр и концентрирует внимание на их значении. Она помогает ребенку обогатить свои познания или вспомнить пройденный материал, развивает эмоционально-волевую сторону личности, учит управлять своими эмоциями, координировать свою деятельность. Игровые технологии способны подкорректировать отношение ребенка к различным явлениям, фактам или проблемам, и кроме того формируют умение работать в коллективе и с коллективом.

Со слов С.В. Кацуро, Первостепенную роль играет тот факт, что учащийся начальной школы находится в том возрасте, когда игра - это пока ещё самое главное и важное в его жизни, и поэтому психологически готов к игре всегда. Но многое здесь зависит и от учителя. Атмосфера, в которой реализуется игровое действие, должна благоприятствовать формированию позитивного настроения и располагать к общению в обстановке доброжелательства и взаимопонимания. Педагогу необходимо учитывать личностные особенности учащихся - характер, темперамент, целеустремленность, усидчивость, организованность [6].

Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста указывают на то, что игровые технологии способствуют непроизвольному запоминанию. Они развивают у ребят осознанное и осмысленное отношение к явлениям окружающей действительности. Игровые технологии – это уникальное средство, помогающее активизировать и ускорить процессы познания: память, внимание, мышление.

Любая игровая методика включает в себя игровые и образовательные задачи, которые реализуют конкретные функции в обучении иностранному языку (воспитательную, образовательную, развивающую). Если игровые аспекты на уроке иностранного языка как таковые отсутствуют, то закрепление и упрочение в памяти учащегося англоязычного словарного запаса реализуется наименее эффективно и провоцирует избыточное мыслительное напряжение. Психическое и социокультурное влияние дидактической игры на ребенка состоит в преодолении им фобии говорения на иностранном языке, становлении его культуры общения, а также умении поддержать беседу.

Игровая технология совершенствует умственные способности, волевые и моральные качества учеников. Педагогическая игра характеризуется как непростое и привлекательное времяпрепровождение в условиях обучения, требующим углубленной концентрации внимания. Помимо активных и способных детей, в чьих глазах игровые задания вызывают огромнейший интерес, дидактические игры притягивают своей увлекательностью и слабо подготовленных и достаточно инертных детей, что благотворно отражается на их степени успешности. В ходе игры даже самый пассивный ребенок делает усилия выполнить задание, которое обычно ему сложно дается в обыденной жизненной ситуации. Это можно объяснить тем, что в дидактической игре нет наличия той строгой грани оценивания, в которой пребывает ребенок с первых дней поступления в начальную школу. Вследствие этого уменьшаются его тревожность, напряжение, волнение и отрицательное отношение к учебному предмету.

По мнению С.С. Яцковой, на начальном этапе обучения особого внимания заслуживают игры на простое восприятие и воспроизведение материала, а на следующем — на развитие у учащихся умений выявлять, сопоставлять и сравнивать явления, делать правильные выводы. Игру подбирает учитель, ведь только он может решить, что лучше предложить ученикам. [27].

Игры можно использовать на всех этапах обучения иностранному языку в школе, однако содержание языкового материала и характер заданий должны быть подобраны по возрасту и уровню подготовки учащихся определенного класса.

Тщательно продуманная и хорошо проведенная игра облегчает усвоение и закрепление языкового материала (фонетики, лексики, грамматики) и способствует формированию определенных умений и навыков, является эффективным средством обучения, которое охватывает разные виды речевой деятельности (восприятие на слух, говорение, чтение, письмо). Кроме того, учащиеся чувствуют эмоциональное удовлетворение как в процессе игры, так и при достижении результатов.

Исходя из слов Ф.Ш. Мустафиной, мы можем перечислить педагогические цели, которые достигаются во время игры. Игровые технологии допускается применять на этапе первоначального упрочнения материала, сразу же после включения нового вокабуляра. На следующих уроках игры являются методом повторить ранее пройденное. Игровая технология – это хороший метод активизации активности учеников на уроке. А пройдя все сложные упражнения дидактическая игра – метод успокоиться и снять напряжение. Игровые технологии помогают снять робость, в особенности, если в них перестает присутствовать элемент конкуренции либо хотя бы свести его к минимуму. Слабенький, стеснительный ребенок ощутит себя более решительно и будет активнее принимать участие в игре, если ее цель – просто развлечься, а не подсчитывать баллы и одержать победу. Хотя зачастую элемент конкуренции увеличивает активность и добавляет оживленности. Именно элемент соревнования создает большое психологическое давление на учащихся. У них есть страх не справиться с заданием, из-за чего отстающие и застенчивые выходят из игры [12].

Самая большая работа по социализации детей происходит во время ролевой игры, потому что ее содержанием являются отношения между людьми.

Также игры подразделяются на лингвистические и коммуникативные. Иногда их сложно разграничить, т.к. целью лингвистической игры для ученика на практике будет осуществление общения.

Г.Н. Федорова советует использовать коммуникативные игры и игровые упражнения для смены деятельности с целью активации внимания и мыслительной активности на уроке, для вспомогательной отработки или проверки грамматических знаний и богатства лексического запаса, а также для эффективной организации внимания в начале урока [25; с. 136].

Обучение невербальным средствам общения относится уже к другой



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: