Бомбардировщики и штурмовики




Развитие авиации во время Первой мировой часть 1

Первая Мировая нашла применение многим техническим достижениям начала 20-го века. Первая мировая война дала существенный толчок в развитии авиации. Правительства стран выделяли существенные средства на развитие новых и усовершенствование старых моделей самолетов. Ведущие места в военном самолетостроении заняли такие страны, как Англия, Франция и Германия. Чуть позже к ним добавились США и Италия. Россия, в связи с низкой индустриализацией, отошла на задний план.

К середине 14-го года, то есть перед самой войной, на вооружении армий европейских государств находилось свыше семисот самолетов. В России их было 250, у ее союзников по Антанте: Великобритании и Франции еще чуть больше 200, основные противники: Германия и Австро-Венгрия имели почти 300 машин.

В 1913 году французы Раймонд Солнье и братья Моран построили самолет специально предназначенный для вооруженных сил, его крыло находилось над фюзеляжем, такое расположение обеспечило экипажу хороший обзор.

В России самолетов собственной конструкции было относительно не много, среди фронтовых можно выделить самолет Лебедь, представляющий собой копию трофейного немецкого разведчика альбатрос, и аэропланы спроектированные в Одессе на заводе банкира Артура Анатри. И тех и других построили несколько сот штук, в разы меньше чем французских, которые и составляли костяк Русской авиации. В России наиболее распространенными были машины Фарман и Вуазен. В первой половине войны они преобладали и во Французской армии.

В Германской армии в первой половине войны, наиболее распространенными являлись фронтовые самолеты фирмы Альбатрос. Эти машины заслужили уважение летного состава за свою надежность, прочность и простату пилотирования. Альбатрос вошел в историю, как первая крылатая машина уничтоженная тараном. 26 августа 1914 года его совершил штабс-капитан Русской армии Петр Нестеров на самолете Моран. Это была первая победа в Русской авиации, правда выжить Нестерову после столкновения не удалось. Дело было в самом начале войны и оба самолета являлись разведчиками, как и большинство машин того времени пулеметов они не имели. В полет летчики брали личное оружие: пистолеты, револьверы, винтовки, но огонь с них был крайне не эффективным. В результате изысканий на свет появился истребитель

Истребители

Изначально самолеты использовались как разведчики. Их эффективность была настолько велика, что противоположная сторона была вынуждена всеми силами препятствовать проникновению самолетов противника в свой тыл. Таким образом появилась необходимость в истребителях и перехватчиках: самолетах с меньшим весом, но большей скоростьюи маневренностью.

Первыми классическими самолетами истребителями принято считать Французский «Моран-Солнье» (Morane-Saulnier) и немецкий Фоккер (Fokker). Это были одноместные машины, отказ от второго члена экипажа позволил снизить массу аппарата, и тем самым повысить его летные характеристики. Однако таким самолетам требовалась огневая мощь. Для этого перед пилотом поставили пулемет. Но как стрелять через вращающийся винт?

В 1915 г. А. Фоккер разработал и установил стрелковый синхронизатор. Это устройство задерживало выстрелы, когда перед стволом находилась лопасть пропеллера. Параллельно российский летчик-конструктор Дыбовский изобрел синхропулемет. Начиная с 1916 г., эти системы синхронизации стали устанавливаться на русские, французские и английские самолеты. Это и были первые истребители.

А когда француз Ле Приер смог реализовать идею русского офицера Н. А. Яцука вооружить самолеты ракетами, самолеты-разведчики оказались в очень уязвимом положении. Теперь уже им потребовалось мощное вооружение для защиты от маленьких, но быстрых и агрессивных истребителей.

И Morane-Saulnier и Fokker Eindecker являлись монопланами, но вскоре монопланная схема уступила место биплановой. На тот момент переход к ней позволил улучшить маневренность. По совокупности характеристик, многие специалисты именно Fokker Eindecker отдают звание лучшего истребителя Первой мировой. Особенно отмечается его скороподъемность, высоты двух километров он достигал за 4 минуты, против 4,5 – 6 у противников. Во Франции в первую половину войны основу истребительной авиации составляли бипланы фирмы Ньюпор, затем на фронте стали преобладать самолеты фирмы СПАД: SPAD 7 и SPAD 13. Максимальная скорость спад 13 составляла 217 км/ч, лучший показатель для того времени.

 

Бомбардировщики и штурмовики

В середине войны вооруженные самолеты доказали свою эффективность и сомнений по этому поводу уже не оставалось, при этом одни машины лучше подходили для воздушного боя, другие для атаки военных целей. Во втором случаи также проявилась своя специфика, так небольшие аэропланы действовали непосредственно над полем боя или в ближнем тылу противника, а вот для уничтожения стратегических и хорошо укрепленных объектов, к тому же находящихся далеко за линией фронта их возможностей не хватало.

Необходимость поддержки наземных сил с воздуха привела к появлению штурмовой авиации. Для этого рода воздушных войск использовали улучшенные варианты обычных самолетов: кабины и топливные баки обшивались металлом, ставились более мощные двигатели для увеличения грузоподъемности. Огневая мощь этих самолетов заключалась в нескольких пулеметах, установленных на корпусе и имеющих возможность стрелять вперед-вниз и назад-вверх, а также в ручных бомбах и гранатах.

Одним из таких самолетов стал «Де Хевилленд DH-4». Эта английская модель достигала скорости в 190 км/ч и могла взять на борт 250 кг бомбового груза. Кроме того летное время этого аппарата доходило до 4,5 часов без посадки, а высота достигала 6000 м.

Самым массовым тяжелым бомбардировщиком стал английский двух моторный Handley Page 400, машины могли брать до 900 кг бомбовой нагрузки. В конце войны они широко применялись при бомбардировках промышленных центров Германии.

У немцев были свои двухмоторные машины, в частности семейство фирмы Гота. Они являлись основными тяжелым бомбардировщиками Германии, наиболее распространенной моделью был самолет Гота-4. Тяжелые бомбардировщики строили и другие фирмы Германии, самые же большие в мире самолеты того времени разработал коллектив Фердинанта Цеппелина. Под его руководством были созданы сверхтяжелые машины под обозначением Р, что указывало на немецкое слово ризен – гигантский. Самый крупный из этого семейства бомбардировщиков четырехмоторный Р-6 имел размах крыла 42 метра и весил 11,5 тонн, его дальность полета превышала 800 км, что позволяло совершать рейды в глубокий тыл противника. Громадный аэроплан брал более 2 000 кг бомб, это наибольшая грузоподъемность для самолетов, принимавших участие в Первой мировой, в начале 1918 года с Р-6 была сброшена бомба массой в одну тонну, самая тяжелая в той войне.

 

К началу 1915 года в России было сформировано первое в мире соединение многомоторных тяжелых бомбардировщиков, его основу составляли самолеты «Илья Муромец», русского конструктора Игоря Сикорского. Для своего времени Муромец был настоящим гигантом: 4 мотора, размах крыла 30 метров, длинна 17 метров, максимальная взлетная масса доходила до 7 тонн, он мог нести до 400 кг бомб, что в несколько раз больше чем боевая нагрузка большинства одномоторных аэропланов. В первый год войны не было четкого понимания как использовать эти машины, но затем по инициативе Сикорского и Михаила Шидловского – директора завода где строились Муромцы, самолеты свели в единое подразделение, оно получило название: эскадра воздушных кораблей. На протяжении войны экипажи Муромцев совершили более 300 боевых вылетов на разведку и бомбардировку, на врага было сброшено около 50 тонн бомб, при этом почти из 40 самолетов, принимавших участие в боевых действиях, был сбит только один.

.

Со времен Первой мировой появилось особое понятие «ас», то есть летчик-истребитель, сбивший в воздушном бою пять и более самолетов противника. Для того чтобы заслужить звание Аса французскому, русскому или британцу, нужно было одержать пять официально зарегистрированных побед, а немцу или австрийцу семь. Известный немецкий командир эскадры ротмистр барон Манфред фон Рихтгофен уничтожил в воздухе 80 самолетов стран Антанты. Кстати, он предпочитал действовать из засады, добивал противника и не брезговал сбивать наблюдателей. Эскадрилья Рихтгофена практиковала атаку противника в погоне. В апреле 1918 года он был сбит зенитными пулеметами и погиб. «Красный барон» (Рихтгофен летал на самолете-триплане «Фоккер Dr. 1», покрашенном в красный цвет) вошел в историю, его рекорд сбитых самолетов продержался до Второй мировой войны.

Среди русских летчиков наибольшее количество сбитых самолетов имелось на счету штабс-капитана Александра Казакова: 16 подтвержденных и 5 не подтвержденных. Воевали русские летчики в основном на французских истребителях, наиболее массовым из них был Nieuport 17. Всего за годы войны русские летчики сбили около 200 австрийских и германских самолетов,.

Вот так шаг за шагом, осмысливая боевой опыт и внося изменения в конструкцию летательных аппаратов, специалисты определили основные пути развития военной авиации. Таким образом, если к началу войны существовал только один тип военного самолета – самолет-разведчик, то к концу войны военная авиация делилась на истребители, бомбардировщики, штурмовики и т.д. Они отличались размером, количеством двигателей, размером экипажа и установкой специфического оборудования: стрелкового, бомбардировочного, навигационного пр. В ходе Первой мировой войны получила развитие морская авиация. Она подразделялась на корабельную и базовую. Зарождались авианосная и минно-торпедная авиация.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: