Каждый «товарищ» — это комок концентрированной ненависти




Интересно, что Ницше постепенно отказался в своих книгах от «психологического» языка, заменив его «физиологическим». В его поздних работах — таких, например, как «Антихристиа­нин», — «злопамятность» в «рабской морали» (общепринятом христианстве) рассматривается как физиологическая реакция, характерная для некоторых физических типов. Ницше был на правильном пути, однако за отсутствием нейрологии он искал физическую основу этих процессов только в генетике. Имприн-тная же теория, наоборот, утверждает, что подобные физиоло-

*Эдвард Эстлин Каммингс (1894-1962) — американский писатель и поэт, просла­вившийся «(типографической эксцентричностью» своих стихов. В частности, игнорировал прописные буквы и даже свое имя писал со строчных. — Прим. ред.


гические рефлексы подчинения создаются специфическими «триггерами»* в ранние моменты импринтной уязвимости.

Тем не менее они распространяются на весь организм и, в силу этого, являются физиологическими. Любой профессио­нальный актер знает это, поэтому его тело увеличивается физи­чески, если он играет сильного персонажа, и съеживается, когда он играет слабака. Род Стайгер, в частности, кажется то выше, то ниже ростом в зависимости от исполняемой им роли.

Не забывайте, что все эти категории приняты для удобства и в природе отсутствуют те резкие границы, которые мы исполь­зуем при ее моделировании. На схеме Лири 1957 года мы видим дальнейшее подразделение наших четырех типов на шестна­дцать, каждый из которых, в свою очередь, имеет четыре степе­ни — всего шестьдесят четыре подтипа.

В следующем разделе, с целью упрощения, мы опять вер­немся к рассмотрению взаимодействия только первых двух контуров.

Любая система, описывающая человеческое поведение, должна быть достаточно гибкой для бесконечного ее расшире­ния и в то же время сохранять смысл при редуцировании ее до самых основ.

Поскольку у всех нас имеется территориально-эмоциональ­ный контур, нам необходимо ежедневно его упражнять.

Хорошее упражнение — игра с детьми, особенно если вы играете с большими группами, тогда вам приходится улаживать их животные территориальные споры. Плавание, бег или любая привлекающая вас физическая активность хороши для под­держания тонуса мышц. «Разгадывание» эмоционального со­стояния других людей — одно из лучших упражнений для этого контура и очень поучительно в общем. Оно активизирует древ­ние животные центры в таламусе, где язык тела связывается с эмоциональными сигналами.

Хороший генерал пользуется этим контуром для «разгадыва­ния» планов вражеского генерала. Хорошая мать с его помощью

* То есть пусковыми механизмами. — Прим. ред.


угадывает значение плача своего младенца в каждом отдельном случае.

Для углубленной проработки этого контура, связанной с некоторым риском в личных отношениях, можно предложить такие игры, как «задирание» кого-либо, если вы никогда не делали этого прежде, проявление подчинения и покорности, если вы никогда не делали этого прежде, и овладение умением должным образом проявлять свой гнев и избавляться от него, когда в нем исчезает необходимость.

Читатель наверняка заметил, что каждый «ярко выражен­ный» тип на сетке Лири представляет собой один из четырех секторов круга:

Дружелюбная Враждебная Враждебная Дружелюбная

сила сила слабость слабость

Конечно, идеально «уравновешенная» — то есть нероботизиро-ванная и умеющая приспосабливаться к возникающим обстоя­тельствам — личность не должна быть столь однобокой. Такая личность будет способна слегка входить в каждый квадрант «сообразно обстоятельствам и временам года», как говорят ки­тайцы, но в основном будет занимать центральное положение. Это можно изобразить в виде круга:


Темный внутренний круг представляет несокрушимую индиви­дуальность этой идеально свободной от роботических имприн­тов личности. Серый круг представляет способность сдвигаться в каждый квадрат, когда это необходимо.

Такие круги, называемые мандалами, широко применяются в буддизме для медитации. Часто на них изображаются четыре демона, которые, как и западные Лев, Бык, Ангел и Орел, символизируют крайности, которых следует избегать.


Упражнения

1. Каждый раз, встретив молодого человека (молодую женщи­ну), сознательно спрашивайте себя: «Если дело дойдет до рукопашной, смогу ли я победить его (ее)?» Затем попытай­тесь определить, насколько ваше поведение основано на бессознательном выяснении этого вопроса при помощи не­вербального «языка движений».

2. Напейтесь в доску и опрокиньте стол, громко объявив всем присутствующим, какие они тупые задницы*.

3. Найдите книгу по медитации, позанимайтесь по ней в тече­ние месяца по пятнадцать минут два раза в день, затем встретьтесь с теми, кто всегда умудряется расстроить вас или заставить вас защищаться. Посмотрите, удастся ли им надавить на ваши кнопки территориального отступления.

4. Проведите уик-энд в клубе знакомств. В течение первой половины дня попытайтесь интуитивно определить, к ка­кому квадранту принадлежит каждый член группы. В конце определите, удалось ли кому-нибудь из них стать менее роботизированным. Определите, удалось ли вам стать менее роботизированным.

5. Отправьтесь в зоопарк, в павильон львов. Изучайте львов до тех пор, пока не поймете их туннель реальности.

6. Возьмите напрокат видеокассету с комедией из тех, которые обычно нравятся маленьким детям. Внимательно просмот­рите ее и подумайте, какую функцию выполняет этот юмор; заодно используйте возможность всласть посмеяться.

*Опиаты и малые дозы алкоголя, похоже, запускают нейропередатчики, харак­терные для первого контура (спокойствие после обильного кормления грудью). Большие же дозы алкоголя часто запускают нейропередатчики, характерные для территориальной борьбы. Обратите внимание, как обогащается анальный сло­варь враждебно настроенных пьяниц по мере увеличения принятой дозы алко­голя.



7. Проведите все воскресенье у телевизора, смотря программы о животных. На следующий день, придя в офис, вниматель­но, как ученый-зоолог, понаблюдайте за иерархией стаи приматов.


Глава 5

Диккенс и Джойс: двухконтурная диалектика

НАШИ ЛЕГЕНДЫИ НАША ЛИТЕРА ТУРА НАСЕЛЕНЫМИЛОСЕРДНЫМИ БОГИНЯМИ И УЖАСНЫМИ ВЕЛИКАНАМИ.


В «Дэвиде Копперфильде» Диккенс с большим мастерством передает шок и страх ребенка, когда строгость туалетных проце­дур вводит в его континуум орально-матристского блаженства анально-патристские ценности второго контура. Трудно пове­рить, что это было написано за полвека до клинических иссле­дований Фрейда.

Диккенс описывает идиллическое детство, в котором Дэвид живет с овдовевшей матерью, образ которой вполне можно оха­рактеризовать как воплощение bona dea (древней «доброй боги­ни», воспоминанием о которой является «фея» — персонаж современных детских сказок). В эту счастливую картину вме­шивается ужасный отчим мистер Мэрдстон с его «комплексом Иеговы», воплощение карающего бога-отца. Невозможно со­блюдать все правила Мэрдстона — их слишком много и, кроме того, большинство из них даже не сформулировано как следует. Дэвид подвергается стеганию по ягодицам (для его же блага, безусловно, хотя Диккенс совершенно по-фрейдистски акцен­тирует внимание на очевидном удовольствии, которое Мэрд­стон получает от этого процесса). Совершенно естественно, что Дэвид начинает интернализировать эту анальную систему цен­ностей и представлять себя маленьким преступником, в полной мере заслуживающим подобного издевательства. Затем Дик­кенс приводит сцену возвращения Дэвида домой после года пребывания в школе:

...Я вошел тихими, робкими шагами. Бог весть какие далекие, мла­денческие воспоминания могли пробудиться у меня при звуках го­лоса моей матери, доносившихся из старой гостиной, когда я во­шел в холл. Мать тихонько напевала. Должно быть, давным-давно, когда я был еще младенцем, я лежал у нее на руках и слушал, как она мне поет... Напев показался мне новым и в то же время таким знакомым, что сердце мое переполнилось до краев, как будто ста­рый друг вернулся после долгого отсутствия.

Одиноко и задумчиво звучала эта песенка, и я решил, что мать од­на. Я тихо вошел в комнату. Она сидела у камина, кормила грудью


младенца и придерживала у себя на шее его крошечную ручонку. Ее глаза были опущены и устремлены на личико ребенка, и она пела ему. Но больше никого с ней не было — отчасти моя догадка оказалась правильной.

Я заговорил с ней, а она встрепенулась и вскрикнула. Но увидев, что это я, она назвала меня своим дорогим Дэви, своим родным мальчиком, пошла мне навстречу, опустилась на колени, поцело­вала меня, положила мою голову себе на грудь рядом с маленьким существом, приютившимся там, и поднесла его ручонки к моим губам.

Почему не умер я тогда? Как хотел бы я умереть в ту минуту, когда мое сердце было переполнено! Больше чем когда-либо я достоин был в эту минуту быть взятым на небеса.

Мечта о возврате к оральной биобезопасности здесь слишком очевидна и не нуждается в комментариях.

Подобным образом в монументальном романе Джойса о со­знании спящего человека — «Поминках по Финнегану» — Отец и Бог-отец всегда ассоциируются с войной и экскрементами, как заметил исследователь Джойса Уильям Йорк Тиндэлл. В громовом слове из ста букв, которое повторяется десять раз в сновидении, всегда чувствуются смысловые оттенки отцовства, угрозы, испражнения и войны. Так, в первом появлении на странице 1 это слово имеет вид:

bababalalgharaghtakamminaronnkonnbronnton

nerronntounnthunntrovarrhounawnskawn

toohoohoondenthurnuk Здесь можно разглядеть (или расслышать) такие слова: арабское bаbа («отец»), еврейское Abba (с тем же значением), Canbronne (имя генерала, который так кстати произнес: «Дерьмо!», когда его попросили уступить территорию), гаэльское scan (звук, ис­ходящий из ануса), германское Ronnen (экскреция), внушитель­ное orden, ассоциирующееся как с орденом за заслуги, так и с английским ordure". Ужасный Бог Отец повсюду «Проводит

«Жизнь Дэнида Копперфильда, рассказанная им самим», пер. А. В. Кривцовой и Е. Ланна. ** Ordure (ср.-англ.) — грязь, дерьмо; нечто оскорбительное. — Прим. ред.


свои маневры в разомкнутом строю»* и проповедует анально-авторитарные ценности: «Нет никаких богов, кроме меня! Не поклоняйтесь идолам! Любите только меня!» Он — злодей джойсовской goddinpotty (то есть garden party, вечеринки в саду), бог-плут, поставивший ловушку в Эдемском саду; эго, интерна-лизуемое в обучении туалету (potty*); бог грома и гнева (god-din").

Избегая его, «несчастные обитатели»**** Земли всегда стре­мятся к его противоположности, А. Л. П. Альп — это старогер­манское слово, означающее «сновидение»; кроме того, альп — корень названия первой буквы в греческом и еврейском алфа­витах (альфа и алеф). В полном написании А. Л. П. — это Анна Ливия Плюрабелла: прекрасная женщина, олицетворение «вод жизни». В ней столько же оральности и любви, сколько в «Ом­нибоссе» — анальности и угрозы:

Стремительная, упругая, с дрожащими локонами, то сожмется в точку, то вдруг разольется целым наводнением, старомодная ма­мочка, чудесная мамочка, пригибаясь, проходящая под мостами... счастливая, как влажный день, журчащая, пузырящаяся, весело болтающая сама с собой, затопляющая поля...

Эта женщина-река — Совершенная Мать из наших детских снов и Великая Богиня древних, воплощение идеальной биовы-живательной безопасности. Человечество, по мнению Джойса и Рэттрэя Тэйлора, вечно оставляет ее, чтобы следовать за Героем (Отцом) к «кровогрязи+ Ватерлоо» (поле битвы при Ватерлоо, покрытое кровью и экскрементами, демонстрирует анально-территориальные истоки войны), и вечно возвращается к ней.

Такое циклическое видение истории — будь то у Джойса, Рэттрэя Тэйлора, Вико (у которого Джойс черпал идеи), Гегеля-и-Маркса и т. д. — является лишь частью истины, но именно

* Цитата из Джойса с типичной для него игрой слов: в оригинале вместо open order («разомкнутый строй») — open ordure (см. выше). — Прим. ред.

** Т. е. «детский горшок». — Прим. ред.

*** Т. е. «бог» и «шум, грохот». — Прим. ред.

****У Джойса — unhappitants.Прим. ред.

+ У Джойса — bluddlefilth; в этом же слове содержится и battlefield («поле бит­вы»). — Прим. ред.


той ее частью, которую большинство людей испуганно отказы­ваются признавать, поэтому ей необходимо уделять особое вни­мание. Говорим ли мы в терминах матристско-патристской ди­алектики Тэйлора, циклов Божественной, Героической и Го­родской эпох Вико, марксистско-гегельянской троицы «тезис-антитезис-синтез» или в терминах любых других вариантов этой схемы, — мы говорим о закономерности, которая в дейст­вительности существует и регулярно проявляется.

Однако проявляется она лишь в той степени, в какой люди роботизированы — пойманы в западню жестко заданных реф­лексов.

Когда накопленные факты, инструменты, приемы и методы нейронауки — науки изменения и освобождения мозга — до­стигнут критической массы, все мы сможем освободиться от этих роботических циклов. Одна из основных идей этой книги заключается в том, что мы уже несколько десятилетий прибли­жаемся к этой критической массе и достигнем ее гораздо рань­ше, чем вы преполагаете.

Сегодняшнее неистовство территориально-эмоциональной драчливости, охватившее планету, — это не просто падение еще одной цивилизации в соответствии со схемой Вико.

Это родовые муки космического Прометея, пробуждающе­гося от длительного кошмара истории одомашненных при­матов.

Все это, конечно, не более чем генетико-исторические обоб­щения, которые не могут в точности подходить какой-либо реальной семье. Архетипы Милосердной Богини и Враждебно­го Великана не активизируются в семьях, где мать холодна, недружелюбна, озлоблена и т. д., а отец представляет собой теплую, поддерживающую ребенка фигуру. Статистика показы­вает различия в импринтах первого и второго контуров в подоб­ных семьях, поэтому ребенок может вырасти кем угодно — шаманом, шизофреником, гением, гомосексуалистом, худож­ником, психологом и т. д.


Упражнение

Используя развитую в этой главе теорию, проанализируйте сле­дующие личности:

I. Скарлетт О'Хара
2. Кинг-Конг

3. Одиссей

4. Гамлет

5. Багз Банни

6. Р. П. Макмёрфи

7. Дмитрий Карамазов

8. Ричард Никсон

9. Томас Джефферсон

10. Св. Павел

II. Утенок Дональд

12. Яго

13. Джен Эйр

14. Иосиф Сталин

15. Жанна д'Арк

16. Тимоти Лири

17. Алистер Кроули

18. Роберт Антон Уилсон

19. Мао

20. Карл Юнг

21. Махатмы Востока

22. Ганнибал Лектер

23. Вы


Глава 6

Времясвязывающий семантический контур

Если свести вместе два разума, всегда появляется третий, высший разум, который незримо способствует их

сотрудничеству.

Уильям С. Бэрроуз и Брайан Джизн. Третий разум

ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ СУЩЕСТВАМ СВОЙСТВЕННО СВЯЗЫВАТЬ ВРЕМЯ

Третий семантический контур имеет дело с артефактами и соз­дает «карту» (туннель реальности), которую можно передавать другим, даже через поколения. Такими картами могут быть картины, проекты, слова, концепции, инструменты (сопровож­даемые вербальной инструкцией по применению), теории, му­зыка и т. д.

Человеческие существа (одомашненные приматы) относятся к созданиям, использующим символы. Это значит, как заметил основоположник семантики Кожибский, что те, кто правит символами, правит нами.

Если Моисей, Конфуций, Будда, Мухаммед, Иисус и св. Павел до сих пор оказывают живое влияние — а это дейст­вительно так, если взглянуть на окружающий мир, — то только потому, что их Сигнал был донесен до нас человеческими сим-


вольными системами. Эти системы включают в себя слова, про­изведения искусства, музыку, ритуалы и неосознанные ритуа­лы («игры»), при помощи которых передается культура. Маркс и Гитлер, Ньютон и Сократ, Шекспир и Джефферсон продол­жают «править» частями человечества тем же способом — при помощи семантического контура.

Еще в большей степени и еще менее осознанно мы подвер­гаемся управлению со стороны изобретателей колеса, плуга, алфавита и даже римских дорог.

Так как слова одновременно содержат денотации (ссылки на сенсорно-экзистенциальный мир) и коннотации (эмоциональ­ные оттенки, поэтические и риторические аспекты), людей можно заставить действовать даже при помощи слов, которые не имеют ни значений, ни соответствий в реальном мире. В этом заключается механизм демагогии, рекламы и большинс­тва организованных религий.

Контур биовыживания делит проявления окружающего ми­ра только на два вида: то, что для меня хорошо (полезно), и то, что для меня плохо (опасно). Эмоционально-территориальный контур также делит мир на две половины: то, что сильнее меня (выше в иерархии стаи), и то, что слабее меня (ниже в иерархии стаи). На этой основе развиваются социобиологические системы.

Семантический контур позволяет нам по желанию подразде­лять и заново соединять вещи. Его беспокойному навешиванию ярлыков и сортировке опыта нет конца. На персональном уров­не — это «внутренний монолог», переданный Джойсом в «Улис­се». На историческом уровне — это времясвязывающая функция, описанная Кожибским, которая позволяет каждому поколению добавлять новые категории к нашей ментальной библиотеке — вечно соединять и разделять все новые и новые вещи, переклас­сифицировать и перетасовывать их. В этом времясвязывающем измерении Эйнштейн заменил Ньютона еще до того, как боль­шая часть мира* услышала о Ньютоне; простая арифметика

* До 1970-х годов большая часть мира была неграмотной.


привела к рождению алгебры, которая вылилась в математичес­кий анализ, который, в свою очередь, произвел на свет тензор­ный анализ, и т. д. Гайдн и Моцарт подготовили путь Бетхове­ну, который вторгся в сферы, принадлежащие романтикам и вагнерианцам, что дало жизнь современной музыке.

Так называемый «шок будущего» всегда был с нами, с тех пор, как в доисторические времена в человеке впервые начал функционировать семантический контур. Для вида, который обладает способностью к символизированию, вычислению, аб­стракции, время всегда будет «временем перемен». Процесс этот ускоряется со временем, так как способности символизиро­вать свойственно самостоятельно развиваться.

На обычном языке семантический контур называется «умом». (Как недавно в одной радиопередаче заметил психолог Роберт Орнтстайн, когда мы говорим, что кто-то «очень умен», мы обычно имеем в виду, что у этого человека хорошо подвешен язык, т. е. он хорошо использует семантический контур.)

На языке трансакционного анализа первый (оральный) кон­тур называется Естественным Ребенком, второй (эмоциональ­ный) контур — Приспособленным Ребенком, а семантический контур — Взрослым, или Компьютером. В юнгианских терми­нах первому контуру соответствует ощущение, второму — чув­ство, а третьему — разум.

Нейрологические компоненты первого контура восходят к древнейшим частям мозга; Карл Саган назвал их «рептильным мозгом». Возраст этих нейроструктур насчитывает по меньшей мере миллиарды лет. Структуры второго контура появились вместе с первыми млекопитающими где-то миллиард или 500 миллионов лет назад; Саган поэтому называет их «маммаль-ным* мозгом», или «мозгом млекопитающих». Семантический контур появился, вероятно, 100 тысяч лет назад; Саган называет его «человеческим мозгом». Не следует удивляться тому, что большинство людей большую часть времени управляется в большей мере двумя древними контурами, чем человеческим

*От лат. mammalia —«млекопитающие». — Прим. ред.


семантическим (рациональным) контуром, или тому, что семантический контур так легко впадает в ложную логику (не­вежество, нетерпимость, фанатизм любого рода), когда контур биовыживания сигнализирует об угрозе жизни или эмоцио­нальный контур — об угрозе статусу.

Циники, сатирики и «мистики» (контуры 5-8) сто раз гово­рили нам, что «разум — это продажная девка», т. е. что семан­тический контур открыт для манипуляций со стороны более древних, более примитивных контуров. Как бы упорно Рацио­налист ни отрицал это утверждение, в ближней перспективе оно всегда оказывается истинным — то есть, пользуясь одним из излюбленных слов Рационалиста, оно всегда прагматически истинно. Тот, кому удастся в достаточной мере напугать людей (вызвать биовыживательное беспокойство), сможет быстро на­вязать им любую вербальную карту, которая, на их взгляд, при­несет им облегчение, т. е. избавит от беспокойства. Пугая людей Адом и затем обещая им Спасение, самые невежественные и извращенные индивиды могут навязать им целую философс­кую систему, которая не выдержала бы и двух минут рацио­нального анализа. А любой альфа-самец одомашненных при­матов, как бы он ни был жесток или испорчен, может повести за собой всю стаю приматов, закричав, что альфа-самец сопер­ничающей стаи собирается напасть на их территорию. Эти два рефлекса млекопитающих известны соответственно как Рели­гия и Патриотизм. Они срабатывают у одомашненных прима­тов точно так же, как у диких, так как являются Относительны­ми Эволюционными Достижениями (на определенном этапе).

Эмоционально-территориальный, или «патриотический», контур также содержит программы статуса, или иерархии стаи. Действуя в тандеме с биовыживательным беспокойством пер­вого контура, он всегда способен извратить функционирование семантического рационального контура. Все, что может при­вести к потере статуса, и все, что вторгается в «пространство» индивида (включая идеологическое «пространство»), представ­ляет угрозу для среднего одомашненного примата. Если, напри-


мер, какой-то бедняга привык к определенному жизненному статусу — «Я белый, а не какой-то там чертов ниггер» или «Я нормальный, а не какой-то там педик» и т. п., — любая попытка проповедовать* терпимость, гуманизм, релятивизм и т. п. будет обрабатываться в нем не семантическим, а эмоциональным контуром и расцениваться как атака на статус (эго, социальную роль).

Внимательный читатель вспомнит, что сетка первых двух контуров помещает превербального ребенка в двухмерный мир, который на простейшей диаграмме выглядел следующим об­разом:

ДОМИНИРОВАТЬ



ОТСТУПАТЬ


НАСТУПАТЬ


ПОДЧИНЯТЬСЯ

Третий, семантический контур тесно связан с трехмерностью (хотя наше бинокулярное зрение, конечно, также играет здесь свою роль). Доминирование функций правой руки свойственно только человеку и приматам. У других млекопитающих подоб­ное предпочтение отсутствует; они одинаково свободно владе­ют обеими руками.

*Проповедование само по себе является политикой второго контура, так как ставит вас над теми, кому вы проповедуете. Однако вы не можете занимать эту превосходящую позицию, если только вы не импринтированы у вашей ауди­тории в качестве доминирующего альфа-самца данного генофонда или не кон­диционированы в качестве «босса» или другой авторитетной фигуры. Контр­культура 60-х, как и многие другие идеалистические движения, провалилась из-за того, что слишком много проповедовала с позиции морального превосход­ства в то время, как никто не был импринтирован или кондиционирован на восприятие ее как морально превосходящей.


Недавние достижения нейрологии показали, что доминиро­вание правой руки тесно связано с нашей тенденцией использо­вать левое полушарие головного мозга больше, чем правое. (Левши будут рассматриваться ниже.) И действительно, мы настолько




 


 


ВИСЦЕРОТОНИК

Экстремальный случай

Импринт I контура

«Ощущающий тип» по Юнгу

«Естественный Ребенок»


МУСКУЛОТОНИК

Экстремальный случай

Импринт II контура

«Чувствующий тип» по Юнгу

«Приспособленный ребенок»


ЦЕРЕБРОТОНИК

Экстремальный случай

Импринт III контура

«Рациональный тип» по Юнгу

«Взрослый», или «Компьютер»

НЕЙРОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПРИНТ— ЭТО ПЛАН ВСЕГО ОРГАНИЗМА.


редко используем правое полушарие в повседневной жизни, что долгое время его называли «безмолвным полушарием».

Таким образом, у большинства людей существует генетичес­ки заложенное («жестко заданное») предпочтение манипулиро­вать правой рукой и думать левым полушарием. Это предпочтение тесно связано с вербальным, семантическим контуром, так как левое полушарие — это полушарие «разговора». Оно линейно, аналитично, компьютероподобно и очень вербально. Это и есть нейрологическая основа связи между созданием карт и манипу­лированием. Правая рука манипулирует (и создает артефакты), а левое полушарие картографирует результаты — создает мо­дель, позволяющую предсказывать будущее поведение этой части мира. Эти характеристики являются чисто человеческими (постприматными).

У левшей же, наоборот, большую часть времени функциони­рует правая часть мозга — холистическая, суправербальная, «интуитивная», музыкальная и «мистическая». Леонардо, Бет­ховен и Ницше были левшами. Левши традиционно внушали страх и благоговение; их подозревали в особых, шаманических сношениях с «Богом» или «Дьяволом»*.

Таким образом, существует перекрестное соответствие лево­го и правого в функционировании мозга и рук:


ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ (Анализ) (Третий контур)

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

(Интуиция) (Шестой контур)

Левая рука Правая рука

Алистер Кроули знал об этом прагматически еще до появления современной нейрологии. Он заставлял своих учеников учиться одинаково хорошо писать обеими руками, пробуждая таким образом активность их спящих правых полу­шарий.


Эта двойная (зеркальная) полярность левого и правого по­мещает нас нейрологически в трехмерное пространство. Моди­фицируя предыдущую диаграмму и добавляя третий контур, мы получаем следующее:



ДОМИНИРОВАТЬ

ВРАЖДЕБНАЯ СИЛА

ДРУЖЕЛЮБНАЯ СИЛА

ВРАЖДЕБНАЯ СЛАБОСТЬ

ДРУЖЕЛЮБНАЯ СЛАБОСТЬ

ПОДЧИНЯТЬСЯ

 


Для визуализации этого двухмерного наброска трехмерной системы необходимо представить себе, что ось «наступление-отступление» располагается под прямым углом ко всем осталь­ным осям, — то есть «увидеть» ее выходящей из страницы пря­мо на вас.

Это так называемое «евклидово» пространство. В этом кон­тексте очевидно, почему евклидово пространство было первым типом пространства, принятым математиками и художниками, почему оно до сих пор кажется нам «естественным», а также почему некоторым людям очень трудно представить неевклидо­вы виды пространства, используемые в современной физике.

Евклидово пространство — это внешняя проекция того, каким образом наша нервная система собирает информацию биовы-живательного, эмоционального и семантического контуров.

Импринтные участки третьего контура расположены в коре левого полушария и тесно связаны с тонкими мышцами гортани


и правой руки. Кора головного мозга появилась сравнительно недавно, поэтому ее часто называют «новым мозгом»; она обна­ружена только у высших млекопитающих и наиболее развита у людей и китообразных (дельфинов и китов).

Люди, у которых тяжелейший импринт приходится на тре­тий контур, обычно вырастают «церебротониками». Они высо­ки и тощи, так как энергия постоянно вытягивается из тела в головной мозг. Карикатурный злой гений Доктор Сивланус из «Супермена», состоящий практически из одной головы, пред­ставляет собой экстремальную форму этого типа людей. В наро­де их называют «яйцеголовыми».

Почти всегда эти церебротонические типы третьего контура игнорируют или относятся враждебно к функциям их первого и второго контуров. Игривость их озадачивает (кажется им глу­пой или эксцентричной), а эмоции одновременно сбивают с толку и пугают.

Так как все мы имеем этот контур, нам всем необходимо регулярно его упражнять. Составьте схему, описывающую ваш бизнес или домашние обязанности, и постарайтесь ее оптими­зировать для большей эффективности. Разработайте схему, ко­торая объясняла бы весь мир. Каждые несколько лет начинайте изучать какую-нибудь науку, о которой вы раньше ничего не знали.

Не пренебрегайте игрой с этим контуром: сочиняйте стихи, басни, афоризмы или анекдоты.

ПОМНИТЕ, МИСТЕР КРОУЛИ СКАЗАЛ:

ТЫТОЖЕ ЗВЕЗДА.

P.S. ОН ТАКЖЕ СКАЗАЛ:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: