Классификация методов товарной экспертизы




Тема 4.3 Методы товарной экспертизы

Метод товарной экспертизы — способ достижения конечных результатов экспертной оценки товаров.

В зависимости от применяемых средств измерения все методы делятся на группы, подгруппы и виды.

При проведении товарной экспертизы пользуются различными методами оценки товаров.

Методы ТЭ подразделяются на две группы: объективные и эвристические.

Объективные методы — методы, основанные на определении характеристик товаров путем измерений (измерительные методы) или регистрации каких либо несоответствий, отказов, отклонений от установленных требований (регистрационный метод). Общим для объективных методов является выражение результатов измерений или подсчетов в принятых единицах измерения или в процентах, причем эти результаты сопоставимы, воспроизводимы и проверяемы. Различия между ними заключаются в том, что при измерительных методах используются технические устройства (простейшие приспособления и сложные измерительные приборы, системы, преобразователи), а при регистрационных — визуальный подсчет.

 

Эвристические методы — методы, основанные на совокупности логических приемов и методических правил теоретических исследований для достижения (нахождения) конечных результатов. Общим для всех эвристических методов является субъективный подход к оценкам, построение гипотез, догадок, основанных на предположениях отдельных лиц. Методы каждой подгруппы не заменяют, а дополняют друг друга или имеют самостоятельные сферы применения.

 

Различия между подгруппами эвристических методов заключаются в их назначении и используемых средствах или приемах. Органолептические методы предназначены для определения значений органолептических показателей товаров, экспертные — для оценки свойств и показателей товаров в условиях неопределенности и риска, социологические — для установления потребительской оценки товаров путем опросов покупателей.

 

Основными средствами органолептических методов служат органы чувств оценщика. При социологических методах могут использоваться любые средства, в том числе и характерные для других подгрупп объективных и эвристических методов. Важнейшими средствами социологических методов являются анкеты.

 

Каждая подгруппа делится в свою очередь на виды и разновидности. Их характеристика приводится ниже при рассмотрении отдельных групп.

Измерительные методы

Измерительные методы — методы определения (измерения) действительных значений показателей качества с помощью технических устройств. Предназначены для определения физико-химических и/или микробиологических показателей качества.

В отличие от органолептических показателей физико-химические и микробиологические показатели специфичны и характерны для товаров однородных групп. Поэтому эти показатели более многочисленны, что требует применения разнообразных измерительных методов для их определения.

Измерительные методы взаимосвязаны с органолептическими методами, дополняют, но не заменяют их. Это обусловлено тем, что достоинства измерительных методов — объективность оценки, выражение результатов в общепринятых единицах измерения, сопоставимость и воспроизводилось результатов — устраняют недостатки органолептических методов. В связи с этим сочетание методов этих двух групп позволяет провести наиболее полную экспертную оценку. товаров.

 

Недостатками измерительных методов являются: высокие затраты на проведение испытаний, для которых требуются оборудованные испытательные лаборатории, лабораторное и вспомогательное оборудование, порой очень дорогостоящее, а также высококвалифицированный персонал.

 

Указанные недостатки носят объективный характер, поэтому трудно или совсем неустранимы. В связи с этим применение измерительных методов при товарной экспертизе ограничено и рекомендуется только в тех случаях, когда без данных, получаемых с помощью этих методов, невозможно сделать объективные и достоверные выводы.

 

Измерительные методы подразделяются на подгруппы, виды и разновидности по ряду признаков. По хронологическому признаку и чувствительности измерительные методы делятся на классические и современные; по времени получения результатов испытаний — на экспресс-методы и долгосрочные; по принципам метода — на физические, химические, физико-химические, биохимические, микробиологические и биологические.

 

Классические методы — физические и химические методы, разработанные в ХУП—XX вв. и не утратившие значимости на современном этапе.

 

Примерами классических методов могут служить: метод высушивания до постоянной массы для определения влажности товаров, ферроцианидный метод и метод Бертрана для определения содержания сахароз, метод титрования для определения общей кислотности, определение соли аргентометрическим методом и др.

 

Особенностью классических методов являются преобладание разрушительных операций, в большинстве случаев длительная подготовка образца к определению конечного результата, сравнительно невысокие чувствительность и точность измерений. Однако несмотря на это, многие классические методы применяются и в настоящее время, так как обладают высокой достоверностью при определении макропоказателей, для которых не требуется высокая чувствительность и точность, меньшими затратами средств, а порой и времени на испытания.

 

В случае необходимости получения точных результатов с высокой степенью чувствительности, а также дифференцированного определения отдельных компонентов, входящих в состав группы веществ, классические методы мало приемлемы из-за больших затрат времени или совсем непригодны. Для указанных целей больше подходят современные методы, разработанные в последние 30—50 лет и находящие применение в тех сферах, где классические методы неэффективны.

При проведении товарной экспертизы эксперт, если он не работает в испытательной лаборатории, не обязан уметь проводить испытания этими методами. Ему необходимо лишь иметь представление об этих методах, определяемых с их помощью показателях, измерительных возможностях и применимости для целей экспертизы.

Поэтому в учебнике приведена лишь краткая характеристика современных методов.

Современные методы отличаются от классических более высокой чувствительностью, меньшими затратами времени на проведение испытаний. Для этих методов характерно использование усовершенствованных средств измерения, зачастую с высокой точностью. Наряду с указанными достоинствами для этих методов, как правило, требуются хорошо оборудованные испытательные лаборатории и высококвалифицированный персонал, что увеличивает затраты на испытания.

Наиболее распространенными современными методами являются хроматографический, спектральный, фотоэлектрометрический, потенциометрический, рефрактометрический, реологический и микроскопирование.

Хроматографический метод—метод, основанный на разделении сложной смеси веществ на компоненты с помощью сорбционных методов в динамических условиях. В основу метода положен принцип различной сорбируемости компонентов смеси на выбранном сорбенте, т. е. на распределении веществ между двумя не смешивающимися фазами. Метод предложен русским ученым-ботаником М.С. Цветом в 1903 г.

Назначение хроматографического метода — количественное и качественное определение веществ в пробах товаров, специальным образом отобранных и обработанных.

Достоинством метода является высокая чувствительность, что позволяет обнаруживать качественно и определять количественно вещества, содержащиеся в ничтожно малых количествах (иногда доли мг%).

Различают следующие разновидности хроматографического метода — газовая и жидкостная хроматография (в зависимости от типа подвижной и неподвижной фаз), а также типы - бумажная, колоночная, тонкослойная и газовая (в зависимости от типа сорбента). Существуют и другие классификационные признаки подразделения хроматографического метода.

Перечень физико-химических показателей качества, которые можно определить с помощью хроматографического метода, достаточно широкий: содержание свободных и связанных аминокислот, органических кислот, углеводов, ароматических, красящих веществ, жирно-кислотный состав липидов, пестицидов, витаминов и др.

Спектральный метод — метод, основанный на измерении пропускания или поглощения света определенной длины волны различными веществами. В основу спектроскопии положены общие законы, устанавливающие соотношение между величиной поглощения или пропускания и количеством поглощающего или пропускающего вещества.

Спектроскопию условно можно подразделить на эмиссионную и абсорбционную. Эмиссионная спектроскопия исследует излучательную способность вещества, абсорбционная спектроскопия — поглотительную способность.

Разновидности спектрального метода: абсорбционная, инфракрасная и атомно-абсорбционная спектроскопия.

Спектральный анализ используется для определения разнообразных органических соединений, окрашенных и бесцветных растворов, а также минеральных элементов с концентрацией 10—Ю моля. Точность метода высокая [±{0,1—0,5) отн.%)]. При спектральных методах используются сложные приборы — спектрофотометры (СФ4, СФ10 и др.).

С помощью абсорбционной спектроскопии можно определить степень окисленности жира в различных жиросодержащих продуктах (молоке, сливочном масле и т. п.), наличие пектиновых и красящих веществ, фенольные соединения (в вине, чае, кофе, плодах и овощах), кофеин, теобромин в чае и кофе, миоглобин в мясе, микроэлементы во всех товарах.

Внедрение спектрального анализа в практику работы испытательных лабораторий открывает принципиально новые возможности для определения веществ в многокомпонентных смесях, какими являются многие потребительские товары.

Фотоэлектроколориметрический метод — метод, основанный на избирательном поглощении света анализируемым веществом. Этот метод близок к спектральному, но в отличие от него обеспечивает хорошую точность [±(1—2) отн.%)], и для проведения его не требуется сложная аппарата. Широко применяется для определения концентрации открашенных растворов (красящих, фенольных веществ, аминокислот и др.). Неокрашенные растворы этим методом в отличие от спектрального исследовать нельзя.

 

Для измерения применяются фотоэлектроколориметры (ФЭКМ, ФЭК52, 64, 56, 57 и др.). Принцип их действия основан на сравнении поглощения или пропускания света стандартным и исследуемым окрашенным раствором.

 

Потенциометрический метод — метод, основанный на определении потенциала между электродом, насыщенным водородом, и жидкостью, содержащей водородные ионы. Используется для измерения рН при определении активной кислотности соков, вина, других напитков, плодов, овощей и др. Измерительным прибором являются потенциометры различных марок (ЛПУ-01 и др.).

 

Рефрактометрический метод — метод, основанный на измерении показателя преломления света при прохождении его через жидкий образец, который наносится на нижнюю призму рефрактометра.

 

Метод широко используется как в испытательных лабораториях, так и в производственных цехах для определения концентрации сухих веществ, сахароз, жира в пищевых продуктах (соках, пюре, варенье, повидле, томатопродуктах, жирах и др.).

 

Реологические методы — методы, основанные на измерении деформации различных веществ и материалов. Предназначены для определения структурно механических свойств товаров (вязкость, упругость, эластичность и прочность), многие, из которых характеризуют консистенцию. С их помощью определяют вязкость мясного фарша, пластичность теста, твердость плодов и овощей, консистенцию маргарина.

 

Результаты исследования структурно механических свойств обычно выражают графически в виде кривых кинетики деформации. Для измерения используют вискозиметры различных марок, динамометрические весы, пластомеры и др.

 

Микроскопирование — метод, основанный на использовании микроскопа в качестве измерительного прибора. Применяются обычные биологические и электронные микроскопы, различающиеся кратностью увеличения.

Метод предназначен для определения строения тканей, клеток и их органелл, а также видового и количественного составов микроорганизмов. Наиболее широко микроскопирование применяется при определении вида крахмальных зерен, наличия в продуктах примесей и микроорганизмов, микроструктуры различных продовольственных и непродовольственных товаров. При микробиологических исследованиях микроскопирование сочетается с регистрационным методом (подсчет количества микроорганизмов).

 

В зависимости от времени, затрачиваемого на определение значений показателей качества, все измерительные методы делят на экспресс-методы и долгосрочные.

Многие из указанных классических и современных измерительных методов относятся к долгосрочным.

Экспресс-методы — методы, предназначенные для быстрого определения показателей качества товаров.

 

Достоинством этих методов являются быстрота определения, использование несложных измерительных приборов и простейших приспособлений. Однако иногда быстрота отрицательно сказывается на точности результатов измерений.

 

Экспресс-методы применяют в тех случаях, когда необходимо быстро произвести экспертизу. Следует отметить, что большинство классических методов относятся к долгосрочным из-за продолжительной подготовки навески путем извлечения определяемых веществ в растворы, освобождения их из смеси и удаления посторонних веществ, мешающих определению. Зачастую подготовительный этап. По продолжительности во много раз превосходит основной этап — измерение количественных характеристик показателя. Особенно это характерно для химических и биохимических методов.

 

Поэтому многие экспресс-методы основываются на химических, физических, физико-химических методах или микроскопирование, если при их использовании, возможно, непосредственно измерить показатели без длительной подготовки навески, например, определение титруемой или активной кислотности в напитках, содержания соли в рассоле или относительной плотности молока, определение сухих веществ и Сахаров в растворах рефрактометрическим методом.

 

Наиболее распространены экспресс-методы, основанные на средствах обнаружения и предназначенные для качественного определения свойств товаров.

 

Экспресс-методы относятся к наиболее перспективным. Их разработка, развитие, совершенствование и применение — одно из основных направлений развития измерительных методов товарной экспертизы.

 

В основу деления измерительных методов положен также принцип достижения конечных результатов. По этому признаку методы делятся на физические, физико-химические, химические, микробиологические и биологические. Большинство указанных выше современных методов относятся к физическим и физико-химическим. Классические методы в значительной степени представлены химическими.

 

Регистрационный метод

Регистрационный метод основан на наблюдениях и подсчетах числа объектов, выбранных по определенному признаку.

 

В качестве классификационного признака могут быть выбраны конкретные виды дефектов или градации товаров, а также их наименования, виды, подгруппы и группы.

 

Регистрационным методом определяются приемочные и браковочные числа при приемке товаров, количество дефектных товаров. При необходимости устанавливается количественное соотношение отдельных видов дефектов. Сортировка товаров на градации качества (стандартную, нестандартную, отход, брак, а также на товарные сорта) осуществляется с помощью этого же метода. При этом эксперты могут сами непосредственно заниматься технической работой по переборке товаров, но лучше, если ее осуществляют подсобные рабочие, а эксперты проверяют правильность их работы и регистрируют конечные результаты. В последнем случае внимание эксперта будет сконцентрировано на более ответственной операции — регистрации определенных градаций.

 

Если в задачи товарной экспертизы входит экспертная оценка эффективности ассортиментной политики торговой организации, то с помощью регистрационного метода рассчитываются основные показатели ассортимента (широта, полнота, новизна, ассортиментный минимум и т. п.). Результаты определений заданных объектов регистрационным методом выражаются в абсолютных или относительных величинах. Например, количество дефектных единиц на 100 изделий, выпущенных с производства или поступивших на реализацию, — абсолютный показатель. Относительный показатель (Х) выражается как отношение количества заданных объектов (Х) к общему количеству объектов, подвергшихся оценке (X): Х=ХуХ100%.

 

Количество регистрируемых объектов может определяться по счету или по массе, длине или объему. Например, количество вредителей в муке, сухофруктах, число микроорганизмов определяется по счету на определенной площади или в определенной массе либо объеме. Количество (в%) загнившей продукции — по массе, количество (в%) забракованных напитков — по объему.

 

Регистрационный метод — один из наиболее распространенных методов экспертной оценки при приемке и хранении товаров. При оценке качества услуг розничной торговли эксперты могут использовать этот метод для проверки качества торгового обслуживания путем регистрации количества жалоб от покупателей, количества обслуживаемых покупателей за определенный отрезок времени и т. п.

 

Очень часто регистрационный метод используется совместно с другими методами товарной экспертизы (органолептическим, измерительным, социологическим). В то же время следует иметь в виду, что регистрационные методы как самостоятельные имеют ограниченное применение при отдельных операциях товарной экспертизы.

 

Органолептические методы

Органолептические методы — методы определения значений показателей качества с помощью органов чувств.

 

Для них характерны сложные физиолого-психологические основы, что предопределяет субъективизм этих методов. Для снижения субъективизма и повышения достоверности результатов необходимо знать и учитывать эти основы, а также достоинства и недостатки этих методов.

 

К достоинствам относятся доступность и быстрота определения значений показателей качества, а также отсутствие дорогостоящего оборудования при измерениях. Большинство людей обладают достаточными сенсорными (чувствительными) возможностями для проведения органолептической оценки внешнего вида, вкуса, запаха и консистенции. Однако встречаются люди, которые не воспринимают и/или не различают либо цвета ("цветовые" дальтоники), либо вкуса ("вкусовые" дальтоники), либо запаха ("обонятельные" дальтоники). Такие люди не могут быть экспертами по органолептической оценке качества товаров.

 

Проведенные автором совместно с Т. Н. Парамоновой обследования на вкусовую чувствительность более 250 человек показали, что правильное ощущение вкуса было лишь у 70% проверяемых. Около 25% обследованных путали соленый вкус с кислым. Проявление "вкусового" дальтонизма обнаружено примерно у 5—10% проверяемых (в зависимости от возраста, пола и образа жизни).

 

С возрастом органолептические ощущения притупляются у большинства людей. Так, в группах торговых работников в возрасте 35—50 лет правильное ощущение вкуса было только у 25% человек, около 40% путали соленый и кислый вкусы; в группах 2030летних правильно воспринимали вкус почти 50% обследованных, а 20% путали вкусы. Курящие ошибаются при определении вкуса чаще, чем некурящие. У женщин порог ощущения сладкого вкуса выше, чем у мужчин, что объясняется рационом питания, в котором довольно высок удельный вес сладких изделий.

 

В ряде литературных источников как одно из достоинств органолептических методов отмечается простота, однако с учетом сложных физиолого-психологических основ с этим трудно согласиться, так как достоверность результатов при этих методах зависит в значительной мере от обученности экспертов.

 

Для упрощенной органолептической оценки на потребительском уровне не требуется умения различать всю гамму многочисленных оттенков цвета, вкуса, запаха. При экспертной оценке, когда даже незначительные различия в значениях органолептических показателей качества имеют существенное значение, эксперты должны знать свои сенсорные возможности и уметь их применять.

 

К недостаткам органолептических методов относятся субъективизм оценки, относительное выражение ее результатов в безразмерных величинах (цвет — зеленый, красный и т. п.; вкус — сладкий выраженный, маловыраженный, безвкусный и т. п.), несопоставимость и недостаточная воспроизводимость результатов.

 

Смягчить указанные недостатки могут следующие приемы: обучение экспертов правилам оценки основных органолептических показателей (цвета, вкуса, запаха, консистенции), соблюдение условий проведения органолептической оценки, разработка и использование шкалы баллов по конкретным товарам, проведение оценки специально сформированными группами экспертов, проверенными на сенсорную чувствительность.

 

Прежде чем рассмотреть некоторые из этих приемов, необходимо изучить физиолого-психологические основы органолептических методов, которые зависят от используемых органов чувств эксперта.

 

В органолептической оценке участвуют все пять органов чувств человека. В зависимости от используемых органов чувств и определяемых показателей качества органолептические методы подразделяется на пять подгрупп: визуальный, осязательный, обонятельный, вкусовой и аудиометод.

 

Для оценки разных классов потребительских товаров применяют различные органолептические методы. Общими показателями для всех потребительских товаров являются внешний вид, в том числе цвет (довольно часто цвет или окраска выступает в качестве самостоятельного показателя) и консистенция, поэтому визуальный и осязательный методы относятся к общим органолептическим методам. Остальные подгруппы органолептических методов для всех потребительских товаров являются специфичными.

 

Обонятельный метод применяется при оценке запаха всех пищевых продуктов, а также отдельных групп непродовольственных товаров (например, парфюмерно-косметических, стиральных порошков, других моющих средств и т. п.).

 

Вкусовой метод — общий и обязательный метод для оценки всех пищевых продуктов; для непродовольственных товаров неприменим. При оценке качества пищевых продуктов вкусовой метод почти всегда применяется в сочетании с обонятельным.

 

Аудиометод (акустический) имеет наибольшее значение для оценки отдельных групп непродовольственных и реже применяется для продовольственных. Особенно важен этот метод для таких групп товаров, как музыкальные инструменты, аудио и видеотехника, посуда.

 

Каждый из указанных органолептических методов осуществляется с помощью определенных органов чувств человека, при этом измеряются значения конкретных показателей качества.

 

Визуальный метод — метод, основанный на восприятии внешнего вида и/или цвета объекта с помощью зрения.

 

Внешний вид является комплексным показателем, который включает форму, цвет (окраску), состояние поверхности, целостность и определяется визуально. С помощью зрения человек получает наибольшую информацию (70—80%).

 

Визуальная оценка — одна из наиболее распространенных и доступных, особенно в торговле. Широко используется как экспертами, так и работниками торговли, покупателями.

 

Орган зрения — глаз — способен возбуждаться электромагнитными колебаниями световых лучей определенной длины (от 396 до 760 мм). Светочувствительной частью глаза является сетчатка — оболочка, образующая полусферу и состоящая из множества рецепторных клеток, имеющих форму палочек и колбочек. Светочувствительные клетки находятся в заднем слое сетчатки. Чтобы дойти до них, свет должен проникнуть через несколько слоев нервных клеток.

 

Каждая палочка содержит светочувствительный пигмент родопсин (зрительный пурпур), являющийся соединением ретинена с белком сетчатки — опсином. Ретинен — альдегидная форма витамина А, образующаяся в результате окисления. В колбочках образуется другой зрительный пигмент йодопсин (зрительный фиолетовый). Кванты света, поглощаемые колбочками и палочками, не выполняют никакой фотохимической работы, а играют роль пусковых механизмов, вызывающих генерацию нервного импульса рецепторной клеткой. Нервные структуры готовы к разрядке, так как в результате внутренних химических реакций они заряжены необходимой энергией. В глазу происходит одна и та же основная химическая реакция — переход ретинена под действием света из цис-формы в трансформу.

 

Под действием световой энергии родопсин превращается в люмиродопсин, содержащий ретинен в неустойчивой трансформе; люмиродопсин превращается сначала в метародопсин, а затем в свободный ретинен и опсин. Возбуждение нервных импульсов палочками и зрительное ощущение возникают, если свет падает на родопсин и происходит быстрая изомеризация цис-ретинена в транс-форму.

 

Таким образом, при действии световых лучей происходит циклический процесс распада и синтеза родопсина. При поглощении 1 кванта света одной молекулой родопсина отмечается возбуждение одной палочки. На ярком свету большая часть родопсина расщепляется на свободный ретинен и опсин.

 

Восприятие света происходит в палочках, а цвета — в колбочках в основу восприятия цвета человеком положена трехкомпонентная теория зрения, впервые высказанная М.В. Ломоносовым, а затем развитая Юнгом, Гельмгольцем и Лазаревым. Сущность этой теории сводится к тому, что все богатство цветовых ощущений можно получить путем смешения трех цветов (красного, синего, зеленого), взятых как главные.

 

В сетчатке глаза существуют три типа колбочек, реагирующих на синий, зеленый и красный цвета. Каждый тип колбочек может реагировать на свет в пределах значительного участка спектра. Так, "зеленые" колбочки реагируют на свет длиной от 450 до 675 мм, т. е. воспринимают синий, зеленый, желтый, оранжевый, красный, но на зеленый свет они реагируют сильнее, чем на любой другой.

 

Промежуточные цвета, т. е. все, кроме синего, зеленого, красного, воспринимаются при одновременном раздражении колбочек двух или более типов. Ощущение белого цвета возникает при действии света на все типы колбочек с одинаковой силой. При поглощении лучей видимой части спектра продукт или его части представляются черными.

Статистические оценки — оценки, полученные в результате обработки суждений экспертов об объекте оценки.

 

Эти оценки применяются с целью уменьшения по мере возможности погрешностей, возникающих при экспертных оценках. Необходимость их обусловлена тем, что в отличие от измерений с помощью технических устройств, основанных на сравнении неизвестных величин с известными, при экспертных методах часто отсутствует известная величина (или образец, или эталон товара), значение которой принимается за действительное, т. е. максимально приближенное к истинному.

 

В то же время на точность экспертных оценок влияет множество объективных и субъективных факторов, вследствие чего возникают погрешности оценки, имеющие систематическую и случайную составляющие.

 

Систематическая погрешность — постоянно повторяемая часть погрешности. Основной причиной возникновения ее является недостаточная или неправильная информированность экспертов. Снизить ее можно путем ознакомления эксперта с необходимой информацией перед началом экспертизы или путем проведения инструктажа, а также обсуждения, в ходе которого эксперт получает дополнительную информацию от специалистов-аналитиков или других экспертов. Систематическую погрешность можно оценивать степенью отклонения от среднего мнения экспертной группы.

 

Случайная погрешность зависит от психолого-физиологических особенностей эксперта (собранности, уверенности в правоте, внимательности, других личных качеств) и снижается при многократных повторениях оценок. Установить ее величину можно по воспроизводимости результатов. Следует также учесть, что систематическая погрешность эксперта является случайной погрешностью групповой экспертной оценки, уменьшить которую можно путем усреднения оценок группы. В конечном счете, это позволяет повысить точность оценки качества.

 

Различают следующие виды статистических оценок:

- оценка по отклонению от среднего мнения экспертной группы;

- оценка объективности эксперта.

Оценка по отклонению от среднего мнения экспертной группы — оценка, основанная на предпосылке, что действительным значением групповой экспертной оценки является средняя оценка экспертной группы. Поэтому чем меньше отклонение индивидуальной экспертной оценки от групповой, тем более высоким признается качество эксперта, давшего эту оценку.

 

Индивидуальные экспертные оценки могут быть двух типов:

 

- ранжирование экспертом оцениваемых величин (в порядке убывания или возрастания);

 

- определение экспертом числовых значений оцениваемых величин (например, при определении коэффициентов весомости показателей качества каждому коэффициенту эксперты присваивают определенные числовые значения).

 

Существуют и другие Способы оценок по отклонению, которые более подробно изложены в ряде статей и монографии.

 

Оценка объективности эксперта — оценка соблюдения экспертом принципа объективности, его способности к беспристрастной оценке конкретных образцов товаров. Это очень важная характеристика качества эксперта существенно влияет на точность результатов групповой экспертной оценки. Статистические методы непосредственной оценки объективности экспертов не разработаны, поэтому на практике довольствуются косвенной оценкой по отклонению от среднего мнения экспертов.

 

Тестовые оценки — оценки с помощью тестирования психолого-физиологических особенностей экспертов.

 

Предназначены для оценивания объективности, квалиметрической и профессиональной компетентности эксперта.

 

Достоинством этих оценок является возможность оценить личные качества эксперта, для чего другие методы и виды оценок неприемлемы. Недостаток их заключается в том, что полученные при тестировании результаты невозможно сравнить с данными, полученными каким либо объективным методом.

 

При проведении тестовых оценок к тестам предъявляются следующие требования:

 

- понимание испытуемым экспертом постановки тестовой задачи и условий, которым должно отвечать ее решение;

 

- вероятность случайного угадывания решения задачи должна быть близка к нулю;

 

- тестовая задача должна иметь точное решение;

 

- обоснование близости тестовой задачи и тех реальных задач, которые приходится решать эксперту при оценке качества продукции.

 

Разновидностями тестовых являются оценки воспроизводимости результатов, квалиметрической компетентности эксперта, объективности корректирования своих оценок.

 

Оценка воспроизводимости результата — оценка степени близости индивидуальных оценок эксперта, проведенных через определенные промежутки времени. Обычно применяется в случаях, когда качество экспертов оценивается в несколько туров, при этом сравниваются оценки одного и того же автора в разных турах. Наиболее часто оценка воспроизводимости результатов применяется при органолептическом анализе пищевых продуктов.

 

Известен случай, когда при проведении международной дегустации вин во Франции была проведена оценка воспроизводимости результатов у дегустатора-женщины, одного из членов российской делегации, под предлогом утраты ранее полученных данных. Результаты трехкратной оценки были поразительными: испытуемый эксперт на трех повторных дегустациях одних и тех же проб вин показал высокую воспроизводимость результатов — с точностью до нескольких сотых балла. Это объяснялось не только высокой компетентностью эксперта, но и такими индивидуальными свойствами, как отличная память на вкусы и запахи, высокие пороги ощущения этих показателей.

 

Следует учесть, что промежуток времени между турами должен быть невелик, чтобы исключить влияние возможной новой информации, изменяющей его суждения, но в то же время достаточен, чтобы эксперт забыл данные оценки в предыдущем туре.

 

Оценка воспроизводимости результатов может быть обработана при помощи коэффициентов ранговой корреляции.

 

Оценка квалиметрической компетентности эксперта — оценка теоретических знаний методов оценки качества и умения их применять. Оценка теоретической подготовки эксперта может проводиться путем устного или письменного контроля знаний с использованием тестов в определенной области знаний.

 

Несколько сложнее обстоит дело с проверкой умения, которое подразделяют на три типа:

 

- умение использовать разные типы оценочных шкал;

 

- умение определять субъективные вероятности;

 

- умение различать достаточное число градаций оцениваемого свойства.

 

1. Умение использовать разные типы шкал (порядка, отношений, интервалов) очень важно, так как достаточно часто экспертные оценки проводятся путем ранжирования показателей качества товаров (например, вкус очень сладкий, сладкий, слабовыраженный, "несладкий). Эксперты, не умеющие оперировать некоторыми видами шкал, должны быть отклонены на этапе формирования рабочих групп. Например, в проведении органолептического анализа не могут участвовать эксперты, не различающие основные вкусы и запахи.

 

2. Умение определять субъективные вероятности — способность эксперта оценивать вероятность наступления определенных событий. Эта способность различна у разных людей. Эксперты, у которых такая способность отсутствует, не должны привлекаться к экспертизам, связанным с прогнозированием. Субъективную вероятность иногда еще называют субъективной уверенностью, при этом предполагается, что в этом заключается один из способов повышения точности экспертных оценок.

 

3. Умение различать достаточное число градаций оцениваемого свойства — способность эксперта улавливать различия в интенсивности проявления каждого свойства. Эта способность в значительной мере обусловлена чувствительностью эксперта к самым незначительным изменениям свойств и показателей объектов экспертизы. Например, при органолептическом анализе дегустаторов проверяют на умение выявлять разницу во вкусах, запахах, оттенках цвета и т. д. Тренированный глаз эксперта может различать до 30 оттенков белого цвета. От способности эксперта различать градации оцениваемого свойства зависит также точность индивидуальных и групповой экспертных оценок, поэтому тестовые испытания по выявлению указанной способности должны помочь отобрать в экспертную группу специалистов высокого качества.

 

Оценка объективности корректирования своих суждений — способность экспертов оценивать испытуемый объект независимо от оценок других экспертов; необходима для выявления отсутствия у экспорта конформизма.

 

Конформизм (лат. confotmis— подобный, сходный) — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, мнения бол<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: