3.1 Подготовка схемы к работе
При подготовке схемы к работе включается разъединитель QS1.При этом ток, протекающий через обмотку возбуждения LM, создает магнитный поток и катушку реле, наличия тока KA1 вызывает его срабатывание и замыкание его контакта KA1 в цепи катушки реле напряжения KU1 рис 3.
Включаем разъединитель QS2, а рукоятку командоаппарата SA устанавливаем в нулевую позицию. При этом контакт SA-0 замыкается и реле наличие тока KU1 срабатывает и замыкает свой контакт KU1, шунтирующий нулевую позицию команоаппарата SA-0.
Одновременно с этим получает питание катушка первого реле времени KT1 после срабатывания, которого размыкается его контакт KT1 в цепи контактора ускорения KM3. На этом подготовка схемы к работе завершается.
3.2 Работа схемы при автоматическом управлении
Пуск двигателя при автоматическом управлении осуществляется переводом рукоятки командоаппарата в одно из крайних положений (вправо или влево). Например: при переводе рукоятки командоаппарата в крайнее правое положение замыкаются контакты SA-1, SA-3, SA-4, SA-5 и размыкается контакт SA-0. При этом получает питание катушка линейного контактора KM1.
После срабатывания, которой замыкается его главные контакты KM1.1, подключающий якорь двигателя к источнику питания через пусковые резисторы. Ток, протекающий через резисторы и вызывает падение напряжения на них и включение второго и третьего реле времени KT2 и KT3, и размыкание их контактов в цепях контакторов ускорения KM4, KM5.
Одновременно с этим замыкается блок- контакт КМ1.3, шунтирующий замкнутый контакт КU2 реле дуговой блокировки. Замыкается блок-контакт КМ1.4, подключающий реле дуговой блокировки KU2, срабатывание которого приводит к размыканию его контакта KU2, но катушка контактора КМ1 продолжает получать питание, так как контакт KU2 зашунтирован блок-контактом КМ1.3.
|
Замыкающийся блок-контакт КМ1.6 подготавливающий цепь для питания контактора ускорения КМ3. И наконец размыкается блок-контакт КМ1.5, обесточивший катушку первого реле времени КТ1, который начинает отсчет выдержки времени работы двигателя на 1-ой пусковой степени.
Отсчитав необходимую выдержку времени , якорь отпадает, а его контакт КТ1 замыкается. Это приводит к срабатыванию 1-ого контактора ускорения КМ3 и к замыканию его контакта КМ3.1, шунтирующего первую ступень пускового резистора и к обесточиванию катушки 2-ого реле времени КТ2. Замкнувшийся блок-контакт КТ2, отсчитав необходимую выдержку времени, отпускает свой якорь, его контакт КТ2 замыкается, что приводит к
подачи напряжения на катушку контактора ускорения КМ4.
Срабатывание контактора ускорения КМ4 приводит к замыканию главных контактов КМ4.1, шунтирующих 3-е реле времени, которое начинает отсчет выдержки времени работы двигателя на следующей ступени.
Одновременно с этим замыкаются контакты КМ4.2, подготавливающие цепь питания для катушки контактора ускорения КМ5. Реле времени КТ3, отсчитав необходимую выдержку времени работы двигателя на 3-ей ступени, отпускает свой якорь, его контакт КТ3 замыкается, контактор ускорения КМ5, получив питание, срабатывает и замыкает свой контакт КМ5.1, шунтирующий последнюю ступень пускового резистора и двигатель выходит на естественную характеристику.
3.3 Работа схемы в ручном режиме
|
При ручном управлении рукоятка командоаппарата последовательно переводится из нулевого в пятое положение.
Переводим в первое положение вправо, при этом замыкается контакт SA1 и размыкается контакт SA0.
При замыкании контакта SA-1 получает питание катушка линейного контактора КМ1 по цепи:
.
Линейный контактор КМ1 срабатывает и замыкает свои силовые контакты КМ1.1, замыкает блок-контакты КМ1.3, КМ1.4, КМ1.6 и размыкает контакт КМ1.2
При замыкании блок-контакта КМ1.4 получает питание катушка реле дуговой блокировки KU2, которое срабатывая размыкает свой контакт KU2. Размыкание контакта KU2 не влияет на работу схемы, т.к. он зашунтирован блок-контактом КМ1.3. Размыкание контакта КМ1.2 приводит к обесточиванию катушки линейного контактора KM2. Двигатель начинает свой разгон.
Переводим рукоятку командоаппарата во вторую позицию, при этом замыкается контакт SA-3. Катушка контактора КМ3 получает питание по цепи:
.
При этом контактор ускорения КМ3 срабатывает и замыкает свои силовые контакты КМ3.1 и контакт КМ3.2. При замыкании силовых контактов КМ3.1 шунтируется первая ступень пускового резистора
Переводим рукоятку командоаппарата в третью позицию, при этом замыкается контакт SA-4. Катушка контактора ускорения КМ4 получает питание по цепи:
.
При этом контактор ускорения КМ4 срабатывает и замыкает свои силовые контакты КМ4.1 и контакт КМ4.2. При замыкании силовых контактов КМ4.1, шунтируется вторая ступень пускового резистора .
Переводим рукоятку командоаппарата в четвертую позицию, при этом замыкается контакт SA-5. Катушка контактора ускорения КМ5 получает питание по цепи:
|
.
При этом контактор ускорения КМ5 срабатывает и замыкает свои силовые контакты КМ5.1. При замыкании силовых контактов КМ5.1, шунтируется третья ступень пускового резистора и двигатель выходит на естественную характеристику.
Виды защит
В схеме предусмотрены следующие виды защиты и блокировки:
- от тока короткого замыкания в цепи управления с помощью плавких предохранителей FU1 и FU2;
- от снижения или исчезновения напряжения в питающей сети с помощью реле напряжения KU1;
- от токов короткого замыкания в статорной цепи двигателя с помощью реле максимального тока KА и KA1;
- от перегрузки двигателя с помощью тепловых реле FR1 и FR2;
- реле дуговой блокировки обеспечивает исчезновение дуги в контакторах реверсирования KU2.
Список используемой литературы:
1. Малиновский А. К. Руководство для выполнения курсового проекта по дисциплине «Теория электропривода». – М.: МГГУ, 2010. – 64 с.
2. Малиновский А. К. Теория электропривода: Учебное пособие. – М.: МГГУ, 2010. – 57 с.
3. Онищенко Г. Б. Электрический привод. Учебник для вузов. – М.: РАСХН. 2003.. – 320 с