Классы
Уважаемые участники олимпиады!
Надеемся, что Вы успешно выполните все предлагаемые задания. Не спешите, внимательно читайте условия заданий и требования к их выполнению. Пишите ответы разборчиво, обязательно указывая номер каждого из заданий. Желаем успехов!
Задание № 1 (5 баллов)
Выберите правильный ответ.
Корковое вещество надпочечников вырабатывает:
а) кортикотропный гормон;
б) кортизол, альдостерон, андрогены;
в) адреналин и норадреналин;
г) кортикотропин - релизинг гормон.
Задание № 2 (10 баллов)
Почему при чихании человек закрывает глаза? Объясните рефлекторный механизм этого процесса.
Ответ:
1) В момент чихания происходит неспецифическое раздражение лицевого и глазодвигательного нервов, которые принимают участие в иннервации мышц глаз и век.
2) Чихнуть осознанно с открытыми глазами невозможно, так как для этого требуется произвольное управление безусловными рефлексами ствола головного мозга.
Задание № 3 (10 баллов)
Показатель наследуемости отражает роль генетических факторов в вариативности признака в популяции. Он лежит в пределах от 0 до 1. Если показатель наследуемости равен 0, то это значит, что индивидуальные различия по данному признаку обусловлены средой. Если он равен 1 – то вариативность обусловлена генетическими различиями. Показатель наследуемости роста примерно равен 0,75. Известно, что монозиготные (МЗ) близнецы больше похожи по росту, чем дизиготные (ДЗ) близнецы. С чем, в первую очередь, это связано? Выберите правильный ответ из представленных ниже.
1) МЗ близнецы обычно занимаются одними и теми же видами спорта.
2) Близнецы одинаково питаются.
3) МЗ близнецы имеют больше общих генов, чем ДЗ близнецы.
4) МЗ близнецы всегда однополые, а ДЗ бывают и однополыми, и разнополыми.
5) МЗ близнецы обычно болеют одними и теми же заболеваниями
Задание № 4 (20 баллов)
В связи с постоянным ростом потока пассажиров руководство Московского метрополитена озабочено поддержанием их психологического комфорта. На станциях, в вагонах поездов и в переходах между станциями метро скапливается множество людей. В толпе может возникнуть давка и другие происшествия. Вас как будущего психолога попросили дать рекомендации, которые позволят это предотвратить.
Вопросы:
1. По каким принципам Вы бы организовали перемещение людей, чтобы все смогли быстро и не мешая друг другу подняться в город или перейти на другую станцию?
2. Как бы Вы организовали посадку/высадку пассажиров поезда?
Ответ:
1. Принципы перемещения больших групп людей состоят в том, чтобы разделить их на меньшие и сделать очевидными для всех общие правила передвижения.
2. Можно разработать правила движения для пассажиров по аналогии с правилами дорожного движения; нанести разметку и установить указатели, аналоги «светофоров» и «шлагбаумов» на станциях и в переходах для того, чтобы разделить потоки пассажиров и направить их. Организованные группы людей будут перемещать быстро и предсказуемо. Правила организации движения пассажиров и поведения на станциях метро можно передавать по радио, размещать в вагонах и в других местах скопления людей. Можно пригласить специальных сотрудников, которые будут организовывать передвижение пассажиров.
Задание № 5 (20 баллов)
Среди n психоаналитиков каждые двое — либо друзья, либо враги. У каждого из аналитиков ровно шесть врагов, причем враги его друзей являются его врагами. При каких n такое возможно?
Решение:
Если А друг Б, а Б друг В, то А друг В. Это значит, что друзья образуют не пересекающиеся классы, враждующие друг с другом. Врагами всех друзей данного класса будут все оставшиеся психоаналитики. Это значит, что в каждом классе должно быть n -6 человек (6 врагов). В таком случае при n =7 в каждом классе по 1 (друзей нет), при n =8 четыре класса по два, при n =9 три класса по 3 и при n =12 два класса по 6. Больше вариантов нет, поскольку при n =10, n =11 и n >12 n-6 не является делителем n.
Ответ: при n= 6, 8, 9, 12.
Задание № 6 (35 баллов)
Известно, что в пословицах отражается житейское психологическое знание, житейская мудрость. У каждой культуры свои пословицы, отражающие ценности культуры. Внимательно прочитайте японскую пословицу, своими словами выразите её смысл. Подберите сходную с ней по смыслу русскую пословицу(ы), если это возможно. О каких ценностях общества идет речь в пословице? Согласны ли Вы со смыслом пословицы? Свой ответ обоснуйте. Приведите примеры из жизни или литературных произведений, демонстрирующие смысл пословицы. Ответ представьте в форме короткого эссе.
Где живешь — там и столица.
Ответ: Смысл состоит в том, что Родина — это наивысшая ценность; человек своими действиями, своим трудом может сделать её лучше. Сходными по содержанию к данной пословице могут быть русские пословицы: «Где родился, там и сгодился», «Где ни жить — Родине служить», частично «Не место красит человека, а человек место».