Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике




ТРУДНОСТЬ ЗАДАНИЙ ТЕСТА — характеристика задачи (пункта) теста, отражающая статистический уровень ее решаемости в данной выборке стандарти­зации. Вместе с анализом дискриминативности пунктов, внутренней согласо­ванности, характера распределения тес­товых оценок анализ Т. з. т. является од­ной из базовых процедур разработки и проверки диагностических качеств тес­товой методики.

В психологии разделяются субъектив­но-психологическая и статистическая (объективная) трудности. Субъективная трудность задачи связана с индивидуаль­но-психологическим барьером, величина которого определяется как обстоятель­ствами (лимитом времени, доступностью инструкции и т. д.), так и уровнем форми­рования необходимых для решений зна­ний, умений и навыков, психическим со­стоянием испытуемого и рядом других факторов. Воздействие комплекса этих факторов на результат выполнения теста снижает надежность и достоверность данных, поэтому принимаются меры для выравнивания их воздействия с помощью направленного комплектования выборки и стандартной процедуры проведения.

Показателем Т. з. т. как статистичес­кой трудности является доля лиц выбор­ки, решивших и не решивших задание. Напр., если только 20% испытуемых ре­шили задачу, ее можно оценить как труд­ную для данной выборки, если 80% — как легкую. Т. з. т. является относитель­ной характеристикой, поскольку зависит от особенностей выборки (возрастные, профессиональные, социокультурные раз­личия).

Т. з. т. является в первую очередь ха­рактеристикой интеллектуальных задач, для которых правомерно применение кри­терия «правильного* и «неправильного» решений. Для вопросов или задач, входя­щих в состав личностных методик, стати­стическое понятие Т. з. т. неприемлемо.

Подбор заданий по показателям Т. з. т. важен для успешного применения психо­диагностической методики. Так, при вы­боре слишком трудных заданий валидность и надежность теста резко снизятся (ухудшение статистических характерис­тик оценивания из-за небольшого количе­ства правильных решений, вероятность случайной оценки, влияние неудач на ра­боту испытуемых). Слишком простые за­дания приведут к однообразию результа­тов (большинство справляется со всем набором пунктов теста), их незначитель­ной вариативности, затрудняющей оцени­вание, могут вызвать негативное отноше­ние к тесту (см. Валидность очевидная).

Основная задача анализа Т. з. т. сво­дится к выбору оптимальных по сложнос­ти пунктов теста, а значит, и упорядочи­ванию отдельных заданий в нем. Обычно если задачу решает большинство испыту­емых, ее (как легкую) помещают в начале теста, если задачу решает незначитель­ный процент, испытуемых, то ее (как труд­ную) помещают в конце теста. Одну-две самые легкие задачи ставят перед основ­ными задачами теста и используют в ка­честве примера. Расположение заданий по возрастанию ступеней трудности, вы­раженных долей или процентом лиц дан­ной выборки, решивших соответствую­щую задачу, позволяет примерно опреде­лить порог трудности для конкретного ис­пытуемого, характеризующий его место в группе. Такой принцип был заложен в ос­нову измерений первых тестов интел­лекта (напр., шкалы Бине—Симона), где показателем «умственного возраста» яв­лялось выполнение задания средней труд­ности для данной возрастной группы. Принцип расположения заданий по нара­стающей трудности сохраняется и для большинства современных психометри­ческих тестов, направленных на исследо­вание общих способностей, профессио­нальной успешности, тестов достиже­ний и ряда других.

В тестах скорости, в отличие от те­стов результативности (см. Тест), Т. з. т. обычно невысока и практически

неизменна. Количество задач в таких ме­тодиках заведомо делают таким, чтобы никто из испытуемых в заданное время не успел решить все.

Основным показателем Т. з. т. являет­ся индекс трудности

где NH — число испытуемых, не решив­ших задачу, m — количество вариантов ответа.

В тех случаях, когда выборка и коли­чество проверяемых пунктов велики, име­ется возможность определить индекс трудности с помощью контрастных (край­них) подгрупп. В каждую из подгрупп вхо­дят по 27% лиц от численности выборки, имеющих лучшие и худшие результаты по тесту в целом. Индекс Т. з. т. вычисляет­ся как среднее арифметическое индексов трудности для групп с максимальным и минимальным результатом

Если предположить, что частоты рас­пределения оценок испытуемых, выполнивших задание, подчиняются нормально­му закону, то в пределах М ± с находятся около 68% всех испытуемых, за этими пределами — по 16% испытуемых. Эти величины принимаются за пороговые при отборе задач из первичной формы теста. Таким образом, после расчета индексов трудности в первую очередь исключа­ются задачи, которые решили более 84% - а) и с которыми не справились 84% испытуемых (М + а) (рис. 74).

Более дифференцированным способом анализа Т. з. т. является использование в качестве принципа разделения испытуе­мых на группы внешнего критерия валидности, напр, продуктивности в реальной деятельности. Отбор заданий по показате­лям трудности может производиться па­раллельно расчетам коэффициентов кор­реляции (см. Корреляции коэффициен­ты дихотомические).

Рис. 74. Пороговые частоты случаев правильно­го и ошибочного решения при отборе задач по индексу трудности

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: