Лекции по пассажирским перевозкам




ВВЕДЕНИЕ В современных условиях дальнейшее развитие и совершенствованиеэкономики, немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. Отего четкости и надежности во многом зависят: трудовой ритм предприятийпромышленности, строительства и сельского хозяйства, настроение людей, ихработоспособность. В единой транспортной системе России пассажирский автомобильныйтранспорт занимает ведущее место в обслуживании населения, т.к. толькоавтомобильным парком Министерства транспорта РФ ежедневно перевозится более80 млн. пассажиров. В связи с этим увеличивается значение данной дисциплиныв подготовке специалистов по эксплуатации автомобильного транспорта. Целью изучения этого курса является приобретение знаний: покоммерческой эксплуатации и управлению пассажирским автомобильнымтранспортом, формирования пассажирских потоков, методы их изучения иобследования; формирование рациональных маршрутных систем в городах ивнегородских районах; типы и технико-эксплуатационные характеристикипассажирских автотранспортных средств, методы определения потребности вних; организация труда водителей; организация движения подвижного состава,системы контроля и управления движением пассажирских транспортных средств;методы и критерии оценки качества перевозок пассажиров; тарифы и билетныесистемы, действующие на пассажирском автомобильном транспорте. А такжепредусматривается приобретение умения и навыков по разработкетехнологических схем организации перевозок; определению рациональных сфериспользования автомобильного транспорта и координации его работы с другимивидами транспорта; выбору типа подвижного состава; проведению расчетов ианализу эксплуатационных показателей; составлению маршрутов и графиковдвижения автобусов и такси; расчету и составлению схем взаимодействияразличных видов городского транспорта; исследованию пассажиропотоков ирежимов движения транспортных средств; расчету экономической эффективностимероприятий по организации автомобильных перевозок. Основной задачей предмета является подготовка специалистов широкогопрофиля по эксплуатации автомобильного транспорта; способных самостоятельно применять полученные знания и умения для практического решения задач поразвитию и совершенствованию транспортного обслуживания населения городов,пригородов и сельских местностей, по эффективному использованиюматериальных и трудовых ресурсов. По данному предмету учебным планом предусматривается: чтение лекций подисциплине, проведение практических работ, а также выполнение и защитукурсового проекта. Тема 1.1: Развитие пассажирского транспорта 1. История развития пассажирского автомобильного транспорта 2. Виды пассажирского транспорта, их классификация и характеристика 3. Классификация и характеристика пассажирских автомобильных перевозок 4. Преимущества пассажирского автомобильного транспорта 5. Система пассажирского автомобильного транспорта История развития пассажирских перевозок автомобильным транспортомначинается в 19 веке, когда были построены опытные образцы паровых карет иомнибусов, развивающих скорость от 10 до 12 км/час. После приобретения в1801 году двигателя внутреннего сгорания было сделано много попыток -построить двигатель, работающий на газообразном или жидком топливе, в 1885– 1886 г.г. в Германии Готлаб Даймер установил бензиновый двигатель натрехколесный автомобиль, который и считается родоначальником современногоавтомобиля. Большое значение для широкого использования автомобилей внеслопоявление пневматических шин (1880 г.). В 1886 году Акционерным обществомпостройки и эксплуатации экипажей и автомобилей был создан первый легковойавтомобиль в России. В 1902 году этой же фирмой был построен первый вРоссии автобус вместимостью 8 пассажиров с двигателем «Де-Дион-Бутой»мощностью 8 л.с. 1 сентября 1907 года в России в городе Москве появилсяпервый таксомотор. Накануне первой мировой войны в России насчитывалось 8,8 тыс.преимущественно легковых автомобилей. Условно, историю развитияпассажирских перевозок в России можно разделить на 5 периодов. Первый период (1918-1929 г.г.) В начале 1918 года в страненасчитывалось около 35 тысяч автомобилей. В 1922 г. решением СоветскогоПравительства было разрешено государственным учреждениям и частным лицамприобретать за границу и ввозить автомобили и автомобильное имущество(«Рено», «Фиат», «Лей ланд», «Манн» и т.д.) В 1925 – 1928 г.г. на улицах крупных городов появились легковыеавтомобили и автобусы иностранных марок, что позволило организовать (хотя ив небольших объемах) регулярные пассажирские перевозки. Второй период (1929-1940 г.г.) характеризуется строительствомотечественных автомобильных заводов. В 1929-1930 г.г. началось серийноепроизводство. Ярославский и Московский автомобильные заводы выпустили 19-местный автобус ЗИС-8 (на базе грузового автомобиля ЗИС-5). В 1931-1932г.г. вступил в действие завод АМО (ныне ЗИЛ) и завод в г. Горьком – автобусГАЗ-03-30 (17 пассажиров). В 1932 г. приступили к выпуску автобусов АМО-4,в 1938г. – ЗИС-8, в 1938г. – ЗИС-16 (вместимость 21 и 26 пассажиров). В1936 году в таксомоторные парки страны начали поступать легковые автомобилиЗИС-101 (7 человек), ГАЗ-М1 (5 человек). Таблица Динамика роста производства подвижного состава |№/№ | Год| Автобусы| Легковые || | | |автомобили || 1 | 1932| | 30 || | |100 | || 2 | 1937| | 18300 || | |1300 | | В 1940 году пассажирские автомобильные перевозки были организованыболее чем в 300 городах. Автобусный парк насчитывал 15,6 тыс. автобусов,причем 40 % которых были общего пользования. В годы Великой Отечественнойвойны перевозки пассажиров фактически во многих городах и областяхпрекратились, т.к. подвижной состав был мобилизован. Третий период (1947-1960 г.г.) К началу 1947 года автобусные перевозкибыли восстановлены во всех городах, в которых они существовали до войны. В1950 г. автобусное сообщение было организовано в 459 городах, атаксомоторное – в 420 городах страны. За период с 1946 по 1950 г.г. паркавтобусов увеличился до 22 тыс. ед. В 1946 г. появился ЗИС-154 (дизелегенераторный автобус), в 1949 г. ЗИС-155, с 1950 г. производство автобусовПавловского автозавода ПАЗ-651. В 1956 г. М-402, с 1958 г. М-407, ГАЗ-20(«Победа»), ЗИС-110, ГАЗ-12, с 1960г. ЗАЗ-965 («Запорожец»), с 1965г. ГАЗ-21 («Волга»). Четвертый период (1960-1990 г.г.) ознаменовались высокими темпамиразвития пассажирских автомобильных перевозок. В 1972 г. СССР по выпускуавтомобилей перешагнул миллионный рубеж. В России за период с 1970 по 1990г.г. объем перевозок пассажирским автомобильным транспортом увеличился в1,7 раза, а пассажирооборот – в 2,6 раза. Производство автобусов в стране возросло в 1980 г. (по сравнению с1960 г.) более чем в 3,7 раза, а легковых автомобилей в 9,6 раза. В этотпериод начался выпуск автобусов ЛиАЗ-677, ПАЗ-672, КАВЗ-685, ЛАЗ-695 ит.д., легковых автомобилей ВАЗ-2101. Пятый период (с 1990 года и по настоящее время) характеризуется общейэкономической обстановкой в стране. К 1993 году фактическое наличиеавтобусов в 1,7 раза ниже нормативного, изношенность парка более 50 %,отменено более 3000 автобусных маршрутов. Объем пассажирских автобусных перевозок к 1996 г. (по сравнению с1990г.) сократился на 19 %, численность парка – на 27,8 тыс. ед.,количество автобусных маршрутов уменьшилось на 7,2 тыс. В настоящее время в ГИБДД зарегистрировано 627 тыс. автобусов всехклассов, из которых только 400 тыс. работают. Выпускаются следующие маркиавтобусов ЛИАЗ-5256 (вместимость 120 пассажиров), ЛиАЗ-695, ПАЗ-5275(городской автобус вместимостью 104 пассажира), МАЗ-103 (100 пассажиров) ит.д. В перевозках пассажиров участвуют несколько видовтранспорта, которые имеют как достоинства, так и недостатки, а именно: 1. Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта поперевозке пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении, независит от климатических условий, погоды, времени года и суток, высокаяпровозная способность (массовость), сравнительно высокая скорость исравнительно невысокая себестоимость перевозок, тем не менее, большиекапитальные вложения. 2. Водный транспорт подразделяется:а) морской пассажирский транспорт (пригородный, дальний международный) –велико значение в обслуживании северных районов Сибири и Дальнего Востокаб) речной транспорт (городской, пригородный, дальний). В России более 70тыс. рек общий протяженностью в 2 млн. км и более 2 тыс. крупных озер.Самый дешевый вид транспорта, но имеет (речной) сезонность в работе. 3. Воздушный транспорт является основным видом транспорта для перевозокпассажиров на дальние расстояния, отличается высокой скоростью сообщения,комфортабельностью, доступностью (вертолеты) абсолютно всех районов, но,тем не менее, высокая себестоимость перевозки пассажиров. 4. Городской электрический транспорт (трамвай, троллейбус) –экологически чистый вид транспорта, небольшая шумность, большие затраты настроительство путей сообщения. 5. Специальный транспорт (городской, внегородской) предназначен дляобслуживания пассажиров в крупных зонах (много рельсовый, подвесныедороги). 6. Автомобильный транспорт подразделяется по административно-территориальному признаку:а) городские перевозки (8-10 км)б) пригородные (до 50 км)в) сельскиег) междугородние > внутриобластные 100-200 км > межобластные 300-400 км > межреспубликанские 500-800 кмд) международные. 1. По виду подвижного состава пассажирскиеавтомобильные перевозки подразделяются: > на автобусы > на перевозки легковыми автомобилями2. По принадлежности подвижного состава: > перевозки транспортом общего пользования > ведомственным транспортом > легковыми автомобилями индивидуальных владельцев (личного пользования), такими автомобилями перевозится в 7-8 раз больше, чем автомобилями-такси > легковые автомобили на условиях проката3. По виду сообщений: > городские перевозки осуществляются автобусами и легковыми автомобилями- такси; причем основная их часть работает на конкретных маршрутах. Характеризуются большими пассажиропотоками, плотной маршрутной сетью, небольшими интервалами движения, малыми расстояниями поездок пассажиров и, в связи с этим частыми остановками для посадки-высадки пассажиров, невысокими скоростями движения, а также хорошими дорожными условиями; > пригородные перевозки обеспечивают связь пригородных районов с городом и городского населения с пригородом. Они отличаются от городских перевозок меньшим количеством пассажиров, сезонностью перевозок, большими расстояниями, увеличением интервалов движения, сравнительно плохими дорожными условиями. > Местные (сельские) автобусные маршруты соединяют районные центры, центральные усадьбы не только между собой, но и с областными центрами, железнодорожными станциями, речными портами и пристанями. Они характеризуются большим разнообразием дорожных условий, небольшими пассажиропотоками, наличием у пассажиров ручной клади или багажа, значительными колебаниями пассажиропотоков по дням недели и сезонам года. Междугородние перевозки организуются на автомобильных магистралях на расстояния более 50 км от городской черты для связи городов внутри области, между областями и между автономными республиками. Они характеризуются большими расстояниями, достигающими 1000 км и более, хорошими дорожными условиями, использованием комфортабельных и скоростных автобусов, оборудованных местами хранения багажа и ручной клади, гардеробами, буфетами, туалетами. > Международные перевозки выполняются с пересечением государственных границ двух и более государств. Регулярные автобусные перевозки в отличие от нерегулярных перевозок осуществляются по расписанию и строго по определенному маршруту.4. По назначению: > экскурсионные перевозки, связанные с обслуживанием экскурсий и выполняются автобусами с экскурсоводом в городах по постоянным маршрутам > туристические перевозки, как транспортом общего пользования, так и ведомственным с выездом за пределы населенных пунктов по заранее разработанным маршрутам > служебные перевозки, связанные с доставкой рабочих и служащих определенного предприятия от места жительства до работы и обратно, а также для разовых служебных поездок > школьные перевозки, как правило, в сельской местности, где отсутствуют регулярное автобусное сообщение. Для перевозки школьников разрабатываются свои маршруты и расписания, а также устанавливают тип автобуса соответствующей вместимости > вахтовые перевозки, предназначенные для доставки бригад, смен нефтяников, шахтеров, строителей и т.д. > специальные пассажирские перевозки выполняются заказными автобусами и легковыми автомобилями, связаны с обслуживанием организаций, учреждений, предприятий, а также съездов, конференций, фестивалей5. По форме организации: > маршрутные перевозки организуются на утвержденных маршрутах, строго по расписанию с посадкой и высадкой пассажиров на заранее оговоренных остановках маршрута > заказные перевозки осуществляются по договорам и разовым заказам предприятий, организаций, учреждений и населения > прямые смешанные перевозки выполняются совместно с другими видами пассажирского транспорта, обычно выдается пассажиру единый билет на право проезда различными видами транспорта от начального пункта до конечного пункта. Автомобильный пассажирский транспорт дает: > возможность устанавливать транспортную связь на всей территории города > относительно высокую скорость передвижения (легковые таксомоторы и маршрутные), большая комфортабельность и удобство поездки > относительно высокие эксплуатационно-технические и экономические качества > возможность работать самостоятельно, без участия других видов транспорта > возможность круглосуточного обслуживания пассажиров по любым направлениям > небольшая потребность в капиталовложениях, небольшие первоначальные затраты на освоение новых маршрутов > доставка пассажиров и их багажа от места отправления к месту назначения > возможность использования укороченных, скорых и экспрессных маршрутов > хорошая маневренность. Кроме общей классификации, пассажирский транспорт подразделяют по рядупризнаков: провозной способности, скорости движения, применяемымдвигателем, видам используемого топлива, специфике путей сообщения(рельсовые, безрельсовые). В системе пассажирского автомобильного транспортапассажирское АТП представляет собой основное и главное звеноэксплуатационной деятельности, обеспечивающее конечную цель транспортнойсистемы. Целью функционирования системы является: > наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей населения в перевозках > высокое качество и культура обслуживания пассажиров > полная безопасность движения подвижного состава > организация полного сбора доходов > оптимизация системы оплаты труда > минимальные трудовые, материальные и финансовые затраты. Работой всего автотранспорта, находящегося на территории РФ, руководитМинистерство транспорта Российской Федерации. Оно призвано регулироватьработу всех видов транспорта независимо от форм их собственности, кромепринадлежащих отдельным Министерствам (ФСБ, МВД, МИД, и т.д.). Рис.1 Структура управления автомобильного транспорта РФ. Регулирование работы должно осуществляться через налоговую систему,тарифы, лицензирование и кредитование, а также в соответствии с законами обэкологии, безопасности движения и др. Министерство транспорта Российской Федерации контролирует выполнениеминистерствами, ведомствами, а также концернами, ассоциациями,кооперативами транспортных законодательств республики и разрабатываетпроекты новых законов о транспорте. АО «Росавтотранс» выделилось из составаМинистерства транспорта Российской Федерации, строит свою деятельность нагрубо добровольном объединении АТП, территориальных объединенийавтомобильного транспорта республики, внешнеторговых транспортныхобъединений и других формирований типа ассоциаций, объединений,строительных, научно-исследовательских, проектно-конструкторских,информационных и других организаций. Следующие в структуре управления автомобильным транспортом –территориальные объединения автомобильного транспорта – автотранспортныепредприятия. Каждое транспортное объединение и АТП имеет в своем составе пятьосновных служб:а) техническую службу (содержание подвижного состава в технически исправномсостоянии)б) эксплуатационную службу (планирование, организация и управлениеперевозочным процессом)в) экономическую службу (планирование производственной деятельности АТП иее анализом)г) службу безопасности движения (предупреждение ДТП)д) кадровую службу (укомплектование квалифицированными кадрами их учебу ипереподготовку). Пассажирская эксплуатационная служба выполняет следующие задачи: > разрабатывает рациональную систему планирования перевозок и организацию движения подвижного состава > обеспечивает внедрение и функционирование передовых систем диспетчерского управления движением автомобилей > осуществляет полную, своевременную, комфортабельную и безопасную перевозку пассажиров > организует эффективное использование подвижного состава и его рентабельную эксплуатацию > осуществляет полный сбор проездной платы > создает условия для высокого производительного труда работников службы эксплуатации > обобщает передовые методы вождения и передовой опыт работы > систематически проводят воспитательную работу с водителями и диспетчерским аппаратом. Система пассажирского АТП включает подсистемы:а) организации транспортного процессаб) подвижной состав (типы автобусов и легковых автомобилей)в) база технического обслуживания и ремонта автомобилейг) автотранспортные здания и сооруженияд) технические средства связи и управленияе) кадры (рабочие, рабочие, ИТР и служащие) Эффективное функционирование системы пассажирского автомобильноготранспорта достигается при условии согласованного развития всех ееподсистем. Главным звеном является транспортный процесс, которыйразбивается на следующие части: > хранение подвижного состава > технология технического обслуживания и ремонта автомобилей > перевозочный процесс. Тема 1.2: Подвижной состав пассажирского автомобильного транспорта 1. Факторы, определяющие условия эксплуатации подвижного состава 2. Транспортная классификация автомобилей 3. Классификация автобусов 4. Эксплуатационные свойства автобусов 5. Перспективы развития пассажирского подвижного состава Условия эксплуатации определяются, прежде всего, требованияминаиболее качественного обслуживания пассажиров, а также транспортными,дорожными и климатическими факторами.1. Основными требованиями качественного обслуживания пассажиров являются: > удобство при входе и выходе > комфортабельность проезда > высокая скорость передвижения > возможность перевозки багажа > достаточное отопление и вентиляция салона > хорошая обзорность местности > отсутствие шума и задымленности > внешний вид подвижного состава (его окраска, информационная экипировка и т.д.)2. К транспортным факторам относятся: > вид и характер пассажирских перевозок, их объем и регулярность > безопасность движения > дальность, время суток и продолжительность поездок пассажиров > условия труда водителя и кондуктора > конструктивные особенности подвижного состава и интенсивность его эксплуатации, надежность и долговечность > условия хранения, обслуживания и ремонта подвижного состава и их трудоемкости3. Дорожные и климатические факторы характеризуются: > типом покрытия, состоянием и благоустройством дорог > рельефом местности > размерами, плотностью и режимом движения автомобилей по дорогам в различные периоды года > продолжительность зимнего периода > температурой и влажностью воздуха. Согласно транспортной классификации, все автомобилиподразделяются на три основные группы по дорожным ограничениям: 1. К первой группе (А) отнесены автомобили и автопоезда дорожного типа,предназначенные для использования только на дорогах высших техническихкатегорий с ровным усовершенствованным покрытием, допускающие осевыенагрузки до 12 тонн от одиночной оси и полную массу автопоезда до 52 тонн.К ним относятся автобусы ЛАЗ-4201, ЛИАЗ-677, ЛИАЗ-5256, Икарус-250, -255,-260, -280. 2. Ко второй группе (Б) принадлежат автомобили и автопоезда дорожноготипа, разрешенные к эксплуатации на всей сети дорог общего пользования,допускающие осевые нагрузки до 6 тонн от одиночной оси. Максимальнодопускаемая полная масса автопоезда – 30 тонн. Сюда относятся автобусы ПАЗ-672, ПАЗ-3205, КАВЗ-685, РАФ-2303 и все легковые автомобили. 3. К третьей группе (В) относятся наиболее тяжелые автомобили, которыене предназначены и не могут допускаться к эксплуатации на дорогах общегопользования даже с капитальным покрытием. Их осевая нагрузка превышаетпредельные дорожные ограничения. Это внедорожные, карьерные и лесовозныеавтомобили. Среди пассажирских автомобилей таких нет. Автобусом называется пассажирский автомобиль, имеющий болеедевяти мест для сидения. Автобусы классифицируются:1. По назначению: > автобусы общего пользования > ведомственные автобусы (для транспортных служебных нужд, специальных целей – санитарные автомобили, киноустановки, передвижные библиотеки и т.д.)2. По вместимости, выраженной числом пассажирских мест. Таблица. Классификация автобусов по вместимости| Вместимость |Количество мест | Длина |Примечание ||автобуса |для сидения |автобуса, | || | |метр | ||1. Особо малая |10 - 15 |4,5 - 6 |Газель ||2. Малая |16 - 25 |7 – 7,5 |КАВЗ-685 ||3. Средняя |26 - 35 |8 – 9,5 |ЛАЗ-695 ||4. Большая |36 - 45 |10 - 11 |ЛАЗ-699, || | | |ЛИАЗ-5256 ||5. Особо большая | Свыше 45 |12 - 17 |Икарус280 || | | |ЛИАЗ-6220 | 3. По типу кузова: капотные (КАВЗ-685) и вагонные (ЛИАЗ, ЛАЗ, ПАЗ и т.д.)4. По количеству этажей пассажирского помещения: одно-, полутора-,двухэтажные автобусы.5. По числу салонов кузова автобусов: обычные (с одним салоном), сприцепом, сочлененные.6. По типу двигателя: карбюраторные, дизельные, газобаллонные автобусы.7. По расположению двигателя: спереди, сзади, под полом автобуса. К основным эксплуатационным свойствам относятся: > вместимость автобуса > конструктивные планировочные параметры, определяющие длительность простоя автобуса на остановках для посадки-высадки пассажиров (количество и ширина дверей, размеры накопительных площадок, ширина центрального прохода между сидениями, высота уровня пола пассажирского помещения, число подножек, их высота и т.д.) > скоростные свойства (интенсивность разгона и торможения, величина максимальной скорости), в 1979 г. США был выпущен автомобиль «Будвайзер» развивающий скорость до 1190,344 км/час > соответствие конструкции автобуса требованиям безопасности движения (устойчивость, легкость и удобство управления, обзорность с места водителя, наружное освещение и т.д.) > комфортабельность (удобство пользования) подразумевает по собой конструкцию и удобство расположения пассажирских сидений, площадь остекления кузова, внутреннее освещение салона, отопление, герметичность салона, вентиляцию, качество подвески, уровень шума, наличие дополнительных удобств (радиоприемник, магнитофон, телевизор, холодильник, гардероб, туалет и т.д. > топливная экономичность характеризуется приспособленностью автобуса к осуществлению перевозок при наименьшем расходовании топлива на каждый пассажиро-километр. Показателями топливной экономичности являются: экономическая характеристика, удельный расход, средний расход топлива. > проходимость автобуса – приспособленность его к движению в различных дорожных условиях и по бездорожью. Факторами проходимости являются: просвет под низшими точками (клиренс), радиус поворота, тип и размер шин и т.д. Перспективные потребности страны в осуществлении основныхвидов перевозок должны быть обеспечены различными типами автобусов привысокой производительности, экономичной работе, комфортабельности ибезопасности поездки пассажира. 1. В структуре автобусного парка страны основным типом являетсягородской автобус большой вместимости (ЛИАЗ-5256 с дизельным двигателем иЛИАЗ-677 с карбюраторным – вместимость которого совершенно не достаточнадля данного типа автобуса, неэкономичный и маломощный двигатель, ГМП). Перспективный одиночный городской автобус большого класса должен иметь: > номинальную вместимость(q вм) не менее 90 чел. > дизельный двигатель с горизонтальным расположением цилиндров > две накопительные площадки и три (1200 мм) широкие двустворчатые, поворотного типа двери > с углами свеса не менее 9 градусов > дорожным просветом 200-210 мм Предусмотрены также городские автобусы среднего класса вместимостью 60-70 чел. И особо большого класса 110-125 чел, с тремя накопительнымиплощадками и четырьмя двойными дверями. 2. Пригородный автобус уже не может быть модификацией городского идолжен быть самостоятельной базовой моделью (углы свеса не менее 11градусов и дорожный просвет 240 мм). Введен тип пригородного автобуса сналичием двух дверей шириной 830 мм, и желательно иметь автобусы двухклассов: среднего (вместимостью 60-65 чел. при 30-35 мест для сидения) ибольшого (вместимостью 75-85 чел. при 45-50 мест для сидения). 3. Автобусы для обслуживания сельского населения (ПАЗ-672, ПАЗ-3021,КАВЗ-685) не могут успешно эксплуатироваться в сельских районах, у нихнизкая проходимость, узкие двери, жесткая подвеска, нет условий для провозабагажа. Прелагаемый тип автобусов: > Малого класса вместимостью 20-25 человек, с колесной формулой 4х2 (для дорог с твердым покрытием) и 4х4 (для грунтовых дорог) > Среднего класса вместимостью 30-35 человек, для дорог 1-3 категории, дорожный просвет 270 мм.Во всех автобусах следует предусматривать багажные отсеки или грузовыеплощадки в салоне. 4. Для междугородних перевозок трех классов: > Малого класса вместимостью 20-25 человек с небольшими удобствами для маршрутов протяженность 50-200 км. > Среднего класса вместимостью 30-35 человек с нормальным уровнем комфорта (регулируемые сидения, багажные отделения, гардероб и т.п.) > Большие автобусы – а) нормального комфорта вместимостью 40-45 человекб) повышенного комфорта вместимостью 32-35 человек. с наибольшимиудобствами для пассажиров (бар, холодильник, туалет, кондиционер и др.).Все автобусы этого типа должны иметь шторы на окнах, системы отопления ивентиляции, достаточную освещенность салона в темное время суток. 5.Маршрутные такси следует производить особо малого класса. Модификацииавтобусов горного исполнения – малого класса, а северного исполнения –малого, среднего и большого классов. 6. Легковые автомобили – насыщенность, в настоящее время на 1000населения парк автомобилей может с 10 млн. возрасти до 20-25 млн. единиц.Рациональным уровнем для страны можно считать 230-250 единиц на 1000жителей. Для этого требуется две категории автомобилей: для города, длясела. Тема 1.3: Классификация автобусных маршрутов 1. Транспортная сеть и маршрутная система 2. Классификация городских автобусных маршрутов Под маршрутной системой понимают совокупность маршрутов всех видовмассового пассажирского транспорта на территории города, района, областиили республики. Конфигурация линий прохождения маршрутов пассажирского транспорта наплане города, района, области называется пассажирской маршрутной сетью.Конфигурация линий прохождения только автобусных маршрутов называетсяавтобусной маршрутной сетью. Конфигурация линий всех видов маршрутизированного транспорта (автобус,троллейбус, трамвай и т.д.) составляет единую комплексную транспортную сетьгорода. Основные требования, предъявляемые к городской маршрутной системе,сводятся к обеспечению для пассажиров минимального количества пересадок приодной поездке и наименьших затрат времени на одну поездку в любомнаправлении города. А также обеспечение эффективного использованияподвижного состава, т.е. равномерного их наполнения на всей длинемаршрутной сети. Для оценки совершенства маршрутной сети применяются специальныепоказатели: > Маршрутный коэффициент (К м) характеризует разветвленность маршрутной сети – отношение суммы длин всех маршрутов ([pic]Lм), к сумме длин всех улиц и проездов ([pic]Lс), по которым проходят маршруты пассажирского транспорта К м =[pic]Lм: [pic]Lс Маршрутный коэффициент показывает, сколько в среднем маршрутов проходитпо каждому участку сети, и характеризует примерное количество направлений,в которых пассажир может ехать из каждой точки сети. Чем он выше, тембольше удобств для пассажиров. Для хорошо развитой транспортной сетигородов он равен К м = 2 - 3,5, а для слаборазвитой сети К м = 1,2 – 1,3. > Автобусная транспортная сеть характеризуется плотностью ([pic]), т.е. насыщенностью территории города линиями автобусного транспорта [pic]= [pic]Lс: F,(км/км2)где: F – площадь города, км2 Чем выше плотность сети, тем меньше затраты времени пассажиров наподход к остановкам. Для крупных городов [pic]= 2 – 2,5 км/км2, а дляцентральны районов города [pic]=5–7 км/км2. Протяженность подхода костановкам определяется: l пх = 1: (3[pic]) + l пер: 4,(км)где: l пер – протяженность перегона, расстояние между остановочнымипунктами. Для сокращения времени на подход нужно увеличивать ([pic]) и уменьшать(l пер). Но нужно учесть, что увеличение ([pic]) позволяет рассредоточитьпассажиропоток, а уменьшение (l пер) – снизить скорость движения автобуса иувеличить время доставки пассажиров к месту назначения. Автобусные перевозки организуют на определенных маршрутах,обуславливаемых размером и направлением пассажиропотоков. Маршрутом называется установленный соответствующим образом, путьследования автобусов между начальными и конечными пунктами. Маршруты разбиваются на перегоны, в зависимости от расположенияпассажирообразующих и пассажиропоглощающих пунктов.Перегоном называется расстояние между смежными остановочными пунктами. Автобусные маршруты подразделяются: > По времени действия:а) постоянные (в течение всего года)б) временные (сезонные) > По назначению:а) основные маршрутыб) подвозящие к маршрутам других видов транспорта > По условиям использования и характеру движения:а) обычные маршруты (остановка обязательна на всех промежуточных пунктах)б) укороченные (организуется лишь на определенной части обычного маршрута,где наиболее интенсивный пассажиропоток) маршруты бывают: постоянные ипериодические (в час «пик»)в) скорые (автобусы останавливаются только на установленных остановочныхпунктах)г) экспрессные маршруты (движение автобусов прямым сообщением без остановокв пути) бывают: постоянные, временные (летние) и периодические (в субботу,воскресенье). > По характеру расположения на территории города: 2. а) диаметральные (1) б) радиальные (2) в) тангенциальные (хордовые) (3) 3. 1 г) кольцевые (4) 4. д) полукольцевые 5. е) комбинированные 6. Остановочные пункты автобусных маршрутов подразделяются: > По расположению: а) конечные (где происходит отдых и смена водителей) 4 б) промежуточные > По условиям движения промежуточные могут быть: 3 а) постоянные (втечение всего года) Рис. б) временные (гдепассажирообмен возникает в определенное время года или периоды суток – театры, стадион и т.д.)в) по требованию (устанавливаются в местах с малым, но периодическивозникающим пассажирообменом – поездки на огороды). Тема 1.4: Технико-эксплуатационные показатели работы автобусов 1. Количественные показатели 2. Качественные показатели 3. Результативные показатели 4. Характеристика показателей парка автобусов Для планирования перевозок, контроля и анализа итогов деятельностиАТП и их служб, установлена система технико-эксплуатационных показателей,которые подразделяются на количественные и качественные. Анализ работы АТПи отдельных его служб имеет целью выявить причины, сдерживающие развитиеперевозок, и наметить мероприятия по улучшению обслуживания пассажиров приминимальных расходах на эксплуатацию. При анализе рассматривают исопоставляют расчетные показатели работы подвижного состава с фактическимипоказателями. Транспортный процесс в пассажирских перевозках – это перемещениепассажиров, включающий в себя продажу билетов, подачу транспортных средств,посадку и высадку пассажиров, возврат автомобилей к месту хранения и другиеоперации. > В результате транспортного процесса пассажиры доставляются на определенное расстояние (lср), при этом совершается транспортная работа (Р) равная Р = Q * lср, (пасс-км) Где: Q – количество перевезенных пассажировlср – средняя дальность поездки пассажира > Объем автобусных перевозок Q (пасс), определяемый общим количеством перевезенных автобусами пассажиров на каждом маршруте Q = Р: lср, (пасс) > Сумма валовых доходов Д (руб.), т.е. сумма всех видов оплат, полученных от пассажиров за пользование автобусов Д = Р * Т * К, (руб.) > Коэффициент технической готовности ([pic]т) – характеризует технической готовности парка степень технической готовности парка для работы на линии и определяется [pic]т = Ат: Асп где: А т – количество технически исправных автобусовА сп – списочное (инвентарное) число автобусовКоэффициент технической готовности парка за рабочий день является основнымпоказателем, характеризующим уровень работы технической службы, и зависит:от интенсивности эксплуатации подвижного состава, наличия запасных частей,материально-технической базы АТП и т.д. > Коэффициент выпуска парка на линию ([pic]в) – характеризует степень использования подвижного состава для работы на линии [pic]в = Аэ: Асп где: Аэ – количество автобусов в эксплуатации.Коэффициент выпуска парка на линию отличается от коэффициента техническойготовности парка на величину, характеризующую простои подвижного состава висправном состоянии, поэтому[pic]т[pic][pic]в И зависит: от дорожных и климатических факторов, от технического состоянияподвижного состава, от квалификации водителя и т.д. > Время в наряде (Тн) определяется с момента выхода подвижного состава из АТП до момента возвращения, без учета времени на перерыв Тн = t возв – t выезд – t пер,(час) Тн = Тм + t н = Тм +[pic]l н / V т,(час)Где: t возв – время возвращения подвижного состава в гаражt выезд – время выезда подвижного состава из гаражаt пер – время перерыва водителяТм – время на маршруте[pic]l н – суммарное значение нулевых пробегов подвижного составаV т – техническая скорость подвижного состава > Циклом транспортного процесса называется законченный комплекс операций, необходимых для доставки пассажиров. Таким циклом является рейс.Рейсом называется совокупность операций при движении автобуса от начальногодо конечного пункта маршрута. Рис. Время рейса автобуса t р Ко1 [pic] Ко2 n пр1 n пр 2 n пр 3 n пр 4 t р = t дв + t по * n пр + t ко,(час) где: t дв – время движения автобуса на маршрутеt по – время простоя автобуса на промежуточных остановкахn пр – количество промежуточных остановокt ко - время простоя автобуса на конечных остановках > Время оборотного рейса автобусаОборотом называется пробег автобуса по маршруту в обоих направлениях Тоб = 2 * t р, (час) > Число рейсов автобуса n р = Тм: t р, (час) > Коэффициент использования пробега ([pic]) – это отношение пробега подвижного состава с пассажирами (Lпр) к общему его пробегу (Lобщ) за определенный календарный период времени: [pic]= Lпр: Lобщ > Коэффициент использования вместимости ([pic]вм) – характеризует степень наполнения автобусов пассажирами. Различают коэффициенты статического ([pic]вм ст) и динамического ([pic]вм д) использования вместимости.Коэффициент ([pic]вм ст.) характеризуется отношением общего числаперевезенных пассажиров за рейс к номинальной вместимости автобуса [pic]вм ст. = q ф: q н где: q ф – количество пассажиров за рейсq н – номинальное количество пассажиров, которое автобус может провести за1 раз.Поскольку коэффициент статического использования вместимости не отражаетзависимости среднего расстояния (lср) поездки пассажиров, т.е. ихсменяемость на маршруте, он мало отражает фактическое использованиеавтобусов и на практике не применяется.При планировании и анализе работы автобусного парка употребляется ([pic]вмд), который определяется отношением выполненной транспортной работы впассажиро-километрах к работе, которая могла быть выполнена, если бы навсем протяжении маршрута полностью использовалась номинальная вместимостьавтобуса. [pic]вм д = (q ф * l ср):(q н * L м * Р) где: lср – средняя дальность поездки пассажираL м – длина маршрутаР – число рейсов за месяц. > Скорости движения автобусовНа пассажирских автобусных перевозках различают:а) максимальную скорость (Vмах) – скорость, которую позволяет развитьконструкция автобуса при полном использовании двигателяб) допустимую скорость (Vдоп.) –


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: