БкУЗ-100
Психология
Задание 1. Разработайте опорную схему «Методология психологии».
Задание 2. В левом столбике указаны основные методы психологического исследования. В правом указаны определения. В свободном столбике укажите, какое определение соответствует тому или иному методу (номер метода).
| № | Метод исследования | № | Определение |
| наблюдение | метод исследования личности, групп людей базирующийся на анализе их жизненного пути | ||
| опрос | метод сбора первичной информации в форме постановки стандартизированной системы вопросов | ||
| тесты | метод, предполагающий специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными и регистрирующего сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта. | ||
| эксперимент | метод, направленный на изучение одних и тех же людей, позволяющий анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути личности и на основе этого делать определенные выводы. | ||
| лонгитюдный метод | метод, предполагающий целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений поведения личности, коллектива, группы людей, или же их отдельных психических функций, реакций. | ||
| биографический метод | метод построенный на оценке личности по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. |
Задание 3. Основные психологические понятия обозначены цифрами, а понятия, выражающие их характеристики, детали, особенности, - обозначены буквами. Определите соответствие между ними:
| Психический процесс | A | Способности | |
| Психическое состояние | B | Воображение | |
| Психическое качество | C | Стресс | |
| D | Направленность | ||
| E | Творческий подъем | ||
| F | Речь | ||
| G | Воля | ||
| H | Характер | ||
| I | Устойчивый интерес | ||
| K | Мышление |
Задание 4. Заполните таблицу «Основные психические процессы
| Психический процесс | Основные свойства | Классификации |
Задание 5. В левом столбике перечислены пороги чувствительности. В правом указаны определения. В свободном столбике укажите, какое определение соответствует тому или иному порогу чувствительности (номер метода).
| № | Метод исследования | № | Определение |
| Нижний порог абсолютной чувствительности | Минимальное различение в интенсивности воздействия, необходимая для возникновения ощущения | ||
| Верхний порог абсолютной чувствительности | Минимальная величина интенсивности воздействия, необходимая для возникновения ощущения | ||
| Разностный порог чувствительности | Максимальная величина доболевой интенсивности воздействия |
Задание 6. Укажите, какие особенности характерны для ощущения, а какие – для восприятия (поставьте любой значок в соответствующем поле):
| № | Описание | Ощущение | Восприятие |
| Этот психический процесс включает в себя моторный компонент | |||
| Это отражение отдельных свойств предмета | |||
| Для этого процесса необходима встречная активность | |||
| Он представляет собой систему специальных психических действий и овладение ими требует обучения и практики | |||
| Эта способность складывается в течение всей жизни | |||
| Эта способность дана с рождения | |||
| Этот процесс требует работы нескольких анализаторов | |||
| Этот процесс связан с мышлением |
Задание 7. Дайте определения основным свойствам восприятия.
| № | Свойства ощущений | Впишите определение |
| Осмысленность и обобщенность | ||
| Предметность | ||
| Целостность | ||
| Структурность | ||
| Избирательность |
Задание 8. Укажите, кому из перечисленных ученых соответствует та или иная теория внимания:
| № | Метод исследования | № | Определение |
| А.А.Ухтомский | Моторная теория внимания. Движение как условие внимания. | ||
| П.Я.Гальперин | Теория ранней селекции. Внимание – специальный механизм (фильтр), расположенный на ранней стадии приема и переработки информации | ||
| Т.Рибо | Внимание как установка. Внимание – специфически человеческий, особый и содержательный процесс, служащий необходимой предпосылкой трансформации установок импульсивного поведения. | ||
| Д.Узнадзе | Теория поздней селекции. Благодаря вниманию селекция происходит преимущественно и наиболее эффективно на стадии, близкой к принятию решения и ответу (на «поздней стадии») | ||
| Д.Бродбент | Внимание как функция контроля. Внимание – идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля | ||
| Д.Норман | Концепция доминанты. Основа внимания – очаг возбуждения в центральной нервной системе, <…> придающий поведению определенную направленность. |
Задание 9. Раскройте содержание видов внимания:
| № | Виды внимания | Впишите определение |
| Непроизвольное | ||
| Произвольное | ||
| Послепроизвольное |
Задание 10. Укажите, какие условия нужны для поддержания произвольного внимания, а какие – для возникновения непроизвольного внимания (поставьте любой значок в соответствующем поле):
| № | Условия возникновения и поддержания | Вид внимания | |
| Произвольное | Непроизвольное | ||
| Отчетливое понимание целей и задач деятельности | |||
| Создание благоприятных условий для деятельности | |||
| Устойчивость интересов | |||
| Осознание долга и обязанностей выполнения деятельности | |||
| Начало или прекращение действия раздражителя, подвижность предмета | |||
| Новизна, сила, контраст раздражителя | |||
| Активная умственная работа | |||
| Контраст между раздражителями, абсолютная и относительная сила раздражителя | |||
| Необычность раздражителя | |||
| Наличие косвенных интересов | |||
| Привычные условия работы |
Задание 11. Дополните систему памяти (по Р.Аткинсону и Р.Шиффину). В пустые прямоугольники впишите термины, которые, по вашему мнению, являются правильным ответом:

Задание 12. Найдите правильные определения закономерностям памяти:
| № | Закономерность | № | Определение |
| Реминисценция | Явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности, и заключающееся в том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные. | ||
| Эффект края | Эффект ухудшения сохранения запоминаемого материала в результате наложения другой информации, которой оперирует человек. | ||
| Эффект Зейгарник | Явление, при котором существенно ухудшается воспроизведение психологической неприятной информации. | ||
| Интерференция | Явление, состоящее в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине. | ||
| Эффект мотивированного забывания | Эффект проявляется в том, что отсроченное воспроизведение иногда бывает более полным, чем то, которое идет сразу после запоминания |
Задание 13. Укажите наиболее точное определение мышления. Мышление – это:
1. процесс отражения в человеческом сознании сложных и многообразных связей и отношений между предметами и явлениями субъективного мира для решения познавательных проблем, ориентации в конкретных условиях
2. деятельность, характеризующаяся обобщенным отражением действительности, связанная с оперированием операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д., возникающая в связи с возникновением проблемы
3. психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, актуальных для решения текущих задач
Задание 14. Найдите тезисы, относящиеся к соответствующим теориям мышления в психологии:
| № | Закономерность | № | Определение |
| Бихевиоризм | Мышление – процесс сочетания образов памяти | ||
| Ассоциативная психология | Мышление – процесс, целиком зависящий от потребностей и мотивации человека; может проявляться в форме защитных механизмов | ||
| Психоанализ | Мышление – процесс формирования сложных связей между стимулом и реакцией, становление практических навыков решения задач | ||
| Деятельностная теория мышления | Мышление – это интуитивное усмотрение искомого решения за счет обнаружения нужной для него связи и структуры. | ||
| Гештальт-психология | Мышление – прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задачи целесообразному преобразованию действительности |
Задание 15. Вставьте пропущенные слова или закончите предложения:
- Способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям называется <…>
- <…> - это переживания, которые повышают активность человека, побуждают к поступкам
- <…> - это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль
- <…> - это эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд
- Состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности, называется <…>
- <…> - это психическая особенность человека, проявляющаяся в преодолении препятствий на пути к поставленной цели
- <…> - это состояние возникает в экстремальной ситуации, требует от человека мобилизации сил и энергии
- Эмоциональная сфера личности человека характеризуется следующими индивидуальными особенностями: интенсивностью, осознанностью, <…>, <…>, <…>
- <…> - это относительно слабо выраженное и устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся не деятельности и поведении
Задание 16. Установите соответствие между ученым и разработанной им теорией эмоций:
| № | Ученые | № | Подходы к исследованию эмоций |
| Л.Фестингер | Теория стресса: существует единый физиологический механизм приспособления организма к изменениям окружающей среды; и чем более интенсивны эти изменения, тем выше риск истощения приспособительных возможностей человека независимо от того, приятны ему изменения или нет | ||
| Ч.Дарвин | Психоорганическая теория: эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. | ||
| П.К.Анохин | Теория когнитивного диссонанса: положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь | ||
| П.В.Симонов | Эмоциональные выразительные движения млекопитающих рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, выступающих в качестве биологических значимых сигналов для особей | ||
| Г.Селье | Эмоция является продуктом эволюции, приспособительным фактором в жизни живого мира. Эмоция – это инструмент, оптимизирующий жизненный процесс… неоднократное удовлетворение потребности способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи вызывают торможение и поиски новых способов поведения | ||
| Джемс-Ланге | Когнитивно-физиологическая теория: эмоция – это отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент |
Задание 17. Заполните таблицу:
| Бихевиоризм | Психоанализ | Когнитивная психология | Гуманистическая психология | |
| Перечислите представителей каждого научного направления | ||||
| Предмет психологии | ||||
| Основные положения 2-3 концепций представителей каждого научного направления | ||||
| Методы исследования |
Задание 18. Психодинамические теории личности
| Психоаналитическая теория личности З. Фрейда | Аналитическая психология К.Г.Юнга | Индивидуальная психология А.Адлера | |
| Основные положения теории | |||
| Различия взглядов: - понимание бессознательного процесса и т.д. |
Задание 19. Заполните таблицу:
| З.Фрейд | Э.Эриксон | Д.Б. Эльконин | |
| Стадии развития личности (название, возрастные периоды) | |||
| Содержание стадий развития личности |
Задание 20. Разведите черты характера и свойства темперамента:
| № | Описание | Свойство темперамента | Черта характера |
| Неуравновешенность | |||
| Трудолюбие | |||
| Чувство долга | |||
| Ответственность | |||
| Хорошая координация | |||
| Аккуратность | |||
| Впечатлительность | |||
| Низкая работоспособность | |||
| Быстрое включение в работу | |||
| Низкая адаптируемость | |||
| Склонность к оперативной работе | |||
| Высокая контактность | |||
| Цикличность в настроении и деятельности | |||
| Замкнутость | |||
| Предпочтение одиночества большой и шумной компании |
Задание 21. В таблице представлены краткие описания акцентуаций (по К.Леонгарду). Установите соответствие:
| № | Определение акцентуации | № | |
| Работа на публику, потребность в признании, жалость к себе, ложь. | Аффективно-экзальтированный | ||
| Тенденция к основательности, четкости, законченности. Навязчивая аккуратность. | Дистимические | ||
| Злопамятные и мстительные, чувствительные, болезненно обидчивые, легко уязвимые люди. Заносчивые и самонадеянные, подозрительные. | Застревающие | ||
| Импульсивные реакции. Раздражительность и вспыльчивость. | Возбудимые | ||
| Характерны постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца | Гипертимические | ||
| Натура серьезная, обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни. | Демонстративные | ||
| Легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Художники, поэты. | Шизоидная | ||
| Характерны отгороженность, замкнутость, интроверсия эмоциональная холодность, проявляемая в трудностях при установлении эмоциональных контактов; оригинальность мышления | Педантические |
Задание 22. Опишите следующие теории
| Теории | Краткая характеристика |
| Теория социального действия | |
| Транзактный анализ | |
| Интеракционизм Дж. Мида | |
| Деятельностный подход | |
| Экспериментальная схема регистрации взаимодействий Р. Бейлса | |
| Теория взаимодействия исходов Дж. Тибо и Г. Келли | |
| Теория социального обмена Дж. Хоманса |
Задание 23. Опишите следующие механизмы/эффекты социального восприятия
| Механизм/ эффект | Содержание | Пример |
| Идентификация | ||
| Эмпатия | ||
| Рефлексия | ||
| Каузальная атрибуция | ||
| Эффект установки (формирования первого впечатления) | ||
| Эффект ореола | ||
| Эффект первичности | ||
| Эффект новизны | ||
| Стереотипизация |