Практические задания к зачету




БкУЗ-100

Психология

Задание 1. Разработайте опорную схему «Методология психологии».

 

Задание 2. В левом столбике указаны основные методы психологического исследования. В правом указаны определения. В свободном столбике укажите, какое определение соответствует тому или иному методу (номер метода).

 

Метод исследования Определение
  наблюдение   метод исследования личности, групп людей базирующийся на анализе их жизненного пути
  опрос   метод сбора первичной информации в форме постановки стандартизированной системы вопросов
  тесты   метод, предполагающий специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными и регистрирующего сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта.
  эксперимент   метод, направленный на изучение одних и тех же людей, позволяющий анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути личности и на основе этого делать определенные выводы.
  лонгитюдный метод   метод, предполагающий целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений поведения личности, коллектива, группы людей, или же их отдельных психических функций, реакций.
  биографический метод   метод построенный на оценке личности по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью.

Задание 3. Основные психологические понятия обозначены цифрами, а понятия, выражающие их характеристики, детали, особенности, - обозначены буквами. Определите соответствие между ними:

 

  Психический процесс A Способности
  Психическое состояние B Воображение
  Психическое качество C Стресс
    D Направленность
    E Творческий подъем
    F Речь
    G Воля
    H Характер
    I Устойчивый интерес
    K Мышление

Задание 4. Заполните таблицу «Основные психические процессы

 

Психический процесс Основные свойства Классификации
     

 

Задание 5. В левом столбике перечислены пороги чувствительности. В правом указаны определения. В свободном столбике укажите, какое определение соответствует тому или иному порогу чувствительности (номер метода).

Метод исследования Определение
  Нижний порог абсолютной чувствительности   Минимальное различение в интенсивности воздействия, необходимая для возникновения ощущения
  Верхний порог абсолютной чувствительности   Минимальная величина интенсивности воздействия, необходимая для возникновения ощущения
  Разностный порог чувствительности   Максимальная величина доболевой интенсивности воздействия

 

 

Задание 6. Укажите, какие особенности характерны для ощущения, а какие – для восприятия (поставьте любой значок в соответствующем поле):

Описание Ощущение Восприятие
  Этот психический процесс включает в себя моторный компонент    
  Это отражение отдельных свойств предмета    
  Для этого процесса необходима встречная активность    
  Он представляет собой систему специальных психических действий и овладение ими требует обучения и практики    
  Эта способность складывается в течение всей жизни    
  Эта способность дана с рождения    
  Этот процесс требует работы нескольких анализаторов    
  Этот процесс связан с мышлением    

Задание 7. Дайте определения основным свойствам восприятия.

Свойства ощущений Впишите определение
  Осмысленность и обобщенность  
  Предметность  
  Целостность  
  Структурность  
  Избирательность  

 

Задание 8. Укажите, кому из перечисленных ученых соответствует та или иная теория внимания:

Метод исследования Определение
  А.А.Ухтомский   Моторная теория внимания. Движение как условие внимания.
  П.Я.Гальперин   Теория ранней селекции. Внимание – специальный механизм (фильтр), расположенный на ранней стадии приема и переработки информации
  Т.Рибо   Внимание как установка. Внимание – специфически человеческий, особый и содержательный процесс, служащий необ­ходимой предпосылкой трансформации установок импульсивного поведения.
  Д.Узнадзе   Теория поздней селекции. Благодаря вниманию селекция происходит преимущественно и наиболее эф­фективно на стадии, близкой к принятию реше­ния и ответу (на «поздней стадии»)
  Д.Бродбент   Внимание как функция контроля. Внимание – идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля
  Д.Норман   Концепция доминанты. Основа внимания – очаг возбуждения в центральной нервной системе, <…> придающий поведению определенную направленность.

 

Задание 9. Раскройте содержание видов внимания:

Виды внимания Впишите определение
  Непроизвольное  
  Произвольное  
  Послепроизвольное  

Задание 10. Укажите, какие условия нужны для поддержания произвольного внимания, а какие – для возникновения непроизвольного внимания (поставьте любой значок в соответствующем поле):

Условия возникновения и поддержания Вид внимания
Произвольное Непроизвольное
  Отчетливое понимание целей и задач деятельности    
  Создание благоприятных условий для деятельности    
  Устойчивость интересов    
  Осознание долга и обязанностей выполнения деятельности    
  Начало или прекращение действия раздражителя, подвижность предмета    
  Новизна, сила, контраст раздражителя    
  Активная умственная работа    
  Контраст между раздражителями, абсолютная и относительная сила раздражителя    
  Необычность раздражителя    
  Наличие косвенных интересов    
  Привычные условия работы    

 

Задание 11. Дополните систему памяти (по Р.Аткинсону и Р.Шиффину). В пустые прямоугольники впишите термины, которые, по вашему мнению, являются правильным ответом:

 

Задание 12. Найдите правильные определения закономерностям памяти:

Закономерность Определение
  Реминисценция   Явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности, и заключающееся в том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные.
  Эффект края   Эффект ухудшения сохранения запоминаемого материала в результате наложения другой информации, которой оперирует человек.
  Эффект Зейгарник   Явление, при котором существенно ухудшается воспроизведение психологической неприятной информации.
  Интерференция   Явление, состоящее в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине.
  Эффект мотивированного забывания   Эффект проявляется в том, что отсроченное воспроизведение иногда бывает более полным, чем то, которое идет сразу после запоминания

Задание 13. Укажите наиболее точное определение мышления. Мышление – это:

1. процесс отражения в человеческом сознании сложных и многообразных связей и отношений между предметами и явлениями субъективного мира для решения познавательных проблем, ориентации в конкретных условиях

2. деятельность, характеризующаяся обобщенным отражением действительности, связанная с оперированием операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д., возникающая в связи с возникновением проблемы

3. психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, актуальных для решения текущих задач

Задание 14. Найдите тезисы, относящиеся к соответствующим теориям мышления в психологии:

Закономерность Определение
  Бихевиоризм   Мышление – процесс сочетания образов памяти
  Ассоциативная психология   Мышление – процесс, целиком зависящий от потребностей и мотивации человека; может проявляться в форме защитных механизмов
  Психоанализ   Мышление – процесс формирования сложных связей между стимулом и реакцией, становление практических навыков решения задач
  Деятельностная теория мышления   Мышление – это интуитивное усмотрение искомого решения за счет обнаружения нужной для него связи и структуры.
  Гештальт-психология   Мышление – прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задачи целесообразному преобразованию действительности

Задание 15. Вставьте пропущенные слова или закончите предложения:

  1. Способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям называется <…>
  2. <…> - это переживания, которые повышают активность человека, побуждают к поступкам
  3. <…> - это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль
  4. <…> - это эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд
  5. Состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности, называется <…>
  6. <…> - это психическая особенность человека, проявляющаяся в преодолении препятствий на пути к поставленной цели
  7. <…> - это состояние возникает в экстремальной ситуации, требует от человека мобилизации сил и энергии
  8. Эмоциональная сфера личности человека характеризуется следующими индивидуальными особенностями: интенсивностью, осознанностью, <…>, <…>, <…>
  9. <…> - это относительно слабо выраженное и устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся не деятельности и поведении

 

Задание 16. Установите соответствие между ученым и разработанной им теорией эмоций:

Ученые Подходы к исследованию эмоций
  Л.Фестингер   Теория стресса: существует единый физиологический механизм приспособления организма к изменениям окружающей среды; и чем более интенсивны эти изменения, тем выше риск истощения приспособительных возможностей человека независимо от того, приятны ему изменения или нет
  Ч.Дарвин   Психоорганическая теория: эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы.
  П.К.Анохин   Теория когнитивного диссонанса: положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь
  П.В.Симонов   Эмоциональные выразительные движения млекопитающих рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, выступающих в качестве биологических значимых сигналов для особей
  Г.Селье   Эмоция является продуктом эволюции, приспособительным фактором в жизни живого мира. Эмоция – это инструмент, оптимизирующий жизненный процесс… неоднократное удовлетворение потребности способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи вызывают торможение и поиски новых способов поведения
  Джемс-Ланге   Когнитивно-физиологическая теория: эмоция – это отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент

Задание 17. Заполните таблицу:

 

  Бихевиоризм Психоанализ Когнитивная психология Гуманистическая психология
Перечислите представителей каждого научного направления        
Предмет психологии        
Основные положения 2-3 концепций представителей каждого научного направления        
Методы исследования        

Задание 18. Психодинамические теории личности

  Психоаналитическая теория личности З. Фрейда Аналитическая психология К.Г.Юнга Индивидуальная психология А.Адлера
Основные положения теории      
Различия взглядов: - понимание бессознательного процесса и т.д.      

 

Задание 19. Заполните таблицу:

 

  З.Фрейд Э.Эриксон Д.Б. Эльконин
Стадии развития личности (название, возрастные периоды)      
Содержание стадий развития личности      

Задание 20. Разведите черты характера и свойства темперамента:

Описание Свойство темперамента Черта характера
  Неуравновешенность    
  Трудолюбие    
  Чувство долга    
  Ответственность    
  Хорошая координация    
  Аккуратность    
  Впечатлительность    
  Низкая работоспособность    
  Быстрое включение в работу    
  Низкая адаптируемость    
  Склонность к оперативной работе    
  Высокая контактность    
  Цикличность в настроении и деятельности    
  Замкнутость    
  Предпочтение одиночества большой и шумной компании    

Задание 21. В таблице представлены краткие описания акцентуаций (по К.Леонгарду). Установите соответствие:

Определение акцентуации  
  Работа на публику, потребность в признании, жалость к себе, ложь.   Аффективно-экзальтированный
  Тенденция к основательности, четкости, законченности. Навязчивая аккуратность.   Дистимические
  Злопамятные и мстительные, чувствительные, болезненно обидчивые, легко уязвимые люди. Заносчивые и самонадеянные, подозрительные.   Застревающие
  Импульсивные реакции. Раздражительность и вспыльчивость.   Возбудимые
  Характерны постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца   Гипертимические
  Натура серьезная, обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни.   Демонстративные
  Легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Художники, поэты.   Шизоидная
  Характерны отгороженность, замкнутость, интроверсия эмоциональная холодность, проявляемая в трудностях при установлении эмоциональных контактов; оригинальность мышления   Педантические

 

Задание 22. Опишите следующие теории

Теории Краткая характеристика
Теория социального действия  
Транзактный анализ  
Интеракционизм Дж. Мида  
Деятельностный подход  
Экспериментальная схема регистрации взаимодействий Р. Бейлса  
Теория взаимодействия исходов Дж. Тибо и Г. Келли  
Теория социального обмена Дж. Хоманса  

 

Задание 23. Опишите следующие механизмы/эффекты социального восприятия

Механизм/ эффект Содержание Пример
Идентификация    
Эмпатия    
Рефлексия    
Каузальная атрибуция    
Эффект установки (формирования первого впечатления)    
Эффект ореола    
Эффект первичности    
Эффект новизны    
Стереотипизация    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: