Дисциплина: Неорганическая химия
Отчет
О выполнении лабораторной работы № 2
Тема: Реакции обмена между электролитами, идущие
До конца. Испытание растворов солей на
Индикаторы
Работу выполнил(а) студент(ка) I курса Группы _________ Ф.И.О. | Работу проверил преподаватель Оценка _____ |
Цель: Изучить свойства реакции ионного обмена, случаи течения реакции до
конца и действие растворов электролитов различных солей
на индикаторы.
Содержание типовой задачи деятельности: Разработка мероприятий по внедрению новых технологических процессов и обновление способов производства. ПФ.Д.07
Вид задачи: профессиональная.
Класс задачи: диагностическая.
Содержание умений и навыков, которыми овладеет студент по результатам выполненной работы:
Опираясь на передовой опыт работы в области и экологические показатели предприятия, разрабатывать и обосновывать мероприятия по внедрению новых технологий производства, форм обслуживания новых фирменных блюд. ПФ.Д.07. ЗП.0.15. Применение теоретических знаний на практике.
Организация и оснащение рабочего места:
- рабочее место студента должно соответствовать требованиям стандарта и БЖД.
оснащение:
- методические указания для выполнения лабораторной работы № 2.
Оборудование и реактивы: штативы, пробирки, раствор сульфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия, ацетата свинца, иодид калия, сульфата меди, хлорида железа, соляной и серной кислоты, калия, гидроксида, синяя и красная лакмусовая бумажка, хлорид натрия.
Межпредметные связи:
ПН.004 | Физическая и коллоидная химия |
ПФ.Д.07.ЗП.0.15.01 | Химическая кинетика. Химическое равновесие |
ПФ.Д.07.ЗП.015.02 | Растворы |
ПФ.Д.07.ЗП.015.04 | Газообразное и жидкое состояние веществ |
ПФ.Д.07.ЗП.015.05 | Вязкость жидкостей. Твердое состояние веществ. |
ПН.006 | Микробиология и физиология |
ПФ.Д.07.ЗП.015.09 | Определение химического состава и энергетической ценности рациона. |
ПН.003 | Аналитическая химия |
ПФ.Д.07.ЗП.015.06 | Количественный анализ |
ПФ.Д.07.ЗП.015.07 | Гравиметрический (весовой) метод анализа |
ПФ.Д.07.ЗП.015.08 | Объемный метод анализа. Метод нейтрализации. Индикаторы |
|
Техника безопасности: строго соблюдать правила работы с кислотами, щелочами, и др. химическими веществами.
Порядок оценивания результатов учебной деятельности:
Задания лабораторной работы должны быть выполнены за 60 минут. Оформлены и сданы преподавателю в конце занятия. Студент подготовлен к занятию (теоретически и практически), выполняет задания в соответствии с регламентом занятия – 10 баллов.
Лабораторная работа включает три задания, каждое должно быть выполнено за 15-20 минут. Лабораторное задание оценивается в 100 баллов (оценка «5»). Каждое правильно выполненное задание 15 – 20 баллов, вопросы текущего контроля 20-25 баллов, грамотно написанный отчет – 10 баллов.
Снятие баллов:
1 балл – за ошибки в оформлении, исследованиях, составлении уравнений. Санитарное состояние рабочего места. Всего 10 баллов.
Результаты:
100 – 90 баллов – «5».
89 – 75 баллов – «4».
74 – 60 баллов – «3».
Меньше 60 баллов – «2».
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ:
1. Случаи течения реакции до конца.
2. Экспериментальное задание.
3. Испытание растворов солей на индикатор.
|
Теоретические основы:
Согласно «Теории электролитической диссоциации» реакции в водных растворах электролитов протекают с участием ионов.
Реакции между ионами называют ионными реакциями, а уравнение таких реакций – ионными уравнениями. При составлении ионных уравнений следует руководствоваться тем, что вещества малодиссоциированные, малорастворимые (выпадающие в осадок и газообразные, изображаются в молекулярной форме).
Знак (), стоящий при формуле вещества обозначает, что это вещество уходит из сферы реакции в виде осадка.
Знак () обозначает, что вещество удаляется из реакции в виде газа.
Сильные растворимые электролиты, практически полностью диссоциированные и пишутся в виде ионов.
Пример 1.
Напишите уравнение реакции между растворами хлорида железа (III) и гидроксида натрия в молекулярной и ионной формах.
a) Записываем уравнение реакции в молекулярной форме:
FeCl3+3NaOH=Fe(OH)3+3NaCl
b) Перепишем это уравнение реакции, изобразив диссоциирующие вещества в виде ионов, в уходящие из сферы реакции в виде молекулы. Это ионное уравнение реакции исключает из обоих частей равенство одинаковых ионов, т.е. ионы не участвуют в реакции:
Fe3++3Cl-+3Na++3OH- = Fe(OH)3 +3Na++3Cl-
c) Записываем ионное уравнение реакции в окончательном виде:
Fe3++3OH- = Fe(OH)3
Это сокращенное уравнение реакции, из которого видно, что сущность реакции сводится к взаимодействию железа (III)+ ионов с гидроксид-ионами OH- в результате чего образуется осадок.
З А Д А Н И Е – 1.
Случаи течения реакции до конца.
Алгоритм выполнения
Пользуясь таблицей растворимости солей и оснований в воде подберите из имеющихся растворов солей, кислот, щелочей такие растворы, которые при взаимодействии между собой привели бы:
|
a) образованию осадка;
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
b) выделению газообразного вещества;
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
c) образованию малодиссациированных веществ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
З А Д А Н И Е – 2.