Пояснительная записка к проекту федерального закона




«О молодежной политике в Российской Федерации»

Проект федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан в целях развития положений Конституции Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Актуальность законопроекта обусловлена необходимостью законодательного определения на федеральном уровне целей, принципов, основных направлений и форм реализации молодежной политики, а также регулирования отношений, возникающих между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики, при формировании и реализации молодежной политики в Российской Федерации.

Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно в Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации (2018-2019 годов) затрагивал тему молодежной политики, делая акцент на том, что «…талантливая молодежь – одно из самых сильных конкурентных преимуществ России…».

Между тем следует отметить, что за исключением намеченных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года № 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» целей, принципов, направлений государственной молодежной политики и мер по ее реализации, а также вопросов государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, правоотношения в области молодежной политики регулируются только подзаконными нормативными правовыми актами: Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», и другими.

Что касается регионального уровня, то на сегодняшний день в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы о молодежной политике. Однако указанные законы приняты и действуют в отсутствие единого системообразующего подхода, в связи с чем наблюдается разница в регулировании основополагающих аспектов сферы молодежной политики (как, например, понятийный аппарат, определение круга субъектов сферы молодежной политики, их компетенции), что, в свою очередь создает трудности в работе органов государственной власти и органов местного самоуправления, в деятельности различных молодежных структур, молодежных объединений, иных заинтересованных юридических и физических лиц на территории России.

Законопроектом предлагается определить на федеральном уровне такие понятия как: "молодежь", "молодая семья", "молодежная политика", "молодежные общественные объединения" и другие, тем самым закрепив статус граждан, относящихся к "молодежи". Особо стоит отметить, что проектом федерального закона сформирован единый подход к определению возрастной группы, которая относится к категории "молодежи" – это лица в возрасте от 14 до 35-ти лет. Увеличение возраста до 35 лет позволит молодым людям воспользоваться мерами государственной поддержки (например, получение гранта по результатам всероссийского конкурса молодежных проектов). Вместе с тем, законопроектом предусмотрено, что Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, актами высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при реализации молодежной политики, в том числе при установлении мер поддержки отдельным категориям молодых граждан, молодых семей, молодежным общественным объединениям может устанавливаться иной максимальный возраст молодых граждан, членов молодых семей или молодежных общественных объединений.

Также прописываются субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики, цели, принципы, основные направления молодежной политики. Их реализация будет осуществляться с учетом социальных потребностей молодежи, национальных традиций территорий соответствующих регионов, в том числе в рамках государственных программ, федеральных целевых программ, государственных программ субъектов, муниципальных программ, предусматривающих мероприятия по поддержке молодежи, молодых семей и молодежных общественных объединений.

Законопроект позволяет выстроить систему государственных органов власти, уполномоченных осуществлять такую политику, и закрепляет их полномочия на всех уровнях власти. В частности, к полномочиям государственной власти отнесена разработка и проведение единой молодежной политики. Ее реализация на территории субъекта возложена на региональные органы государственной власти. К ним также отнесены подготовка кадров и мониторинг реализации молодежной политики. Разработка мер по обеспечению и защите прав и законных интересов молодежи, проведение мероприятий по работе с ней на территории муниципального образования возложены на органы местного самоуправления.

Законопроектом предусмотрены формы участия молодых граждан, молодых семей и молодежных организаций в молодежной политике; предлагается закрепить мониторинг реализации молодежной политики, уровни такого мониторинга, а также наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению порядка его осуществления и перечня обязательной информации, которая учитывается в мониторинге. Данные положения проекта федерального закона будут способствовать своевременному выявлению потребностей и проблем в молодежной среде и, как следствие, оперативному реагированию на возникающие кризисные ситуации в жизни молодежи.

Законопроект является «векторным» актом, создающим единое правовое поле в сфере молодежной политики, в рамках которого могут взаимодействовать все субъекты, осуществляющие деятельность в указанной сфере, и которое позволяет заложить основы дальнейшего правового регулирования сферы молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти с активным привлечением молодежи к решению значимых для нее вопросов.

Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: