В гаванях афинского порта Пирей
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению с военной и торговой гаванью Пирей, составом населения, рабством в Афинах; создать условия для раскрытия противоречивого и ограниченного характера афинской демократии |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-путешествие |
Планируемые результаты (предметные) | Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность |
Личностные результаты | Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление удивления, внимания, желания больше узнать; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
Метапредметные результаты | Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Военная и торговая гавань. Граждане и негражданское население Афин. Рабство в Греции. Продажа рабов. Длинные стены, граждане, амфора, пошлина, налог, переселенцы, верфь |
Образовательные ресурсы | Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение. Рабочая тетрадь № 2. Схема «План Пирея в V в. до н. э.». Учебные картины: «В торговой гавани Пирей», «На рынке рабов» |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Актуализация знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с картой | – С каким событием в истории Греции вы познакомились на прошлых уроках? Предлагает показать на карте Грецию, Персию, места важнейших сражений греко-персидских войн, назвать даты сражений, стратегов. Формирует представление о создании Афинского морского союза | Находят и показывают на карте Грецию, Персию, места важнейших сражений греко-персидских войн, называют даты исторических событий, имена исторических личностей | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; воспроизводят по памяти информацию. Коммуникативные: используют в общении правила вежливости | Беседа по вопросам, работа с картой |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, наглядный. Сообщение учителя, работа с картой, беседа | – Постепенно Греция восстановилась после греко-персидских войн. – Давайте совершим путешествие в Афины. Сядем на корабль на побережье Черного моря. Проследим по карте наш путь. – Мы подплываем к берегам Аттики (какая часть Греции?). Остановимся в гаванях афинского порта Пирей. – Давайте сформулируем задачи нашего путешествия в Пирей Порт Пирей. - В 5 в. до н.э. главным портом стал Пирей, расположенный в 5-6 км.от Афин. (карта, стр. 172) - На случай войны вдоль дороги от Афин до Пирей возвели Длинные стены. В военных гаванях - Их было две. - Входы в гавани запирались железными цепями и канатами. - Со стороны суши стояли каменные стены. - Флот насчитывал 400 триер. - На военных кораблях служили только афинские граждане. Граждане– это те, у кого оба родителя были гражданами Афин. - Бедняки служили гребцами и матросами, работали на верфях. - Богатейшие граждане за свой счет снаряжали по 1 кораблю. В торговой гавани - Из Египта привозили льняные ткани и папирус. - Из Африки – слоновую кость. - Из причерноморских колоний – зерно, рабов. - Купец, привезший товары, платил пошлину за право торговать в Афинах. - Из Афин вывозили: - сосуды из глины, - мраморные статуи, -серебряные украшения, - вино, - оливковое масло. - Среди купцов было много переселенцев из других городов. Они платили налог в казну Афин за право жить в Афинском государстве. | Показывают на карте путь следования: Черное, Мраморное, Эгейское моря. Различают на карте части Греции: северную, среднюю, южную. Находят Афины и афинский порт Пирей | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; воспроизводят по памяти информацию. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Работа с картой, беседа по вопросам |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. населения. Рабство в Греции. Продажа рабов | Групповая. Словесный, наглядный. Работа с текстом, картиной, схемой, беседа, рассказ | Организует работу в группах с текстом § 36 п.3 Предлагает составить план рассказа Продажа рабов - В Пиреях торговали людьми. - Продавали чужеземцев, взятых в плен, купленных за морем или захваченных пиратами. - Рабы: - работали в доме, - ухаживали за детьми, - работали в ремесленных мастерских, - собирали оливки, давили виноград, - добывали серебро под землей в рудниках. Положение рабов: - Раба запрещалось убивать. - Раб не мог иметь семью. - Не мог менять место жительства. - Раба часто называли кличкой. - Иногда рабов отпускали на свободу, их называли вольноотпущенниками. - Вольноотпущенниками становились, заплатившие выкуп талантливые умельцы. | Рассматривают схему, картины, строят по ним рассказ. Характеризуют состав населения Афин, занятия и образ жизни. Анализируют документ | Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; определяют основную и второстепенную информацию; используют знаково-символические средства. Коммуникативные: умеют работать в группе | Беседа по вопросам, рассказ |
V. Закрепление знаний и способов действий. В гаванях афинского порта Пирей | Фронтальная, групповая. Словесный, наглядный. Рассказ, беседа | Предлагает группам представить результаты своей работы. Организует выполнение заданий 35 в рабочей тетради (У стр.173) | Рассказывают, опираясь на наглядно-демонстрационный материал, владеют терминами | Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне небольшого текста); слушают и понимают речь других | Рассказ, задания в рабочей тетради |
VI. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Написать письмо другу из порта Пирей, поделиться своими впечатлениями РТ стр.28 №36 Параграф 36 | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Письмо |