Понятие о педагогическом общении




Вопрос воздействия говорящего на слушателей имеет очень большую историю. Известно, что ещё Цицерон своё время занимался изучением и познанием данной проблемы и именно он определил основные коммуникативные задачи: «что сказать, где сказать, как сказать». В Древнем Риме и Древней Греции ораторское искусство изучалось в контексте диалектики, риторики, эвристики. В наше же время спектр наук, рассматривающих речевое и педагогическое общение, значительно увеличился: психология, педагогика, философия и др.

Общение является одной из важнейших форм взаимодействия людей. Это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и приём информации, что наблюдается повсюду и всегда. Общение многолико; оно имеет много форм, видов. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения [1, с. 146].

Общение сопровождает и пронизывает разные проявления человеческой деятельности: как прямо, так и опосредованно. Но именно состояние полноценного общения способно воздействовать на эмоциональный, духовный, интеллектуальный подъём. И наоборот, ущербность общения, нереализованная потребность в общении разрушительно действует на общее психологическое состояние человека. Общение формирует межличностные и деловые отношения между людьми. Значимость общения, таким образом, очевидна и бесспорна [6, с. 153].

Особую важность представляет собой педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (студента), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания [13, с. 48].

В психолого-педагогической литературе наблюдаются различные трактовки понятия педагогического общения. А.Н. Леонтьев рассматривал педагогическое общение как «профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива » [13, с.3]. И.А. Земная характеризует педагогическое общение «как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся »[9, с.75].

Педагогическое общение является неотъемлемой частью педагогического процесса. Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление(т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов[25, с 66].

По мнению психологов, педагогическое общение является процессуальной формой и средствам педагогической деятельности и межличностных отношений. То есть, оно носит процессуальный и инструментальный характер. В.А. Кан-Калик приходит к такой мысли, что «В педагогическом процессе взаимоотношения первичны, как первична материя, на них строится многосоставная пирамида обучения и воспитания, ими питается, через них идет постоянное восхождение педагога к учащимся, они делают их творцами собственной личности» [10, с.10].

В отличие от других видов общения, педагогическое общение предусматривает решение задач, которые направленны на развитие, научение, воспитание учащегося. Очень важно чтобы общение преподавателя и студента имело доброжелательный характер и с осознанием целей, которые преследует каждый субъект педагогического процесса.

Оптимальное педагогическое общение - такое общение учителя в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности. Для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению "психологического барьера"), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя [13, с. 13].

Педагогическое общение включает словесную (вербальную) и бессловесную (невербальную) коммуникации. Речь - средство вербальной коммуникации. Истоки знакомства с невербальными средствами общения восходят в древности, на что обратил внимание француз Жан - Батист Дюбо, обозначив особую науку, представляющую собой «искусство говорить, не раскрывая рта». Также достаточно давними являются и представления о хиромантии - правилах жестикуляции и умении «читать» жесты.

Основные из них:

· оптико-кинетическая система - общая моторика различных частей тела (рук - жестикуляция; лица - мимика; позы - пантомимика);

· паралингвистические - система вокализации (качество голоса, его диапазон, тональность, тембр);

· экстралингвистические - включение в речь пауз (покашливания, плач, смех, сам темп речи);

· организация пространства и времени коммуникативного процесса - размещение партнёра.

Наряду с деятельностным существуют и другие подходы. Так, один из подходов к вербальному общению соотносится с теорией связи и теорией информации и находит отражение в общепсихологических работах Ч. Осгуда, Дж. Миллера, Д. Бродбента, в работах по коммуникации Г. Гебнера, Д. Берло и др. Этот подход, восходя к работам Г. Лассвелла, определившего задачу исследования общения формулой «кто, что передал, по какому каналу, кому, с каким эффектом», направлен восновном на изучение психологических особенностей приема (восприятия) информации, характеристик коммуникатора и аудитории, условий, средств общения и т.д.

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого, содержащим в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Следует отметить, что взаимоотношений педагога с воспитуемыми выступает как средство решения учебных задач.

Высшей ценностью педагогического общения является индивидуальность педагога и обучаемого. Достоинство и честь педагога и учащегося – важнейшая ценность в педагогическом процессе.

Таким образом, педагогическое общение выступает как одна из главных форм педагогического взаимодействия педагога на учащегося. В процессе общения субъектов педагогического процесса не только реализуются функции обучения и воспитания, но и решаются другие, не менее важные педагогические задачи. «Я убежден,— писал А. С. Макаренко,— что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет громадное значение, и, может быть, у нас так много еще ошибок в организационных формах, потому что мы еще и говорить часто с ребятами по-настоящему не умеем. А нужно уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю... вашу личность. Этому нужно учиться»[15,с. 242]. Педагогическое общение в процессе обучения выступает: как средство решения учебных задач; как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса; как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающих успешность обучения и воспитания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: