ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ




ПАДЕНИЕ БЕРЛИНА

ЗАСЕДАНИЕ ПАРТКОМА

СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА

СТАЛЕВАРЫ

МАЛАЯ ЗЕМЛЯ

ВОЗРОЖДЕНИЕ

ЦЕЛИНА

ТАК ПОБЕДИМ

НИНА. Вот она - твоя жизнь в искусстве! (Уходит.) ОРЛОВ (негромко). Быть иль не быть - вот в чем вопрос; Что благородней духом - покоряться Пращам и стрелам яростной судьбы Иль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством?.. Слышен звон высаженного булыжником стекла. Еще. И еще...

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

ИНТЕРМЕДИЯ ТРЕТЬЯ *

"Огромная стальная птица проплывает над головами. Все бросаются к ней,обгоняя друг друга. Из самолета появляется Сталин. СТАЛИН. Сегодня мы празднуем великую победу над германским фашизмом.Дорогой ценой приобретена эта победа. Не забывайте принесенных вами жертв.Отныне история открывает перед народами, любящими свободу, широкий путь.Каждый народ должен бороться за мир во всем мире, за счастье простых людейвсех стран, всех народов... Будем же беречь мир во имя будущего! Мира исчастья вам, друзья мои! Пусть и в мирной жизни нашим лозунгом будут слова:"Ни шагу назад. Наше дело правое, победа будет за нами". Вперед, тольковперед!.." На последних словах актер, играющий Сталина, делает шаг вперед, приэтом обнаруживается, что одна его нога в кавказском, сталинском, сапоге, адругая в подвязанной бечевкой галоше. * П.Павленко, М.Чиаурели, "Падение Берлина", киносценарий.

Картина четвертая

СДЕЛКА

Режиссерский стол на краю открытой во всю глубину сцены, беспорядочноуставленной деталями декораций. Здесь и кресло из кабинета Ленина в Кремле,бруствер из "Падения Берлина", кабина зерноуборочного комбайна из "Целины",а также могучая "девушка с веслом" и живописная ширма уличного фотографа сджигитом на фоне Казбека. За столом - ОРЛОВ. ОРЛОВ (в микрофон). Уберите свет со Сталина. (Свет меняется.) ИосифВиссарионович, подойдите. "Сталин" подходит к режиссерскому столу, садится. ОРЛОВ (негромко). Разве я разрешил вам сесть? "Сталин" поспешно встает. Орлов обходит вокруг него, внимательнооглядывая. "СТАЛИН". Сапог нашелся. Но я подумал: так смешнее. "Вперед", а самодной ногой в галоше. Так из окружения выходили, я на фотографиях видел. ОРЛОВ. Смешнее. (Так же негромко.) Кому? "СТАЛИН". Ну, людям. ОРЛОВ. Каким людям? Нашим врагам, которые злорадствуют над каждой нашейнеудачей? Внутреннему подполью, которое пользуется любым поводом, чтобыпосеять злобу и ненависть ко всему советскому?.. На кого вы работаете? "СТАЛИН". Но позвольте!.. ОРЛОВ. Молчать. "Наше дело правое, победа будет за нами". С этимисловами шли на смерть миллионы. А вы - глумитесь над ними? Глумитесь наднашим прошлым? "СТАЛИН". Я... как-то не думал... ОРЛОВ. У вас будет время подумать. Увести! Пауза. "Сталин" медленно, с ужасом, оглядывается. Сзади никого нет. ОРЛОВ. Страшно? "СТАЛИН". Ну, знаете, Андрей Андреевич!.. Не поверите, затылкомчувствовал - кто-то стоит, смотрит. И с такой ненавистью!.. Да, страшно. ОРЛОВ. Вот так и нужно это играть. Как играли в те годы - крупнейшиеактеры. А иначе - зачем? Показать, какие мы сегодня умные и смелые? А умныели мы? И так ли уж мы смелы? "СТАЛИН". Вас понял, буду работать. (Уходит.) Руки джигита на ширме неожиданно приходят в движение - аплодируют. Алицо озаряется широкой улыбкой. Из-за ширмы выходит КРУПНОВ. КРУПНОВ. Очень правильно, очень! (Пожимает Орлову руку.) Чернь!Какой-то актеришка, и нате вам: смешнее. Пресмыкание, глумление - все рядом.А над чем смеемся? Так и до Ленина скоро доберемся. А это - все, конец.Общество не может без идеалов. Всеобщее отрицание - это всеобщий распад!..(С интересом осматривается.) Таинственный мир театра, волнующий запахкулис... (Принюхивается.) Это он и есть? Однако, не "шанель". Нет, не"шанель". В странном вы мире живете, Андрей Андреевич. Там - все бурлит,плакаты, пикеты. А здесь... Кресло из кабинета Ленина... Можно сесть? ОРЛОВ. Я бы не осмелился. КРУПНОВ. А я рискну. (Садится, кресло разваливается, Крупновоказывается на полу. Возмущенно.) Не могли сказать?! ОРЛОВ. Я сказал. КРУПНОВ. В самом деле? Извините. Я понял в переносном смысле. Вот о чемя хочу с вами поговорить. Без лишних глаз. И без лишних ушей. Потому ипришел к вам... Ну и лабиринты тут! Полчаса плутал по вашему закулисью, покане уперся в джигита!.. Так вот: избирком зарегистрировал вас в качествемоего альтернативного кандидата... ОРЛОВ. Какой из меня политик! КРУПНОВ. Почему нет? И Рейган был актер. И этот, как его: "На вернисажекак-то раз случайно встретила я вас". ОРЛОВ. Знаю: "Еще не вечер, еще не вечер". Паулюс. КРУПНОВ. Да нет! Паулюс - это который в Сталинграде, фельдмаршал.Пауэрс! ОРЛОВ. Нет, это американский летчик, на "У-2", его под Свердловскомсбили, еще при Хрущеве. КРУПНОВ. Помню, первого мая. Так вот, вас зарегистрировали, я еще вчерадал указание. Но я хочу, чтобы вы в самый последний момент... Паулис. Нет? ОРЛОВ. Пауляс? КРУПНОВ. Вот прицепился! ОРЛОВ. Так что я в самый последний момент? КРУПНОВ. Возьмете самоотвод. Паурес! ОРЛОВ. Но ведь вас... КРУПНОВ. Вычеркнут? Об этом не беспокойтесь, у меня есть домашняязаготовка. Мне нравится ваша верность принципам, твердость убеждений... ОРЛОВ. Пауряс! "ДЕВУШКА С ВЕСЛОМ" (потеряв терпение). Паулс! КРУПНОВ. Конечно же! Композитор, а теперь министр. Раймонд Паулс! Этовы сказали? ОРЛОВ. Нет, вы. КРУПНОВ. Я? "ДЕВУШКА С ВЕСЛОМ". Я! КРУПНОВ (оглядывается). Никого нет. (Подходит к скульптуре.) Какаякрасавица! Для спектакля про послевоенные годы? "Нас утро встречаетпрохладой..." Гипс? ОРЛОВ. Папье-маше. КРУПНОВ (постучал по скульптуре). Пустая. А глаза - как живые!..(Обходит.) А это что? Дверца. С крючком. Для чего? ОРЛОВ. Дворник туда метлу кладет, грабли. Кто-то может спрятаться. Крупнов откидывает крючок, открывает дверцу. Из скульптуры задом, какиз переполненного автобуса, вылезает ВАРЯГИНА. ВАРЯГИНА. Спасибо, Михаил Кузьмич. Андрей Андреич, я вам кой-чегодостала, прям домой к вам отвезу. Ну, салями там, ящичек лосося, паруокорочков тамбовских сырокопченых, сырку швейцарского кружочек, еще помелочи того-сего. На шестьсот сорок рублей с копейками. ОРЛОВ. На сколько?! Куда мне столько всего? ВАРЯГИНА. В морозилку положите, пусть будет, запас карман не тянет. ОРЛОВ. Но у меня нет морозилки. ВАРЯГИНА. Сейчас привезут. (Крупнову.) Я ему "Розенлев" за тыщувосемьсот выписала, двухкамерный. Как у вас. Правильно? КРУПНОВ. Конечно, конечно. ОРЛОВ. За тысячу восемьсот?! ВАРЯГИНА. Только не надо про деньги, не надо. Про деньги я все самазнаю, а про ваши и знать нечего. Отправила я ваш "Розенлев". ОРЛОВ. Что значит отправили? Куда? ВАРЯГИНА. Какая вам разница, куда. В Грузию. Вам взяла "Бирюсу",морозилочка такая, а на остальные столовый гарнитур "Рембрандт" зачетырнадцать триста. (Крупнову.) Как у вас. Правильно? КРУПНОВ. Конечно, конечно. ОРЛОВ. За четырнадцать тысяч триста? У меня и столовой нет! ВАРЯГИНА. Знаю, знаю! Отправила я вашего "Рембрандта". Вам ужегэдэровский "жилую комнату" привезли - как раз для вашей "распашонки". Всегоза девятьсот. А на что осталось... Может, вы меня и ругать будете, не смоглаудержаться. Купила я вам дачку. (Крупнову.) Недалеко от вашей. Всего задвадцать тысяч, по балансовой стоимости. ОРЛОВ (в отчаянии). За двадцать тысяч?! Маргарита Ивановна, миленькая!Я уж не говорю, откуда у меня могут быть такие деньги! Зачем мне эта дача?Зачем? Как я буду туда ездить? Там же не электрички, ни автобуса! Пешкомходить? ВАРЯГИНА. Почему пешком? Будете ездить. Как все, на машине. Только неговорите, что у вас нет машины. ОРЛОВ. Но у меня действительно нет машины. Нет у меня машины. Машины уменя нет. Понимаете? Нет у меня машины! Нет! ВАРЯГИНА (Крупнову). Вот упертый! У нас там две "Волги" оставались спервого квартала в ветеранском фонде. Так я ему одну сделала."Двадцатьчетверку" с тридцать первым салоном. Как у вашего сына. Правильно? КРУПНОВ. Конечно, конечно. ОРЛОВ (с интересом). И отправили в Грузию? ВАРЯГИНА. В Армению. ОРЛОВ. Так-так... А мне что взяли? ВАРЯГИНА. "Запорожца". Нового. Красный, у служебного входа стоит. Покапоездите, а потом что-нибудь придумаем. Вот ключи. Вот документы на машину идачу. (Крупнову.) Я потом бумаги занесу, подпишете. КРУПНОВ. Конечно, конечно. ВАРЯГИНА (Орлову). Вот вы и упакованы. ОРЛОВ. "Розенлев" за три цены ушел? ВАРЯГИНА. Андрей Андреич, бога побойтесь! За две. Все за две! Вы что,спекулянт какой-нибудь, что ли? ОРЛОВ. Так-так-так... А тогда где еще шесть тысяч рублей? ВАРЯГИНА. Молодец, быстро врубился! (Крупнову.) Вот говорят,интеллигенция, интеллигенция, ничего не соображает! Еще как соображает!Правильно, Андрей Андреич. Я на эти шесть штук... вы уж тут сами, конечно,окончательно решите... но я на них для Нины Яковлевны полупердяйчик взяла -из соболя серебристого. Ну, будто от вас, по вашему поручению. Вот вроде ивсе. Побегу. КРУПНОВ. Минутку, Маргарита Ивановна! Позвольте поинтересоваться, а чтовы здесь делали? ВАРЯГИНА. Как что? Доложилась Андрей Андреичу. КРУПНОВ. Нет - здесь! (Показывает на "девушку с веслом"). ВАРЯГИНА. В ей? Стояла. КРУПНОР. А как вы "в ей" оказались? ВАРЯГИНА. Да как и вы в джигите. Пошла сначала налево, как мнепрофурсетка с вахты сказала, потом направо, потом в ее ткнулась. Слышу:крючок накинули, куда-то покатили. Смотрю: вы разговариваете... Да вы чтодумаете, я подслушивала? Как? Дырок-то для ушей нет! Для глаз есть. А дляушей - где? Да вы сами проверьте. Проверьте, проверьте! (ПодсаживаетКрупнова в скульптуру и запирает дверцу на крючок. Орлову, негромко.) Что онвам скажет - со всем соглашайтесь. А что делать - вам потом скажут.(Крупнову.) Ну, слышите? Михаил Кузьмич! КРУПНОВ. Громче говорите! ОРЛОВ. Кто скажет? ВАРЯГИНА. Кто надо. (Выпускает Крупнова.) Убедились? (Орлову.) Если ясейчас туда пойду, я где - на площади окажусь или в городской канализации? ОРЛОВ. Я вас провожу. ВАРЯГИНА. Выберусь. Вам же потолковать надо. (Уходит.) КРУПНОВ. Вы все поняли? ОРЛОВ. Почти. Вы сказали: самоотвод. Но ведь нужны основания. Веские. КРУПНОВ. Будут. ОРЛОВ. Например, какие? КРУПНОВ. Например, вы уезжаете на год на стажировку в Париж, в "Комедиифрансез". Это можно устроить, по линии культурных обменов. С НинойЯковлевной, конечно. И в связи с этим не сможете выполнять обязанности всовете народных депутатов. Основание? ОРЛОВ. В Париж?! На целый год?! КРУПНОВ. Трудно, конечно. У меня дочка третий год в Кембридже учится.Бедная девочка, так тоскует по родине, так тоскует!.. Не хотите в Париж?Можно устроить перевод в Москву. Мы об этом поговорим. Потом. Берясамоотвод, вы, естественно, призовете своих избирателей отдать голоса мне.По рукам?.. Что вас смущает? ОРЛОВ. Об этом я и думаю... Что, в сущности, происходит? Вы пытаетеськупить мое доброе честное имя. Отчего же я не ощущаю высокого пафоса драмы?Да потому что, если по правде: имя не такое уж доброе, давно уже не слишкомчестное, да и приторговываю я им не первый десяток лет. Но, как только чтовыяснилось: продавал я его, оказывается, за гроши. КРУПНОВ. И что из этого следует? ОРЛОВ. Не знаю. Пока не знаю. КРУПНОВ. Вот в чем я с Лениным не согласен - в отношении кинтеллигентам. Не любил их Ильич. А я люблю. В них совесть еще осталась.Окажись сейчас на вашем месте кто-нибудь из этих, из новых, тот же Черный:мгновенно бы со мной по рукам, а еще через секунду продал бы, не моргнувглазом. Да я и сам на вашем месте сразу сказал бы "да". ОРЛОВ. И тоже продали бы через секунду? КРУПНОВ. Если бы этого потребовали интересы дела. Почему я хочууслышать от вас "да"? Да потому что, если вы и продадите меня, то не сразу,а после долгих мучительных колебаний. И на ваше "да" я могу рассчитыватьхоть какое-то время. Небольшое. А мне большого и надо, мне и этого хватит.Итак, да? ОРЛОВ. Могу я подумать? КРУПНОВ. Конечно, можете. Минуты четыре. Время пошло. Вновь появляется ВАРЯГИНА. ВАРЯГИНА. Михаил Кузьмич, будете уходить - только не через главный ход.На площади битком, обстановка, как в очереди за водкой. (Орлову.) Ждутвашего выступления. Тут где-то выход через бройлерную. Покажите. ОРЛОВ (Крупнову). Извините. (Уходит с Варягиной.) Оставшись один, Крупнов подходит к режиссерскому столу. Наугад нажимаеткнопку на пульте. Начинает двигаться сценический круг, вынося на авансценубруствер из "Падения Берлина". Крупнов испуганно отдергивает руку. Кругостанавливается. Крупнов осторожно нажимает другую кнопку. Сверху на сценуспускается штанкет. На нем, вцепившись руками в трос, сидит майор ПЫЖ. Он вформе, в черных очках. Крупнов поспешно прячется за ширму с джигитом. ПЫЖ. Эй! (Снимает очки, осматривается.) Есть тут кто? Снизу раздается стук. Пыж откидывает крышку люка, оттуда появляетсяГУДЗЬ с неизменной черной папкой. ГУДЗЬ. Я же говорил: надо было налево! Где Черный? ПЫЖ. Он вбок пошел. ГУДЗЬ. Вбок?! Там же трансформаторная подстанция! Громовой треск короткого замыкания. Свет на мгновение гаснет. И когдавновь зажигается, посреди сценического круга оказывается ЧЕРНЫЙ. Онпоправляет галстук, отряхивает с пиджака пылинки. ЧЕРНЫЙ. Сцена? ПЫЖ. Так точно. ЧЕРНЫЙ. Ну, кто правильней всех шел?.. К брустверу выходит артист, исполняющий роль Сталина. Он в обоихсапогах, собран. Репетирует финал своего отрывка. "СТАЛИН". "Ни шагу назад... Вперед... только вперед!.." (Помолчал,подумал. Вернулся в глубь сцены, снова - уже быстрее - вышел к брустверу.)"Вперед! Только вперед!.." ПЫЖ. Извините. Не подскажете, где главный режиссер? "СТАЛИН" (недовольный тем, что помешали творческому процессу). Сейчасбудет. (Уходит.) ЧЕРНЫЙ. Итак, что мы ему скажем? Возвращается ОРЛОВ. ЧЕРНЫЙ. Поздравляем, Андрей Андреевич! Успех, полный успех! ПЫЖ. И кто бы мог подумать! Хотите посмотреть? (Разворачивает рулон сплакатом, показывает Орлову. На плакате надпись: "Коммунистов - под зад!"Заметив недоумение Орлова, спохватывается, переворачивает плакат. Наобратной стороне: "Орлов, мы с вами!") ОРЛОВ. Честно сказать... я тоже не ожидал. ЧЕРНЫЙ. Против Крупнова сейчас любой идиот на ура пройдет. ОРЛОВ. Спасибо. Почему бы вам не выставить свою кандидатуру? ЧЕРНЫЙ. Я не про вас. Просто такая ситуация. Представитель творческойинтеллигенции. Во всем мире сейчас: Рейган - был актер, наш с Таганки -министр, в Чехословакии - драматург. И этот, прибалт, как его? "На вернисажекак-то раз случайно встретила я вас". ПЫЖ. "Но вы вдвоем, вы не со мною". Этот? ЧЕРНЫЙ. Тоже министр. Так что вы, Андрей Андреевич, проходите сосвистом! Ну, и как только вас изберут, вместо себя вы предложите... ОРЛОВ. Я помню - Крупнова. ГУДЗЬ. Почему Крупнова? ПЫЖ. При чем тут Крупнов? ЧЕРНЫЙ. Кто такой Крупнов? Нет уже никакого Крупнова! Кранты ему -посмотрите, что творится на площади! ОРЛОВ. А он об этом знает? Что ему кранты? ЧЕРНЫЙ. Придет время - узнает. ОРЛОВ. А если узнает сейчас? ГУДЗЬ. Боже упаси! ЧЕРНЫЙ. Это было бы... нежелательно. ОРЛОВ. Так кого же я предложу вместо себя? ЧЕРНЫЙ. Ну, есть достойные люди. Передовых взглядов. С опытомруководящей работы. ОРЛОВ (Гудзю). Самый большой опыт, конечно, у вас? ГУДЗЬ. Конечно, опыт... есть. Есть опыт. Был бы и на первых ролях, еслибы не происки некоторых... ПЫЖ. Хапать меньше надо было! "Происки"! ГУДЗЬ. Не "хапать", а "проявил нескромность"! ОРЛОВ. Скажите, майор, ваша многолетняя деятельность вправоохранительных органах... Если вы станете председателем совета народныхдепутатов, не станете все подряд запрещать? По привычке, а? ПЫЖ. Я?! Запрещать?! Что вы! Мне самому это глубоко противно!Отвратительно! Только разрешать. Разрешать! Разрешать! Разрешать! Разрешать! Гудзь раскрывает папку, извлекает из нее стопку листков и начинает имикак бы рассеянно помахивать. ПЫЖ (сникая). Конечно, что-то придется и запрещать... ЧЕРНЫЙ. Хватит Ваньку валять! Вы прекрасно знаете, кто будетпредседателем! ОРЛОВ. Вы? ЧЕРНЫЙ. Я! ОРЛОВ. Как вы намерены решать жилищную проблему? ЧЕРНЫЙ. Дадим вам четырехкомнатную. ОРЛОВ. Интересная программа. А как с продовольственной проблемой? ЧЕРНЫЙ. Прикрепим вас к базе, было бы о чем говорить! ОРЛОВ. Очень оригинально. А как вам видится оздоровление экологическойобстановки? ЧЕРНЫЙ. Однако! Ну и хватка у вас, Андрей Андреевич! Ладно. Осеньюсдаем новый дом, рядом с центральным парком. Получите там квартиру. ОРЛОВ. Тоже четырехкомнатную? ЧЕРНЫЙ. Само собой. ОРЛОВ. Впечатляет. Скажите, Юрий Сергеевич, в чем, по-вашему, смыслжизни? ЧЕРНЫЙ. Вы что, издеваетесь? ОРЛОВ. Нет. ЧЕРНЫЙ. А по-вашему - в чем? ОРЛОВ. Об этом я сейчас и думаю... (Глубоко задумывается. Внутренниймонолог.) Господи, зачем людям власть? Зачем искусство? Чесотка все это!Если ради чего и стоит жить, так лишь чтобы любимого человека сделатьсчастливым. Пусть не навсегда. Пусть всего лишь на миг. Но - счастливым.Просто счастливым... И так ли уж важно, чем за это придетсярасплачиваться?.. Быстро входит НИНА. На ней короткая шубка из серебристого меха. НИНА. Андрей!.. Это правда, что ты подарил мне этих соболей? Пауза.

ИНТЕРМЕДИЯ ЧЕТВЕРТАЯ *

"Кабина зерноуборочного комбайна. БРЕЖНЕВ (он в брезентовом дождевике). Июнь... и снова ни капли дождя...За все лето - ни капли!.. Кто не бывал в степи, тому не понять душевногосостояния хлебороба... Сушь!.. Неделя за неделей, месяц за месяцем!.. Надообладать крепкими нервами, чтобы выдержать это испытание. И сильным духом!..Нам, коммунистам, не занимать силы воли! Справимся с засухой!.. И сорнякипошли... следовало ожидать! Овсюг!.. Иные растерялись: что делать? Дескать,силен овсюг!.. Нет, не силен. Он сорняк, наоборот, хлипкий. Он силен, когдахозяева плохи. Что делать, спрашиваете? А подождать надо, спровоцироватьовсюг и уничтожить! Потом уж сеять. Нервы надо крепкие иметь. У кого нервыслабые, тому в полеводстве делать нечего!.. И в политике тоже. Недаромговорится в народе: есть хлеб - будет и песня!.." Л.И.Брежнев, "Целина".

Картина пятая

ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ

Там же, на сцене. Обстановка конца предыдущей картины - передпоявлением Нины. Застыл в глубокой задумчивости ОРЛОВ. На него с недоумениемсмотрят ЧЕРНЫЙ, ПЫЖ и ГУДЗЬ. Воспользовавшись тем, что их вниманиеотвлечено, КРУПНОВ, прятавшийся за ширмой фотографа, перебегает поближе квыходу и скрывается за бруствером. ЧЕРНЫЙ. Так в чем же? ОРЛОВ. Что - в чем? ЧЕРНЫЙ. Ну, смысл жизни! ОРЛОВ. Какой жизни? ЧЕРНЫЙ. Я не знаю - моей, вашей! ОРЛОВ. В чем смысл вашей жизни, меня, честно сказать, совершенно неинтересует. А в чем смысл моей... С какой стати я буду вам об этомрассказывать? ЧЕРНЫЙ. Но вы же сами затеяли этот разговор! ОРЛОВ. Я? ПЫЖ. Вы. ГУДЗЬ. Вы. ОРЛОВ. Вот как? Извините, задумался. Так что вы хотите узнать: в чемсмысл жизни? ЧЕРНЫЙ. Что вы к нам прицепились с идиотским смыслом жизни?! В чем он,мы и без вас знаем! ОРЛОВ. Очень интересно. В чем? ЧЕРНЫЙ. В борьбе! А если таким образом вы думаете увильнуть от ответа -не выйдет! ОРЛОВ. От какого ответа? В чем смысл жизни? Вы же сами сказали: вборьбе. ЧЕРНЫЙ. Ну, председатель совета у нас был бы - любого уболтает. Кудатам Лукьянову!.. Вернемся, Андрей Андреевич, к делу. Председателем выпроводите меня. Моим первым замом - прокурора. Вторым - майора. ПЫЖ. Почему меня вторым? ЧЕРНЫЙ. Ладно, первым. ГУДЗЬ. Значит, меня вторым? ЧЕРНЫЙ. И вас первым! Обоих первыми! (Орлову.) На остальные должности япотом дам список. Второе. Нужно хорошо подготовить вашу предвыборную речь.Ну там, программы по жилью, продовольствию, экологии... ОРЛОВ. А ведь вы даже не спросили, согласен ли я. ЧЕРНЫЙ. Как вы можете быть не согласны? С чем? ОРЛОВ. Ни с чем. Ваша экологическая программа кажется мне узковатой. ЧЕРНЫЙ. Хотите сказать, что не предложите меня в председатели? ОРЛОВ. Я, возможно, вообще не буду участвовать в выборах. Возьмусамоотвод. ЧЕРНЫЙ. На каком основании? ОРЛОВ. Мало ли! В Париж поеду на стажировку. В "Комедии франсез". Нагод. ЧЕРНЫЙ (Гудзю). Объясните товарищу, куда он поедет. И на сколько. ГУДЗЬ (достает из папки документы, листает). "Был получен и перепроданпо спекулятивной цене холодильник "Розенлев"... "То же: мебельный гарнитур"Рембрандт"... "То же - автомобиль "Волга". Спекуляция в особо крупныхразмерах. Статья сто пятьдесят четыре, часть третья. До десяти лет сконфискацией имущества. ЧЕРНЫЙ. Вот вам и "Комедии франсез"! ОРЛОВ. Я не спрашиваю, как к вам попали эти бумаги... ГУДЗЬ. К нам попадает все! ОРЛОВ. ...но один вопрос все же задам. Скажите, Юрий Сергеевич, вам неприходило в голову, что есть и другие способы договариваться с людьми, кромекак брать человека за горло? ЧЕРНЫЙ. Этот самый надежный. ОРЛОВ. Вы уверены? ЧЕРНЫЙ. Да. ОРЛОВ. А я - нет... Быстро входит НИНА. Она в короткой шубке из серебристого меха. НИНА. Андрей!.. Это правда, что ты мне подарил этих соболей? ОРЛОВ. Да. Конечно, да. (Обернувшись к джигиту.) Да! Да! Да! Из-за бруствера выскакивает КРУПНОВ. КРУПНОВ. Попались, голубцы?! Все-таки спелись?! Ну, Юрий Сергеевич,знал я, что ты сука. Но что такая!.. ЧЕРНЫЙ. Что значит такая? Какая такая? Не понимаю, о чем вы! КРУПНОВ (Гудзю). А ты, пень трухлявый? Все не уймешься? Да если бы нея, ты давно бы на пенсии гнил! В дамки захотел? А в "фук" не хочешь?..(Пыжу.) Эх, майор, майор! А я-то насчет подполковника для тебя договорился.Как же ты жить будешь? Беспартийным. Рядовым. И с таким фингалом! Вот что ятебе посоветую: возьми индивидуальный подряд. На откорм бычков. И мычи сними! ЧЕРНЫЙ (Пыжу). Арестуйте его! КРУПНОВ. Чего-чего-чего? Меня? Арестовать? Да ты что, забыл, кто я? ЧЕРНЫЙ. А кто вы? Кто? КРУПНОВ. Я пока еще первый секретарь областного комитета партии! ЧЕРНЫЙ. Какой партии? КРУПНОВ. Как это какой?! ЧЕРНЫЙ. У нас сейчас много партий. Либерально-демократическая,христианско-либеральная, анархо-синдикалисты. Вы, товарищ, из какой будете? КРУПНОВ. Из той же, что и ты, гнида! Из коммунистической! ЧЕРНЫЙ. А-а, из бывшей руководящей? Я к ней не имею никакого отношения! КРУПНОВ. С каких это пор? ЧЕРНЫЙ. А вот с этих! (Вынимает партбилет и небрежно рвет его наклочки.) Вот так! (Пыжу.) Арестовать! Именем прогрессивной общественности! КРУПНОВ. За что? ЧЕРНЫЙ (Гудзю.) Предъявите обвинение! ГУДЗЬ (дрожащими от страха руками достает из папки листки, начинаетчитать). "П-получение в-взяток в особо крупных р-размерах..." КРУПНОВ. Да ну? ГУДЗЬ. "...в форме м-мебельного гарнитура "Рембрандт"... КРУПНОВ. Я заплатил полностью! Сто тридцать рублей! ГУДЗЬ. "...п-при стоимости г-гарнитура четырнадцать тысяч..." КРУПНОВ. Мне сказали, что это некондиция, брак! ЧЕРНЫЙ. Это вы будете объяснять суду, гражданин Крупнов! ГУДЗЬ. "...А также в виде д-дачи..." КРУПНОВ. И за дачу я заплатил! Все девятьсот рублей, по остаточнойстоимости! ГУДЗЬ. "...с-стоимостью сто сорок тысяч рублей..." КРУПНОВ. Ложь! Я всегда жил честно! На зарплату! ЧЕРНЫЙ (Пыжу). Чего ты ждешь? Пока он нас арестует? ПЫЖ. А... ордер? ГУДЗЬ (трепеща от ужаса). В-вот... ПЫЖ. Вы уж, конечно, Михаил Кузьмич, не того... (Достает пистолет.) Нобычки... это, конечно, прогрессивно и все такое... Вы арестованы.(Направляет на Крупнова пистолет.) Крупнов берет из рук "девушки с веслом" весло, бьет им Пыжа по голове ибросается за кулисы. ЧЕРНЫЙ. Стой!.. Держи его!.. (Пыжу.) Стреляй, уйдет! Выстрел. Второй. Черный, Пыж и Груздь устремляются в погоню. Их крики:"Стой! Окружай! Держи!" - раздаются из разных концов сцены и зрительногозла. НИНА. Что здесь происходит? ОРЛОВ. Второй этап перестройки. Перестрелка. Выстрел. Еще один. НИНА. Будет и третий? ОРЛОВ. Для тех, кто выживет. Перекличка. Откуда-то сверху сваливается Крупнов, затравленно оглядывается посторонам. Заслышав приближение погони, бросается к "девушке без весла". КРУПНОВ (умоляюще). Андрей Андреевич, крючочек! (Скрывается вскульптуре.) Помедлив, Орлов закрывает дверцу и запирает ее на крючок. С трех разныхсторон вбегают ПЫЖ, ЧЕРНЫЙ и ГУДЗЬ. ПЫЖ. Где он? НИНА. Вон туда побежал! Пыж, Черный и Гузь убегают. ОРЛОВ (в микрофон). Монтировщиков на сцену! Появляются рабочие сцены. ОРЛОВ (показывает на скульптуру). На грузовой двор. Рабочие утаскивают "девушку". Навстречу им вбегают участники погони. ЧЕРНЫЙ. Ушел! ПЫЖ. Далеко не уйдет! (Хватает телефонную трубку.) Дежурный? Объявитьтревогу! Перекрыть вокзал, аэропорт, дороги! Проверять черные "Волги"!..Кого ловить?.. Государственная тайна!.. Приметы?.. Государственная тайна!Сейчас прибуду - лично!.. ЧЕРНЫЙ. Да не мог он никуда уйти! (Осматривает все закоулки сцены.) ОРЛОВ (Нине, передавая ключи от машины). У служебного входа - красный"запорожец". Подгони к грузовому двору. НИНА. А потом? ОРЛОВ. Куда скажет. Нина уходит. Быстро входит ВАРЯГИНА. ВАРЯГИНА. Что тут за шум, а драки нет? ГУДЗЬ (Пыжу). Сразу надо было мочить! На месте! ПЫЖ. Сам бы и мочил! Мочильщик! У самого язык от страха отнимался! ЧЕРНЫЙ. Андрей Андреевич, сейчас вы выйдете на площадь и объявитенароду: Крупнов снят с работы и отдан под суд. За взяточничество. Скрылся отправосудия. Просьба ко всем способствовать поимке преступника. ВАРЯГИНА. Скрылся, значит? Ай-ай-ай! Как же так получилось? ПЫЖ. Как сквозь землю провалился! ОРЛОВУ. Все, идите, нельзя терять ни минуты! ОРЛОВ. А кто вы, собственно, такой, чтобы мне приказывать? Вы даже невторой секретарь обкома. Разве может быть секретарем человек, который толькочто и так эффектно вышел из партии? ВАРЯГИНА. Вышел? Ну и дела. И Михаил Кузьмич ушел. Ой-ой-ой, кругомнезадача. ЧЕРНЫЙ. Маргарита Ивановна! Сейчас надо думать, что делать, а не ахатьи охать! ВАРЯГИНА. Я об этом и думаю, Юрий Сергеич, только об этом... (Поднимаетс полу весло.) А сама-то девушка где? ПЫЖ. Работяги уволокли. ВАРЯГИНА. Вон оно что! А много ли работяг было? ЧЕРНЫЙ. Да какое это имеет значение?! Четверо! ВАРЯГИНА. Четверо?.. (Орлову.) Прогнозируете: у него есть шанс? ОРЛОВ. Меня все это не интересует. ВАРЯГИНА. А меня интересует. Ох как интересует! ЧЕРНЫЙ. Хватит болтать! (Орлову.) Выполняйте! Или в самом деле в камерузахотели? ОРЛОВ. А не боитесь, что я сейчас выйду и скажу людям все, что знаю? ЧЕРНЫЙ. Да кто вам поверит! Вы сами по уши! ГУДЗЬ. И документики есть. ОРЛОВ. А я все-таки рискну. (Идет к выходу.) ПЫЖ (направляя на него пистолет). Стой, стрелять буду! Орлов продолжает идти. ПЫЖ. Стой! (Стреляет в воздух.) Орлов останавливается. Из-за кулис доносится голос актера, исполняющегороль Дзержинского. "ДЗЕРЖИНСКИЙ". Андрей Андреевич, что там у вас? ПЫЖ. Атас! Пыж, Гудзь и Черный прячутся кто куда. Варягина уходит в глубь сцены.Входит "ДЗЕРЖИНСКИЙ". Он без грима, в обычной одежде. "ДЗЕРЖИНСКИЙ". С вами все в порядке? Мне послышалось: стреляли. ОРЛОВ. Репетировали. Уже закончили. "ДЗЕРЖИНСКИЙ". Можно с вами поговорить? ОРЛОВ. Почему нет? "ДЗЕРЖИНСКИЙ". Как вы знаете, Андрей Андреевич, я никогда не был от васв восторге... ОРЛОВ. Да что вы говорите? Я от вас тоже. "ДЗЕРЖИНСКИЙ". Ваши вечные компромиссы, конъюнктурщина, заигрывание собкомом, сомнительность морального облика... ОРЛОВ. И это не нравится? Ну и молодежь пошла! "ДЗЕРЖИНСКИЙ". Путаница в политических убеждениях, интеллигентскаямягкотелость, неспособность к решительным поступкам... ОРЛОВ. Каюсь. Надо было мне проявить решительность и выгнать вас изтеатра за вчерашний срыв генеральной репетиции. Впрочем, еще не поздно. Чтоэто вы себе позволяете? Вы что, на митинге? "ДЗЕРЖИНСКИЙ". Извините. Занесло. Я пришел не обличать вас, Я пришел,чтобы... ОРЛОВ. Эту бы вашу страсть - да на сцену! С чего вас потянуло вполитику? "ДЗЕРЖИНСКИЙ". А я другого не понимаю: как вы можете стоять в стороне? ОРЛОВ. Кажется, я начинаю постигать странные закономерности революции.Ваш герой, Дзержинский, он же стихи писал? "ДЗЕРЖИНСКИЙ". Писал. Но его не печатали. ОРЛОВ. Вот сатрапы! Сталин тоже стихи писал. А Луначарский пьесы.Господи! Печатать надо было - всех, любую чушь! Тогда, может быть, не былобы никакой революции! Вам не очень нравится ваша роль? "ДЗЕРЖИНСКИЙ". Чему там нравиться? Три фразы: "Ночь. Скоро рассвет. Кактам Ильич?" ОРЛОВ. Будете играть Гамлета. Я специально для вас поставлю спектакль. "ДЗЕРЖИНСКИЙ". Я? Гамлет?.. Да я... Андрей Андреевич, вы уверены, что ясправлюсь? ОРЛОВ. Уверен, что провалитесь. И провалите спектакль. С треском! Но,может быть, это спасет нас от чего-нибудь посерьезнее? "ДЗЕРЖИНСКИЙ". Вот и эта манера отделываться парадоксами - тоже в вашейнатуре! ОРЛОВ. Вы зачем сюда пришли? "ДЗЕРЖИНСКИЙ". Я? Ах, да! Я пришел сказать, что, несмотря на все, мыбудем голосовать за вас. ОРЛОВ. Мы - это кто? "ДЗЕРЖИНСКИЙ". Объединенный фронт демократических сил. На сегодня вывсе-таки предпочтительнее других - Крупнова или кого там будут подсовывать.Можете рассчитывать на нашу помощь. ОРЛОВ. Не уверен, что она мне понадобится. "ДЗЕРЖИНСКИЙ". Наивный вы человек! Вы что, не знаете, на что ониспособны? ОРЛОВ. Кто? "ДЗЕРЖИНСКИЙ". Они! ОРЛОВ. На что? "ДЗЕРЖИНСКИЙ". На все! Товарищи послали меня сказать: если с вами чтослучится, они у нас... На фонарях будут болтаться! На фонарях! На фонарях!На фонарях! ОРЛОВ. Я понял, понял! Успокойтесь. "ДЗЕРЖИНСКИЙ". Извините. Вы не хотели бы сказать что-нибудь людям?Понимаю, предвыборную речь нужно готовить. Просто несколько слов. Все хотятвас увидеть, вся площадь. ОРЛОВ. Может быть. Чуть позже. А за помощь спасибо. Как знать, может ипонадобится. "ДЗЕРЖИНСКИЙ". Всегда к вашим услугам. (Уходит.) Подходит ВАРЯГИНА. Из своих укрытий появляются ЧЕРНЫЙ и ПЫЖ. ОРЛОВ. А этот джигит - заснул? Пыж вытаскивает из-за ширмы упирающегося ГУДЗЯ. ОРЛОВ. Итак, на чем мы остановились? (Черному.) Вы что-то насчет камерынамекали? (Гудзю.) Дайте-ка мне вашу папочку. Гудзь мертвой хваткой вцепляется в папку. ОРЛОВ. Долго я буду ждать? ЧЕРНЫЙ (Гудзю, сквозь зубы). Отдайте! ПЫЖ. Отдай, кому говорят! ОРЛОВ. Кажется, я поспешил отказаться от помощи. Или нет? ПЫЖ (наставляет пистолет на Гудзя). Руки вверх! Гудзь испуганно вскидывает руки, папка падает на пол. Пыж поднимает ееи услужливо подает Орлову. ОРЛОВ (удобно устраивается в режиссерском кресле, раскрывает папку,просматривает документы). Так... это на Крупнова... Ух ты!.. (Листает.) Ахты!.. (Еще листает) Ох ты!.. Впечатляюще! Это подлинники? ГУДЗЬ. Копии. ОРЛОВ. А где подлинники?.. Ну что вы молчите, как партизан на допросе?Подлинники где? ГУДЗЬ. В сейфе. ОРЛОВ. Ладно, пусть пока там лежат. (Продолжает просматриватьдокументы.) На меня... "И перепродал некоему Гогоберидзе за пять тысяччетыреста рублей..." Что это я перепродал? Холодильник "Розенлев".Позвольте! Маргарита Ивановна! Вы сказали, что отправили "Розенлев" за двецены. А получается - за три!.. А тут... И "Рембрандта". И "Волгу"! Тоже затри! Ах, благодетельница! Вы всех так обуваете? ВАРЯГИНА. Отдам! Все отдам! Бес попутал! Да вы на себя посмотрите,Андрей Андреич! Вас не обуть - бог накажет! ОРЛОВ. А тут у нас что?.. "Черный Юрий Сергеевич..." ЧЕРНЫЙ (Гудзю). Ты - посмел - на меня?! ОРЛОВ ( с интересом читает). Ух ты!.. Ох ты!.. Ах ты!..Ой-ой-ой-ой-ой!.. Ну, Юрий Сергеевич, вы человек с размахом!.. Что тут у насеще? А, вот и майор Пыж!.. (Читает.) Надо же!.. Ух ты!.. Ах ты!..Ай-ай-ай-ай!.. Да вы шалун, майор!.. А это на кого? Это на МаргаритуИвановну. Ну, тут до вечера читать... (Листает досье.) Да здесь прямо весьпленум обкома в полном составе! Только вот на прокурора ничего нет. ПЫЖ. И на прокурора есть. Только в другом месте. ВАРЯГИНА. Он думает, что один такой умный. ОРЛОВ. Что ж. Кажется, теперь я знаю, что сказать моим избирателям.(Вынимает документы из папки, пустую папку бросает Гудзю. Идет к выходу.) Черный выхватывает у Пыжа пистолет, целится в Орлова. ПЫЖ. Идиот! На фонарь хочешь?! Орлов оглядывается. Черный прячет пистолет за спину. Но тут же вновьнацеливает в спину Орлову. Пыж бросается на Черного. Выстрел. Звон разбитогопулей софита. Свет гаснет. А когда зажигается вновь, мы видим ОРЛОВА выходящим на площадь (наавансцену) к микрофону, чтобы произнести речь перед избирателями. Толпаприветствует его криками и аплодисментами, скандирует: "Ор-лов! Ор-лов!Ор-лов!" Ему аплодируют и артисты, исполнители ролей Ленина, Сталина иДзержинского. Среди них - НИНА. Издали за Орловым опасливо наблюдают ЧЕРНЫЙ,ВАРЯГИНА, ПЫЖ и ГУДЗЬ. В руках у Орлова - толстая пачка документов. ОРЛОВ (дождавшись тишины). Друзья мои! Я не буду обещать вам того, чеговыполнить не смогу: ни отдельных квартир к двухтысячному году, ни изобилия вмагазинах, ни чистого воздуха. У меня есть только одно: правда. Вам нужнаправда? ТОЛПА. Прав-ду! Прав-ду! Прав-ду! Прав-ду! ОРЛОВ. Вот она. Я принес ее вам! Но прежде чем он успевает широким жестом швырнуть документы взрительный зал, на город обрушивается рев пикирующих штурмовиков, рвутсядымовые шашки, с боевых вертолетов по штуртроссам соскальзывают на площадьдесантники с автоматами, "голубые береты". Сквозь дым видно, как ониарестовывают и уводят Орлова, накидывают на Черного, Пыжа и Гудзябрезентовые мешки. Крики, паника, все тонет в дыму. Дым рассеивается. На освобожденной от всего лишнего сцене появляетсяКРУПНОВ. Он в белоснежном костюме, с алой гвоздикой в петлице - элегантен,обаятелен, энергичен. Сияя лучезарной улыбкой, стремительно проходит наавансцену, как бы не видя десантников, выстроившихся вдоль кулис и щелкающихкаблуками при его приближении. КРУПНОВ (в зал). Друзья! Сограждане! Мне выпала большая честь открытьвечер, посвященный юбилею нашего театра. Пользуясь случаем, хочу сказатьспасибо всем, кто на минувших выборах отдал мне свой голос. Как вы знаете,большинством в десять тысяч голосов я был избран депутатом, а затем ипредседателем областного совета. Я горжусь вашим доверием и сожалею лишь отом, что глубоко уважаемый мною Андрей Андреевич Орлов в самый решающиймомент все-таки снял свою кандидатуру, решив всецело посвятить себяискусству. Итак, разрешите мне от вашего имени приветствовать в деньславного юбилея весь коллектив театра и его замечательных актеров в лучшихсценах из лучших спектаклей. Молодого талантливого артиста (называетдействительное имя исполнителя роли Дзержинского)... Появляется "ДЗЕРЖИНСКИЙ". "ДЗЕРЖИНСКИЙ". "Ночь... Скоро рассвет... Как там Ильич?.." КРУПНОВ. Поприветствуем представителя творческой молодежи! Аплодисменты. ВАРЯГИНА (она в шикарном панбархатном платье) подноситартисту букет цветов. КРУПНОВ. Заслуженного артиста республики (называет имя и званиеисполнителя роли Сталина)... Появляется "СТАЛИН" "СТАЛИН". "Ни шагу назад!.. Вперед! Только вперед!.." Аплодисменты, цветы. КРУПНОВ. Заслуженную артистку республики, всеми нами горячо любимую(называет имя и звание актрисы, исполняющей роль Нины)... Появляется НИНА. Она в кожанке комиссара из "Оптимистической трагедии". НИНА (выхватывает маузер). "Ну, кто еще хочет попробовать комиссарователа?!.." Бурные аплодисменты, много цветов. КРУПНОВ. Заслуженного артиста (имя и звание исполнителя роли Ленина)... Появляется "ЛЕНИН". "ЛЕНИН". "Сегодня нужно идти дальше! Дальше! Дальше! Дальше!.." Аплодисменты, цветы. КРУПНОВ. И наконец всеми нами уважаемого и любимого народного артиста(называет имя и звание исполнителя роли Орлова)... Появляется ОРЛОВ в маршальском мундире и гриме Брежнева. Варягинавыносит и ставит перед ним огромную корзину цветов. Крупнов и всеприсутствующие горячо аплодируют. "БРЕЖНЕВ" подходит к микрофону, величественным жестом останавливаетаплодисменты, достает из кармана и надевает очки, из другого карманаизвлекает сложенный листок и разворачивает его. ОРЛОВ-"БРЕЖНЕВ". Дорогие товарищи!.. (Читает.) "Быть или не быть? Вот вчем вопрос!.." Конец. Зарайский Аркадий ЛЕВАШОВ Виктор

 

...





Читайте также:
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...
Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...
Виды функций и их графики: Зависимость одной переменной у от другой х, при которой каждому значению...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.022 с.