Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению с процессом возникновения общественного и имущественного неравенства в различных областях Греции; содействовать формированию представлений о том, как в Аттике сплоченная борьба демоса ослабила господство знати и привела к отмене долгового рабства |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-беседа |
Планируемые результаты (предметные) | Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества |
Личностные результаты | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей |
Метапредметные результаты | Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
Основное содержание темы, понятия и термины | Древняя Аттика и ее население. Развитие хозяйства и рабовладения. Афинский полис. Бедственное положение земледельцев. Законы Драконта. Знать, демос, ареопаг, архонт, полисы, черепица, долговой камень |
Образовательные ресурсы | Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение к учебнику. Аппликация (слайды) «Разорение земледельцев в досолоновской Аттике». Рабочая тетрадь № 2 |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | ||||||||
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | |||||||||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | ||||||||
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу | Слушают учителя, формулируют учебную задачу | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | ||||||||
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Древняя Аттика. Природные условия и занятия населения Аттики | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с картой, иллюстрациями, беседа | С помощью карты объясняет, что Афинское государство образовалось в Средней Греции в области Аттики. Рассказывает о природных условиях, занятиях населения, используя иллюстрации. Древняя Аттика и ее население - В Средней Греции находится область Аттика (карта на стр. 112). - Главный город – Афины. - Много бухт для стоянки кораблей. - Нет полноводных рек. - Много гор. Почвы каменистые. - В 8-7 вв. до н.э. развиваются ремесла. - Население растет, а хлеба не хватает. Разведение оливок и винограда - В Аттике выращивали оливки и виноград. - Из винограда делали сок и вино. - Вино пили только разбавленным. - Оливки собирали только руками, т.к. опавшие плоды сохли и портились. - Оливки солили и ели. - Выдавливали масло. - Использование масла: - в пищу, - для освещения, - смазывали ожоги, - включали в лекарства, - смазывали тело перед спортивной борьбой. Организует беседу (см. Приложение) | Находят на карте Среднюю Грецию, Аттику. Характеризуют природные условия, рассказывают о занятиях населения сельским хозяйством, ремеслом | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Работа с картой, беседа по вопросам | |||||||
Миф о споре Афины с Посейдоном | Групповая. Словесный, проблемный. Работа с документом, беседа | Предлагает познакомиться с документом. – Почему Афину признали победительницей? Какую роль играло разведение оливок в Аттике? | Проводят поиск необходимой информации в документальном источнике | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответ-ствующую этапу обучения | Беседа по вопросам | |||||||
Знать и демос в Афинском полисе | Парная, фронтальная. Словесный, практический. Работа с текстом, картой, беседа | Предлагает прочитать п. 3 § 29, объяснить значения терминов, найти на карте Афинский полис, описать его местоположение
Знать и демос в Афинском полисе
- В 7 в. до н.э. власть в Афинах принадлежала знати.
-Демос – простой народ в управлении не участвовал.
- Ареопаг – совет знати, ежегодно избирал архонтов, судил жителей.
- Архонты – 9 правителей.
- Суровые законы Драконта (стр. 135):
- Архонт Драконт записал древние обычаи, ставшие законами.
- За все преступления – смертная казнь.
- Законы часто были нелепыми:
- бык, забодавший человека, приговаривался к изгнанию,
- черепица, упавшая на голову, вышвыривалась за границу полиса.
![]() | Объясняют значения терминов, находят на карте Афинский полис, описывают его местоположение | Познавательные: владеют навыками смыслового чтения. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме | Работа с картой, понятия | |||||||
Законы Драконта | Фронтальная. Словесный, проблемный. Работа с документом, беседа | – Нередко, рассказывая о принятии новых непопулярных законов, юристы сравнивают их с «законами Драконта». Откуда пошло подобное выражение, и кем в действительности был Драконт? Организует работу с документом «Законы Драконта» | Проводят поиск необходимой информации в документальном источнике. Характеризуют личность Драконта, его законы, объясняют смысл выражения «законы Драконта» | Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи; составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства | Беседа по вопросам | |||||||
|
Бедственное положение земледельцев | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ, работа с аппликацией (слайдами), беседа | Рассказ о бедственном положении земледельцев сопровождает работой с аппликацией. – Чем был недоволен афинский демос в VII в. до н. э.? Бедственное положение земледельцев - Лучшие земли – у знати. - У простых земледельцев – участки маленькие и каменистые. - В неурожайный год брали зерно в долг. - Если долг отдать не могут, у него отбирали участок. - Бедняк становился батраком у богача. - Безземельный бедняк делал новые долги. - Отдавал жену, детей или себя в рабство. | Рассказывают о разорении земледельцев в досолоновской Аттике, выявляет причины недовольства демоса | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: высказывают свое мнение | Беседа по вопросам |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Групповая. Словесный, проблемный. Работа с текстом, беседа | – Чем различалось положение рабов-должников в Аттике в VII в. до н. э. и в Вавилонии при царе Хаммурапи (см. § 14, п. 5)? - Где оно было хуже? - Чем хуже? | Сравнивают поло-жение рабов-дол- жников в Аттике в VII в. до н. э. и в Вавилонии при царе Хаммурапи, определяют различие | Познавательные: самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера; проводят сравнение; делают выводы | Беседа по вопросам |
V. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Индивидуальное задание: инсценировка (встреча богатого торговца и аристократа). Задания 16, 17 в рабочей тетради | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Эссе, индивидуальное задание, задания в рабочей тетради |