Понятие «духовность» - древнее по своему происхождению, имеющее богатые традиции в истории науки и культуры
Дух (лат.) – дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах.
Античная философия рассматривала духовность как теоретическую деятельность, которую Аристотель называл мышлением о понимании.
Эпоха Возрождения породила новый взгляд на духовное развитие человека, в которой по оценке А.Ф. Лосева, «…прославляется человеческая личность, и она рассматривается как средоточие космической красоты, идеальный образец гармонии всего мира».
В эпоху Просвещения внимание мыслителей привлекал уровень духовного развития социума, и весь исторический процесс развития человечества рассматривался как процесс культурной продвинутости человека и всей социальной системы.
В XIX в. Декарт, Лейбниц, Спиноза предпочитали говорить не о «духе», а о «сознании» или мышлении.
И только в России в конце XIX в. главными стали не вопросы познания как в европейской науке, а вопросы нравственного, духовного развития человека, его ментальности.
Духовное воспитание
Религия Образование
(в т.ч. православная педагогика), светская педагогика
русская религиозная философия
Дух – сверхразумное начало, Дух – высшие проявления
бог, предмет веры; психики человека
разумная часть души, («свойство высокоорганизованной материи)
единство сознания и самосознания (Гегель)
духовный рост, выявление духовной расширение и укрепление сущности человека ценностно-смысловой
сферы личности
Д.А. Леонтьев: «Духовность, как свобода и ответственность, – это не особая структура, а определенный способ существования человека. Суть его состоит в том, что на смену иерархии узколичных потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющей принятие решения у большинства людей, приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей, которые не находятся между собой в иерархических отношениях, а допускают альтернативность. Поэтому принятие решений зрелой личностью – это всегда свободный личностный выбор среди нескольких альтернатив, который, вне зависимости от его исхода, обогащает личность, позволяет строить альтернативные модели будущего и тем самым выбирать и создавать будущее, а не просто прогнозировать его. Без духовности поэтому невозможна свобода, ибо нет выбора. Бездуховность равнозначна однозначности, предопределенности. Духовность есть то, что сплавляет воедино все механизмы высшего уровня. Без нее не может быть автономной личности. Только на ее основе может обрести плоть основная формула развития личности: сначала человек действует, чтобы поддержать свое существование, а потом поддерживает свое существование ради того, чтобы действовать, делать дело своей жизни».
|
Нравственность – …
Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [5].
Первым ввел в педагогическую науку понятие «нравственная компетентность» Г.К. Селевко. Он говорил о том, что нравственная компетентность – это готовность, способность и потребность жить по нравственным законам [24]. Нравственные компетенции относятся к числу личностных результатов общего и основного общего образования и обобщенно формулируются, как «развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам» [4].
|
Понимание компетентности как интегративного качества личности, а компетенций – как ее составляющих, позволяет нам конкретизировать понятие нравственная компетентность и нравственные компетенции.
Нравственная компетентность – это интегративное качество личности, обеспечивающее человеку продуктивную жизнедеятельность на основе интериоризации моральных норм и нравственных ценностей, способность и готовность к решению задач, связанных с нравственным выбором; готовность и способность человека к нравственному выбору; зрелость человека в решении проблем нравственного выбора [11].
Нравственные компетенции – это:
- владение системой моральных категорий, и ориентация в системе моральных ценностей, что позволяет человеку выносить суждения в ситуациях нравственного выбора;
− сочетание мотивов нравственного поведения, имеющих индивидуальную соподчиненность, положительное отношение к нравственной деятельности и соответствующие чувства (забота, милосердие, сострадание, долг и пр.) и качества личности (самоконтроль, ответственность, чувство долга, справедливости, заботы и др.);
|
– регуляция поведения, деятельности, общения на основе моральных норм и нравственных ценностей [11].
Нравственный поступок – результат нравственных исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной системы моральных норм, нравственных ценностей, становление нравственной позиции и готовности к нравственному выбору; воплощение нравственного потенциала в деятельности [14].
Понимание нравственной компетентности как интегративного качества личности позволяет выделить в ее структуре три компонента: 1) когнитивный (представления и знания о моральных нормах и нравственных ценностях); 2) операционально-технический (саморегуляция поведения и взаимодействия на основе моральных норм и нравственных ценностей); 3) мотивационно-ценностный (рефлексивное, осознанное отношение к моральным нормам и нравственным ценностям) (таблица 1).
Таблица 1