Уровни нравственного развития по Л. Колбергу




п/п Уровни нравственного развития Характеристика уровня нравственного развития
1. Доконвенциональный, или доморальный, уровень (от 4 до 10 лет) – дошкольный и младший школьный возраст. «Ситуативная нравственность» Поступки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей не учитывается. 1 стадия – суждения выносятся на основе того, будет ли поступок наказан или удостоится похвалы. 2 стадия – суждение о поступке выносится в связи с той пользой, которую можно будет извлечь.
2. Конвенциональный уровень (от 10 до 13 лет) – младший школьный и подростковый возраст. «Внешняя нравственность» Поступки оцениваются в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Ребенок ориентируется на оценки других людей. 3 стадия – главным критерием суждения является одобрение или неодобрение других людей. 4 стадия – ребенок ориентируется на общепринятые нормы и законы.
3. Постконвенциональный, или автономный, уровень (с 13 лет) - подростковый, юношеский возраст, взрослость. «Внутренняя нравственность» Уровень развития истинной нравственности, поскольку человек руководствуется интериоризированными нормами и ценностями. 5 стадия – суждение о поступке основано на уважении прав человека и признании демократических норм. 6 стадия – основным «мерилом» является совесть, независимо от мнения других людей и общепринятых норм.

 

Формирование нравственных компетенций в начальной школе приходится на вторую и третью стадии нравственного развития личности по Л. Колбергу. На второй стадии нравственного развития поступки школьника определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей в расчет не принимается; суждение выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь. Но уже на третьей стадии ребенок придерживается условной роли, ориентируясь при этом на принципы других людей, а суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет (таблица 3).

Для младшего школьника, достигшего конвенционального уровня развития нравственных компетенций характерно следующее: стремится вести себя социально одобряемым способом для поддержания хороших отношений со значимыми для него людьми, ориентируется на оценки других людей, хочет оправдать ожидания и получить одобрение. В связи с этим охотно выполняет поручения, ответственен, доброжелателен, поведение примерное, проявляет интерес к знаниям, хорошо учится, прилежен, правдив.

 

 

Учитывая возрастные особенности развития младших школьников, обозначим некоторые аспекты, важные в плане создания оптимальных условий для нравственного развития детей:

1. В процессе воспитания у младших школьников формируются первоначальные понятия о моральных качествах и нравственных образцах поведения.

2. Интенсивно развиваются нравственные представления, и формируется нравственное сознание.

3. В младшем школьном возрасте идет постоянный процесс осознания детьми нравственных норм и правил поведения.

4. В младшем школьном возрасте происходит развитие потребности следовать в поведении усвоенным нравственным нормам, а также переориентация с поведения, направленного на получение одобрения со стороны взрослых, на поведение, связанное с выполнением нравственны норм и правил поведения.

5. Появляются мотивы, способные побуждать поведение младших школьников через сознательно поставленные цели, то есть проявляется постепенное овладение умением подчинять свои действия мотивам, связанным с выполнением моральных норм.

6. Оценка и самооценка выступают у младших школьников регулятором поведения.

7. В организации и разрешении конфликтообразующих ситуаций с участием младших школьников ведущую роль играет учитель [22].

Задачи нравственного воспитания:

1. Ввести ребенка в мир принятых в обществе норм отношений между людьми.

2. Обеспечить ребенку возможность получения опыта положительного переживания от совершенного им добра или раскаяния за совершенное зло (слишком жестко ограничивая ребенка мы лишаем его такого опыта, и ребенок не получает возможности осознать разумность/неразумность своих поступков, пример из В.А. Сухомлинского).

3. Дать свободу …

4. Побуждать ребенка к добрым поступкам.

5. Собственным примером подтверждать декларируемые нормы и ценности.

 

Нравственное воспитание тесно связано с развитием сознания, с развитием способности сознавать объективность, разумность своих поступков и нести ха них ответственность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: