МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
З.М. ЯВГИЛЬДИНА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА
В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования
в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся
по специальности 050601 (030700) – музыкальное образование
Казань 2012
УДК 37.036:398 (075.8)
ББК Щ 313 (2Р = Тат) я73
З.М. Явгильдина. Использование фольклора в музыкальном образовании: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов.- Казань: КФУ, 2012.- 110 с.
ISBN 5-877-30-052-0
Предлагаемое учебное пособие составлено в соответствии с авторским курсом «Использование фольклора в музыкальном образовании».
В учебном плане и программе курса определены его целевые установки, предлагаются тезисы к лекциям, вопросы и задания к семинарам и практикумам, списки рекомендуемой литературы и приложения в виде разработанных уроков музыки и внеклассных мероприятий с использованием фольклора.
Пособие предназначено для студентов музыкальных факультетов педвузов и учителей музыки общеобразовательных школ.
Рецензенты - ^ Р.А. ВАЛЕЕВА,
доктор педагогических наук, профессор (КГПУ);
В.М. СПИРИДОНОВА,
кандидат искусствоведения, профессор (КГК)
ISBN 5-877-30-052-0
© Явгильдина З.М., 2012
ВВЕДЕНИЕ
Гуманизация современного учебно-воспитательного процесса направлена на развитие общекультурного компонента содержания образования и предполагает ориентацию на личность ребенка, развитие его индивидуальности, творческих способностей и воспитание духовной культуры.
В формировании духовной культуры личности, ее нравственных убеждений значительная роль принадлежит этнопедагогике, национальной культуре, истории, родному языку и фольклору. Фольклор, прошедший многовековой путь развития является уникальной сокровищницей культурного наследия наших предков и обладает большим воспитательным потенциалом, который недостаточно учитывается в образовании школьника.
|
Изучение национальной музыкальной культуры, включение фольклора в обучение школьников способствует эффективному решению большого спектра задач художественно-эстетического развития учащихся: общего музыкально-эстетического развития и художественно-творческих способностей; воспитанию любви и интереса к культурным достижениям своего народа, активному приобщению детей к фольклорным источникам; привитию чувства национальной гордости и патриотизма, толерантности и уважения к культурам других народов.
В содержание практически всех современных программ по музыке для общеобразовательных школ включено народное музыкальное творчество разных народов, однако учителя музыки испытывают трудности по использованию фольклорного материала. Причины такого положения заключаются в том, что, с одной стороны, в нотной литературе представлено недостаточное количество фольклорных музыкальных источников, с другой - в программе профессиональной подготовки учителя музыки отсутствует методика использования фольклора в школьной практике.
Целью предложенного курса является овладение студентами технологией использования фольклора на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Задачи курса:
раскрыть значение фольклора в воспитании детей;
дать исторический анализ изучения фольклора в отечественной науке;
познакомить с особенностями использования фольклора за рубежом;
изучить детский фольклор и раскрыть его воспитательный потенциал;
дать характеристику современных программ по музыкальному воспитанию в контексте использования фольклора;
представить формы, методы и приемы процесса активного освоения народного творчества в разных видах музыкальной деятельности.
Курс рассчитан на 72 часа, из которых 36 часов отведено на аудиторные занятия и 36 часов составляет самостоятельная работа студентов. В аудиторные занятия включено 18 лекций и 18 семинаров и фольклорных практикумов.
|
На первом, вводном занятии преподаватель знакомит студентов с целями и задачами курса, содержанием занятий и итогового контроля, критериями оценки знаний, умений и навыков. Особое внимание обращается на содержание самостоятельной работы студентов, в которую входит изучение литературы, подготовка к семинарским занятиям и фольклорным практикумам. По окончании курса проводится дифференцированный зачет.
^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ | Тема | Количество часов | ||
лекции | семинары | всего | ||
Вводное занятие | 2 | 2 | ||
1 | Фольклор и народная педагогика | 2 | 2 | |
2 | Исторический анализ содержания национального музыкального образования | 2 | 2 | 4 |
3 | Опыт использования фольклора за рубежом | 2 | 2 | 4 |
4 | Обзор современных программ по музыке в контексте использования фольклора | 2 | 2 | 4 |
5 | Детский фольклор и его значение в воспитании детей | 2 | 2 | 4 |
6 | Современные технологии введения фольклора в учебный процесс | 2 | 2 | 4 |
7 | Программа Л.Л. Куприяновой «Русский фольклор» | 2 | 2 | 4 |
8 | Программа З.М. Явгильдиной «Татарский детский фольклор» | 2 | 2 | 4 |
9 | Фольклорные практикумы | 4 | 4 | |
Итого | 18 | 18 | 36 |
|
^ Тема 1. ФОЛЬКЛОР И НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА
Сущность фольклора. Признаки и свойства фольклора.
Науки, изучающие фольклор - этнография, искусствоведение,
фольклористика. Этнопедагогика.
^ Воспитательный потенциал фольклора.
Фольклор в переводе с английского (folk – народ, lore – знание) означает «народное знание», «народная мудрость», на практике часто употребляется как «народное творчество».
Содержание фольклора составляют словесные, музыкальные, хореографические и драматические виды народного творчества. Деление на разновидности фольклора достаточно условно, так как они взаимосвязаны и взаимозависимы, а отдельные жанры можно отнести и к словесным, и к музыкальным, и к хореографическим видам. К словесным видам относятся такие жанры фольклора, как загадки, пословицы, поговорки, сказки, небылицы и т.д. Хореографический фольклор составляют народные танцы. В драматические виды народного творчества входит драматизация и инсценирование игр, сказок и т.д. Предметом нашего исследования выступает музыкальный фольклор, отличительной особенностью которого является музыкальное интонирование. К жанрам музыкального фольклора относятся пестушки, потешки, прибаутки, заклички, музыкальные игры, хороводы, но самым обширным является жанр народной песни, куда входят эпические, исторические, трудовые, колыбельные, свадебные, календарные и др.
О значении народной песни прекрасно высказался известный татарский поэт Габдулла Тукай: «Народные песни – это самое дорогое наследие, ценное наследие! Булгарские города с их оригинальной архитектурой и булгарские деревни исчезли без следа, разрушились будто их и не было. А наше драгоценное наследие – народные песни – и пушки не разбили, и стрелы не пронзили. Пережив многие беды и напасти, они вопреки всем невзгодам сохранились в памяти народа! Они живут и здравствуют, они всегда будут звучать.
Народные песни дороже жемчугов и рубинов – и потому их надо беречь, знать. Надо помнить о том, что народные песни – никогда не тускнеющее, чистое и прозрачное зеркало народной души. Это особенное волшебное зеркало. Потому что, какую бы народную песню мы не взяли, при тонком исследовании и изучении она, без сомнения, раскроет перед нами душу народа, расскажет о его чаяниях, поведает думы и мысли».
Ученые - исследователи народного творчества выделяют множество характерных свойств и признаков фольклора, которые достаточно полно раскрывают его сущность.
Первым признаком фольклора следует выделить его бифункциональность, что означает неразрывное единство практической и духовной функции фольклорного произведения. Примером может служить колыбельная песня, которая поется для успокоения и усыпления ребенка, в чем выражается практическая, утилитарная функция. Другой функцией является духовная, эстетическая, проявляющаяся в тихой, ласковой интонации, интонационно - ритмическом однообразии, с которыми исполняется колыбельная. Таким же образом можно рассмотреть бифункциональный признак на примере трудовой песни или похоронного плача.
Одним из основных свойств фольклора является его бесписьменность. Фольклор называют устным или изустным творчеством, так как он живет, развивается и передается только в живом исполнении «из уст в уста». Авторство народной музыки обычно неизвестно, но это не означает, что она возникает сама по себе. Народная песня всегда кем-то сочинена, только автор остается неизвестным, так как это не профессиональный композитор, а простой крестьянин или ремесленник, который выразил в песне свои мысли и чувства. Затем песня на протяжении многих веков передается от отца к сыну, от матери к дочери.
Другим важным признаком народного творчества выступает полиэлементность или синкретизм, который определяется как соединение, нерасчлененность различных художественно-образных элементов. Большинство фольклорных произведений полиэлементно. Это может быть народная песня, где соединяются словесный и музыкальный элементы или народный танец, содержание которого раскрывается в синтезе хореографического и музыкального элементов. Наиболее ярким примером является игра-хоровод, в котором взаимодействуют словесный, драматический, хореографический и музыкальный элементы. Таким же образцом синкретичности может стать музыкальная сказка, где встречаются практически все основные художественно-образные элементы фольклора.
Отличительным свойством фольклора является его вариантность, иногда называемое вариативностью или импровизационностью. Известный фольклорист И.И. Земцовский определяет вариантность как «душу и тело фольклора», так как словесный и музыкальный текст фольклорного произведения всегда остается открытым для каждого следующего исполнителя. Вариантность может проявляться: в мелодическом или ритмическом разнообразии народной песни или наигрыша, в количестве голосов (от одноголосия до бесконечного количества голосов в народной песне), в сочинении подголосков, в количестве куплетов, в исполнительском (динамическом, темповом и т.д.) многообразии, в различном сопровождении и т.д.
Вариантность тесно связана со следующим признаком фольклора, который называют традиционностью. Указанный признак, как правило, выражается в традиционном использовании произведений народного творчества во время фольклорных праздников, традиционном исполнении с определенными действами, обрядами, традиционна образная речь в фольклорных источниках – «девица красная», «ветры буйные», «люди добрые» и т.д.
Важным признаком, отличающим народное творчество от профессионального, является его коллективность. В отличие от народного творчества наиболее ценным в профессиональном искусстве выступает индивидуальность. Коллективность фольклора проявляется и в процессе создания произведения, и в характере содержания, и в его исполнении.
Исследованием фольклора занимаются различные отечественные науки. Этнография, этнология, народоведение, изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения, историко-культурные взаимоотношения с другими народами. Искусствоведение, искусствознание, комплекс наук, изучающих искусство – художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, включая и художественное творчество. Фольклористика, наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества.
Фольклор является отражением коллективного разума, накопленного жизненного опыта и чутко отзывается на запросы людей. В фольклоре задолго до возникновения педагогики как науки уже была выработана народная педагогика - система воспитания человека от его рождения до перехода в мир иной. Г.С. Виноградов дает свое определение народной педагогике. Он пишет: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, известные цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на юные поколения и т.д. Совокупность и взаимозависимость их и дают то, что следует называть народной педагогикой» (2.9). М.Н. Мельников в своей книге «Русский детский фольклор» пишет: «Народная педагогика еще в глубокой древности выработала приемы воспитания ребенка в колыбельный период, строго дозировала познавательный материал, вводимый в этом возрасте, определила роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности, закладываемых в раннем возрасте…» (6.42).
В настоящее время педагогика большое внимание уделяет изучению народного опыта воспитания детей. Несколько десятилетий этим занимается этнопедагогика - отдельное направление педагогической науки.
Фольклор обладает большим воспитательным потенциалом для воспитания подрастающего поколения. Народное поэтическое слово, фольклорная музыкальная интонация, традиционная хореография – все это способствует воспитанию эстетического чувства красоты, бережного отношения к культурным традициям своего и других народов. Фольклорная деятельность развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, воображение и фантазию, активизирует творческие способности детей. Разнообразные народные попевки в силу своей естественности позволяют быстро наладить координацию голоса и слуха. Выразительные, яркие музыкально-поэтические тексты развивают артистичность, эмоциональность, голосовые возможности, формируют певческую культуру. Хороводно-обрядовые песни служат развитию общей координации, хореографической пластики и двигательной выразительности.
В старину каждой возрастной группе соответствовали свои жанры фольклора. В раннем детском возрасте использовались пестушки, потешки, прибаутки, небылицы - перевертыши, колыбельные песни; для детей постарше - считалки, дразнилки, сказки, заклички, скороговорки; для молодежи – игры, хороводы; для взрослых – календарно - обрядовые, семейно - бытовые песни.
Каждый из перечисленных жанров обладает своими определенными воспитательными возможностями. Например, пестушки представляют собой свод приемов физического воспитания, способствуют развитию у ребенка координации движений, равновесия, закреплению двигательных навыков и сопровождаются приемами массажа: поглаживанием, поколачиванием. В потешках в игровой форме заключены первые нравственные опыты, соединяются развлекательные и поучительные моменты. Главным назначением прибауток является развитие мышления и внимания. Когда ребенок начинает говорить, активно двигаться в процесс воспитания включаются считалки, дразнилки, заклички, скороговорки, которые обучают счету, знакомят с жизнью насекомых, птиц, природными явлениями, развивают артистизм, голосовые возможности и т.д. В этом же возрасте дети приобщаются к играм, которые воспитывают чувство товарищества, умение общаться друг с другом, развивают силу, ловкость, смекалку, при пении – музыкальный слух, ритмическое чувство, память.
Все дети и подростки в древности вовлекались в трудовую жизнь семьи, а также в обряды и праздники. Девочки нянчили своих младших сестер и братьев, исполняли им колыбельные, прибаутки, пестушки. Мальчики помогали пасти скот, учились мастерить пастушьи музыкальные инструменты и играть на них. Все дети участвовали в народных действах и обрядах - свадебных, масленичных, святочных, колядках и т.д.
Любимым фольклорным жанром молодежи являлся хоровод, воспитательные функции которого очень многозначны. В хороводах молодые люди вырабатывали культуру поведения, учились общаться, красиво двигаться, коллективно петь. Содержание хороводных песен знакомило их с трудовыми процессами («А мы просо сеяли»), со свадебными обрядами («Отдавали молоду»), высмеивали лень, пьянство, ханжество («Ай, во поле липенька»). Таким образом, все подрастающие члены семьи были преемниками и носителями вековых традиций.
Народная педагогика проявляется в фольклоре каждой страны, и в каждой стране история и опыт обращения к фольклору в общей системе воспитания связаны с историей самого общества, с его интересом и отношением к культуре своего народа. В следующем параграфе подробно рассмотрим особенности изучения и использования фольклора в отечественной музыкальной педагогике.
Задания к теме 1:
1. Дайте определение фольклора.
2. На какие виды подразделяют фольклор?
3. Перечислите свойства, признаки фольклора.
4. Как вы понимаете такой признак фольклора как «бифункциональность» в высказываниях ученых:
«Неразрывное единство практической и духовной функций фольклорного произведения сохраняется и по сей день, составляя его «художественно-нехудожественный» смысл» (М. С. Каган).
«Практическая и духовная функции нерасторжимы в произведениях фольклора, который является «одновременно искусством и не-искусством» (В. Е. Гусев)?
5. Раскройте понятие «синкретизм фольклора».
6. Известная ученая М.А. Некрасова определяет народного мастера как личность, художественно-одаренную индивидуальность, носителя коллективного опыта, хранителя традиций, духовных народных ценностей. С чем она связывает «детскость души» народного мастера?
7. Почему ученый И.И. Земцовский назвал вариантность «душой и телом фольклора»?
8. Какие науки занимаются изучением фольклора?
9. Дайте определение этнопедагогике.
10. Раскройте воспитательный потенциал фольклора.
Литература к теме 1:
1. А с а ф ь е в Б.В. Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении.- Л., 1987.- С.99-100.
2. В и н о г р а д о в Г.С. Народная педагогика.- В кн.: Сибирская живая старина, Иркутск, 1926, вып. 2.- С. 9.
3. В о л к о в Г.Н. Этнопедагогика.- Чебоксары, 1974.
4. Г у с е в В. Е. Эстетика фольклора.- Л., 1967.
5. З е м ц о в с к и й И.И. Проблема варианта в свете музыкальной типологии // Актуальные проблемы современной фольклористики.- Л., 1980.
6. М е л ь н и к о в М.Н. Русский детский фольклор.- М., 1987.- С.42.
7. Музыкальный энциклопедический словарь. / Гл. ред. Г.В. Келдыш.- М.: Советская энциклопедия, 1990.- С. 370-371.
8. Н а у м е н к о Г.М., Я к у н и н а Г.Т. О русском народном детском музыкальном творчестве// Дождик, дождик, перестань!- М., 1988.- С.6.
9. Спутник учителя музыки / С.С. Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др.; Сост. Т.В. Челышева.- М., 1993.- С.126-153.
Тема 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ
^ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Особенности изучения народного творчества в России
с XIV по XX вв. Музыкально - эстетические концепции Д. Зарина,
^ А. Маслова, С. Миропольского, А. Городцова, В. и С. Шацких.
Б. Асафьев и Б. Яворский о задачах музыкального образования и
просвещения. Концепция музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского
Отношение к музыкальному фольклору в истории России было сложным, неоднозначным и многократно менялось. Такое отношение к народному творчеству связано с противопоставлением православного и языческого мировоззрения. Народное искусство, которое возникло в недрах язычества, с принятием христианства подвергалось гонениям и запрету со стороны духовенства и государства. Особенно осуждались и преследовались инструментальные наигрыши, песни и пляски, исполняемые в православные праздники. Доказательства тому сохранились в отдельных литературных источниках. Так, русский философ и искусствовед Ф. Буслаев писал: «Петь песни, рассказывать сказки и басни почиталось делом языческим, забавою дьявольской… к бесовским играм, которых неподобает христианам играть, причисляются: плясание, гудьба, то есть музыка, песни бесовские и жертва идольская» (8.5). В другом источнике («Стоглав») встречается описание христианских праздников, на которых устраивались игры и пляски, запрещенные церковью: «Вечером накануне праздника Рождества Христова и накануне праздника Иоанна Предтечи и в ночь и на праздник весь день мужчины и женщины, и дети, обходя дома, и на улице, и в водоемах устраивают распутства со всякими играми и сатанинскими песнями… и тем гневают Бога… творят недостойные дела, запрещенные святыми отцами» (7.149). Отношение к фольклору как «забаве дьявольской» сохранялось в России на протяжении всего средневековья.
Осуждению подвергалось также скоморошье искусство, а сами скоморохи подвергались гонениям. Сохранились церковные постановления того времени, которые запрещали скоморошьи игрища и государственные законы, направленные на искоренение скоморошества: «…чтоб …мирские всяких чинов люди, и жены их и дети… скоморохов с домрами и гусльми и с волынками и со всякими играми… в дом к себе не призывали… и на браках песней бесовских не пели… и по ночам на улицах и на полях богомерзких и скверных песен не пели, и сами не плясали и в ладони не били, и всяких бесовских игр не слушали… А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли… и всякие гудебные бесовские сосуды… выимать, и изломав те бесовские игры, велеть жечь; а которые люди от того ото всего богомерзкого дела не останутся и учнут вперед такова богомерзкого дела держаться… по государеву указу тем людям чинить наказанье… и бить батоги…» (6.57). Известным примером наказания за участие в подобных играх служит случай, когда в XVII веке в царствование Алексея Михайловича на берегу Москвы-реки было сожжено несколько возов отобранных у москвичей музыкальных инструментов.
К концу XVII века меняется отношение к искусству, музыке, в том числе и к фольклору. В это время развивается светское искусство, а народная музыка постоянно звучит в городском быту и включается во все официальные торжества и празднества. Начиная с XVIII века, фольклор проникает во все области искусства, активно используется в творчестве профессиональных композиторов. Одновременно с интересом к фольклору понимаются и его воспитательные возможности. Кроме того, начинается деятельность по собиранию, изучению и изданию произведений народного творчества. Результатом такой исследовательской работы явилось появление первой публикации русских народных песен с напевами в 1776 году.
В 60-е годы XIX века в связи с «крестьянским вопросом» развивается педагогическое движение, в периодической печати, в сборниках и в исследованиях публикуются описания народного быта, детского творчества, игры, песни. Одновременно появляются теоретические и методические разработки и статьи, в которых подчеркивается ценность народных песен в нравственном, патриотическом воспитании детей и в развитии их музыкальных способностей. В связи с этим необходимо выделить статью Е.Альбрехта «О рациональном преподавании пения и музыки в школах», вышедшую в 1870 году, в которой он пишет о том, что начинать обучение пению следует с русской народной песни, «…потому что только родные звуки, родные мелодии потрясают нас до глубины души» (1.1138).
Об использовании народной песни в педагогической практике начинают говорить композиторы, педагоги, общественные деятели. В частности, на Всероссийском съезде хоровых деятелей в 1914 году было принято постановление о преподавании пения в общеобразовательной школе и разработана программа, в которой предлагалось включение в обучение школьников музыкальной грамоты, сольфеджио, церковного пения и «изучение строя русской песни, знакомства с былинным музыкальным эпосом» (10.25).
Следует отметить, что русские народные песни вводились в основном в «школах для народа», но и в них использовался не аутентичный фольклор, а «педагогически обработанный», т.е. в сокращенном виде, с измененным текстом, упрощенным ритмом и мелодией. В школах же для привилегированных сословий предпочтение отдавалось профессиональной западноевропейской музыке, духовным песнопениям и салонно-бытовому репертуару, а к народным песням и пляскам проявлялось пренебрежительное отношение.
Большой вклад в изучение и распространение музыкального фольклора внесли педагоги - музыканты и руководители хоровых коллективов того времени. К известным методистам второй половины XIX века относятся С. Миропольский, Д. Зарин, А. Карасев, А. Маслов. Они считали музыкальное воспитание обязательным для всех и не соглашались с бытующим тогда мнением, что музыкальные способности «либо даны, либо не даны богом» и заниматься следует только с музыкально одаренными детьми. В связи с этим, С. Миропольский утверждал, что «способности развиваются в соответствующей деятельности» и ведущая роль в этом процессе принадлежит мастерству учителя.
Известный педагог – методист Д. Зарин в своем пособии для учителей «Методика школьного хорового пения» рекомендовал проводить уроки эмоционально, учитывая интересы детей; строить занятия так, чтобы максимально оптимизировать способности детей. Например, предлагал детям сочинить мелодию на определенный текст, досочинить незаконченную музыкальную фразу, советовал интервалику осваивать сначала внутренним слухом и обязательно на музыкальном репертуаре, в котором важное место отводилось народным песням.
Важным этапом в музыкальном воспитании детей явилась «Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики», выпущенная в 1913 году известным музыкантом – фольклористом и педагогом А. Масловым. Он впервые выдвинул идею всестороннего развития творческих способностей детей на уроках пения. Основным материалом в этом процессе Маслов предлагал использовать народную песню. «Мы настаиваем,- писал Маслов,- на введении в школу старинной песни, ныне вымирающей, не в целях ее возрождения, но в целях воспитания молодого поколения на самобытных музыкально – эстетических принципах, которые послужили основой для музыки национальной у многих народов, в том числе и у русских…» (4.49).
Видную роль в развитии теории и практики музыкального воспитания в начале двадцатого столетия сыграли А. Городцов, В. и С. Шацкие. Талантливый музыкант – просветитель и педагог А. Городцов (1857-1918) создал «Певческие курсы», которые готовили квалифицированных педагогов-музыкантов для общеобразовательных школ. Основой подготовки А. Городцов считал русскую и зарубежную классику и народную музыку. Кроме того, на «Певческих курсах» он ввел занятия по хоровому и сольному пению, дирижированию, игре на музыкальном инструменте, а также над выразительностью слова, элементами драматизации.
Широкой известностью в общей и музыкальной педагогике пользуются имена супругов Шацких – Станислава Теофиловича (1878-1934) и Валентины Николаевны (1882-1978). Значение их деятельности заключается в том, что они организовали детскую колонию «Бодрая жизнь» (1919-1931), в которой главная роль в воспитательном процессе отводилась музыке - в формировании личности, ее нравственно-эстетических качеств, социальных идеалов гуманизма, любви к родине. В репертуар, предназначенный для изучения детьми, включалась классическая и народная музыка.
Профессиональные музыкальные учебные заведения страны вносили большой вклад в исследование народного творчества и его распространение среди общества. В 1918 году в Московской консерватории был введен предмет, изучающий народную музыку. Преподаватели консерватории принимали активное участие в составлении сборников народных песен. Кроме того, по инициативе Наркомпроса при консерватории были открыты краткосрочные курсы для учителей пения общеобразовательных школ, на которых читались основы народного пения. В школьную программу «Единой трудовой школы» было включено знакомство с народным музыкальным творчеством, музыкальной литературой, изучение музыкальной грамоты и хоровое пение.
В двадцатые годы прошлого века педагоги были увлечены экспериментальной деятельностью и новыми педагогическими идеями, что негативно отразилось на всем школьном обучении, в том числе и на фольклоре. В школьных программах 1927 года написано: «Старые песни в общем устарели. Содержание текста зачастую явно или скрыто эротическое, ярко отражающее быт и миросозерцание отжившей старой деревни, отчасти и склад музыки, вытесняемый уже в деревне новыми городскими образцами «культурной» музыки,- все это делает старую народную песню мало отвечающей потребностям детей в новой, современной, глубоко захватывающей музыке. Поэтому народные песни не могут занимать в школьном репертуаре того места, какое они могли бы занимать по своему музыкальному значению» (11.84-85).
Таким образом, для этого периода характерна противоречивость в отношении к народному творчеству, которая проявлялась, с одной стороны, в высокой оценке художественной значимости народных песен, с другой, в устарелости их содержания. Доказательство такого отношения можно наблюдать в ряде статей того времени, в том числе и в статье ученого, академика Б.В. Асафьева «Русская народная песня и ее место в школьном воспитании и образовании». В ней он пишет: «Так ли уж безусловно важно в педагогическом отношении предоставлять народному песенному творчеству (о нем пока и может идти речь) играть существенную роль в деле общего музыкального образования и в строительстве музыкальной культуры?... Но все же в ответ на все неоспоримые ценные эстетические достоинства народной песни можно отвести ей подобающее место в профессиональных музыкальных школах. …принцип художественности недоказуем объективно, и потому внедрение в живое музыкальное сознание элементов отжившей музыкальной культуры и ее форм с привкусом музейности, художественность которых пришлось бы выяснить или скорее всего убеждать в том, что по существу своему недоказуемо, такое внедрение представляется делом излишним, потому что имеются гораздо более ценные формы высококультурной музыки: они - то и ждут внимания к себе» (3.95, 101).
Борис Асафьев (1884-1949) и Борис Яворский (1877-1942) – музыканты - просветители, идеи которых до сих пор развивает отечественная музыкальная педагогика. Основная педагогическая концепция Б. Асафьева: организация музыкально-просветительской работы среди широких народных масс, ее содержание и методика проведения, борьба за высокохудожественный репертуар. Исследовательская деятельность Б. Асафьева заключается в обосновании интонационной специфики музыкального искусства – теории интонации – и в первую очередь раздела, посвященного изучению закономерностей музыкального восприятия и воспитанию музыкального слуха. В многочисленных статьях – «Музыка в современной общеобразовательной школе», «Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе», «О музыкально-творческих навыках у детей» - Б. Асафьев ставит проблемы профессионализации музыкального образования, дает анализ состояния музыкального воспитания в общеобразовательных школах, рассматривает значение русской народной песни в обучении детей.
Основными направлениями деятельности музыканта-педагога Б. Яворского является развитие творческого начала у учеников. В своих работах он предлагает вводить творческие задания в программы всех курсов на всех этапах обучения. В качестве побудительного импульса для музыкального сочинительства детей Яворский предлагал использовать саму музыку, особо выделяя народную.
В тридцатые годы утвердилось мнение о необходимости использования традиционного народного творчества в воспитании детей, результатом этого явилось включение в школьную программу общеобразовательной школы темы «Русская народная песня».
В 1950 году вышла актуальная в методическом отношении книга для учителей пения «Русская народная песня в музыкальном воспитании учащихся» В.А. Дышлевской.
В последующие годы специальное внимание этой проблеме уделили О.А. Апраксина, Е.Я. Гембицкая, Н.Л. Гродзенская, Н.И. Жемчужина, М.А. Румер и другие. В периодическом издании «Музыкальное воспитание в школе» регулярно выходят работы, посвященные музыкальному фольклору.
В 60-е годы XX века в музыкальных вузах и училищах были открыты отделения по подготовке руководителей народных хоров, что повлекло за собой организацию многочисленных фольклорных детских ансамблей в школах, клубах, Домах пионеров и других детских учреждениях.
Значительным явлением в музыкальном воспитании школьников в 70-е годы стала программа «Музыка», разработанная под руководством Д.Б. Кабалевского (1904-1987).
Система Кабалевского во многом опирается на общие идеи Б. Яворского, Б. Асафьева и ставит своей целью формирование у учащихся подлинно музыкальной культуры на основе целостного представления о музыке, ее общественной роли и социальном значении. Сущностью музыкальной культуры, считает Кабалевский, является способность воспринимать и осознавать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно связанное с ней. В своей программе главной задачей музыкального воспитания автор считает воздействие через музыку на духовный мир ученика, его нравственность.
Суть системы Кабалевского состоит в том, что уже на начальных этапах обучения музыкальные произведения, начиная от простейших форм и заканчивая самыми сложными, концентрируются вокруг трех важнейших жанров музыки: песни, танца, марша.
Программа ставит перед учителем три основные задачи:
развитие у школьников интереса к музыке;
формирование способностей размышлять о ней;
привитие навыков выразительного исполнения.
Главным педагогическим принципом программы является ее тематическое построение. Каждая новая тема представляет собой очередной этап, ведущий к овладению основами музыкальной культуры, а также является стержнем, вокруг которого объединяются на уроке все виды музыкальной деятельности.
Кабалевский уделяет большое внимание музыкальному материалу, используемому на уроках музыки. Среди критериев отбора он выделяет художественность, увлекательность, педагогическую целесообразность и воспитательную функцию. В музыкальный репертуар программы включено три пласта мировой музыкальной культуры – классика, современность и фольклор. Большой материал по народному музыкальному творчеству русского и других народов нашей страны и зарубежья включен в программу третьего класса.
Таким образом, Кабалевский, обобщив музыкально - педагогический опыт мировой практики воспитания, создал принципиально новую концепцию массового музыкального образования.
В 1959 году в педагогических вузах нашей страны открылись музыкально - педагогические факультеты, главной целью которых является подготовка учителей музыки для общеобразовательных школ. В конце семидесятых годов в содержание профессиональной подготовки учителей музыки был введен курс «Народное музыкальное творчество», однако в учебных планах его изучению отводится недостаточно времени: всего 36 часов. Следует отметить, что на детский музыкальный фольклор в рамках указанного курса выделено всего 2 часа, хотя данный раздел, благодаря своим музыкально-педагогическим особенностям, необходимо изучать как отдельную дисциплину. Кроме того, не во всех вузах на музыкальных факультетах уделяется достаточное внимание ознакомлению с народной музыкой своего народа и региона. В этом кроется одна из причин слабой подготовки учителей музыки к использованию фольклора в обучении и воспитании подрастающего поколения.