Семинарское занятие 17 (М-18)
Гуманистические воспитательные системы и технологии
Требования к компетентности по теме
· знать и содержательно интерпретировать понятия «гуманистическая воспитательная система», «воспитательная система школы», «воспитательная система класса», «воспитательная технология»; определять признаки гуманистических воспитательных систем;
· уметь выделять и характеризовать структурные компоненты воспитательной системы школы, этапы становления воспитательной системы и критерии ее эффективности; осуществлять анализ опыта создания воспитальных систем;
· раскрывать сущность технологического подхода к воспитанию; уметь обосновать разноуровневость понятия «воспитательная технология»; определять признаки гуманистических технологий воспитания и условия их эффективного применения;
· знать и характеризовать основные компоненты воспитательной системы класса, этапы ее развития.
Вопросы для изучения и обсуждения
1. Понятие о воспитательной системе школы. Структура воспитательной системы школы.
2. Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности.
3. Сущность технологического подхода к воспитанию. Признаки гуманистических технологий воспитания, условия их эффективного применения.
4. Технология педагогической поддержки (О.С. Газман).
5. Технология организации коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов).
Рекомендуемая литература
1. Кабуш, В.Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика / В.Т. Кабуш. – Минск: АПО, 2001. – 332 с.
2. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова [и др.]; под. ред. Н.А. Селивановой. – М.: Пед. общ-во России, 2000. – 160 с.
|
3. Карпюк, И.А. Воспитательная система школы: пособие для рук. и педагогов общеобразоват. шк. /
И.А. Карпюк, М.Б. Чернова. – Минск: Университетское, 2002. – С. 5-34; С. 65-92; С. 147-155.
4. Поляков, С.Д. Технологии воспитания / С.Д. Поляков. – М.: ВЛАДОС, 2002. ‒ С. 5-95.
5. Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии / Г.К. Селевко, А.Г. Селевко. ‒ М.: Народное образование, 2002. – 176 с.
6. Сивашинская, Е.Ф. Педагогические системы и технологии: учеб. пособие для студентов учреждений
высшего образования, обучающихся по пед. специальностям / Е.Ф. Сивашинская, В.Н. Пунчик; под
общей ред. Е.Ф. Сивашинской. – Мозырь: Содействие, 2012. – С. 76-95. (или тема 6 раздела 2 в ЭУМК).
I. Подготовка к занятию
Учебно-исследовательские и творческие задания
1.1. Определите основные понятия изучаемой темы.
1.2. Изучите материалы лекций по модулю 18 (А, Б) с учетом вопросов семинарского занятия.
1.3. Воспользуйтесь результатами выполнения задания 1.2. и подготовьте учебное сообщение по одному из вопросов семинара.
1.4. Проанализируйте опыт создания гуманистических воспитательных систем в одной из нижеперечисленных школ (по выбору) и подготовьте соответствующий доклад.
· Авторская школа В.А. Караковского.
· Сельская школа-комплекс А.А. Захаренко.
· Гимназия № 1 имени академика Е.Ф. Карского г. Гродно.
Примечание: обязательно выполняется одно из заданий 1.3, 1.4.
II. Проведение занятия
Проведение игры «Мое хобби».
Обсуждение результатов выполнения задания 1.1, 1.2.
|
Заслушивание и обсуждение сообщений и докладов.
2.4. Итоговая рефлексия: реализация метода «Рефлексивный ринг».
Алгоритм реализации задается вопросами:
‒Что отличает авторитарную и гуманистическую воспитательные системы?
‒ Каково возможное положение в этих системах:
а) ребенка с отклоняющимся поведением; б) одаренного ребенка;
в) ребенка с ОПФР; г) неуспевающего ученика?
III. Материалы для подготовки и проведения занятия (тексты, информационная справка о методах и технологиях обучения)
Информационная справка о методах и технологиях обучения, реализуемых при подготовке и проведении занятия
3.1. Метод «Мое хобби» относится к игровым методам создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации и взаимодействия, формирования коллектива, коммуникативных умений, в частности умения убеждать других.
Планреализации: Ведущий предлагает каждому участнику взаимодействия за 1-2 минуты убедить остальных участников в том, что его хобби (назвать какое) важно и интересно для него самого и всех, кто им увлечется и будет заниматься этим делом.
3.2. Метод «Рефлексивный ринг» относится к методам организации рефлексивной деятельности участников педагогического процесса.
Планреализации:
1. Поочередно участники состоявшегося взаимодействия приглашаются на рефлексивный ринг (например, в круг) для подведения итогов и анализа процесса взаимодействия по заданному алгоритму: ваше эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний и т.п., причины этого состояния; ваша оценка состоявшего взаимодействия (занятия и т.д.).
2. После ответов каждого участника другие учащиеся могут обратиться к нему с разнообразными вопросами, углубляя рефлексию.