Информационная справка о методах и технологиях обучения, реализуемых при подготовке и проведении занятия




Семинарское занятие 17 (М-18)

Гуманистические воспитательные системы и технологии

Требования к компетентности по теме

· знать и содержательно интерпретировать понятия «гуманистическая воспитательная система», «воспитательная система школы», «воспитательная система класса», «воспитательная технология»; определять признаки гуманистических воспитательных систем;

· уметь выделять и характеризовать структурные компоненты воспитательной системы школы, этапы становления воспитательной системы и критерии ее эффективности; осуществлять анализ опыта создания воспитальных систем;

· раскрывать сущность технологического подхода к воспитанию; уметь обосновать разноуровневость понятия «воспитательная технология»; определять признаки гуманистических технологий воспитания и условия их эффективного применения;

· знать и характеризовать основные компоненты воспитательной системы класса, этапы ее развития.

 

Вопросы для изучения и обсуждения

 

1. Понятие о воспитательной системе школы. Структура воспитательной системы школы.

2. Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности.

3. Сущность технологического подхода к воспитанию. Признаки гуманистических технологий воспитания, условия их эффективного применения.

4. Технология педагогической поддержки (О.С. Газман).

5. Технология организации коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов).

Рекомендуемая литература

1. Кабуш, В.Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика / В.Т. Кабуш. – Минск: АПО, 2001. – 332 с.

2. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова [и др.]; под. ред. Н.А. Селивановой. – М.: Пед. общ-во России, 2000. – 160 с.

3. Карпюк, И.А. Воспитательная система школы: пособие для рук. и педагогов общеобразоват. шк. /

И.А. Карпюк, М.Б. Чернова. – Минск: Университетское, 2002. – С. 5-34; С. 65-92; С. 147-155.

4. Поляков, С.Д. Технологии воспитания / С.Д. Поляков. – М.: ВЛАДОС, 2002. ‒ С. 5-95.

5. Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии / Г.К. Селевко, А.Г. Селевко. ‒ М.: Народное образование, 2002. – 176 с.

6. Сивашинская, Е.Ф. Педагогические системы и технологии: учеб. пособие для студентов учреждений

высшего образования, обучающихся по пед. специальностям / Е.Ф. Сивашинская, В.Н. Пунчик; под

общей ред. Е.Ф. Сивашинской. – Мозырь: Содействие, 2012. – С. 76-95. (или тема 6 раздела 2 в ЭУМК).

 

I. Подготовка к занятию

Учебно-исследовательские и творческие задания

1.1. Определите основные понятия изучаемой темы.

1.2. Изучите материалы лекций по модулю 18 (А, Б) с учетом вопросов семинарского занятия.

1.3. Воспользуйтесь результатами выполнения задания 1.2. и подготовьте учебное сообщение по одному из вопросов семинара.

 

1.4. Проанализируйте опыт создания гуманистических воспитательных систем в одной из нижеперечисленных школ (по выбору) и подготовьте соответствующий доклад.

· Авторская школа В.А. Караковского.

· Сельская школа-комплекс А.А. Захаренко.

· Гимназия № 1 имени академика Е.Ф. Карского г. Гродно.

Примечание: обязательно выполняется одно из заданий 1.3, 1.4.

 

II. Проведение занятия

Проведение игры «Мое хобби».

Обсуждение результатов выполнения задания 1.1, 1.2.

Заслушивание и обсуждение сообщений и докладов.

2.4. Итоговая рефлексия: реализация метода «Рефлексивный ринг».

Алгоритм реализации задается вопросами:

‒Что отличает авторитарную и гуманистическую воспитательные системы?

‒ Каково возможное положение в этих системах:

а) ребенка с отклоняющимся поведением; б) одаренного ребенка;

в) ребенка с ОПФР; г) неуспевающего ученика?

III. Материалы для подготовки и проведения занятия (тексты, информационная справка о методах и технологиях обучения)

Информационная справка о методах и технологиях обучения, реализуемых при подготовке и проведении занятия

3.1. Метод «Мое хобби» относится к игровым методам создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации и взаимодействия, формирования коллектива, коммуникативных умений, в частности умения убеждать других.

Планреализации: Ведущий предлагает каждому участнику взаимодействия за 1-2 минуты убедить остальных участников в том, что его хобби (назвать какое) важно и интересно для него самого и всех, кто им увлечется и будет заниматься этим делом.

 

3.2. Метод «Рефлексивный ринг» относится к методам организации рефлексивной деятельности участников педагогического процесса.

Планреализации:

1. Поочередно участники состоявшегося взаимодействия приглашаются на рефлексивный ринг (например, в круг) для подведения итогов и анализа процесса взаимодействия по заданному алгоритму: ваше эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний и т.п., причины этого состояния; ваша оценка состоявшего взаимодействия (занятия и т.д.).

2. После ответов каждого участника другие учащиеся могут обратиться к нему с разнообразными вопросами, углубляя рефлексию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: