Составитель: Андрющенко Е. В.
Название | Инструкция | Стих |
Упражнения | ||
«Вместе, дружно!» | Упражнение выполняется стоя, без очков, в соответствии со словами педагога. | А сейчас, а сейчас Всем гимнастика для глаз. Глаза крепко закрываем, Дружно вместе открываем. Смело можем показать, Как умеем мы моргать. Головою не верти, Влево посмотри, Вправо погляди. Глазки влево, глазки вправо – Упражнение на славу. Глазки вверх, глазки вниз, Поработай, не ленись! И по кругу посмотрите. Прямо ровно посмотрите. Посмотрите ровно, прямо, И глаза закрыть руками. |
«Послушные глазки» | Закрывают оба глаза. Стоят с закрытыми глазами. Открывают глаза, Взглядом рисуют мост. Глазами рисуют букву «О». Глаза поднимают вверх, опускают вниз. Глаза смотрят вправо-влево. Моргают глазами. | Закрываем мы глаза, вот такие чудеса. Наши глазки отдыхают, Упражнения выполняют. А теперь мы их откроем, Через речку мост построим. Нарисуем букву «О», получается легко. Вверх поднимем, глянем вниз. Вправо-влево повернем, Заниматься вновь начнем. |
«Гимнастика для глаз» | Поморгать глазами. Посмотреть влево - вправо. Посмотреть вверх. Закрыть глаза ладошками. Посмотреть по дуге вверх - вправо и вверх - влево. Посмотреть вниз. Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими. | Ах, как долго рисовали, Ах, как долго рисовали, Глазки у ребят устали. Посмотрите все в окно, Ах, как солнце высоко. Мы глаза сейчас закроем, В группе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, Жмурься сильно, но держись. |
«Листья» | -прослеживание глазами за движением листочка вверх – вниз, вправо – влево 6-8 раз. - движение глазами по кругу в одну и другую стороны 4-6раз. - поморгать и закрыть глаза. | Жёлтый - красный Красный – жёлтый Разный красный. Жёлтый разный. Это ветер листья носит. Звонкий ветер. Это осень… |
«Часы» | И. П. –сидя, руки на поясе. На слова «тик – так» поворот глаз вправо, влево. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. На слова «тик – так» поворот глаз вправо, влево. и т.д. | Тик – так, тик – так. Все часы идут вот так: Тик – так, тик – так. Смотри скорей, который час. Тик – так, тик – так. Тик – так, тик – так. Налево – раз, направо – два, Мы тоже можем так. Тик – так, тик – так. |
«Циферблат» | Представьте перед собой большой циферблат золотого цвета (ученые считают, что именно этот цвет способствует восстановлению зрения). Выполняйте круговые движения глазными яблоками, оставляя при этом голову неподвижной. | |
«Часовщик» | Закрыть один глаз, потом другой. Открыть глаза. | «Часовщик» Часовщик прищурил глаз, Чинит часики для нас. (С.Маршак). |
«Солнышко» | прослеживание глазами за движением солнышка вверх – вниз, вправо – влево. - движение глазами по кругу в одну и другую стороны. -поморгать и зажмурить глаза. | В небе солнце катится Словно желтый мячик, То за тучку спрячется То по елкам скачет. Погуляло, покружилось И за тучку закатилось. |
«Лучик солнца» | Моргают глазами. Делают круговые движения глазами. Отводят взгляд влево. Отводят взгляд вправо. | Лучик, лучик озорной, Поиграй-ка ты со мной. Ну-ка, лучик, повернись, На глаза мне покажись. Взгляд я влево отведу, Лучик солнца я найду. Теперь вправо посмотрю, Снова лучик я найду! |
«Муха» | Вытягивают вперед руку и описывают указательным пальцем в воздухе круг, прослеживая движение глазами. Дотрагиваются пальцем до кончика носа, сфокусировать взгляд на кончике пальца. Дотрагиваются до уха, прослеживая движение пальца взглядом в пределах видимости, не поворачивая головы. Так же медленно дотрагиваются до второго уха, прослеживая движения взглядом. Перемещают взгляд вправо-влево, вверх-вниз, зафиксировав его на кончике пальца. Зажмуривают глаза. | Громко муха зажужжала, Над слоненком виться стала. Снова муха полетела И слону на ухо села. Муха вверх и муха вниз, Ну, слоненок, берегись! Слоник наш закрыл глаза, Улетела стрекоза. |
«Тренировка» | Смотрят влево, затем вправо. Смотрят вверх – вниз. Круговые движения глазами. Смотрят на пальчик, затем переводят взгляд вдаль. Гладят веки. Быстро моргают. | Раз – налево, два – направо, Три – наверх, четыре – вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе – дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много – много, Чтоб усилить в тыщу раз! |
«Стрекоза» | Пальцами делают очки. Глазами смотрят влево – вправо. Круговые движения глаз. Смотрят вверх. Смотрят вниз. Смотрят вперед. Смотрят вниз. | Вот такая стрекоза – Как горошины глаза! Влево – вправо, назад – вперед, Ну, совсем как вертолет. Мы летаем высоко, Мы летаем низко. Мы летаем далеко, Мы летаем близко. |
«Тише, тише» | Поднять обе руки вверх и посмотреть на кончики пальцев. Опустить руки, посмотреть на кончики пальцев. Присесть, сложить ладони вместе у щеки. Приложить палец ко рту «Тсс!». | Как на горке снег, снег, И под горкой снег, снег. А под снегом спит медведь Тише, тише – не шуметь! |
«Маме» | Круговые движения глазами. Наклоняются, смотрят на вытянутые вперед руки. Движения рук из стороны в сторону, глазами следят за руками. Движения глаз влево - вправо. Моргают глазами. | Дружно помогаем маме, Мы белье полощем сами. 1-2-3-4- потянулись, наклонились, 1-2-3-4-5- надо полоскать опять Полоскали, полоскали, А потом белье отжали, За прищепки прицепляли, Ветерок на помощь звали. Ветер, ветер, прилетай Нашей маме помогай. |
«Грачи» | Круговые движения глазами. Смотрят влево - вправо. Смотрят вверх-вниз. Моргают глазами. Зажмуривают глаза. | Как-то позднею зимою На опушке, на лесной Появилась стая птиц: Не скворцы и не синицы, А большущие грачи Цвета черного как ночь. Разбежались по опушке Прыг-скок, прыг-скок! Где жучок, где червячок. |
«Зимний лес» | Поморгать глазами. Посмотреть вправо. Посмотреть влево. Круговые движения глазами. Посмотреть влево – вправо. Посмотреть вправо – влево. Закрыть глаза. Поморгать глазами. Посмотреть по дуге вверх – вправо И вверх – влево. Поморгать глазами. | Мы пришли в зимний лес, Сколько здесь полно чудес! Справа – березки в шубах стоят, Слева – елки на нас глядят, Снежинки в небе кружатся. Вот и зайка проскакал, От лисы он убежал. Это серый волк рыщет- Он себе добычу ищет! Вот мы спрячемся сейчас, Не найдет тогда он нас! Лишь медведь в берлоге спит, Так всю зиму и проспит, Пролетают снегири- Как красивы они. В лесу красота и покой, А нам пора идти домой. |
«Снеговик» | Круговые движения глазами. Смотрят влево - вправо. Смотрят вверх-вниз. Моргают глазами. Глаза закрывают, зажмуриваются. | Давай, дружок, смелей, дружок Кати по снегу свой снежок. Он превратится в толстый ком И станет ком снеговиком. Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла... Но солнце припечет слегка — Увы! — нет снеговика. |
«Космос» | Широко открывают глаза. Моргают. Смотрят снизу вверх. Закрывают глаза. Смотрят влево - вправо. Круговые движения глазами. Смотрят вверх-вниз. Смотрят сверху вниз. Моргают глазами. | Раз, два, три Ремни пристегни. Ракета ввысь лети. Космонавты, глубже дыши. Посмотри в иллюминатор, вдруг! Чудеса одни вокруг. В воздухе, как ласточки, мы парим Из отсека в отсек мы летим. Садимся в кресло мы с трудом Еще трудней удержаться в нем... Вот приземляемся мы на Земле, Чтобы знания получить тебе и мне. |
«Кошка» | Разводят руки в стороны. Имитируют мягкую походку кошки. Смотрят вверх. Смотрят вниз. Смотрят влево. Взглядом «провожают муху» от левого плеча к правому. Смотрят вправо. Смотрят прямо. Закрывают глаза руками. | Вот окошко распахнулось, Кошка вышла на карниз. Посмотрела кошка вверх, Посмотрела кошка вниз, Вот налево повернулась, Проводила взглядом мух. Глаза вправо отвела, Посмотрела на кота. А потом взглянула прямо И закрыла их руками. |
«Теремок» | Движение глазами вправо – влево. Движение глазами вниз – вверх. Моргают глазками. | Терем – терем – теремок! Он не низок, не высок, Наверху петух сидит, Он ку-ка-ре-ку кричит. |
«Рыбка» | -проследить глазами за движением рыбки вверх-вниз (6-8 раз); -прослеживание глазами по волнистой линии вправо-влево (6-8 р.) -поморгать глазами. | Рыбка плавала, ныряла, Рыбка хвостиком виляла. Вверх и вниз, вверх и вниз. Рыбка, рыбка, не ленись! По волнам, по волнам, Тут и там, тут и там. Вот она какая, рыбка золотая. |
«Бабочка» | Быстро моргать 8-10 раз. | Быстро-быстро поморгай. Отдых глазкам потом дай. |
«Сова» | Широко открывать и зажмуривать глаза. Повторить 2-3 раза. | Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать. |
«Сова» 2 | Движения глаз вправо, влево. Круговые движения глаз в левую сторону. Круговые движения в правую сторону. Затем вновь вниз, вверх, влево, вправо. Круговые движения глаз вправо, влево. | Летала сова – веселая голова. Вот она летала, летала, да и села. Головой по сторонам вертела поглядела, снялась и опять полетела. Летела, летела да и села. Головой повертела, по сторонам поглядела, А глаза у неё, как плошки, Не видят ни крошки. |
«Послушные глазки» | Поднять глаза вверх. Опустить глаза. Повернуть глаза в правую сторону, затем в левую сторону. Повторить 3-5 раз. | Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и всё сначала. |
«Круги» | Круговые вращения глазами до 5 раз в одну сторону и до 5 раз в другую сторону. | Нарисуем большой круг и осмотрим всё вокруг. |
«Художники» | Нарисовать глазами геометрические фигуры сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. | Треугольник, круг, квадрат нарисуем мы подряд. |
«Глазки» | Поднять глаза вверх. Опустить глаза. Повернуть глаза в правую сторону, затем в левую сторону. Быстро моргать в течение 1-2 минут. Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунды. | Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и всё сначала. Быстро-быстро поморгай Отдых глазкам, потом дай. Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать. Чтобы зоркими нам стать, нужно на глаза нажать. |
«Мы растем» | И. П. – стоя, руки на поясе. Поднять руки вверх посмотреть на кончики пальцев – опустить руки вниз посмотреть на кончики пальцев. | Мы становимся все выше, Достаем руками крыши. На два счета поднялись, Три, четыре – руки вниз. |
«Ёжик» | - ходьба на месте - повороты головы вправо и влево; - прищуриться и открыть глаза; -развести руки в стороны; - посмотреть вверх- вниз; -произнести “пых”, “пых”, “пых; -голова неподвижна, посмотреть влево – вправо; - закрыть и широко открыть глаза; -руки спрятать за спину; -повернуть голову влево, посмотреть назад; -повернуть голову вправо, посмотреть назад; -ходьба на месте, высоко поднимая ноги. | Ходил ёжик по полянке, Он искал грибы опятки. Глазки щурил, открывал Но грибов не увидал Вверх смотрел он, вниз глядел Сам тихонечко пыхтел Смотрел влево, смотрел вправо Вдруг увидел гриб на славу! Оглянулся он ещё Через левое плечо Через правое ещё Ёж затопал по тропинке И грибок унёс на спинке. |
«Зонтик» | -прослеживание глазами за движением зонтика по волнистой линии 4-6 раз; - прослеживание глазами вверх – вниз, -проследить вправо – влево -прослеживание глазами по кругу в одну и другую стороны 4 раза; | Зонтик у меня цветной Яркий - красный, голубой Ветер осенний засвистел Зонтик в небо полетел Выше- выше- высоко… Дальше – дальше – далеко Кружит – кружит зонт цветной Яркий – красный, голубой |
«Дождик» | Смотрят вверх. Смотрят вниз. Делают круговые движения глазами. | Дождик, дождик, пуще лей. Капай, капель не жалей. Только нас не замочи. Зря в окошко не стучи. |
«Сорока» | -проследить глазами за движением птицы «далеко - близко» 6- 8 раз; -движение глаз вправо-влево 6-8 раз; -движение глазами вверх вниз 6-8 раз -проследить глазами по кругу в одну и другую сторону; - поморгать и зажмурить глаза. | Длиннохвостая сорока Хлопотунья белобока. По лесу летает Вести собирает. Вправо-влево, вправо-влево Все летает то и дело. С веточки на веточку Отлетает чуточку. Вверх и вниз, верх и вниз. Лишь смотреть ты не ленись. Затрещит и застрекочет, Будто кто ее щекочет. Ну, сорока – егоза, Мы зажмурили глаза. Поскорей улетай Ты нам больше не мешай. |
«Снежок» | Движения выполняются в соответствии со словами педагога. Игра «Снежки»: дети сминают лист бумаги в комок – получается «снежок». «Снежком» надо попасть в мишень от игры «Дартс» или любую другую мишень | В руки вы снежки возьмите, и на них вы посмотрите. А теперь их поднимите Вверх, на них вы посмотрите. Вниз снежки вы опустите, И опять на них взгляните. Снежок вправо, Снежок влево. «Нарисуйте» круги смело. Снежок близко, вот вдали. Ты внимательно смотри. Вот такой у нас снежок, Улыбнись ему, дружок. Быстро, быстро вы моргайте, А теперь в игру вступайте. |
«Ой, там…» | Движения глаз выполняются в соответствии с инструкцией педагога. | Ой, там, на горе, белые барашки. Ой, там, под горой, расцвели ромашки. Ой, там, на горе, дудочка играет. Ой, там, под горой, речка протекает. |
«Дождик» 1 | Моргают Моргают | Дождик песенку поет: кап, кап. Только кто его поймет? Кап, кап. Не поймем ни я, ни ты. Но зато поймут цветы. А веселая листва, и зеленая трава. Лучше всех поймет зерно: прорастать начнет оно. |
«Дождик» 2 | Движения глаз вверх – вниз, 2 раза. Взор – вверх. Вытирают лицо руками. Показывают руками на туфли. Движение плечами. Приседают. | Капля первая упала – кап! И вторая побежала – кап! Мы на небо посмотрели, Капельки «кап – кап» запели. Намочились лица, мы их вытирали. Туфли, посмотрите, Мокрыми стали. Плечами дружно поведем И все капельки стряхнем. От дождя убежим, Под судом посидим. |
«Ослик» | Движения глаз выполняются в соответствии с инструкцией педагога. И. П. – стоя, руки на пояс, в конце садятся на стул. | Во саду ли, в огороде У Ивана ослик бродит. Выбирает, выбирает. Что сначала съесть не знает. Наверху созрела слива, А внизу растет крапива. Впереди крыжовник зреет, Позади малина спеет. Слева – свекла, справа – брюква, Слева – тыква, справа – клюква. Снизу - свежая трава Сверху – сочная ботва. Закружилась голова, Кружится в глазах листва. Выбрать ничего не смог И без сил на землю лег… Ослик тяжело вздохнул… Так голодным и уснул. |
«Любопытная Варвара» | Движения глаз выполняются в соответствии с инструкцией педагога. И. п. – сидя, руки на поясе. | Любопытная Варвара Смотрит влево, смотрит вправо. А потом опять вперед И немного отдохнет. Шея не напряжена и расслабленна. А Варвара смотрит вверх Выше всех и дальше всех Возвращается обратно Расслабление приятно. Шея не напряжена и расслабленна. |
«Самолет» | Посмотреть вверх на одну рук, которая качается. Тоже другой рукой. Смотреть на правую руку. Смотреть на левую руку. Сжать кулак и водить им по кругу перед собой. Другим кулаком в другую сторону. Смотреть на кулак. Руки вверх и смотреть на них. Медленно опуская руки, следить за ними глазами. | Пролетает самолет С ним собрался я в полет. Правое крыло отвел – посмотрел. Левое крыло отвел – поглядел. Я мотор завожу и внимательно гляжу. Подымаюсь ввысь, лечу Возвращаться не хочу. |
«Сон» | Руки вверх, посмотреть на них. Руки вниз, посмотреть на них. Движения рук из стороны в сторону, провожая их взглядом. Глаза закрыть. Глаза широко открыть. Глаза сильно зажмурить. Палец поставить к носу, и выполнить пальцевые повороты. | В небе солнышко сияет В речке рыбок веселит. Ветер листьями играет А сова спокойно спит. Ей приснился сладкий сон. Вот бы не кончался он. |
«Жук» | Ладошки пред собой, дети смотрят то на одну, то на другую. Голова неподвижна, смотрят вверх. Отвести правую руку в сторону, посмотреть на нее. Отвести левую руку в сторону, посмотреть на нее. Поставить палец перед носом. Повороты головой, не задевая носом пальца. Руки в замок. Вращать руками по кругу, следить глазами. Показать правую руку и посмотреть на нее. Постучать пальчиком по ладони. Показать левую руку и посмотреть на нее. Постучать пальчиком по ладони. Поднять руки вверх и посмотреть на них. Подняться на носочки. Руки вверху, покачать ими, следить взором. Хлопки руками вверху. Медленно опускать руки, следить газами. | В класс к нам жук влетел, Зажужжал и запел: ж-ж-ж. Вот он вправо полетел, каждый вправо посмотрел. Вот он влево полетел, каждый влево посмотрел. Жук на нос хочет сесть Не дадим ему присесть. Жук наш приземлился, Зажужжал и закружился. Жук – вот правая ладошка, Посиди немножко. Жук наверх полетел И на потолок присел. На носочки мы привстали, Но жука мы не достали. Хлопнем дружно: хлоп, хлоп, Чтобы улететь он мог. |
Игры | ||
“Радуга” | Одновременно дети закрывают глаза, представляют летний пейзаж и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем глаза открывают, снова закрывают, садятся за столы и расслабляются. Учитель называет цвет, играющие стремятся с закрытыми глазами “увидеть” заданный цвет. По истечении 3-5 секунд педагог спрашивает у одного из игроков, что он видел. Продолжительность всей игры 30 сек. | Дети вместе с учителем произносят: Радуга – дуга – дуга, Унеси меня в луга, На травушку шелковую, На речку бирюзовую, На желтенький песок. |
“Солнечный зайчик” | Игроки встают принимают положение правильной осанки, руки на пояс (руки за голову, локти в стороны), спина прямая. Вместе с педагогом произносятся слова: Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой. Затем педагог зеркальцем пускает “зайчика” и говорит: Дети следят глазами за лучиком и на вопрос педагога: “Где зайка?” говорят и показывают рукой. | Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки, Очень рады солнышку. Скачут побегайчики, Солнечные зайчики. Мы зовем их – не идут, Были тут, и нет их тут. |
“Одуванчик” | Дети сидят, на столах у них лежат по нескольку фишек: желтые, синие, красные, оранжевые. Малыши внимательно смотрят и запоминают их расположение. Затем закрывают глаза. Педагог говорит: Незаметно учитель меняет у нескольких детей желтую фишку на белую фишку. Дети открывают глаза и пытаются обнаружить происшедшие изменения. Педагог спрашивает: “У кого из вас созрел одуванчик?”. Игра снова повторяется. Ее общая продолжительность 20-30 сек. | В желтой шапочке стоит, Словно солнышко горит. Вот проходит день за днем – Желтой шапки нет на нем. или Одуванчики везде По весенней травке Замелькали во дворе, Разбежались по горе, Спрятались в канавке. |
Пальцевые повороты. При проведении упражнений для глаз эффективно используются различные предметы (цветные шарики, колпачки, карандаши, флажки и др.), которые дети могут одеть на палец или держать в руках. | ||
«Заборчик» | Ладонь с разведенными пальцами поднести к лицу. Поворачивать голову, направив взгляд сквозь пальцы в даль. Повторить 15 раз. | |
«Непослушный пальчик» пальцевые повороты | Поставить указательный палец перед носом, поворачивать голову из стороны в сторону, направив взгляд мимо пальца. Повторить 15 раз. | Если головой вертеть, И на палец не глядеть. Палец быстро убегает. Почему? Никто не знает. |
«Карандаш» | Возьмите карандаш в правую руку и вытяните ее, подняв карандаш на уровне глаз. Смотрите на кончик карандаша и медленно отводите руку вправо, затем влево, провожая пишущий предмет глазами, но не двигая головой. |