ПЕРВЫЙ ЗАЧЕТ
1) Философия – форма духовной культуры, которая стремится в наиболее общих чертах объяснить всё существующее (мир, природу, человека, общество и тп). Греч: «фило» - любовь, «софия» - мудрость
2) Метафизика (метафизические вопросы) - философские вопросы, которые являются широкими, сложными, на них нет однозначного ответа, их часто называют «вечными».
3) Онтология - (греч. ontos – сущее, бытие, logos – учение) – учение о бытии; о сущем в мире. Онтологические вопросы: существует ли мира сам по себе или он существует от Бога? обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства? каковы основные законы и движущие силы его развития? и т.п.
4) Гносеология (греч. gnosis – знание, познание, logos – учение) – учение о познании. Основные вопросы: способен ли человек познать мир? что такое истина? какими методами можно достичь истины? и др.
5) Соц. Философия — область философии, занимающаяся изучением общества и поведением человека в нём. Основным вопросом, который решает социальная философия, является взаимодействие общества и человека, влияние человека на общество в зависимости от его меняющихся потребностей (материальных, духовных).
6) Антропология (греч. antropos – человек, и logos – разум, знание) – наука о происхождении, сущности и эволюции человека.
7) Этика (греч. ethos – нрав, обычай, характер) – исследование о морали и нравственности
8) Эстетика (греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – философское учение о сущности и формах прекрасного
9) Логика (греч. logos – слово, разум) – наука о правильном мышлении
10) Эпистемология - наука, в которой исследуется знание как таковое (физическое знание)
11) Субстанция - то, что существует само по себе. Первооснова всего сущего.
|
12) Материальное - все то, что воспринимается органами чувств и имеет физические свойства.
13) Идеальное (нематериальное) – то, что не воспринимается органами чувств, не имеет физических свойств, противоположное материи
14) Материя - категория для обозначения физических субстанций.
15) Сознание - состояние психической жизни человека.
16) Материализм (от лат. materialis – вещественный) - материя первична, сознание вторично. Сознания вне человека не существует.
17) Идеализм ( франц. idealisme, от греч. idea – идея) - сознание первично, материя вторична.
18) Дуализм (от лат dualis - двойственный) - материя и сознание (дух) равны
19) Пантеизм (от греч. pan - все и theos - Бог) - единство Бога и мира (мир есть Бог)
20) Детерминизм (лат. determinare — определять, ограничивать) — идея, по которой мир является определенным, предсказуемым, случайность роли не играет, развитие носит линейный характер.
21) Индетерминизм (от лат. in - приставка, означающая отрицание) - мир не является предсказуемым, определенным, случайность играет роль, развитие носит нелинейный характер
22) Объект (objectum - предмет) - познаваемый человеком мир
23) Субъект (subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе) - человек, познающий мир
24) Гносеологический оптимизм – идея познаваемости мира
25) Гносеологический пессимизм – мир не познаваем
26) Наивный реализм — мир является таким, каким мы его видим
27) Эмпиризм (от греч. empiria - опыт) - теоретико-познавательная позиция, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
|
28) Рационализм (от лат. rationalis - разумный, ratio - разум) – мир познается на основе разума
29) Иррационализм ( от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) – в основе познания лежит интуиция
30) Сенсуализм (от лат. sensus - чувство, ощущение) - и восприятия — основная и главная форма достоверного познания
31) Агностицизм (от греч. agnostos - недоступный познанию) - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.
32) Скептицизм (от греч. skeptikos - разглядывающий, расследующий) - во всем надо сомневаться, все суждения равносильны, ничего нельзя ни утверждать, ни опровергать.
33) Релятивизм (от лат. relativus - относительный) - философское суждение, по которому все относительно.
34) Солипсизм (от лат. solus - единственный и ipse - сам) - существую только я, а весь мир - комплекс моих ощущений.
35) Классическая, корреспондентская, аристотельская концепции истины - являясь самой старой, она гласит: «Истина - это соответствие знаний действительности». Ее сущность исходит из признания познаваемости объективного мира, его отражении в системе знаний.
36) Конвенциональная концепция истины - договоренность, что истиной является то, о чем люди договорились считать это истинным.
37) Прагматическая концепция истины - польза, действие, истиной является то, что полезно.
38) Когерентная концепция истины - совпадение, истиной является такая система идей, в которой все состыковано, согласовано, обосновано, нет противоречий, все стройно и последовательно.
39) Монизм (от греч. monos - один, единственный) - в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало
|
40) Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - признает существование в мире много взаимодействующих факторов и начал.
41) Мифология (от греч. - предание, сказание и - слово, понятие, учение) - мировоззрение первоначального человека.
42) Антропоморфизм – перенос человеческих черт на предмет окружающего мира для его объяснения
43) Религия - удвоение мира на естественный и сверхъестественный, между которыми существует связь. Все события в естественном мире зависят от сверхъестественного.
44) Монотеизм (от греч. monos — единственный и theos — Бог) — бог один
45) Политеизм - (греч. poly - много, и theos - бог). Многобожие, поклонение нескольким богам.
46) Зооморфизм – бог в образе животных
47) Пантеизм (от греч. pan - все и theos - Бог) - Бог и мир тождественны, поэтому Бог безличен и мир не сотворен Богом, а вечно существует
48) Теизм (греч. theos - бог) - Бог личное начало, которое творит мир
49) Деизм (от лат. deus - бог) - идея, которая появилась в Новое Время, и по которой Бог создал мир и самоустранился, как часовой мастер собрал механизм и ушел.
50) Атеизм (от франц. atheisme, от греч. а отрицательная частица и theos бог - безбожие) - религия, в которой отрицается существование Бога
51) Креационизм («творение, создание») - теологическая и мировоззренческая концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.
52) Эволюционизм - идея самозарождения мира и его саморазвития
53) Буддизм – преодоление мат.желаний для достижения просвещения
54) Аскетизм (от ασκεσις — «упражнение») - практика преодолений желаний, получение максимума из минимума
55) Брахман - понятие, обозначающее надличностный, индифферентный абсолют, «душу мира», первооснову всех вещей и феноменов
56) Атман (санскр. - дыхание, душа, я сам) - термин, используемый для описания высшего «Я» человека и всех живых существ.
57) Сансара (санскр. samsara - прохождение, протекание) - круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой
58) Нирвана (санскр. угасание, потухание) - понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме. свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни)
59) Карма (санскр. karman - действие, деяние, жертвоприношение, жребий) вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения
60) Конфуцианство - «школа образованных людей»
61) Даосизм - учение о дао или «пути вещей». Все должно следовать естественному пути.
62) Недеяние в даосизме - не делание не своего. Это не бездействие, а активное действие о противостояние всему внешнему и искусственному.
63) Античная философия - совокупность философских учений, созданных в период античности, т.е. греческой и греко-римской древности. Подразделяетсяна древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.)
64) 3 периода античной философии (досократический, классический, эллинистический). Эллинистический: Четыре философские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев.
65) Космоцентризм - система философских взглядов, в которых космос (как философское понятие) занимает центральное место.
66) Натурфилософия (философия природы) - наука о происхождении и устройства мира и природы
67) Милетская школа (представители и идеи) - философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (6 в. До н.э.). За видимым разнообразием мира скрывается невидимая, но доступная умозрению единство мира, его однородная и вечная основа или первооснова.
68) Пифагореизм (идеи) - число не тело, не вещь, а идея.
69) Элейская школа (представители и идеи). Ксенофан, Парменид, Зенон. Если что-то нельзя помыслить, значит этого нет.
70) Апории Зенона (дихотомия, стрела, Ахиллес и черепаха). Ахиллес: Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху. Дихотомия: Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся. Стрела: Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.
71) Гераклит (идеи) - весь мир это вечное изменение и движение. «Все течет, все меняется», «В одну и ту же воду нельзя войти дважды».
72) Диалектика (от греч. dialektike - искусство вести беседу, спор) – мировое равновесие. Всеобщая взаимосвязь и всеобщ изменение
73) Демокрит (идеи) - все тела в мире – временные комбинации атомов. Атомы движутся, соединяются и разъединяются, поэтому вещи то возникают, то исчезают
74) Софисты (идеи) - (от греч. sophistes искусник, мудрец) - обучение ораторскому искусству
75) Софизмы — внешне правильные доказательства ложных мыслей, с помощью нарушения законов логики.
76) Сократ (идеи) - диалог основной метод нахождения истины.
77) Майевтика - "повивальное искусство" искусство помощи при родах.
78) Платон – основатель идеализма. Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование.
79) Утопия - учение Платона об идеальном обществе, несуществующее место.
80) Аристотель - между миром вещей и миром идей нет дистанции; идеи или формы находятся в самих вещах в качестве их вечных и неизменных сущностей.
81) Эллинизм - философия сосредоточена на проблеме человеческого счастья.
82) Эвдемонизм (от греч. eudaimonia — счастье, блаженство) — поиски счастья
83) Эпикуреизм - счастье заключается в освобождении страха перед Богами, перед смертью, перед судьбой.
84) Гедонизм - (от греч. hedone - удовольствие) - этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни.
ВТОРОЙ ЗАЧЕТ
85) Стоики – учение о рассуждении
86) Фатализм – всё предопределено свыше
87) Скептики – во всём нужно сомневаться
88) Атараксия – душевная невозмутимость
89) Изостения – равносилие противоположных суждений
90) Киники – «собака». Счастью мешают имущество и стереотипы. Кто от этого избавится, станет счастлив как собака
91) Теоцентризм – в центре всего Бог
92) Фидеизм идея о преобладании веры над знанием
93) Провиденциализм – всё находится под контролем бога
94) Патристика – философия деятельности отцов церкви
95) Теодицея – проблема объяснения существования зла
96) Гуманизм – идея достоинства и самозначимости человека, повышение человеческого статуса. Один уровень с богом
97) Антропоцентризм – в центре внимания философии человек. Он занимает место бога
98) Секуляризация – (секулярис - отельный) – идейное отделение человека от бога
99) 3 способа секуляризации: пантеизм, деизм, атеизм
100) Антиклерикализм, клерикализм – (клерикалис – церковный).Клерикализм – признание церкви как необходимого посредника между человеком и богом. Антиклерикализм – отрицание церкви как необходимого посредника между человеком и богом
101) Ересь – учение, противоречащее церковному
102) Пантеизм Н. Кузанского. Пантеизм Дж. Бруно – У Кузанского природа растворена в боге, то есть в центре внимания находится бог и это теологический пантеизм. У Бруно – бог растворен в природе, то есть в центре внимания находится природа и это космологический (натуралистический) пантеизм
103) Реформация – идейное и общественно-политическое движение против католической церкви в 16 веке (из-за богатства, власти, роскоши, индульгенций). Мартин Лютер (немецкий) – учение о спасении. Жан Кальвин (французский) – учение о предопределении
104) Протестантизм – третье направление в христианстве, появившееся в результате реформации
105) Мистика - знание не может помочь вере, а философия только вредит религии, попытка осмыслить религиозные истины приводит к противоречиям и только подрывает веру, поэтому надо только верить и не пытаться что-либо в этом понять, осмыслить, разобраться
106) Схоластика - знание может помочь вере, а философия может быть подспорьем религии, надо только уметь применить рациональные рассуждения к религиозным истинам и тогда их можно будет воспринимать не только верой, но также их можно будет осознать, объяснить
107) Томизм и неотомизм – Основная идея томизма - гармония веры и знания, религии и философии.
Неотомизм (греч. неос - новый). Его представители пытаются применить религиозные идеи и научные теории.
108) Пять доказательств существования Бога. 1) Онтологический аргумент – бог по определению это бытие. «Может ли бог не быть? Не может». Следовательно, бог существует. 2) Психологический аргумент. В нашем уме (душе) есть понятие о боге, то есть мы мыслим бога. Нельзя мыслить то, чего нигде и никогда нет, следовательно бог есть. 3) Космологический аргумент. У всякой вещи есть какая-то своя причина, значит и у мира в целом есть своя причина. 4) Телеологический аргумент. Мир устроен логически, целесообразно, разумно, в мире всё состыковано. Могла и неживая материя сама по себе организоваться? Не могла. Значит, тут замешана некая сила, превосходящая человека, которая всё и устроила. 5) Волюнтаристиский аргумент. Мир устроен иерархически: 1) неживая природа – существует, но не обладает жизнью. 2) живая природа – обладает жизнью, но не обладает разумом. 3) человек обладает разумом, но не обладает максимальной волей.
109) Реализм (крайний и умеренный) – Крайний - универсалии существовали до вещей, как платоновская идея. Умеренный - универсалии существуют в вещах, аристотельские формы.
110) Номинализм (крайний и умеренный) - универсалии не существуют реально, они имена вещей
111) Универсалии - общие понятия. Вопрос заключается в том, существуют ли универсалии реально.
112) Дедукция – спутник рационализма. Основатель рационализма – Рене Декарт
113) Индукция – спутник эмпиризма. Основатель эмпиризма – английский философ 17 века Фрэнсис Бэкон
Поспешное обобщение в индукции
115) Сциентизм - (от лат. scientia — знание, наука) - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.
116) Антисциентизм - мировоззрение, в рамках которого акцентируется внимание на негативных сторонах и последствиях развития науки.
117) Просвещение – деятельность философов 18 века, которые подчеркивали ведущую роль разума, науки, прогресса