Основные характеристики и сущность понятия формы обучения




Выполнил: студент 1 курса

Группы ЗМПРТУ-21-17

Филипенкова Н.С.

Проверил: к.п.н.,

Бахтиярова Венера Фаритовна

Уфа, 2019

Содержание

Основные характеристики и сущность понятия формы обучения3

Функции форм обучения 4

Организационные формы обучения в вузе 5

Формы обучения в вузе7

Лекция 7

Семинар 13

Практическое занятие 15

Самостоятельная работа 17

Заключение19

Список литературы20

 


Основные характеристики и сущность понятия формы обучения

Форма обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся осуществляемое в определенном порядке и режиме.

Форма характеризуется: количеством участников, временем и местом протекания процесса и порядком его осуществления.

В связи с развитием дидактической системы формы обучения возникают и совершенствуются. Очень часто, говоря о формах обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развиваются по мере развития общества.

Существуют следующие способы обучения:

1. индивидуальный способ обучения – обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально (Например: ремесленник брал к себе в дом ученика, который жил в его доме и обучался ремеслу и грамоте). Сегодня индивидуальный способ обучения используется для обучения «отстающих» детей в школе или на занятиях с репетитором при поступлении в ВУЗы или учреждения СПО.

2. индивидуально-групповой способ обучения. В классе находятся дети разных возрастов и разного уровня подготовки. Учитель занимается с группой детей, а в это время остальные дети работают самостоятельно (выполняют задания). Учебная деятельность носила индивидуальный характер, учитель поочередно спрашивал у каждого ученика пройденный материал, объяснял новый, затем давал индивидуальные задания. В ходе обучения дети приобретают простейшие навыки чтения, письма и счета. Однако большинство детей оставались необучаемыми.

Таким образом, к концу 16 началу 17 века оба эти способа обучения постепенно утратили свою значимость для общества. Быстрое развитие производства и повышение роли духовного в обществе привели к созданию нового способа обучения.

3. групповой способ обучения – возник в 16 веке, свое применение этот способ нашел в школе Белоруссии и Украины, он явился началом зарождения классно-урочной формы обучения.

4. коллективный способ обучения – появился в начале нашего столетия в России. Его основоположником был А. Г. Ривин. В 1918 году Ривин организовал школу, в которой обучались около 40 разновозрастных детей (от 10-16 лет). Сегодня эта школа была бы частными курсами. Учащиеся здесь работали друг с другом в парах. Состояние пар постоянно меняется, поэтому их называли парами смешанного состава. Учащиеся изучали различные новые темы и объясняли их другим членам группы, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Занятия проводились без уроков и без расписания. Однако результаты обучения были поразительными. За 1 год обучения дети усваивали материал 3-4 лет обучения. Полностью на коллективный способ обучения не перешла ни одна современная школа, т. к. не было разрешения на эксперимент. Однако отдельные элементы этой Фомы обучения использовались во многих образовательных учреждениях.

 

Функции форм обучения

1. обучающе-образовательная – она создает наилучшие условия для передачи ЗУНов, формирования практических способностей;

2. воспитательная – последовательное введение школьника в разнообразные виды деятельности, формирование положительных качеств личности;

3. организационная – четкая организация методической подачи материала, строгий отбор вспомогательных средств;

4. психологическая – выработка у учащихся определенного деятельностного биоритма, т.е. привычка к работе в одно и то же время;

5. развивающая – содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами обучения;

6. интегрирующе-дифференцирующая – коллективная и индивидуальная деятельность детей, взаимообмен информацией, индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;

7. систематизирующая и структурирующая – разбивка всего учебного материала по часам и темам, формам организации обучения (что изучается на уроке, что выносится на домашнюю работу), учитывает формы организации обучения;

8. стимулирующая – мобилизация учащихся на активное усвоение материала;

9. дополняющая и координирующая – т.е. формы организации дополняют и корректируют друг друга.

 

Организационные формы обучения в вузе

В процессе организации обучения в высшей школе можно выделить следующие формы:

Очная форма обучения (иногда ее называют дневной, но такое привязывание обучения ко времени суток становится все менее оправданным). Обучение осуществляется, как правило, с отрывом от производства и основным акцентом на аудиторные занятия в условиях непосредственного контакта учащихся с преподавателями и между собой. Преимуществами такого обучения являются:

- максимальный объем "обучающе-воспитывающих" взаимодействий всех участников образовательного процесса;

- возможность использовать все виды педагогического контроля;

- широкая представленность групповых методов обучения;

- возможность дать максимальный объем содержательного материала.

Заочная форма обучения - прямая противоположность очной форме - объем непосредственных контактов учащихся и преподавателей резко снижен (доминируют самостоятельные формы работы), присутствует в основном рубежный и выпускной контроль, объем изучаемого материала неизбежно редуцирован. Специфика заочного обучения в том, что для некоторых видов образования (например, медицинского) она практически неприменима.

Очно-заочная (вечерняя) форма - по всем параметрам занимает промежуточное положение между очной и заочной формами.

Экстернат - полностью самостоятельная подготовка с присутствием только выпускного контроля. К этому перечню можно добавить "дистанционное обучение" (диалог между преподавателем и студентом осуществляется через электронную почту или Интернет), а также документальное обучение (по переписке).

К организационным формам обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, относят:

- лекции;

- семинары;

- просеминары;

- спецсеминары;

- коллоквиумы;

- лабораторные работы;

- практикумы и спецпрактикумы;

- самостоятельную работу;

- научно-исследовательскую работу студентов;

- производственную, педагогическую, дипломную практики и др.

Среди перечисленных форм работы в вузе важнейшая роль отводится лекции, которая одновременно является самым сложным видом работы и поэтому поручается наиболее квалифицированным и опытным преподавателям (как правило, профессорам и доцентам).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: