Формы обучения в вузе: самостоятельная работа




Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Одним из важнейших резервов повышения эффективности высшего образования является оптимизация самостоятельной работы студентов, которая варьируется по объему от 100 % при обучении экстерном до примерно 50 % в очной форме обучения.

Самостоятельная работа студентов (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей профилирующими кафедрами, учебной частью, методическими службами учебного заведения.

Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество. Лучшая организация такой работы и, главное, улучшение ее материально-технической базы позволяют решить несколько важнейших задач:

- студенты получают возможность черпать знания из новейших источников (материалы лекций и методических разработок отстают, как правило, на несколько лет).

- студенты приобретают навыки самостоятельного планирования и организации собственного учебного процесса, что обеспечивает безболезненный переход к непрерывному послевузовскому образованию (прежде всего к самообразованию) по завершении обучения в вузе.

- самостоятельная работа позволяет снизить негативный эффект некоторых индивидуальных особенностей студентов (например, инертность, неспособность распределять внимание, неспособность действовать в ситуации лимита времени и др.) и максимально использовать сильные стороны индивидуальности благодаря самостоятельному выбору времени и способов работы, предпочитаемых носителей информации и др.

В процессе выполнения самостоятельной работы можно выделить следующие уровни:

Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков.

Реконструктивные самостоятельные работы. В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.

Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты).


Заключение

Специфика обучения в высшей школе позволяет сделать вывод, что выбор формы зависит и от содержания преподаваемого материала. Свобода выбора между традиционными формами и их симбиоз с нетрадиционными методами показывает нам творческую сторону занятия.

Однако каждая форма должна быть обусловлена целью занятия. И уровень владения преподавателя тем или иным методом также сказывается на эффективности занятия.

Традиционными формами остаются лекции, семинары, лабораторные (практические) работы и самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа – основная форма обучения для всех форм обучения, кроме очной. Поэтому необходимо постоянно обновлять базу самостоятельных заданий, разрабатывать вариативные задания.

Образование - часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. В процессе обучения студенту навязываются определённые культурные ценности; процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами учащегося.

Общей характеристике форм обучения и более подробному рассмотрению наиболее привлекательного и бесконфликтного (по форме передачи знаний и с точки зрения автора) вида обучения - развивающего обучения - и был посвящен данный реферат.


 

Список литературы

1. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, ВЛАДОС, 2008. - 688 с.

2. Гуренкова Е.Г., Поздеева С.И. Новые формы учебной дискуссии как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий. 2014. № 6. С. 14-17

3. Поздеева С. И. Инновационное развитие современной начальной школы: построение открытого совместного действия педагога и ребенка: монография; ФГБОУ ВПО Томский государственный педагогический университет.? Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. - 168 с.

4. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. - Изд. 3-е. - М.: Изд. центр «Академия», 2012.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: