В реакциях присоединения молекула органического соединения и молекула простого или сложного вещества соединяются в новую молекулу, при этом другие продукты реакции не образуются:
А + В→С
Примеры:
CH2=CH-CH3 + Br2 →CH2Br-CHBr-CH3 бромирование пропена
CH2=CH2 + H2O→CH3CH2OH гидратация этилена
К реакциям присоединения относятся также реакции полимеризации:
n A → An
Например, образование полиэтилена: n CH2=CH2→(-CH2-CH2-) n
Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации).
В реакции отщепления (элиминирования) происходит отрыв атомов или атомных групп от молекулы исходного вещества при сохранении ее углеродного скелета.
А→ В + С
Например:
· отщепление хлороводорода ( при действии на хлоралкан спиртовым раствором щёлочи )
CH3-CH2Cl →CH2=CH2 + HCl
· отщепление воды (при нагревании спирта с серной кислотой)
CH3-CH2OH→CH2=CH2 + H2O дегидратация этанола
· отщепление водорода от алкана (в присутствии катализатора)
CH3-CH3 →CH2=CH2 + H2 дегидрирование этана
Реакции замещения.
Атом или атомная группировка в молекуле органического соединения замещается на другой атом (или атомную группировку):
АВ + С→ АС + В
Реакции этого типа можно рассматривать как реакции обмена, но в органической химии предпочтительней термин "замещение", поскольку в обмене участвует (замещается) лишь меньшая часть органической молекулы.
Примеры:
C2H6 + Cl2 (на свету)→CH3CH2Cl + HCl хлорирование этана
CH3CH2Cl + KOH (водн. р-р) → CH3CH2OH + KCl щелочной гидролиз хлорэтана
5. Реакции изомеризации.
В органическом соединении происходит переход (миграция) отдельных атомов или групп атомов от одного участка молекулы к другому без изменения ее качественного и количественного состава:
|
А→В
В этом случае исходное вещество и продукт реакции являются изомерами (структурными или пространственными).
Например, в результате перегруппировки может изменяться углеродный скелет молекулы:
Вопросы для самоконтроля
1. Из предложенных ниже реакций определите реакции замещения, реакции присоединения, реакции элиминирования:
2.Укажите, тип реакции:
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 7
Дисциплина: Химия.
Тема: Алканы
Цель занятия: ознакомиться классом предельных углеводородов (алканов), их свойствами и применением на примере метана, рассмотреть изомерию углеродного скелета, научиться называть органические соединения по международной номенклатуре IUPAC.
Планируемые результаты
Предметные: владение основными методами научного познания, используемыми в химии, готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
Метапредметные: использование различных источников для получения химической информации;
Личностные: химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
Норма времени: 2 часа
Вид занятия: Лекция.
План занятия:
1. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов.
2. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование.
3. Применение алканов на основе свойств.
Оснащение: Учебник.
Литература:
9. Химия 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. Носителе (DVD) / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил.
|
10. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил.
Преподаватель: Тубальцева Ю.Н.
Тема 7. Алканы.
План:
1. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов.
2. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование.
3. Применение алканов на основе свойств.