На Вологодчине складывается Вологодская агломерация
В Вологодской области понемногу формируется Вологодская агломерация, состоящая из города Вологды, Вологодского, Грязовецкого и Сокольского районов.
К такому выводу пришли ученые «Вологодского научного центра РАН». По сравнению со многими другими российскими агломерациями, Вологодская является наименее развитой и окончательно еще не сформировалась. Однако она уже удовлетворяет всем критериям агломерации, и процесс экономического объединения четырех муниципалитетов объективно неизбежен.
При этом Вологда активно «высасывает» ресурсы из Вологодского, Грязовецкого и Сокольского районов. За последние четверть века численность постоянного населения областного центра увеличилась на 19,8 тыс. человек, или на 7%, тогда как в Вологодском районе население сократилось на 11%, Сокольском – на 24%, а Грязовецком – на 28% (в целом по области население уменьшилось на 13%).
В промышленном плане агломерация оказалась выгодна не только Вологде, но и Вологодскому району. «Более высокими темпами в исследуемый период развивалась промышленность в Вологде (рост в ценах 1991 года объемов промпроизводства составил почти 76%) и Вологодском районе (рост в 5,1 раза), - сообщает «Вологодский научный центр РАН». - Тогда как в Грязовецком и Сокольском районах отмечался спад на 49,4 и 26,3% соответственно. Это свидетельствует о существенных сдвигах в промышленном производстве исследуемых территорий: некоторая деградация промышленного потенциала в Грязовецком и Сокольском районах и его концентрация в ядре агломерации и Вологодском районе».
В сельском хозяйстве трех районов наблюдается повсеместное сокращение посевных площадей культур. В Сокольском районе зафиксирован спад на 59%, в Грязовецком – на 26,3%, в Вологодском - на 6,5%. Однако при этом удалось увеличить валовый сбор зерновых и зернобобовых культур (общий рост - на 8%, а в Вологодском районе – на 32%) за счет роста урожайности культур.
На территории Вологодской агломерации наблюдается также увеличение темпов строительства жилья, причем темпы роста выше среднеобластных. Все четыре муниципалитета активно взаимодействуют в сфере торговли. Сокращаются различия в уровне среднемесячной заработной платы, что позволяет говорить о схожести параметров уровня жизни населения на этих территориях.
Агломерационные процессы проявляются в концентрации населения, производства и экономической активности на всех четырех территориях. В 2016 г. на Вологодскую агломерацию приходилось около 14% общеобластного объема промышленного производства, 43% поголовья крупного рогатого скота региона, 34% посевных площадей сельхозкультур, 30% объема производства мяса и около трети туристического потока всей области.
О наличии агломерационных связей между тремя районами и областным центром говорит активное перемещение между ними населения. Согласно опросам «ВолНЦ РАН», ежедневно Вологду посещают 31,6% жителей Вологодского и 10,2% – Сокольского районов, а один раз в неделю – 22,4 и 13,3% соответственно. Люди приезжают в город, чтобы покупать различные товары, навещать родственников и посещать культурные и спортивные мероприятия.
Наиболее тесное взаимодействие Вологды осуществляется с Вологодским районом. Каждый четвертый житель района постоянно работает в областной столице, а многие жители города трудятся в организациях Вологодского района, имеют в районе дачу, земельный участок или загородный дом, выезжают из города на рыбалку, охоту и сбор ягод.
Значительная часть населения близлежащих к областному центру районов хочет переехать в Вологду (в Сокольском районе – 22% опрошенных, в Вологодском районе – 20%). Основными причинами смены места жительства является трудоустройство в городе на новую, более высокооплачиваемую работу и повышение доступности получения и качества социальных и бытовых услуг.
«Вологодский научный центр РАН» рекомендует руководству Вологды, Вологодского, Грязовецкого и Сокольского районов подписать соглашение о создании и совместном развитии Вологодской агломерации, разработать стратегию ее развития и активнее реализовывать совместные проекты и мероприятия в ее рамка
В современных экономических и политических условиях крупные города являются центрами экономической активности, распространения инноваций. При этом управление такими городами имеет свои особенности, связанные с масштабностью и комплексностью задач и проблем, стоящих перед местными органами власти.
Зарубежная и отечественная практика свидетельствует о том, что активное взаимодействие городов с прилегающими территориями в радиусе 50-60 километров, а также их организационная, экономическая и культурная интеграция обеспечивают значительный мультипликативный эффект для развития и самого города. Под воздействием эффекта масштаба формируется более крупный субъект экономических отношений (город и территории вокруг него), появляются новые рынки сбыта продукции хозяйствующих субъектов города, устанавливаются тесные кооперационные связи между предприятиями, позволяющие эффективно использовать трудовые, организационные, финансовые и иные ресурсы, повысить конкурентоспособность бизнеса на внешних рынках, увеличить налоговые и неналоговые поступления в городской бюджет. Также важным моментом является возможное проведение единой градостроительной политики, что позволит определить промышленные зоны, зоны рекреации, жилой застройки и сформировать тем самым заказ для предприятий города на участие в строительстве домов и соответствующей инфраструктуры (социальной, инженерной, транспортной).
Преимуществами формирования и развития агломераций для муниципальных органов власти являются, прежде всего, более эффективное решение всех вопросов и проблем местного значения за счёт реализации совместных межмуниципальных проектов, объединения усилий, ресурсов, оптимизации бюджетных расходов; для населения – повышение благосостояния, качества и комфортности условий проживания на территории, снижение транспортных, коммуникационных барьеров.
Вот как к трактуется термин «агломерация» в современном экономическом словаре. Это компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в территориальном смысле, но и обладающих развитыми культурными, производственными связями. В продолжение определения сообщается, что термин относится в основном к городским поселениям, т. е. речь идет о городских агломерациях.
Академик А.Г. Гранберг дает такое определение. Агломерация – территориальное образование, интегрирующее промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты. По мнению профессора Т.В. Караковой, агломерация – это города и населенные пункты, коммуникации, промышленность и транспорт.
Профессор Т.Я. Ребайн определяет агломерацию как группу населенных мест,объединенных территориальной близостью, наличием трудовых и культурно-бытовых связей, ограниченных двухчасовыми затратами времени на передвижение, причем производственные, административные и другие связи не являются важными для выявления границ агломерации.
Агломерация (от лат. agglomero – присоединяю):
– в географическом смысле: тесное скопление (группа) городов и других населенных мест, объединенных производственными, социальными, трудовыми и культурно-бытовыми связями, объектами инфраструктуры, общим использованием межселенных территорий и ресурсов;
– в управленческом смысле: структура управления, сформированная на основе добровольного решения соседних муниципальных образований с целью эффективного управления совместным развитием, реализации межмуниципальных проектов.
Согласно проекту Концепции Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации, агломерация – это урбанизированная территория, представляющая собой систему расселения, состоящую из не входящего в состав другой агломерации города – центра агломерации с населением, как правило, от 100 и более тыс. чел. и внешней (пригородной) зоны с численностью городского поселения от 10 и более тыс. чел., границы которой определяются регулярными и интенсивными трудовыми, производственными, административно-деловыми, торгово-бытовыми, транспортно-логистическими, рекреационными и другими связями города-центра и населенных пунктов внешней зоны.
Фактические (не привязанные к административным) границы агломерации соответствуют изохроне 1,5 – 2,0 часовой транспортной доступности города-центра.
В таблице 1 представлены основные критерии выделения агломераций по наиболее известным методикам.
Таблица 1 – Критерии выделения агломераций по ряду методик
Критерии | Методика ИГРАН (Г. Лаппо, П. Полян) | Методика ЦНИИПград (Ф. Листенгурт) | Унифицированная методика (П. Полян, Н. Наймарк, И. Заславский) | |
Крупно городские агломерации | Больше- городские агломерации | |||
1. Численность населения центра | Не менее 250 тыс. чел. | Не менее 100 тыс. чел. | Не менее 250 тыс. чел. | Не менее 100 тыс. чел. |
2. Временная доступность от окраиндо центра | Не более 1,5часов | Не более 2 часов | Не более 1,5часов | Не более 1 часа |
3. Доступность от периферийных больших и средних городов до центра | – | – | Не более 0,5 часа (от больших и средних) | Не более 0,5 часа (от средних) |
4. Количество городских населенныхпунктов агломерационной зоны | Не менее 5 | Не менее 3 | Не менее 4 | Не менее 4 |
5. Совокупная численность населения городов-спутников | Не менее 50 тыс. чел. | – | – | – |
6. Численность городского населения в агломерации | – | Не менее 110 тыс. чел. | – | – |
7. Доля населения городских населенных пунктов агломерационной зоны | – | Не менее 10 % от общей численности городского населения | – | – |
8. Коэффициент развитости агломерации (агломеративности) | Не менее 1 | Не менее 0,1 | Не менее 1 | Не менее 2 |
Рассмотрим тип формирующейся агломерации на примере Вологодской области.
Как правило, все агломерации образуются вокруг крупного города-ядра, Вологодская агломерация – необычная, она представляет собой полицентричную агломерацию, в которой два ядра – два крупных города – Вологда и Череповец, вокруг которых понемногу происходит формирование агломерации. В настоящее время у города Вологда, являющегося административным центром Вологодской области и одним из двух ядер агломерации, сложились некоторые интеграционные связи с Вологодским, Сокольским и Грязовецким районами региона; у Череповца, являющегося вторым ядром, – с Череповецким, Сокольским, Шекснинским районами. Это заключается в наличии производственных, культурно-бытовых связей между ними, единой транспортной инфраструктуры, маятниковой миграции населения.
Кроме того, в Вологодской агломерации отражены особенности области: во первых, чрезвычайно выгодное географическое положение.
Территория агломерации расположена на пересечении транспортных коммуникаций всех типов: федеральных автомобильных и железных дорог, воздушного коридора из Европы в Азию и водных путей, путепроводов, а также в непосредственной близости от крупнейших российских мегаполисов Москвы и Санкт-Петербурга. Область является транзитной для многих категорий грузов, поскольку располагается на маршрутах их доставки в морские порты Балтики, Белого и Баренцева морей на Северо-Западе России и потребителям Урала и Поволжья. В пределах области проходит развитая железнодорожная сеть протяженностью более 760 км. По территории проходят транспортные железнодорожные коридоры «Транссиб» (Владивосток – Челябинск – Буй – Вологда – Череповец – Бабаево – Санкт-Петербург). и «Юг-Север» (Москва – Данилов – Вологда – Вожега – Архангельск с ответвлением на Воркуту и Мурманск, рис. 1). Вологодский железнодорожный узел является одним из крупнейших на Северо-Западе Российской Федерации. Развита сеть водного транспорта. Волго-Балтийский водный путь и Северо-Двинская шлюзованная система, связывающие Санкт Петербург, Москву и города, расположенные вдоль рек: Волги, Камы, Дона, обеспечивают выход к Беломоро-Балтийскому каналу, в Белое, Каспийское, Черное и Средиземное моря. В воздушном пространстве над территорией области с запада на восток проходит коридор международных трасс. Функционируют два авиапредприятия, открыт международный сектор аэропорта «Череповец». Территория агломерации находится в основных транспортных коридорах. Коридоры включают в себя магистральные железнодорожные и водные пути и автомобильные дороги общего пользования федерального значения.
Рисунок 1 – Карта-схема основных транспортных магистралей Вологодской области