В Вологодской области понемногу формируется Вологодская агломерация, состоящая из города Вологды, Вологодского, Грязовецкого и Сокольского районов.




На Вологодчине складывается Вологодская агломерация

В Вологодской области понемногу формируется Вологодская агломерация, состоящая из города Вологды, Вологодского, Грязовецкого и Сокольского районов.

К такому выводу пришли ученые «Вологодского научного центра РАН». По сравнению со многими другими российскими агломерациями, Вологодская является наименее развитой и окончательно еще не сформировалась. Однако она уже удовлетворяет всем критериям агломерации, и процесс экономического объединения четырех муниципалитетов объективно неизбежен.

При этом Вологда активно «высасывает» ресурсы из Вологодского, Грязовецкого и Сокольского районов. За последние четверть века численность постоянного населения областного центра увеличилась на 19,8 тыс. человек, или на 7%, тогда как в Вологодском районе население сократилось на 11%, Сокольском – на 24%, а Грязовецком – на 28% (в целом по области население уменьшилось на 13%).

В промышленном плане агломерация оказалась выгодна не только Вологде, но и Вологодскому району. «Более высокими темпами в исследуемый период развивалась промышленность в Вологде (рост в ценах 1991 года объемов промпроизводства составил почти 76%) и Вологодском районе (рост в 5,1 раза), - сообщает «Вологодский научный центр РАН». - Тогда как в Грязовецком и Сокольском районах отмечался спад на 49,4 и 26,3% соответственно. Это свидетельствует о существенных сдвигах в промышленном производстве исследуемых территорий: некоторая деградация промышленного потенциала в Грязовецком и Сокольском районах и его концентрация в ядре агломерации и Вологодском районе».

В сельском хозяйстве трех районов наблюдается повсеместное сокращение посевных площадей культур. В Сокольском районе зафиксирован спад на 59%, в Грязовецком – на 26,3%, в Вологодском - на 6,5%. Однако при этом удалось увеличить валовый сбор зерновых и зернобобовых культур (общий рост - на 8%, а в Вологодском районе – на 32%) за счет роста урожайности культур.

На территории Вологодской агломерации наблюдается также увеличение темпов строительства жилья, причем темпы роста выше среднеобластных. Все четыре муниципалитета активно взаимодействуют в сфере торговли. Сокращаются различия в уровне среднемесячной заработной платы, что позволяет говорить о схожести параметров уровня жизни населения на этих территориях.

Агломерационные процессы проявляются в концентрации населения, производства и экономической активности на всех четырех территориях. В 2016 г. на Вологодскую агломерацию приходилось около 14% общеобластного объема промышленного производства, 43% поголовья крупного рогатого скота региона, 34% посевных площадей сельхозкультур, 30% объема производства мяса и около трети туристического потока всей области.

О наличии агломерационных связей между тремя районами и областным центром говорит активное перемещение между ними населения. Согласно опросам «ВолНЦ РАН», ежедневно Вологду посещают 31,6% жителей Вологодского и 10,2% – Сокольского районов, а один раз в неделю – 22,4 и 13,3% соответственно. Люди приезжают в город, чтобы покупать различные товары, навещать родственников и посещать культурные и спортивные мероприятия.

Наиболее тесное взаимодействие Вологды осуществляется с Вологодским районом. Каждый четвертый житель района постоянно работает в областной столице, а многие жители города трудятся в организациях Вологодского района, имеют в районе дачу, земельный участок или загородный дом, выезжают из города на рыбалку, охоту и сбор ягод.

Значительная часть населения близлежащих к областному центру районов хочет переехать в Вологду (в Сокольском районе – 22% опрошенных, в Вологодском районе – 20%). Основными причинами смены места жительства является трудоустройство в городе на новую, более высокооплачиваемую работу и повышение доступности получения и качества социальных и бытовых услуг.

«Вологодский научный центр РАН» рекомендует руководству Вологды, Вологодского, Грязовецкого и Сокольского районов подписать соглашение о создании и совместном развитии Вологодской агломерации, разработать стратегию ее развития и активнее реализовывать совместные проекты и мероприятия в ее рамка

 

В современных экономических и политических условиях крупные города являются центрами экономической активности, распространения инноваций. При этом управление такими городами имеет свои особенности, связанные с масштабностью и комплексностью задач и проблем, стоящих перед местными органами власти.

Зарубежная и отечественная практика свидетельствует о том, что активное взаимодействие городов с прилегающими территориями в радиусе 50-60 километров, а также их организационная, экономическая и культурная интеграция обеспечивают значительный мультипликативный эффект для развития и самого города. Под воздействием эффекта масштаба формируется более крупный субъект экономических отношений (город и территории вокруг него), появляются новые рынки сбыта продукции хозяйствующих субъектов города, устанавливаются тесные кооперационные связи между предприятиями, позволяющие эффективно использовать трудовые, организационные, финансовые и иные ресурсы, повысить конкурентоспособность бизнеса на внешних рынках, увеличить налоговые и неналоговые поступления в городской бюджет. Также важным моментом является возможное проведение единой градостроительной политики, что позволит определить промышленные зоны, зоны рекреации, жилой застройки и сформировать тем самым заказ для предприятий города на участие в строительстве домов и соответствующей инфраструктуры (социальной, инженерной, транспортной).

Преимуществами формирования и развития агломераций для муниципальных органов власти являются, прежде всего, более эффективное решение всех вопросов и проблем местного значения за счёт реализации совместных межмуниципальных проектов, объединения усилий, ресурсов, оптимизации бюджетных расходов; для населения – повышение благосостояния, качества и комфортности условий проживания на территории, снижение транспортных, коммуникационных барьеров.

 

Вот как к трактуется термин «агломерация» в современном экономическом словаре. Это компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в территориальном смысле, но и обладающих развитыми культурными, производственными связями. В продолжение определения сообщается, что термин относится в основном к городским поселениям, т. е. речь идет о городских агломерациях.

Академик А.Г. Гранберг дает такое определение. Агломерация – территориальное образование, интегрирующее промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты. По мнению профессора Т.В. Караковой, агломерация – это города и населенные пункты, коммуникации, промышленность и транспорт.

Профессор Т.Я. Ребайн определяет агломерацию как группу населенных мест,объединенных территориальной близостью, наличием трудовых и культурно-бытовых связей, ограниченных двухчасовыми затратами времени на передвижение, причем производственные, административные и другие связи не являются важными для выявления границ агломерации.

Агломерация (от лат. agglomero – присоединяю):

– в географическом смысле: тесное скопление (группа) городов и других населенных мест, объединенных производственными, социальными, трудовыми и культурно-бытовыми связями, объектами инфраструктуры, общим использованием межселенных территорий и ресурсов;

– в управленческом смысле: структура управления, сформированная на основе добровольного решения соседних муниципальных образований с целью эффективного управления совместным развитием, реализации межмуниципальных проектов.

Согласно проекту Концепции Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации, агломерация – это урбанизированная территория, представляющая собой систему расселения, состоящую из не входящего в состав другой агломерации города – центра агломерации с населением, как правило, от 100 и более тыс. чел. и внешней (пригородной) зоны с численностью городского поселения от 10 и более тыс. чел., границы которой определяются регулярными и интенсивными трудовыми, производственными, административно-деловыми, торгово-бытовыми, транспортно-логистическими, рекреационными и другими связями города-центра и населенных пунктов внешней зоны.

Фактические (не привязанные к административным) границы агломерации соответствуют изохроне 1,5 – 2,0 часовой транспортной доступности города-центра.

В таблице 1 представлены основные критерии выделения агломераций по наиболее известным методикам.

Таблица 1 – Критерии выделения агломераций по ряду методик

Критерии Методика ИГРАН (Г. Лаппо, П. Полян) Методика ЦНИИПград (Ф. Листенгурт) Унифицированная методика (П. Полян, Н. Наймарк, И. Заславский)
Крупно городские агломерации Больше- городские агломерации
1. Численность населения центра Не менее 250 тыс. чел. Не менее 100 тыс. чел. Не менее 250 тыс. чел. Не менее 100 тыс. чел.
2. Временная доступность от окраиндо центра Не более 1,5часов Не более 2 часов Не более 1,5часов Не более 1 часа
3. Доступность от периферийных больших и средних городов до центра Не более 0,5 часа (от больших и средних) Не более 0,5 часа (от средних)
4. Количество городских населенныхпунктов агломерационной зоны Не менее 5 Не менее 3 Не менее 4 Не менее 4
5. Совокупная численность населения городов-спутников Не менее 50 тыс. чел.
6. Численность городского населения в агломерации Не менее 110 тыс. чел.
7. Доля населения городских населенных пунктов агломерационной зоны Не менее 10 % от общей численности городского населения
8. Коэффициент развитости агломерации (агломеративности) Не менее 1 Не менее 0,1 Не менее 1 Не менее 2

 

Рассмотрим тип формирующейся агломерации на примере Вологодской области.

Как правило, все агломерации образуются вокруг крупного города-ядра, Вологодская агломерация – необычная, она представляет собой полицентричную агломерацию, в которой два ядра – два крупных города – Вологда и Череповец, вокруг которых понемногу происходит формирование агломерации. В настоящее время у города Вологда, являющегося административным центром Вологодской области и одним из двух ядер агломерации, сложились некоторые интеграционные связи с Вологодским, Сокольским и Грязовецким районами региона; у Череповца, являющегося вторым ядром, – с Череповецким, Сокольским, Шекснинским районами. Это заключается в наличии производственных, культурно-бытовых связей между ними, единой транспортной инфраструктуры, маятниковой миграции населения.

Кроме того, в Вологодской агломерации отражены особенности области: во первых, чрезвычайно выгодное географическое положение.

Территория агломерации расположена на пересечении транспортных коммуникаций всех типов: федеральных автомобильных и железных дорог, воздушного коридора из Европы в Азию и водных путей, путепроводов, а также в непосредственной близости от крупнейших российских мегаполисов Москвы и Санкт-Петербурга. Область является транзитной для многих категорий грузов, поскольку располагается на маршрутах их доставки в морские порты Балтики, Белого и Баренцева морей на Северо-Западе России и потребителям Урала и Поволжья. В пределах области проходит развитая железнодорожная сеть протяженностью более 760 км. По территории проходят транспортные железнодорожные коридоры «Транссиб» (Владивосток – Челябинск – Буй – Вологда – Череповец – Бабаево – Санкт-Петербург). и «Юг-Север» (Москва – Данилов – Вологда – Вожега – Архангельск с ответвлением на Воркуту и Мурманск, рис. 1). Вологодский железнодорожный узел является одним из крупнейших на Северо-Западе Российской Федерации. Развита сеть водного транспорта. Волго-Балтийский водный путь и Северо-Двинская шлюзованная система, связывающие Санкт Петербург, Москву и города, расположенные вдоль рек: Волги, Камы, Дона, обеспечивают выход к Беломоро-Балтийскому каналу, в Белое, Каспийское, Черное и Средиземное моря. В воздушном пространстве над территорией области с запада на восток проходит коридор международных трасс. Функционируют два авиапредприятия, открыт международный сектор аэропорта «Череповец». Территория агломерации находится в основных транспортных коридорах. Коридоры включают в себя магистральные железнодорожные и водные пути и автомобильные дороги общего пользования федерального значения.

 

Рисунок 1 – Карта-схема основных транспортных магистралей Вологодской области

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: