Песня обычно разучивается по фразам или




Последовательность разучивания песни. Этапы работы.

Работа над школьной песней – процесс многоплановый. Чтобы воплотить в исполнении художественный замысел композитора, учителю необходимо не только овладеть репетиционным жестом для лучшего общения с хором с целью подчинения его своей воле, но и провести большую и трудоёмкую предварительную работу. А именно: выявить эмоционально-смысловое содержание песни, поставить учебно-воспитательные задачи, определить трудности, которые могут возникнуть при разучивании песни, составить её исполнительский план, а также план репетиций, подобрать соответствующие распевки, в том числе на материале песни. Всё это – подготовительная работа учителя.

Этапы работы

Способы разучивания песни различны, установлена лишь последовательность главных моментов этого процесса:

1. Краткое вступительное слово учителя;

2. Исполнение (показ) песни – учителем или в записи;

3. Беседа с детьми о песне;

4. Разучивание слов и мелодии;

5. Работа над выразительностью исполнения.

 

1. В кратком вступительном слове учитель знакомит детей с названием произведения, авторами, рассказывая интересные факты жизни и творческой деятельности, вспоминает другие, известные сочинения этих авторов. Иногда можно сразу озвучить эмоционально-смысловое содержание песни, используя наглядные примеры, которые дополняют содержание и смысл песни.

2. Показ песни - очень важный момент! Ведь именно первая встреча школьников с песней станет самой запоминающейся. Впечатления от услышанной впервые песни лягут у ребёнка в основу его отношения к произведению. Показ песни должен стать для учителя и учеников концертным номером. Песня исполняется полнозвучно, эмоционально, с чёткой дикцией и выразительной мимикой. Желательно, чтобы текст песни и музыкальный материал были выучены наизусть, так как во время показа учитель должен смотреть не в ноты, а в глаза детей, внимательно следить за их эмоциональным откликом на услышанное. Здесь недопустимы ошибки, забывание нотного и поэтического текста, неверная интонация. Исполнение песни учителем должно вызвать у детей яркие, запоминающиеся образы. Именно тогда у ребят возникнет желание учить и петь новую песню. Если хормейстер не владеет совершенным вокально-исполнительским навыком, можно послушать песню в записи, в исполнении профессионалов.

3. Беседа с детьми о песне. После первого прослушивания обсуждается эмоционально-образная, содержательная и смысловая характеристика песни. А также средства музыкальной выразительности, с помощью которых достигается тот или иной характер и настроение в песне: мелодия и её движение (плавное, скачкообразное), ритмический рисунок (ровный, пунктирный, синкопированный), лад (мажор, минор), динамические оттенки, темп, аккомпанемент (инструментовка, фактура – прозрачная, насыщенная и др.), форма. Не стоит забывать, что словарный запас детей ещё весьма беден, они часто не могут найти слова, которые верно передали то, что они интуитивно чувствуют. Поэтому учитель ставит больше наводящих вопросов, тем самым поддерживая диалог и помогая учащимся делать самостоятельные выводы.

4. Разучивание слов и мелодии.

В зависимости от сложности песни словесный текст учится или одновременно с мелодией, или немного впереди её, но не следует слишком много времени уделять раздельному разучиванию слов и мелодии: и то, и другое учится значительно быстрее вместе, когда мелодия предстаёт перед детьми в словесном, более им понятном смысле, а словесный смысл обретает в мелодии новую значимость и выразительность.

Песня обычно разучивается по фразам или

предложениям:

· Учитель пропевает первую фразу или предложение (если мелодия простая) 2-3 раза;

· Дети, внимательно прослушав пение учителя, повторяют этот же фрагмент (метод подражания);

Перед началом пения нужно обязательно точно интонационно выстроить первый звук. Чтобы мелодия усваивалась легче предлагаем детям показать направление движения мелодии рукой, а также вместо слов подключаем слоги: «лё», «лю» и другие.

Когда первая фраза будет выучена, переходим ко второй;

· Вторая фраза учится аналогично первой;

· Соединяем первую и вторую фразы;

· Выучиваются последующие фразы и соединяются;

· Пропевается весь куплет.

Куплет для закрепления можно повторить несколько раз в разных вариантах: по рядам, по цепочке, в разных темпах, динамике и др.

На первом уроке рекомендуется выучивать только первый куплет с припевом, если таковой имеется.

На втором и последующих уроках идёт работа над всей песней. Работа уже ведётся не столько над запоминанием литературного текста и мелодии, сколько над качеством её исполнения.

5. Работа над выразительностью исполнения – сопровождает весь процесс разучивания песни, с самого начала. Однако работу над выразительностью многие методисты рассматривают и как завершающий этап: когда слова и мелодия песни выучены достаточно прочно, наступает возможность более творчески её интерпретировать. Дети свободнее критикуют недостатки своего исполнения, уже увлечённо и сознательно работают над образом в целом и отдельными деталями, оттачивая необходимые навыки исполнения. На этом этапе желательно разнообразить формы исполнения песни, чтобы удержать интерес детей. Это исполнение песни по подгруппам (мальчики-девочки, ансамбли), выбор солистов, использование движений, музыкальных инструментов и других атрибутов, привлечение иллюстраторов.

Как правило, работа над одним произведением рассчитана на несколько уроков. Среднее количество уроков для разучивания составляет 5-8 занятий, но чаще для оттачивания вокально-хоровых навыков и воплощения художественного замысла произведения требуется гораздо больше времени.

Также следует учитывать, что из-за недостаточного произвольного внимания младших школьников, на каждом уроке следует работать не над одним произведением, а как минимум – над двумя, контрастными по характеру и трудности. Так, если одна из песен знакома детям по предыдущему уроку, вторая может быть новой; если первая оживлённая по характеру, то вторая спокойная и неторопливая; сюда же можно отнести и жанровые особенности произведений. Рекомендуется изучать с детьми песни разных жанров, эпох и стилей.

 

Хотя каждый вид деятельности (этапы) имеет свою внутреннюю систему, все они должны составлять единый комплекс.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: