1. Какой из приведенных ниже компонентов обязателен для существования организации:
а) наличие лидера;
б) наличие большого количества членов организации;
в) наличие личных контактов между членами организации;
г) наличие системы управления.
2. Психология управления, возникшая на стыке наук в наибольшей степени связана с такими науками как:
а) история,
б) философия,
в) экономика,
г) управленческие науки.
3. Кого из перечисленных исследователей можно отнести к основателям школы научного управления:
а) М.Вебер;
б) Т.Парсонс,
в) Ф.Тейлор,
г) Г.Зиммель.
4. Какая из перечисленных идей является главной для школы научного управления:
а) взаимозависимость членов социальной организации;
б) организация это – саморазвивающаяся система;
в) рационализация трудовых процессов в организации;
г) деятельность организации обуславливается внешними факторами.
5. В чем заключается вклад французского исследователя А.Файоля в теорию социальной организации:
а) предложил идею научно-обоснованного подбора кадров;
б) ввел понятие внешней среды организации;
в) ввел понятие лидерства в организации;
г) предложил понятие организационной структуры управления и определил ее основные типы.
6. Для какой из теорий характерно представление об организации как об иерархии должностей и подразделений, каждой их которых соответствуют строго определенные права, обязанности, полномочия?
а) теория человеческих отношений;
б) системный подход;
в) классическая школа научного управления;
г) ситуационный подход.
7. Какая система управления организацией является наиболее эффективной с точки зрения М.Вебера?
а) гибкая, ситуативная система управления;
б) система управления, учитывающая личные качества членов организации;
в) бюрократическая система;
г) система управления, учитывающая влияние внешней среды организации.
8. В чем главное отличие теории человеческих отношений от классической школы научного управления?
а) отрицание роли формальных связей в организации;
б) внимание к исследованию отношений между людьми, возникающими в процессе производства и общения;
в) исследование влияния организации на человека;
г) изучение функциональных обязанностей каждого члена организации;
9. Хотторнский эксперимент был проведен в:
а) Германии;
б) Англии;
в) Франции;
г) США
10. К какому направлению в теории организации можно отнести творчество Э.Мэйо?
а) функционализм;
б) теория человеческих отношений;
в) системный подход;
г) постмодернизм.
11. Что показал Хотторнский эксперимент, проведенный в 1924 – 1932 гг.?
а) производительность труда работника зависит в первую очередь от его умений, знаний и уровня организации и управления производством;
б) производительность труда в первую очередь зависит от заработной платы и других форм материального стимулирования;
в) производительность труда работников зависит от методов руководства, взаимоотношений между работниками, влияния группового мнения и удовлетворенности трудом;
г) производительность труда зависит от многих факторов, учесть которые невозможно.
12. Какое значение представители теории человеческих отношений придают знанию неформальных отношений в организации?
а) эти отношения игнорируются;
б) эти отношения признаются, но считаются не столь важными;
в) эти отношения рассматриваются как производные от формальных отношений;
г) этим отношениям отводится важная, а иногда и решающая роль в организационной деятельности.
13. Формированию какого стиля управления организацией способствовали идеи теории человеческих отношений и психологического подхода в теории организации?
а) авторитарного;
б) либерального,
в) демократического;
г) смешанного.
14. Какой вид целей организации чаще всего называют общей целью?
а) тактические цели;
б) стратегические цели;
в) оперативные цели;
г) ресурсные цели.
15. Какое из перечисленных ниже определений корпоративной культуры является правильным:
а) это совокупность материальных и духовных ценностей созданных в организации;
б) это правила поведения в организации, которые определяют руководители организации;
в) это набор ценностей, убеждений, способов мышления и поведения, который является общим для членов организации;
г) это уровень образования, квалификации и опыта членов организации.
16. Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене настроений, чуткостью и общительностью, характерен для:
а) холерика;
б) сангвиника;
в) флегматика;
г) меланхолика.
17. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, формирующаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, - это:
а) темперамент;
б) способности;
в) характер;
г) задатки.
18. Конкретный человек как представитель отдельной группы людей означает понятие:
а) индивид;
б) индивидуальность;
в) личность,
г) человек.
19. Неповторимость существенных признаков, включающая телесные и психологические особенности, как унаследованные, так и приобретенные, означает понятие:
а) индивид;
б) индивидуальность;
в) личность
г) человек.
20. Единство социальных образований, черт и качеств, воспитанных во взаимодействии с людьми означает понятие:
а) индивид;
б) индивидуальность;
в) личность
г) человек.
21. Трудовой коллектив – это:
а) организованная группа, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого члена отдельно, где межличностные отношения опосредуются общественно значимым содержанием деятельности;
б) организованное объединение людей, направленное на достижение общественно значимых целей на производстве;
в) общность, где имеет место высокий уровень социальных ценностей, но ими лишь в малой степени опосредствованы межличностные отношения.
22. Соотнесите этапы развития трудового коллектива и их характеристики:
организационный | |
подготовительный | |
стабильный |
А) допускает оптимизацию условий нормального существования;
Б) состоит в создании материально-технических и организационных предусловий, предшествующих рождению коллектива;
В) воспитательные мероприятия, осуществляемые руководителем, отодвигаются на второй план, заменяясь воспитательным воздействием коллектива
23. Что не относится к основным элементам делового общения –
а) субъект языковой коммуникации;
б) языковое сообщение;
в) внешний вид коммуникатора.
24. Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия называется -
а) конфликт;
б) фрустрация;
в) раздражительность
г) агрессия
25. О каком механизме психологической защиты в общении идет речь, когда работник, находящийся в проблемной ситуации ищет для себя социально приемлемое оправдание своих поступков:
а) идентификация;
б) рационализация;
в) вытеснение
г) замещение.
26. О каком механизме психологической защиты в общении идет речь, когда работник переносит свои социально неодобряемые качества на других людей:
а) замещение
б) идентификация;
в) проекция
г) отрицание
27. Соотнесите типы лидеров и их характеристики:
Ситуативный лидер | |
лидер | |
вожак |
А) самый авторитетный член группы, владеющий даром внушения и убеждения;
Б) побуждает к действию личным примером;
В) личностные качества имеют значение только в какой-то конкретной ситуации.
28. К типам руководства относятся:
а) анархический;
б) авторитарный;
в) нейтральный;
г) демократический;
д) бюрократический
е) либеральный
ж) все ответы верны.
29. Главным структурным компонентом процесса организаторской деятельности менеджера является
а) трудовой коллектив;
б) корпорация;
в) работник.
г) информация
30. Конфликтная ситуация – это…:
а) накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта;
б) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта;
в) открытое противостояние, как следствие взаимоисключающих интересов, позиций;
г) все верно.
31. Высокая степень работоспособности, умение спокойно находить выход в трудных ситуациях выявляют такие показатели нервной системы, как:
а) сила;
б) уравновешенность;
в) подвижность;
г) динамичность
32. Карьера это:
а) последовательность занятий или должностей, составляющих деятельность человека на протяжении жизни;
б) то, чем человек занимается, зарабатывая на жизнь в определенный момент времени;
в) последовательность позиций, которые человек занимал в определенный момент времени;
г) череда связанных между собой работ, организованных в порядке иерархии или престижа, через которые человек проходит в определенной более или менее прогнозируемой последовательности.
33. Полное введение в организацию, выполнение функций наставника или руководителя, техническая компетентность, ответственность, включая ответственность за работу других людей характерно для стадии карьеры:
а) кризис середины карьеры;
б) полное участие в ранней карьере;
в) полное участие в средней карьере;
г) основное обучение.
34. Постепенное повышение в должности, сопровождающееся ростом квалификации и профессионализма, пребывание на пике – наиболее высокой должности – длится до выхода на пенсию. Характерно для модели карьеры:
а) «ступени»;
б) «трамплин»;
в) «змея»;
г) «раздорожье».
35. Формы взаимодействия, характерные для деструктивных конфликтов:
а) содержательная,
б) коммунальная;
в) социальная;
г) все ответы верны.
36. Ситуация, в которой одному человеку предъявляются противоречивые требования соответствует типу конфликта:
а) межличностному;
б) внутриличностному;
в) конфликту между личностью и группой;
г) межгрупповому.
37. Противоборство, давление, сотрудничество, компромисс, избегание, уступка. Это:
а) коммуникативные тактики в конфликтных ситуациях;
б) разрешение конфликта при помощи административного воздействия;
в) психологические способы регуляции конфликтов;
г) стадии переговорного процесса.
38. Формулирование задания в форме «Я прошу Вас» наиболее эффективна в случае, когда подчиненный:
а) обязателен, любит свою работу, кропотлив, тщательно выполняет свою работу;
б) старателен, но ему не хватает опыта и профессиональных умений;
в) нестарательный, не склонен подчиняться дисциплине
г) нарушитель трудовой дисциплины, склонен к невыполнению своих обязанностей
39. Власть, влияние и полномочия, Это понятия:
а) идентичные по значению,
б) близкие по значению,
в) противоположные по значению;
г) абсолютно разные по значению.
40. Вознаграждение, принуждение, легитимная, референтная, экспертная, информации и связи это:
а) методы разрешения конфликтов;
б) источники власти;
в) методы управления командой
г) источники власти, имеющие личностную основу.
41. Способность менеджера влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта таланта, умений и навыков, а так же наличия специализированных знаний. Это власть:
а) легитимная;
б) референтная;
в) экспертная;
г) на поощрении.
42. Укажите неправильный ответ. Управление командой в изменяющихся условиях подразумевает:
а) поддержку инноваций и гибкость;
б) использование вознаграждения и принуждения в работе с персоналом;
в) взгляд на персонал как на капитал и ресурс;
г) управление с учетом изменений.
43. Модели управления гомогенными командами, не противоречащие «порядку вещей»:
а) «Отец – сын», «Мать – дочь», «старшая сестра – младшая сестра», «младший брат – старший брат»
б) «Друзья», «дочь – Мать», «старшая сестра – младшая сестра», «младший брат – старший брат»
в) «Жена – муж», «дочь – отец», «братья»
г) «старшая сестра – младшая сестра», «мать – дочь», «старший брат – младший брат».
44. Психологические и социально-психологические характеристики взаимоотношений работающих людей, отражающие степень объединения их усилий для достижения поставленных целей и решения производственных задач это:
а) задачи менеджера;
б) производственные отношения;
в) консолидация
г) управление персоналом.
45. Развитая высокая креативность, стремление к прорыву и успеху, отношения, построенные на пользе, прогнозируемое и объективное взаимодействие сотрудников, азарт, злоупотребление алкоголем свойственны:
а) гомогенной женской команде,
б) гомогенной мужской команде,
в) смешанной и разновозрастной команде
г) всем типам коллективов.
46. Активность, выдержка, высокая трудоспособность, стремление сделать карьеру, интерес к инновациям и новым методам работы, потенциал для повышения квалификации и профессиональное обучение, отсутствие стереотипов в умственной деятельности. Отсутствие развернутого жизненного опыта, отсутствие широкого профессионального опыта, прагматизм «Прибыль – любой ценой», амбициозность и некоторая резкость. Характеристики:
а) Периода профессионального обучения;
б) периода накопления профессионального опыта;
в) периода зрелого возраста;
г) Периода позднего зрелого возраста.
47. Главным фактором, определяющим успешность, является внутренний фактор: цели, ценности, направленность, мотивация. Отличительная черта:
а) Периода профессионального обучения;
б) периода накопления профессионального опыта;
в) периода зрелого возраста;
г) Периода позднего зрелого возраста.
48. Отрицание влияния фактора половой принадлежности на успешность профессиональной деятельности. Характерна точке зрения:
а) мужчина эффективнее женщины, как в управлении, так и в исполнительской деятельности;
б) Половая принадлежность работника не имеет никакого значения;
в) мужчина и женщина одинаково эффективны в профессиональной деятельности, но имеют разные деловые стили, и эффективность зависит от многих других условий;
г) женщина всегда эффективнее мужчины.
49. «Человек рождается с задатками лидера». Основное положение теории лидерства:
а) харизматическая;
б) теория черт,
в) синтетическая,
г) ситуационная.
50. эффективность руководства определяется не столько личными качествами, сколько стилем поведения руководителя по отношению к подчиненным. Основное положение теории лидерства:
а) харизматическая;
б) теория черт,
в) синтетическая,
г) ситуационная.
51. Компоненты лидерства:
а) биологические характеристики, способности, личностные черты
б) эмоциональный, деловой, информационный;
в) общие и специфические;
г) практический интеллект, специальные знания, компетентность, информированность.
52. Четкое планирование отсутствует, план меняется в зависимости от обстоятельств, нет четкого закрепления функций и заданий за каждым исполнителем, сотрудники сами определяют направление своей работы, согласуя его с руководством и другими сотрудниками. Характеристики стиля руководства:
а) демократический (коллегиальный);
б) авторитарный (директивный),
в) либеральный;
г) бюрократический.
53. Планы не разрабатываются, а получаются сверху, обсуждение сводится к уяснению и детализации, жесткая регламентация работ и сроков их исполнения, каждый занят своим делом и в установленном порядке докладывает о ходе работы. Характеристики стиля руководства:
а) демократический (коллегиальный);
б) авторитарный (директивный),
в) либеральный;
г) бюрократический.
54. Факторы, определяющие эффективность стиля руководства:
а) характер организации и уровень развития коллектива,
б) ситуация или задача;
в) личности руководителя и подчиненных
г) все ответы верны.
55. «Все плохо», описание недостатков; описание фактически совпадает с реальностью, но эмоционально драматизирует ее, «образ врага», формулирование ценностей или идей борьбы за улучшение ситуации, провозглашение себя лидером.
а) алгоритм принятия управленческих решений;
б) алгоритм постановки задач;
в) использование ситуации в проявлении харизмы;
г) все ответы верны.
56. Рекомендуется использовать на участках работы, требующей хорошей концентрации внимания, условия однообразной или монотонной работы, при урегулировании конфликтов в команде, давать время на запоминания задания, обязательно контролировать выполнение, стимулировать, подгонять, активизировать инициативу, не использовать на участках, где необходима высокая скорость принятия решения и дружелюбие. Это условия эффективного управления подчиненным:
а) холериком;
б) сангвиником;
в) флегматиком;
г) меланхоликом.
57. Часто реализует т в управлении сильный и авторитарный стиль, жаждет от подчиненных высокой трудоспособности, трудоголизма, быстрых решений, не любит, когда ему сопротивляются, спорят и критикуют. Может позволить себе резкую критику в адрес сотрудников. Это характеристики руководителя:
а) холерика;
б) сангвиника;
в) флегматика;
г) меланхолика.
58. По специфике мыслительной деятельности можно выделить следующие психологические типы:
а) Холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик;
б) экстраверт, интроверт,
в) аналитик, прагматик, реалист, идеалист, критик;
г) сильный, подвижный, гибкий, уравновешенный.
59. Индивидуальные черты, характеризующиеся тенденцией к переходу в патологическое состояние. Это:
а) черты характера;
б) способности,
в) акцентуации;
г) гениальность.
60. Методы психологии управления:
а) административные, идеологические,
б) Диагностические, регулирующие,
в) экономические, социально-психологические
г) все ответы верны.
61. Решение проблемы человеческого фактора на основе создания единого порядка, системы правил, которым должен подчиняться каждый неукоснительно. Определение:
а) административные методы;
б) экономические;
в) социально-психологические;
г) идеологические.
62. Психология управления:
а) отрасль знания, изучающая человека труда, непосредственно производящего материальные блага;
б) отрасль знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений.
в) отрасль знания, изучающая человека, включенного в технически оснащенный процесс и являющегося звеном механизированной или автоматизированной системы управления;
г) отрасль знания, изучающая взаимоотношения людей в трудовых коллективах, роль социальной группы в жизни индивида и общества в целом.
63. Воздействие на человека независимо от его сознания и воли, вопреки или втайне от самого человека в корыстных целях:
а) власть;
б) лидерство;
в) манипулирование,
г) гипноз.