Взаимосвязь корпоративной и маркетинговой стратегии.




 

Как правило, любая достаточно крупная организация имеет многоуровневую организационную структуру, при этом для каждого уровня характерны свои собственные цели и задачи. Это говорит о том, что система стратегического менеджмента компании также имеет многоуровневую структуру. Ч. Хофер (Charles Hofer) и Д. Шендель (Dan Schendel) выделяют три уровня стратегий — корпоративную, бизнес-стратегии и функциональные [Hofer, Schendel, 1978]. На этих трех уровнях формируется система стратегий, тесно связанных между собой (рис.).

Корпоративная стратегия (corporate strategy) отражает специфику деятельности организации, носит наиболее общий характер и характеризует перспективы развития компании в целом.

Бизнес-стратегии (business strategies) относятся к отдельным направлениям деятельности компании и характеризуют развитие стратегических бизнес-единиц и (или) отдельных предприятий группы. Различия между корпоративной стратегией и бизнес-стратегиями возникают в многопрофильных организациях, когда организационная структура предусматривает наличие общего корпоративного центра и стратегических бизнес-единиц. В рамках бизнес-стратегий, в частности, могут решаться вопросы сегментирования рынка, а также выбора между узкой специализацией в наиболее рентабельных областях или предложения рынку более широкого круга продуктов и услуг.

Наконец, функциональные стратегии (functional strategies) относятся к отдельным предметным областям — операциям (основной деятельности), маркетингу, финансам, НИОКР, персоналу, информационным технологиям. В частности, маркетинговая стратегия предусматривает разработку новых продуктов и услуг, определение ценовой политики, а также способов продвижения продуктов и услуг компании на рынке. Операционная (производственная) стратегия определяет размещение производственных мощностей, развитие технологий производства, решение вопросов об аутсорсинге тех или иных производственных функций.

С маркетинговой и операционной стратегиями тесно связана стратегия в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), определяющая разработку новых продуктов и технологий. Финансовая стратегия призвана обеспечить наличие источников финансирования для реализации других стратегий, а также эффективность использования финансовых средств. Стратегия в области персонала обеспечивает наличие необходимых трудовых ресурсов — персонала требуемой квалификации, в нужном количестве, в нужное время и в нужном месте, а также создание системы мотивации, позволяющей нацелить работников компании на выполнение поставленных задач. Стратегия в области информационных технологий (ИТ-стратегия) призвана обеспечить наличие и эффективное функционирование информационных систем, используемых в производстве и управлении.

Таким образом, вопросы развития информационных систем организации попадают в сферу влияния одной из функциональных стратегий и в этом смысле являются объектом стратегического управления. В то же время есть еще одна важная роль, которую информационные системы играют в системе стратегического менеджмента. Дело в том, что стратегический менеджмент, как и корпоративное управление, включает информационный аспект, связанный со сбором, хранением, обработкой и представлением управленческой информации. В свою очередь процессы информационного обеспечения стратегического менеджмента предусматривают применение соответствующих методов, моделей и технологий. Можно отметить, что по отношению к системе стратегического управления информационные системы выступают и как объект управления, и как средство информационного обеспечения управленческих процессов.

Таким образом, тесная взаимосвязь корпоративного управления и стратегического менеджмента обусловливает общность задач их информационной поддержки, а именно задач предоставления различным группам заинтересованных лиц уместной и достоверной ин- формации, способной стать основой для принятия управленческих решений. Многие требования, предъявляемые к информационной поддержке, вытекают из существующих разработок, среди которых можно выделить три основные группы: кодексы корпоративного управления, требования к корпоративной отчетности и разработки в области теории стратегического менеджмента. Некоторые из этих разработок рассмотрены ниже, поскольку их анализ на предмет выявления и систематизации требований к информатизации представляется необходимым в качестве первого шага в процессе проектирования комплексных систем информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: