Центральный банк РФ (Банк России)




Некоторые функции центрального банка (монопольная эмис­сия кредитных билетов, «банк банков») в России, впервые начал выполнять созданный в 1860 г. Государственный банк России. Он находился в прямом подчинении министра финансов и на­ряду с функциями центрального банка выполнял функции ком­мерческого банка. После национализации коммерческих банков в 1917 г. и их слияния с Государственным банком России, как уже говорилось выше, последний был переименован в Народный банк РСФСР и передан в ведение Наркомфина. В 1920 г. На­родный банк РСФСР был упразднен, а право денежной эмиссии передано Наркомфину.

В 1921 г. был создан Государственный банк РСФСР, который в 1923 г. был преобразован в Государственный банк СССР, на­ходившийся в прямом подчинении Правительства.

Госбанк СССР до банковской реформы 1987 г. являлся еди­ным эмиссионным, кредитным, расчетным и кассовым центром страны, выполняя, в отличие от центральных банков промышленно развитых стран, функции, присущие как центральному, так и коммерческим, инвестиционным, сберегательным и дру­гим банкам. С 1988 г. функции кредитования и расчетно-кас­сового обслуживания народного хозяйства были переданы госу­дарственным специализированным банкам. Госбанк СССР осу­ществлял монопольную эмиссию наличных денег, централизо­ванное плановое управление денежно-кредитной системой, кон­троль за всеми основными направлениями деятельности госу­дарственных специализированных банков, организацию расче­тов между ними, кассовое исполнение бюджета.

При этом сохранялись государственная монополия банковского дела и строгая централизация управления кредитом. Госбанк СССР разрабатывал сводные кредитные планы и планы распределения ресурсов и кредитных вложений по банкам, устанавли­вал предельные размеры процентной ставки специализирован­ных банков, участвовал в определении состава объектов креди­тования, условий выдачи и погашения кредитов, мер кредитного воздействия на ссудозаемщиков.

Центральный банк в Российской Федерации был создан по­сле обретения ею суверенитета на базе Госбанка СССР первоначально в виде Госбанка РСФСР, который в декабре 1990 г. был переименован в Центральный банк РСФСР (Банк России), а за­тем в апреле 1995 г. - в Центральный банк Российской Феде­рации (Банк России).

Правовой статус, функции, принципы организации и дея­тельности Центрального банка РФ (Банка России) определяют­ся Конституцией РФ, Федеральным законом от 26 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», а также Феде­ральным законом от 3 февраля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятель­ности в РСФСР».

Уставный капитал и иное имущество Банка России (ЦБ РФ ЦБР) являются федеральной собственностью. Однако хотя Банк России является государственным банком, он независим в своей деятельности от Правительства. ЦБ РФ _ юридическое лицо, не регистрируется в налоговых органах, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не отвечает по обязательствам го­сударства, а государство Не отвечает по обязательствам банка. Нормативные акты, издаваемые ЦБР, обязательны для органов государственной власти РФ и её субъектов, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Проекты федеральных законов, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения функций Бан­ка России, должны направляться на его заключение.

ЦБР подотчетен лишь Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Государственная Дума по представлению Прези­дента назначает сроком на четыре года Председателя и членов высшего органа Банка России. Совет директоров, рассматри­вает годовой отчет ЦБР и аудиторское заключение, определяет аудиторскую фирму для аудиторской проверки банка; заслуши­вает доклады Председателя о деятельности ЦБР дважды в год.

В то же время ЦБ РФ тесно связан с Правительством. Он участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель банка или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов и министр экономики или их заместители принимают участие в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голо­са. ЦБР и Правительство РФ информируют друг друга о предпола­гаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, ко­ординируют свою политику, проводят регулярные консультации. В частности, ЦБР консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государ­ственной денежно-кредитной политики.

При Банке России создан Национальный банковский совет, в который входят представители палат Федерального Собрания, Президента, Правительства РФ, Банка России, а также министр финансов и министр экономики, представители кредитных ор­ганизаций и эксперты. Председателем Совета является Предсе­датель ЦБ РФ. Национальный банковский совет регулярно рас­сматривает концепцию совершенствования банковской системы, проекты основных направлений единой государственной денеж­но-кредитной политики, политики валютного регулирования, наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредит­ных организаций, осуществляет экспертизу проектов законода­тельных и иных нормативных актов в области банковского дела.

Банк России образует единую централизованную систему с вер­тикальной структурой управления. В систему Банка входят цен­тральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кас­совые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и органи­зации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности ЦБР. Национальные банки рес­публик являются территориальными учреждениями ЦБР. Террито­риальные учреждения банка не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный ха­рактер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.

Руководство и управление Банком России осуществляет его высший орган — Совет директоров. В этот коллегиальный орган входят Председатель ЦБР и 12 членов, работающих в Банке России на постоянной основе. Совет директоров разрабатывает во взаимодействии с Правительством основные направления еди­ной государственной денежно-кредитной политики. Устанавли­вает экономические нормативы и нормы обязательных резервов для кредитных организаций, принимает решения об изменении процентных ставок Банка России, определяет лимиты операций на открытом рынке, условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России, объемы выпуска и изъятия налич­ных денег из обращения.

Основные цели, функции и операции ЦБ РФ отражены в Федеральном за­коне «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)» от 26 апреля 1995 г.:

· защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностран­ным валютам;

· развитие и укрепление банковской системы РФ;

·. обеспечение эффективного и бесперебойного функциони­рования системы расчетов.

Достижение этих целей осуществляется путем выполнения Банком России своих функций, сформулированных в ст. 4, а именно, ЦБ РФ:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную и денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных
организаций, организует систему рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

5) устанавливает правила проведения банковских операций,
бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций
и организаций, занимающихся их аудитом;

7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

.8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными органи­зациями в соответствии с федеральными законами;

9) осуществляет самостоятельно или по поручению Прави­тельства РФ все виды банковских операций, необходимые для
выполнения основных задач Банка России;

10) осуществляет валютное регулирование, включая опера­ции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет по­рядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

11) организует и осуществляет валютный контроль как непо­средственно, так и через уполномоченные банки в соответствиис законодательством РФ;

12) принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса РФ;

13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

14) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Как видно из приведенного перечня, функции ЦБ РФ в ос­новном совпадают с функциями центральных банков промышленно развитых стран. Из определения, которое дано Законом о Банке России пер­вой функции ЦБР, следует, во-первых, что денежно-кредитная политика является единой государственной политикой, которая разрабатывается и проводится ЦБР во взаимодействии с Прави­тельством, поэтому ее цели определяются задачами общей эко­номической политики государства. Основной принцип форми­рования денежно-кредитной политики состоит в том, что ЦБР всегда берет за основу официальный прогноз макроэкономиче­ских показателей, который использовался при составлении про­екта федерального бюджета. Одновременно ЦБР исходит из анализа развития экономики за предшествующие периоды, про­граммы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и необходимости обеспечения устойчивого долго­временного экономического роста.

Во-вторых, Закон определил, что денежно-кредитная поли­тика направлена на защиту и обеспечение устойчивости рубля, его внутренней и внешней стабильности, т.е. низких темпов инфляции и стабильного валютного курса.

Достижение низкого уровня инфляции способствует улуч­шению ожиданий экономических агентов и является, по мнению ЦБР, наилучшим вкладом денежно-кредитной политики в развитие экономики. Все 90-е годы и начало 2000-х, а также в среднесрочной перспективе последовательное снижение инфля­ции было, есть и будет главной целью денежно-кредитной поли­тики ЦБР.

Снижение инфляции — конечная цель денежно-кредитной политики. Следует, однако, иметь в виду, что ЦБ РФ не в состоянии достичь конечной цели напрямую, он должен выбрать промежуточную цель, которая непосредственно влияет на конечную. Промежуточной целью может быть достижение целевых ориентиров роста денежной массы, уровня валютного курса, процентных ставок.

В качестве промежуточной выбирается какая-либо одна цель, так как одновременное достижение всех целей практически не­возможно: например, поддержание денежной массы в установ­ленных пределах может привести к нарушению целевых устано­вок по уровню валютного курса и процентных ставок, поскольку он (уровень) зависит от предложения денег; и напротив, стрем­ление поддержать целевые ориентиры по валютному курсу или процентным ставкам может привести к расширению или сжа­тию денежной массы.

Традиционной промежуточной целью денежно-кредитной политики Банка России является денежное таргетирование, ко­торое предполагает поддержание темпов роста денежной массы. На практике это означает, что ЦБР ежегодно определяет в качестве основных ориентиров де­нежно-кредитной политики среднегодовой темп инфляции и го­довой прирост денежной массы. Например, на 2001 г. преду­сматривался темп инфляции 12—14%, а прирост денежной мас­сы (агрегат М2) — 27—34%; на 2002 г. соответственно: 14,3-15,5% и 22-28%.

ЦБР неоднократно признавал, что по мере ослабления инфляции в Российской Федерации связь между ростом денежной массы и инфляцией и соответственно роль денежных факторов при ана­лизе и управлении инфляционными процессами снижаются, одна­ко несмотря на это, денежное таргетирование по-прежнему опре­деляется как промежуточная цель денежно-кредитной политики. Воздействие Банка России на денежную массу осуществляет­ся путем регулирования ликвидности банковской системы и контроля за ростом денежной базы. Для этого применяются раз­личные инструменты и методы денежно-кредитной политики. К основным из них относятся следующие:

1) процентные ставки по операциям ЦБР (минимальные став­ки, по которым ЦБР осуществляет свои операции);

2) нормативы обязательных резервов, деноминируемых в ЦБР(резервные требования);операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами и облигациями ЦБР, а также краткосрочные операции
типа репо с ценными бумагами;

3) рефинансирование, т.е. кредитование коммерческих банков;

4) валютная интервенция с целью воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;

5) установление ориентиров роста денежной массы;

6) прямые количественные ограничения, под которыми по­нимается установление лимитов на кредитование коммерческих
банков, проведение банками отдельных операций;

7) выпуск от своего имени облигаций (ОБР), размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

С 1996 г. к числу инструментов денежно-кредитной полити­ки добавились депозитные операции ЦБР (привлечение в депо­зиты свободных средств банков для регулирования их ликвидно­сти как на фиксированные сроки, так и до востребования).Следует отметить, что набор используемых Банком России инструментов меняется в зависимости от условий развития эко­номики, состояния финансовых рынков, объема официальных золотовалютных резервов. Например, более двух лет не исполь­зуется такой метод денежно-кредитной политики, как измене­ние норм обязательных резервов. Последнее повышение было проведено в январе 2000 г. ЦБ РФ воздерживается от повыше­ния нормативов обязательных резервов, полагая, что к данной мере можно прибегать лишь в исключительных случаях в целях ослабления спекулятивного давления на рынок. В 90-е годы этот инструмент использовался весьма активно. В 1992—1995 гг. норма резервов по депозитам до востребования достигала мак­симально возможных по Закону — 20%. В 1996—1999 гг. нормы депозитов изменялись ежегодно (часто несколько раз в течение года). С 1 января 2000 г. нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привле­ченным средствам юридических и физических лиц в иностран­ной валюте установлены в размере 10%, а по рублевым депози­там физических лиц — 7%.

Важным инструментом денежно-кредитной политики являет­ся изменение процентньгх ставок по операциям Банка России. Начиная с 1993 г. ставка рефинансирования ЦБР изменялась не реже пяти раз ежегодно (в 1994 г. — девять раз), причем нередко с интервалом в одну-две недели, иногда одновременно на 30—40 пунктов. Максимальный уровень ставки рефинансирования в 1991 г. достигал 20%, в 1992 г. — 80%, в 1993 г. — 210%. С апре­ля по октябрь 1994 г. ставка постепенно была снижена до 130%, а затем снова повышалась, достигнув в январе 1995 г. — 200%. С мая 1995 г. до ноября 1997 г. ставка снижалась 13 раз, достигнув 21%. В ноябре 1997 г. она вновь была повышена до 28%, в фев­рале 1998 г. — до 42%, а в конце мая — до 150%. В 1998г. ЦБР пересматривал ставку рефинансирования девять раз. С июля 1998 началось постепенное снижение ставки. 9 апреля 2002 г. она была установлена на уровне 23%.

Ставка рефинансирования играет ключевую роль в системе процентных ставок Банка России. Однако, как отмечается в Ос­новных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 г., задачей изменения этой ставки не является оперативное влияние на текущую ситуацию на меж­банковском рынке. Изменение ставки играет роль сигнала, да­вая участникам рынка информацию об оценке Банком России уровня инфляции и перспектив ее развития. Тем самым она оказывает влияние на информационные ожидания, а значит, на политику хозяйствующих субъектов.

Кроме ставки рефинансирования ЦБР устанавливает ставки по внутри дневным кредитам, кредитам «овернайт», ломбардным кредитам, а также депозитным операциям.

Быстрое развитие рынка государственных ценных бумаг в России в 1993—1995 гг. создало предпосылки для активного ис­пользования операций на открытом рынке для воздействия на банковскую ликвидность и денежную базу. Так, покупка ЦБР государственных ценных бумаг у коммерческих банков внесла значительный вклад в преодоление кризиса рынка межбанков­ских кредитов в августе 1995 г. С 1995 г. операции Банка России на вторичном рынке ГКО—ОФЗ стали главной определяющей роста денежной базы. Достаточно сказать, что в конце 1995 г. с этими операциями было связано около 80% прироста денежной базы (в широком определении), в конце 1996 г. — около 82%, а в середине 1997 г. — 133% по сравнению с 1% в начале 1995 г. С августа 1998 г. объем операций на открытом рынке резко сокра­тился в результате реструктуризации задолженности по государ­ственным ценным бумагам со сроком погашения до 31 декабря 1999 г. Роль государственных ценных бумаг в этой ситуации частично взяли на себя облигации Банка России. Кроме того, ЦБР проводит работу по переоформлению части государствен­ных облигаций из своего портфеля в облигации с рыночными характеристиками. Такое переоформление позволит проводить с ними операции на открытом рынке.

В целях регулирования ликвидности банков ЦБР активно про­водит депозитные операции с коммерческими банками, во-пер­вых, с использованием системы «Рейтерс-дилинг» с банками, рас­полагающими этой системой, и во-вторых, путем проведения депозитных аукционов.

Важное направление денежно-кредитной политики Банка России — политика валютного курса. ЦБР активно использует обменный курс рубля в качестве инструмента регулирования де­нежного обращения и уровня инфляции. Покупая или продавая доллары США за рубли, ЦБР оказывает воздействие как на объ­ем рублевой массы, так и на валютный курс рубля.

Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег (банкнот и монет) и организует их обращение. В отличие от промышленно развитых стран удельный вес наличных денег в России очень велик — около 40% денежной массы, поэтому эмис­сионная функция ЦБР имеет особенно большое значение. Кон­троль за ростом денежной базы, более 70% которой составляют на­личные деньги в обращении, является важной составляющей регу­лирования Банком России денежной массы.

Банкноты (билеты Банка России) и монеты — это безуслов­ные обязательства Банка России, которые обеспечиваются все­ми его активами. Банкноты и монеты Банка России являются единственным законным средством платежа на террито­рии РФ: они обязательны к приему по нарицательной стоимо­сти при всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ. Это означает, что зачисленные на счета рубли (т.е. рубли в безналичной фор­ме) обладают де-факто таким же статусом законного платежного средства, как и наличные рубли. В целях организации налично-денежного обращения на тер­ритории РФ Банк России:

• осуществляет прогнозирование и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монет, создает их резервные фонды;

• устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

• устанавливает признаки платежеспособности денежных зна­ков и порядок замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение;

• определяет порядок ведения кассовых операций.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью банков. Главная цель банковского ре­гулирования и надзора — поддержание стабильности банков­ской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Действующая в России система пруденциального надзора в целом соответствует ключевым принципам эффективного бан­ковского надзора, определенным Базельским комитетом по бан­ковскому надзору («Комитетом Кука»). ЦБР осуществляет регу­лирование деятельности кредитных организаций и надзор за ними по следующим основным направлениям:

• регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций (минимального размера капитала, достаточности капитала, нормативов ликвидности и др.); опре­деление лимитов открытой валютной позиции, порядка форми­рования резервов для покрытия рисков;

• регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организаций;

• установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предос­тавления бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций;

• регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций;

• надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов ЦБР, проверка деятельности кредитных органи­заций.

Банк России выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы Российской Федерации. Он органи­зует межбанковские расчеты, служит расчетным центром банковской системы страны; устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов в России; ко­ординирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных (в том числе клиринговых) систем.

Банк России, подобно центральным банкам других стран, выполняет функцию банкира, финансового консультанта и агента Правительства РФ. На его счетах хранятся средства феде­рального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, государст­венных внебюджетных фондов. Он может предоставлять креди­ты Правительству России на срок не более одного года (для по­крытия кассовых разрывов в госбюджете) под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установ­лено Федеральным законом о федеральном бюджете. За исклю­чением тех случаев, когда это предусматривается указанным За­коном, банк не вправе предоставлять прямые банковские ссуды Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита и покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении.

С 1995 г. происходят отказ от прямого банковского кредито­вания Правительства РФ и секьюритизация государственного долга, т.е. кредитование государства путем покупки государст­венных ценных бумаг. Если на начало 1994 г. ссуды Банка Рос­сии Минфину РФ составляли 12,8 трлн руб., а его вложения в государственные ценные бумаги — 0,2 трлн, в начале 1995 г. со­ответственно 59,5 и 7,1 трлн, то на 1 января 1996 г. ссуды нахо­дились на уровне 58,4 трлн руб., а вложения в ценные бумаги — 35,8 трлн; на 1 января 1997 г. соответственно 57,8 и 75,7 трлн; на 1 июня 1997 г. — уже 0,7 и 128,9 трлн руб. С 1999 г. происхо­дит увеличение кредитов Правительству РФ для обслуживания внешнего долга. На 1 декабря 2001 г. эти кредиты составили 190,7 млрд., в то время как вложения в ценные бумаги Прави­тельства РФ — 258,5 млрд. руб. (депонированных).

ЦБР консультирует Минфин РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и при­оритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Банк России осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга РФ. Его полномочия в этой сфере определя­ются федеральным законодательством и прежде всего Законом РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». В соответствии с этим Законом управление государственным внутренним долгом (определение порядка, ус­ловий выпуска и размещения долговых обязательств) осуществля­ется Правительством РФ. Обслуживание долга производят ЦБР и его учреждения посредством осуществления операций по разме­щению долговых обязательств Правительства РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Банк России выполняет внешнеэкономическую функцию по следующим основным направлениям:

· ЦБР предоставляет интересы РФ во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях. Является членом международных организаций, которые занимаются развитием сотруд­ничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах;

· определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ, выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории РФ;

· определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

· принимает участие в разработке прогноза платежного баланса России и организует его составление;

· управляет международными резервами страны;

· в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» выполняет функции органа государствен­ного валютного регулирования и валютного контроля.

Функции ЦБР реализуются через его операции. Операции, связанные с выполнением основных функций Банка России, от­ражены в его балансе (см. табл.2).

Наибольший удельный вес (62,8%) в активе приходится на опе­рации с золотом и иностранной валютой. Около 19% составляют операции с ценными бумагами (вложения в ГКО, ОФЗ и другие государственные ценные бумаги, векселя, акции, другие ценные бумаги банков), 13,3% — ссуды Министерству финансов РФ, бан­кам и иным клиентам Банка России. Кредитование банков осуще­ствляется в основном под залог государственных ценных бумаг. С 2001 г. введен в действие новый механизм кредитования банков — под залог векселей и прав требований по кредитным договорам.

Основным источником ресурсов ЦБР являются средства на счетах (42,9%) и эмиссия банкнот и монет, которая составляет 33,4% всех пассивов. Уставный капитал ЦБР — 3 млн. руб. Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% балансовой при­были. Оставшаяся прибыль направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения. На долю уставного капитала и фондов приходится около 10% пассивов.

Коммерческие банки

Вторым ярусом банковской системы России, как и других стран, выступают универсальные и специализированные ком­мерческие банки. В соответствии с российским законодательством банками являются кредитные организации, выполняющие в совокупности такие виды операций, как: привлечение во вклады средств юридических и физических лиц; размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. При этом для осуществления сво­ей деятельности банки должны пройти государственную регист­рацию в Центральном банке РФ и получить лицензию на осу­ществление определенных банковских операций.

За время своего небольшого существования количество ком­мерческих банков в стране постоянно изменялось, первоначаль­но их количество увеличивалось, а затем наступил период кон­центрации и централизации капитала, когда увеличивался ус­тавный капитал банков, но уменьшалось их количество. После кризиса 1998 г., когда потерпели фиаско многие крупные банки, банковская система до сих пор находится в условиях реформи­рования и реорганизации. В период с 1998 г. по январь 2001 г. количество банков сократилось почти на 80%. И только после 2001 г. начался рост количества банков (см. табл. 3). В на­стоящее время насчитывается 1276 коммерческих банков, одна­ко из них только 90% считаются финансово устойчивыми.

Коммерческие банки России по своей величине в основном мелкие и средние. 36,4% коммерческих банков имеют уставный капитал от 5 до 25 млн. руб., 23,9% — от 10 до 30 млн. руб. и только 17% коммерческих банков удовлетворяют требованию Центрального банка РФ о минимальной величине уставного капитала (5 млн. евро, см. табл.4). Основное место расположе­ния коммерческих банков, как уже упоминалось ранее, — Цен­тральная часть России, и в большей степени г. Москва. Здесь сосредоточено 696 банков, из них в Москве и Московской об­ласти — 621 банк, что составляет около 50% всех банков.

По своей организационно-правовой форме большинство коммерческих банков являются акционерными банками, хотя присутствуют и банки как общества с ограниченной и дополни­тельной ответственностью. Для России в большей степени, чем в развитых странах, характерны государственные банки, или банки с участием государства. По данным на конец 2001 г., бан­ков с участием государственных унитарных предприятий было свыше 400. Из них только в капитале пяти-шести крупных бан­ков участвовало непосредственно государство. Наиболее круп­ными из них являются такие банки, как Сберегательный банк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк.

В России разрешено открытие банков с участием иностран­ного капитала. Коммерческих банков с привлечением иностран­ных инвестиций в пределах 35—50% капитала банка насчитыва­ется 127, а со 100%-ным иностранным участием на данный мо­мент 23. Несмотря на небольшое количество таких банков, их доля в совокупных активах банковской системы составляет око­ло 6%. Наиболее крупным иностранным банком на территории России является австрийский Райзенбанк. В основном коммерческие банки универсальны, т.е. выполняют полный набор операций и обслуживают все категории клиентов.

В соответствии с российским законодательством, а именно, Законом РФ «О банках и банковской деятельности», коммерче­ские банки могут выполнять, как уже говорилось ранее, следую­щие виды операций: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определен­ный срок); размещение привлеченных денежных средств от сво­его имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов по по­ручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привле­чение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий; осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.

Кроме чисто банковских операций они могут выполнять и определенные сделки: выдачу гарантий; приобретение права тре­бования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лица­ми; осуществление операций с драгоценными металлами и кам­нями; предоставление в аренду физическим и юридическим ли­цам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; лизинговые операции; оказание консультационных и информационных услуг.

Однако несмотря на такой широкий перечень операций, рос­сийские банки акцентируют свое внимание лишь на небольшом количестве операций. Среди пассивных операций основными вы­ступают ведение счетов предприятий, корреспондентских счетов банков и принятие вкладов населения, на которые приходится свыше 55% пассивов. Что касается активных операций, то здесь преобладают кредиты — 40% (из них кредиты в реальный сектор экономики составляют лишь 32,3%) и вложения в ценные бума­ги — 19%. В силу краткосрочности привлекаемых ресурсов бан­ки работают на денежном рынке, предоставляя краткосрочные кредиты. Лишь небольшая группа банков активно занимается долгосрочным кредитованием и инвестициями. В целом предос­тавляемые кредиты составляют 12% от ВВП, тогда как в разви­тых странах этот показатель в десятки раз выше. Большая часть активов коммерческих банков размещена на корреспондентских счетах банков. Среди прочих операций основное место занима­ют операции с иностранной валютой. Доля валютных пассивов в совокупных пассивах коммерческих банков составляет 34,7%, а доля валютных активов в совокупных активах — 43,4%.

Клиентами коммерческих банков, как правило, являются юридические лица и малая доля физических лиц, хотя в послед­ние годы коммерческие банки все больше начинают ориентиро­ваться на обслуживание физических лиц. Тем не менее совокуп­ный объем кредитов, выданных банками населению в 2001 г., со­ставил 2,3% всех выданных кредитов, ими же привлекается менее 25% всех денежных средств населения.

В России по сравнению с другими странами доля специали­зированных банков, ориентирующихся на выполнение одной или двух основных операций или обслуживание определенного вида клиентов довольно мала. Среди них особую роль играет Сберега­тельный банк России, наиболее крупный банк по размерам соб­ственного капитала, активам, количеству клиентов и филиальной сети. На рынке банковских услуг Сберегательному банку принад­лежит значительная роль в привлечении средств физических лиц (на него приходится 75% всех вкладов), он остается одним из не­многих банков, занимающихся кредитованием физических лиц.

Наряду со Сберегательным банком к числу специализированных банков относятся ипотечные банки, занимающиеся кредитованием недвижимости под ее залог. Такие банки появились в России еще в начале 90-х годов, но особого развития пока не получили из-за множества правовых и экономических рисков. На сегодняшний день их насчитывается около девяти, причем срок выдачи кредитов данными банками не превышает 10 лет, и они пользуются, как пра­вило, широкой поддержкой муниципальных органов власти.

Инвестиционным банкам в нашей стране пока очень трудно выжить в силу неразвитости рынка ценных бумаг, отсутствия боль­шого объема эмитентов корпоративных ценных бумаг. Поэтому такие банки с целью получения прибыли в большей степени вы­полняют роль универсальных банков, нежели специализированных.

Особо стоит сказать о таких специализированных банках, как Внешэкономбанк и Внешторгбанк России, занимающихся об­служиванием внешней торговли и внешнеэкономической дея­тельности России. Эти банки существуют уже достаточно долго, доля их капитала принадлежит государству, и они являются свое­образными монополистами в своей области.

В целом стоит отметить, что специализированные банки только начинают развиваться, и в условиях стабилизации и раз­вития экономики их развитие будет продолжаться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: