К семинару:
Административно-территориальное деление в республиках, краях и т.д (на семинар)
ФЗ от 06.10.1999 №184 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных) органов субъектов РФ
ФЗ от 04.01.1999 №4 ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ
ФКЗ от 17.12.2001 №6 ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ
Договор от 18.03.2014 о принятии республики Крым … в состав РФ
ФЗ «О выборах Президента РФ»
ФЗ «О выборах депутатов…»
ФЗ «О гарантиях реализации избирательных прав и права на участие в реферундуме»
Отличительные черты:
Множественность государственной публичной власти внутри страны (деление гос власти на 2 уровня, источником и первого, и второго видов власти является народ
· Федеральная публичная власть
· Публичная власть субъектов
·
Наличие относительно самостоятельных территорий внутри государства. Данные территории обладают большей самостоятельностью, чем в унитарном государстве
Сочетание федеральных и региональных налогов (в РФ – муниципальные налоги)
Сочетание федеральной правовой системы и правовой системы субъектов РФ
Компетенция – совокупность предмета ведения и полномочия. Предмет ведения – урегулированные нормами права общественные отношения в различных сферах жизни. Полномочия – совокупность прав и обязанностей
Исключительные полномочия субъектов:
- установление административно-территориального деления
- регуирование и распоряжение гос собственностью субъекта
- принятие или изменение конституции или устава субъекта, законов и иных НПА
- формирование органов гос власти субъекта
- организация местного самоуправления на территории субъекта
- учреждение почетных званий субъектов званий РФ
- гос служба субъекта РФ
Виды субъектов федерации:
- республика (22)
- край (9)
- область (46)
- город федерального значения (3)
- автономная область (1)
- автономный округ (4)
Признаки статуса субъекта
- наличие учредительной власти (субъект самостоятельно определяет адм-терр устройство, наименование и т.д.). Суверенитет принадлежит только государству, субъекты не обладают и не могут обладать суверенитетом в полном смысле понятия.
- наличие конституции или устава субъекта (всего 23)
- суды субъектов: конституционные (уставные) суды (всего 16), мировые судьи
- каждый субъект имеет свою правовую систему
- каждый субъект имеет свою террирорию
- каждый субъект имеет свою систему законодательных, представительных и исполнительных органов гос власти, источник – ФЗ от 06.10.1999 №184 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных) органов субъектов РФ
- представительство субъектов органа гос власти
- ограниченная международная правосубъектность (ФЗ от 04.01.1999 №4 ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ)
- субъект РФ имеет свои символы
- субъект РФ не имеет права сецессии – права выхода в одностороннем порядке из состава РФ
Основание и порядок принятия в РФ и образование в ее составе нового субъекта (ФКЗ от 17.12.2001 №6 ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ)
Принятие в РФ нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части
Требования:
- добровольность
- соблюдение государственных интересов РФ
- соблюдение принципов федеративного устройства
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина
- учет сложившихся исторических, хозяйственных и культурных связей и социально-экономических возможностей субъектов
- принятие нового субъекта в состав РФ должно быть основано на м/н договоре с иностранным государством
- инициатором присоединения должно являться иностранное государство. Президент после поступления предложения уведомляет Совет Федерации, Государственую Думу и Правительство, и, если необходимо, проводит с ними консультации. После подписания м/н договора Президент обращается в Конституционный суд с запросом о проверке на соответствие Конституции данного м/н договора. После ратификации м/н договора и всуплением в силу вносится проект закона о принятии нового субъекта, далее закон.
- инициатива образования в составе субъекта РФ нового субъекта принадлежит субъекту РФ, на территории которого образуется субъект
Административно-территориальное устройство – разделение территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система региональных органов гос власти и органов местного самоуправления
Принципы:
- Экономический: учет естественных рубежей, экономического профиля территории, численность, плотность населения
- Национальный: учет национального состава населения территории
- Близость к населению органов гос власти и органов местного самоуправления
Деление проводится по двум уровням:
- Базовый – районы и города субъектового (республиканского, краевого, областного) подчинения
- Первичный – города районного подчинения, районы внутри городов, поселки и сельские поселения
-