(1)Всех женщин своей большой семьи, от бабушки, которая приходилась ему невесткой, до правнучки Дины, прадед называл «доченьками». (2)Всех мужчин — «сыночками». (З)Последние годы прадед почти совсем ослеп, отличал только свет от тьмы: он видел окно, горящую лампу. (^Разговаривал он мало, но постоянно что-то шептал так тихо, что почти не слышно.
(5)Когда Дининому брату Алику исполнилось десять лет, прадед подарил ему часы. (6)Это был невиданно богатый по тем временам подарок. (7)Часы были на тонком кожаном коричневом ремешке. (8)Ни у кого в классе часов не было. (9)Ни у кого во дворе часов не было. (10)А у Алика — были. (П)Каждые пять минут он смотрел на часы, а вечерами заводил их и клал рядом с кованой кроватью на стул. (12)Сколько Дина ни просила, он не давал их даже подержать.
(13)Однажды утром Алик ушёл в школу, оставив часы на стуле возле кровати. (14)После завтрака Дина обнаружила часы. (15)Она осторожно взяла их и надела. (16)Прадед покачал головой. (17)Он часто качал головой, словно о чём-то сокрушался.
(18)Во дворе Дину окружили ребята.
(19)— Это Алькины часы! — говорили они.
(20)— Нет, мои! — врала Дина. (21)— Наш прадед был часовщиком, пока не ослеп. (22)У него таких сделанных часов — сто штук. (23)Он и мне подарил.
(24)3акатав рукава кофточки, она влезла на качели. (25)Когда она качнулась, часы сверкнули на весь двор. (26)Их видела и тётка, которая развешивала бельё, и кошка, которая грелась на солнце, и малыш, сидящий в куче песка. (27)Сам дворник спросил у неё, который час. (28)Дина смутилась: она ещё не умела различать время по часам. (29)При-шлось сделать вид, что спешит, и убежать на задний двор.
(ЗО)Там ребята увлечённо играли в волейбол. (31)Играть толком она не умела. (32)Мяч, направленный чьей-то завистливой рукой, с силой ударился о запястье, и часы брызнули в разные стороны — отдельно механизм, отдельно стёклышко. (ЗЗ)На руке остался только ремешок с блестящим донышком.
(34)Колька Клюквин ехидно произнёс:
(35)— Ну, Алька тебе задаст! (Зб)Хотя часики вроде твои, да?
37)3ажав в ладони то, что осталось от часов, Дина долго-долго поднималась на второй этаж, думая о том, что она натворила... (38)Дверь открыл дед. (39)И слёзы наконец брызнули... (40)Она положила в маленькую сухую руку прадеда стёклышко и механизм, отцепила ремешок с донышком... (41)Когда все слёзы вылились, она крепко уснула.
(42)Старичок держал разбитые часы и беззвучно шевелил губами...
(43)Когда Дина проснулась, прадед сидел за столом, а перед ним стояла деревянная коробочка с инструментами. (44)Он засовывал ремешок в ушки целых часов.
(45)— Деда, ты починил? — не веря своим глазам, ошеломленно спросила Дина.
(46)— Ну вот, а ты плакала. (47)Стёклышка нового у меня нет. (48)3десь трещинка маленькая, — и он провёл твёрдым длинным ногтем по трещинке. (49)— Видишь?
(50)— Вижу, — шёпотом ответила Дина. (51)— А ты? (52)Скажи, ты не слепой, да? (53)Ты видишь?
(54)Прадед повернулся к ней. (55)Глаза его были добрыми и блёклыми. (56)Он улыбнулся.
(57)— Пожалуй, кое-что вижу. (58)Но только самое главное, — ответил дед и зашептал, как всегда, что-то неслышное.
(59)Прошло очень много лет, и Дина мало что помнит из того времени. (60)Но то, что помнит, делается с годами всё ясней, и иногда ей кажется, что скоро она сможет различить, расслышать те слова, которые шептал её прадед.
(По Л. Улицкой) Ответами к заданиям 2-14 являются цифра, слово, словосочетание, число или последовательность чисел. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, безпробелов, запятыхидругихдополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Чем особенно часы привлекали маленькую Дину? »
1) Часы стоили дорого.
2) Часы были на красивом тонком коричневом ремешке.
3) Дина давно мечтала иметь собственные часы, потому что умела по ним определять время.
4) Дине хотелось ими похвастаться перед дворовыми ребятишками, у которых часов не было.
Ответ:_______________________________________.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.
1) Пришлось сделать вид, что спешит, и убежать на задний двор.
2) — Деда, ты починил? — не веря своим глазам, спросила Дина.
3) Глаза его были добрыми и блёклыми.
4) Когда она качнулась, часы сверкнули на весь двор.
Ответ:_______________________________________.
4. Из предложений 22-26 выпишите слово, в котором правописание приставки С не определя-
ется правилом: «В приставках на -3, -С перед глухими согласными пишется С».
Ответ:_______________________________________
5. Из предложений 43-48 выпишите слово, в котором правописание суффикса является ис-
ключением из правила.
Ответ:_______________________________________.
6. Замените разговорное слово ЗАКАТАВ в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
Ответ:__________________________________.
7. Замените словосочетание ЕХИДНО ПРОИЗНЁС (предложение 34), построенное на основе при
мыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся
словосочетание.
Ответ:__________________________________.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
Ответ:__________________________________.
9. Среди предложений 24-27 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ:__________________________________.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
— Пожалуй,и) кое-что вижу. Но только самое главное^ — ответил дед и зашептали как всегда^ что-то неслышное.
Ответ:__________________________________.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 37. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ______________________.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого предложения.
Каждые пять минут он смотрел на часы,(1) а вечерами заводил их и клал рядом с кованой кроватью на стул. Сколько Дина ни просила,^ он не давал их даже подержать. Однаж ды утром Алик ушёл в школу,(3) оставив часы на стуле возле кровати.
Ответ:______________________________________.
13. Среди предложений 57-60 найдите сложное предложение с последовательным подчинени
ем придаточных частей. Напишите номер этого предложения.
Ответ:__________________.
14. Среди предложений 37-43 найдите сложное предложение с двумя однородными главными
частями и общей придаточной частью. Напишите номер этого предложения.
Ответ:______________________