Прочтите текст и выполните задания 2-15.




(1)Всех женщин своей большой семьи, от ба­бушки, которая приходилась ему невесткой, до пра­внучки Дины, прадед называл «доченьками». (2)Всех мужчин — «сыночками». (З)Последние годы прадед почти совсем ослеп, отличал только свет от тьмы: он видел окно, горящую лампу. (^Разговари­вал он мало, но постоянно что-то шептал так тихо, что почти не слышно.

(5)Когда Дининому брату Алику исполнилось десять лет, прадед подарил ему часы. (6)Это был не­виданно богатый по тем временам подарок. (7)Часы были на тонком кожаном коричневом ремешке. (8)Ни у кого в классе часов не было. (9)Ни у кого во дворе часов не было. (10)А у Алика — были. (П)Каждые пять минут он смотрел на часы, а вечерами заводил их и клал рядом с кованой кроватью на стул. (12)Сколько Дина ни просила, он не давал их даже подержать.

(13)Однажды утром Алик ушёл в школу, оста­вив часы на стуле возле кровати. (14)После завтрака Дина обнаружила часы. (15)Она осторожно взяла их и надела. (16)Прадед покачал головой. (17)Он часто качал головой, словно о чём-то сокрушался.

(18)Во дворе Дину окружили ребята.

(19)— Это Алькины часы! — говорили они.

(20)— Нет, мои! — врала Дина. (21)— Наш прадед был часовщиком, пока не ослеп. (22)У него таких сделанных часов — сто штук. (23)Он и мне подарил.

(24)3акатав рукава кофточки, она влезла на ка­чели. (25)Когда она качнулась, часы сверкнули на весь двор. (26)Их видела и тётка, которая развеши­вала бельё, и кошка, которая грелась на солнце, и малыш, сидящий в куче песка. (27)Сам дворник спросил у неё, который час. (28)Дина смутилась: она ещё не умела различать время по часам. (29)При-шлось сделать вид, что спешит, и убежать на задний двор.

(ЗО)Там ребята увлечённо играли в волейбол. (31)Играть толком она не умела. (32)Мяч, направ­ленный чьей-то завистливой рукой, с силой ударил­ся о запястье, и часы брызнули в разные стороны — отдельно механизм, отдельно стёклышко. (ЗЗ)На ру­ке остался только ремешок с блестящим донышком.

(34)Колька Клюквин ехидно произнёс:

(35)— Ну, Алька тебе задаст! (Зб)Хотя часики вроде твои, да?

37)3ажав в ладони то, что осталось от часов, Дина долго-долго поднималась на второй этаж, ду­мая о том, что она натворила... (38)Дверь открыл дед. (39)И слёзы наконец брызнули... (40)Она положила в маленькую сухую руку прадеда стёклышко и меха­низм, отцепила ремешок с донышком... (41)Когда все слёзы вылились, она крепко уснула.

(42)Старичок держал разбитые часы и беззвуч­но шевелил губами...

(43)Когда Дина проснулась, прадед сидел за столом, а перед ним стояла деревянная коробочка с инструментами. (44)Он засовывал ремешок в ушки целых часов.

(45)— Деда, ты починил? — не веря своим гла­зам, ошеломленно спросила Дина.

(46)— Ну вот, а ты плакала. (47)Стёклышка но­вого у меня нет. (48)3десь трещинка маленькая, — и он провёл твёрдым длинным ногтем по трещинке. (49)— Видишь?

(50)— Вижу, — шёпотом ответила Дина. (51)— А ты? (52)Скажи, ты не слепой, да? (53)Ты видишь?

(54)Прадед повернулся к ней. (55)Глаза его бы­ли добрыми и блёклыми. (56)Он улыбнулся.

(57)— Пожалуй, кое-что вижу. (58)Но только самое главное, — ответил дед и зашептал, как все­гда, что-то неслышное.

(59)Прошло очень много лет, и Дина мало что помнит из того времени. (60)Но то, что помнит, дела­ется с годами всё ясней, и иногда ей кажется, что скоро она сможет различить, расслышать те слова, которые шептал её прадед.

(По Л. Улицкой) Ответами к заданиям 2-14 являются цифра, слово, словосочетание, число или последователь­ность чисел. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточ­ки, безпробелов, запятыхидругихдополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в от­дельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Чем особенно часы привлекали ма­ленькую Дину? »

1) Часы стоили дорого.

2) Часы были на красивом тонком коричне­вом ремешке.

3) Дина давно мечтала иметь собственные часы, потому что умела по ним опреде­лять время.

4) Дине хотелось ими похвастаться перед дворовыми ребятишками, у которых ча­сов не было.

Ответ:_______________________________________.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.

1) Пришлось сделать вид, что спешит, и убе­жать на задний двор.

2) — Деда, ты починил?не веря своим глазам, спросила Дина.

3) Глаза его были добрыми и блёклыми.

4) Когда она качнулась, часы сверкнули на весь двор.

Ответ:_______________________________________.

4. Из предложений 22-26 выпишите слово, в ко­тором правописание приставки С не определя-­
ется правилом: «В приставках на -3, -С перед глухими согласными пишется С».

Ответ:_______________________________________

5. Из предложений 43-48 выпишите слово, в ко­тором правописание суффикса является ис-
ключением из правила.

Ответ:_______________________________________.

6. Замените разговорное слово ЗАКАТАВ в пред­ложении 24 стилистически нейтральным сино­нимом. Напишите это слово.

Ответ:__________________________________.

7. Замените словосочетание ЕХИДНО ПРОИЗНЁС (предложение 34), построенное на основе при­
мыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся
словосочетание.
Ответ:__________________________________.

8. Выпишите грамматическую основу предложе­ния 8.

Ответ:__________________________________.

9. Среди предложений 24-27 найдите предложе­ние с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:__________________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Пожалуй,и) кое-что вижу. Но только са­мое главное^ответил дед и зашептали как всегда^ что-то неслышное.

Ответ:__________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 37. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ______________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Вы­пишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого предложения.

Каждые пять минут он смотрел на часы,(1) а вечерами заводил их и клал рядом с кованой кроватью на стул. Сколько Дина ни проси­ла,^ он не давал их даже подержать. Однаж ды утром Алик ушёл в школу,(3) оставив ча­сы на стуле возле кровати.

Ответ:______________________________________.

13. Среди предложений 57-60 найдите сложное предложение с последовательным подчинени
ем
придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

Ответ:__________________.

14. Среди предложений 37-43 найдите сложное предложение с двумя однородными главными
частями и общей придаточной частью. Напи­шите номер этого предложения.

Ответ:______________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: