От неоромантизма к реализму.




Практическое занятие № 1. Проблема натурализма в творчестве Э.Золя

1. Теория натурализма, разработанная Э.Золя, и натуралистические принципы в серии романов «Ругон-Маккары».

1. Анализ роман Э.Золя «Жерминаль», выявить особенности творчества писателя:

а) История создания (роль факта, документа).

б) Идейный замысел и сюжет романа. Композиционное мастерство.

в) Натурализм в изображении среды и людей.

3. Элементы романтизма и импрессионизма в стиле Э.Золя.

Литература

Золя Э. «Жерминаль». Собр. соч. в 26 тт., т. 10, (комментарий С. Емельянникова).

Золя Э. Экспериментальный роман. Натурализм. Романисты-натуралисты (статьи), тт. 25-26 (одну из работ законспектировать).

История французской литературы. М., из-во АН СССР, 1959, т.3

Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя. С. 47-262.

Кучборская Е.П. Реализм Эмиля Золя. С.227-284 (законспектировать) М.,1973

Емельянников С. «Ругон-Маккары» Золя. М.,1965.

Пузиков А.И. «Золя (серия ЖЗЛ). М.,19

Реизов Б. «Французский роман Х1Х века. М.,1977; гл. «Золя» (законспектировать).

Практическое занятие № 2. Мастерство Мопассана-новеллиста. Мопассановская традиция в рассказах Х1Х-ХХ веков.

1. Общая характеристика новеллистики Мопассана (темы, проблемы, характер отдельных сборников).

2. Творческий метод Мопассана-новеллиста, традиции и новаторство в его методе (в оценке критиков).

3. Анализ новелл Мопассана «В лоне семьи», «Прогулка», «Прощай», «Правдивая история», Драгоценности», «Мой дядя Жюль», «Пышка».

4. Чехов и Мопассан, сходство и различие их отношения к жизни и в творческой манере. Сопоставление рассказа Мопассана «Прощай» с чеховским рассказом «Красавицы», рассказа «Прогулка» со «Скрипкою Ротшильда».

Литература

Мопассан. Новеллы: «Прогулка», «Прощай», «Мой дядя Жюль», «Правдивая история», «Драгоценности», «Пышка».

Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана. – М., 1968

Вульфович. Творчество Мопассана. – М.,1962

Фроловская О. Мопассан-новеллист. – Кишинев, 1975.

Ерофеев В. Стилевое выражение этической позиции (стиля Чехова и Мопассана) // Теория литературных стилей. – М., 1977.

Лану А. Мопассан. – М.,1971.

Евнина Е. Западно-европейский реализм на рубеже 19-20 веков. – М., 1967 (с. 42-80, гл. «Мопассан»).

 

 

Практическое занятие № 3. Г. Ибсен как создатель «новой драмы» конца XIX-го начала XX веков

1. Общая характеристика «новой драмы». Ее представители в разных странах (Ибсен, Гауптман, Стриндберг, Метерлинк).

2. Три этапа в творчестве Г.Ибсена.

3. Идейно-художественное новаторство Ибсена: проблемность, дискуссионность, своеобразие конфликта, ретроспективно-аналитическая композиция, психологизм, внутреннее действие, подтекст, «деталь, отточенная до символа». Раскрыть все эти особенности при анализе пьесы «Нора» («Кукольный дом»).

4. Ибсен и Чехов (спецвопрос).

Литература

Г. Ибсен «Пер Гюнт», «Нора», «Привидения», «Дикая утка».

Адмони В. Генрик Ибсен. – М., 1960. – С.165–190, 196–216.

законспектировать одну из работ.

Шах–Азизова Т.К. Чехов и западно-европейская драма его времени. – М., 308 – 360.

История западноевропейского театра. – Т. 5. – М.,. – С. 308 – 360.

Хейберг Х. «Генрик Ибсен». – М.,1983, 158 – 198.

Субботина К.А. Чехов и мировая литература конца XIX - начала XX веков. Волгоград, 1990, тема № 3 (кабинет «Литературы»)

 

Практическое занятие № 4. Драматургия Б.Шоу. Развитие традиций «новой драмы». Анализ драмы Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца».

1. Характеристика творчества Б.Шоу (1 период). Шоу и Ибсен.

2. История создания пьесы Шоу «Дом, где разбиваются сердца», ее место в творчестве драматурга.

3. Основные проблемы и образы пьесы.

4. Своеобразие творческого метода Б.Шоу на примере пьесы «Дом, где разбиваются сердца», (проблемность, полемичность, парадоксальность, сочетание реального, конкретного и символики, эксцентричности, аллегории, приемы создания характеров).

5. Чехов и Шоу (спецвопрос).

Литература

Б.Шоу «Профессия миссис Уоррен», «Дом, где разбиваются сердца».

Образцова А. Драматический метод Шоу. – М.,1963. – С. 96–104.

Гражданская З. Б.Шоу. – М., 1965. – С. 150–157.

Хьюз Э. Бернард Шоу. – М., 1966. – С. 149–154.

Ромм А.С. Б.Шоу. – М., 1965.

(законспектировать 1 – 2 работы).

Субботина К.А. Чехов и мировая литература конца XIX – начала ХХ веков. – Волгоград, 1990.

 

 

Практическое занятие № 5. Марк Твен. Эволюция от юмора к сатире,

от неоромантизма к реализму.

1. Жизненный и творческий путь Марка Твена.

2. Анализ романа Марка Твена «Приключение Тома Сойера».

3. История создания, полемика с автором книг для «воскресных школ».

4. Роман как «гимн детству», ориентация на неоромантизм, мастерство психологического анализа, роль юмора.

5. Анализ романа «Приключение Гекльберри Финна». Углубление реализма, актуальные проблемы, система образов.

Литература

Зверев А.М. Мир Марка Твена. – М., 1985.

Ромм А.С. Марк Твен. – Л., 1977.

Старцев А. Марк Твен и Америка. – М., 1985.

Гайсмар М. Разъяренный радикал // Гайсмар М. Американские современники. – М., 1976.

 

 

Практическое занятие № 6. Жизненный и творческий путь Джека Лондона. Эволюция художника

1. Неоромантические тенденции в Северных рассказах. Анализ рассказа «Любовь к жизни».

2. Увлечение идеями социализма. Роман «Железная пята». Книга очерков «Люди бездны».

3. Трагедия художника в романе «Мартин Иден». Биографическое начало в романе.

4. Творческий кризис в последние годы жизни. Повторение судьбы Мартина Идена, обращение к массовой литературе («Сердца трех», «Маленькая хозяйка большого дома»).

Литература

Богословский В.Н. Джек Лондон. – М., 1964.

Быков В.М. По следам Джека Лондона. – М., 1983.

Стоун И. Моряк в седле. – М., 1987.

Балтроп Р. Джек Лондон. – М., 1981.

 

 

Практическое занятие №7

Символизм в мировой литературе: к проблеме взаимосвязей

 

Занятие проходит в форме выступления студентов с докладами на темы:

1. Рембо и Сологуб.

2. Верлен и Гиппиус.

3. Малларме и Мережковский.

4. Рильке и Цветаева.

Литература

Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. Ст. и прим. Л.А. Сугай. – М.: Республика, 1994.

Энциклопедия символизма:Живопись, графика, скульптура. Литература. Музыка / Ж.Кассу, П. Брюнель, Ф. Клодон и др.; Науч. ред. и авт послесл. В.М. Толмачев; Пер. с фр. – М.: Республика, 1999.

Темы для самостоятельной работы

Тема 1. Творческий путь Г. Уэллса. Уэллс – мастер научно-фантастического романа. Анализ романов «Машина времени», «Война миров», «Человек-невидимка», «Остров доктора Моро».

Тема 2. Творческий путь Р.Роллана. Анализ романа «Кола Брюньон», его темы и приемы, образ Кола Брюньона. Народный поэтический стиль. «Галльский вызов войне» (Горький).

Тема 3. Литература Германии. Раскрыть процесс формирования реалистического романа на примере романа Томаса Манна «Будденброкки» и реалистической драмы на примере творчества Г. Гауптмана и его пьесы «Одинокие».

Тема 4. Литература Польши. Раскрыть наиболее значительные явления в литературе Польши на примере творчества Б.Пруса (проанализировать его романы «Кукла» или «Фараон»). Исторические романы Г.Сенкевича. («Пан Володыевский», «Крестоносцы»).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: