Ионными называют кристаллические решетки, в узлах которых находятся ионы. Их образуют вещества с ионной связью. Ионные кристаллические решётки имеют соли, некоторые оксиды и гидроксиды металлов. Рассмотрим строение кристалла поваренной соли, в узлах которого находятся ионы хлора и натрия. |
Связи между ионами в кристалле очень прочные и устойчивые.Поэтому вещества с ионной решёткой обладают высокой твёрдостью и прочностью, тугоплавки и нелетучи.
Вещества с ионной кристаллической решеткой обладают следующими свойствами:
1. Относительно высокой твердостью и прочностю;
2. Хрупкостью;
3. Термостойкостью;
4. Тугоплавкостью;
5. Нелетучестью.
Примеры: соли – хлорид натрия, карбонат калия, основания – гидрооксид кальция, гидрооксид натрия.
Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный).
Каждый атом стремится завершить свой внешний электронный уровень, чтобы уменьшить потенциальную энергию. Поэтому ядро одного атома притягивается к себе электронную плотность другого атома и наоборот, происходит наложение электронных облаков двух соседних атомов.
Демонстрация аппликации и схемы образования ковалентной неполярной химической связи в молекуле водорода. (Учащиеся записывают и зарисовывают схемы).
Вывод: Связь между атомами в молекуле водорода осуществляется за счет общей электронной пары. Такая связь называется ковалентной.
Прочитать стр. 33 в учебнике и записать определение.
Какую связь называют ковалентной неполярной? (Учебник стр. 33).
Составление электронных формул молекул простых веществ неметаллов:
•• ••
•• CI •• CI •• - электронная формула молекулы хлора,
•• ••
|
CI -- CI - структурная формула молекула хлора.
••
•• N •• N •• - электронная формула молекулы азота,
••
N ≡ N - структурная формула молекулы азота.
Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи.
Но молекулы могут образовывать и разные атомы неметаллов и в этом случае общая электронная пара будет смещаться к более электроотрицательному химическому элементу.
Изучить материал учебника на стр. 34
Вывод: Металлы имеют более низкое значение электроотрицательности, чем неметаллы. И между ними она сильно отличается.
Демонстрация схемы образования полярной ковалентной связи в молекуле хлороводорода.
Общая электронная пара смещена к хлору, как более электроотрицательному. Значит это ковалентная связь. Она образована атомами, электроотрицательности которых несильно отличаются, поэтому это ковалентная полярная связь.
Составление электронных формул молекул йодоводорода и воды:
••
H •• J •• - электронная формула молекулы йодоводорода,
••
H → J - структурная формула молекулы йодоводорода.
••
H •• O •• - электронная формула молекулы воды,
••
H
Н →О - структурная формула молекулы воды.
↑
Н
Самостоятельная работа с учебником: выписать определение электроотрицательности.
Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками
Самостоятельная работа с учебником.
Вопросы для самоконтроля
- Атом, какого химического элемента имеет заряд ядра +11
– Записать схему электронного строения атома натрия
|
– Внешний слой завершен?
– Как добиться завершения заполнения электронного слоя?
– Составить схему отдачи электрона
– Сравнить строение атома и иона натрия
- Сравнить строение атома и иона инертного газа неона.
- Определить атом, какого элемента с количеством протонов 17.
– Запишите схему электронного строения атома.
– Слой завершен? Как этого добиться.
– Составить схему завершения электронного слоя хлора.
Задание по группам:
1-3 группа: Cоставьте электронные и структурные формулы молекул веществ и укажите тип связи Br2; NH3.
4-6 группы: Cоставьте электронные и структурные формулы молекул веществ и укажите тип связи F2; HBr.
Два ученика работают у дополнительной доски с этим же заданием для образца к самопроверке.
Устный опрос.
1. Дайте определение понятия «электроотрицательность».
2. От чего зависит электроотрицательность атома?
3. Как изменяется электроотрицательность атомов элементов в периодах?
4. Как изменяется электроотрицательность атомов элементов в главных подгруппах?
5. Сравните электроотрицательность атомов металлов и неметаллов. Отличаются ли способы завершения внешнего электронного слоя, характерные для атомов металлов и неметаллов? Каковы причины этого?
7. Какие химические элементы способны отдавать электроны, принимать электроны?
Что происходит между атомами при отдаче и принятии электронов?
Как называют частицы, образовавшиеся из атома в результате отдачи или присоединения электронов?
8. Что произойдет при встрече атомов металла и неметалла?
9. Как образуется ионная связь?
|
10. Химическая связь, образуемая за счет образования общих электронных пар называется …
11. Ковалентная связь бывает … и …
12. В чем сходство ковалентной полярной и ковалентной неполярной связи? От чего зависит полярность связи?
13. В чем различие ковалентной полярной и ковалентной неполярной связи?
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 8
Дисциплина: Химия.
Тема: Металлическая связь. Агрегатные состояния веществ и водородная связь.
Цель занятия: Сформировать понятие об химических связях на примере металлической связи. Добиться понимания механизма образования связи.
Планируемые результаты
Предметные: формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; умение обрабатывать, объяснять результаты; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
Метапредметные: использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
Личностные: умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
Норма времени: 2 часа
Вид занятия: Лекция.
План занятия:
1. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь.
2. Физические свойства металлов.
3. Агрегатные состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое.
4. Водородная связь
Оснащение: Периодическая система химических элементов, кристаллическая решетка, раздаточный материал.
Литература:
1. Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил..
2. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил.
Преподаватель: Тубальцева Ю.Н.