Важной характеристикой раствора является концентрация или массовая доля растворённого вещества в растворе. Она выражает относительное содержание растворённого вещества в растворителе.
Массовая доля растворённого вещества – это отношение массы растворённого вещества к массе раствора. Массовую долю выражают в процентах или долях единиц:
W = [m ( в-ва )/m( р-ра )] x100%, где
W – массовая доля растворённого вещества
m (в-ва) – масса растворённого вещества (г, кг)
m (р-ра) – масса раствора (г, кг)
Массу раствора можно определить по формулам:
m(р-ра)=V p
m(р-ра)=m(в-ва) +m(воды)
V – объём раствора (мл, л, м3)
p – плотность раствора (г/мл, г/л, кг/м3 )
А теперь давайте определим массовую долю вещества в вашем полученном растворе.
- В 180 г 15%-го раствора шдроксида натрия растворили еще 20 г щелочи. Какой стала массовая доля щелочи в полученном растворе?
- Слили два раствора серной кислоты: 240 г 30%-го и 180 г 5%-го. Какой стала массовая доля кислоты в образовавшемся растворе?
Вопросы для самоконтроля
1) Определим растворимость солей: AgNO3, AgCl, CaSO4.
2) Растворимость увеличивается с ростом температуры (бывают исключения). Вы прекрасно знаете, что удобнее и быстрее растворять сахар в горячей, а не в холодной воде. Попробуйте сами, пользуясь таблицей, определить растворимость веществ.
3) Определить растворимость следующих веществ: AgNO3, Fe(OH)2, Ag2SO3, Ca(OH)2, CaCO3, MgCO3, KOH.
4) Что такое растворимость?
5) От чего зависит растворимость веществ?
6) Количественное выражение растворимости веществ.
7) Вещества электролиты и не электролиты.
Задача 1
Рассчитайте массовую долю раствора, если к 150 мл воды добавили 25 г медного купороса.
Задача 2.
Для промывания носа при насморке применяют раствор хлорида натрия – 10 г соли растворяют в 100 мл воды. Рассчитайте массовую долю растворённого вещества в полученном растворе.
|
Задача 3.
Вычислите массовую долю сульфата натрия в растворе массой 600 г, полученном при растворении в воде 15 г соли.
Задача 4.
Рассчитайте массовую долю растворённого вещества в растворе массой 400 г, полученного при растворении в воде 50 г медного купороса и еще 100 г соли.
Задача 5.
К 450 мл воды добавили 65 г поваренной соли, затем добавили 200 г воды и 60 г соли. Рассчитайте массовую долю полученного раствора.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 12
Дисциплина: Химия.
Тема: Электролитическая диссоциация.
Цель занятия: повторить понятие электролитической диссоциации, закрепить умения и навыки приготовления растворов заданной концентрации растворённого вещества.
Планируемые результаты
Предметные: владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
Метапредметные: умение оценить достоверность информации для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
Личностные: готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
Норма времени: 2 часа
Вид занятия: Лекция.
План занятия:
1. Электролиты и неэлектролиты.
2. Электролитическая диссоциация.
3. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи.
|
4. Гидратированные и негидратированные ионы.
5. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
6. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.
Оснащение: Таблица растворимости, ПСХЭ Д.И.Менделеева.
Литература:
1. Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил..
2. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил.
Преподаватель: Тубальцева Ю.Н.
Тема 12. Электролитическая диссоциация.
План:
1) Электролиты и неэлектролиты.
2) Электролитическая диссоциация.
3) Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи.
4) Гидратированные и негидратированные ионы.
5) Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
6) Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.
Электролиты и неэлектролиты.
Вещества, растворы которых проводят электрический ток, относятся кэлектролитам.
Электролитами являютсясоли, кислоты и основания.
Вещества, растворы которых не проводят электрический ток, называютнеэлектролитами. Неэлектролитами являются многие органические вещества, например сахар, глюкоза, спирт.