Тема 1. Государственная политика в сфере высшего образования.




План

1. Концепция развития российского образования и реализация национального проекта «Образование».

2. Анализ нормативных документов в сфере высшего образования.

 

Концепция развития российского образования и реализация национального проекта «Образование».

Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся важнейшей предпосылкой динамичного экономического роста и социального развития общества, условием благополучия и безопасности страны.

Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

В основу модернизации системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных и командных подходов, логики «деньги в обмен на обязательства», конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений. Отдельные направления модернизации должны продолжать реализовываться в масштабах национального проектирования.

Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.

Обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями, включая:

· расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих расширение осваиваемых обучающимися компетентностей при сохранении сроков обучения, модернизация системы образовательных стандартов общего и профессионального образования с целью обеспечения их соответствия потребностям современной инновационной экономики;

· внедрение механизма оценки качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга (с участием представителей работодателей и общественных объединений), создание в регионах интегрированных центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;

· широкое системное распространение модульных программ профессиональной подготовки, обеспечение возможности выстраивания студентами и учащимися индивидуальных образовательных траекторий;

· обеспечение участия общественности и бизнес-организаций в управлении учебными заведениями и контроле качества образования (наблюдательные советы, попечительские советы, школьные управляющие советы);

· привлечение объединений работодателей к участию в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов в области профессионального образования, формированию перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования;

· переход к нормативному подушевому бюджетному финансированию образовательных организаций, в т.ч. предоставляющих услуги профессионального образования, с обеспечением доступа к возможности получения бюджетного финансирования негосударственных образовательных организаций;

· распространение практики формирования фондов целевого капитала, обеспечивающих устойчивое финансирование образовательных организаций из средств благотворительных пожертвований;

· развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических, педагогических и управленческих кадров для всех уровней системы образования, включая стимулирование притока в сферу образования молодых кадров.

Вторая - создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики:

· обеспечение полномасштабного перехода к уровневому высшему образованию, включая предоставление части программ среднего профессионального образования статуса бакалавриата;

· предоставление на конкурсной основе поддержки университетам, реализующим во взаимодействии с наукой и бизнесом инновационные программы развития, включая поэтапное формирование научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

· расширение масштабов исследовательской и инновационной деятельности в вузах с развитием на их базе инновационной инфраструктуры, включая бизнес-инкубаторы и технопарки, в том числе в рамках реализации мер поддержки малого и среднего предпринимательства;

· формирование комплексных учебных центров профессиональных квалификаций (ресурсных центров) на базе учреждений начального и части учреждений среднего профессионального образования, с последующей передачей общеобразовательных и социальных функций учреждений начального профессионального образования системе общего образования;

· распространение практики реализации региональных комплексных проектов модернизации общего образования на всей территории страны;

· развитие профильного обучения на старшей ступени общего образования, включая расширение возможностей профессиональной подготовки учащихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей;

· привлечение ведущих университетов к повышению квалификации учителей, работе с талантливыми детьми, оценке качества школьного образования;

· развитие механизмов конкурсной поддержки организаций общего образования, обеспечивающей формирование инновационных образовательных программ и использование новых технологий обучения;

· развитие системы дополнительного образования школьников, расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования (с обеспечением двух лет образования до школы каждому ребенку), развитие услуг раннего образования и консультирования для семей с детьми.

Третья - обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодёжью:

· реформирование системы стипендиального обеспечения студентов (существенное увеличение их размера при повышении адресности их предоставления);

· обеспечение университетов общежитиями и помещениями для внеаудиторных занятий, отвечающих современным требованиям в рамках реализации проектов, финансируемых на конкурсной основе;

· развитие механизмов государственной поддержки образовательного кредитования;

· стимулирование расходов на профессиональное образование граждан и работодателей, включая увеличение размера социальных вычетов при определении обязательств по налогу на доходы физических лиц;

· создание при университетах подготовительных отделений, финансируемых из федерального бюджета, доступных в первую очередь для граждан, проходивших военную службу по контракту;

· развитие механизмов дистанционного образования в организациях высшего и дополнительного образования;

· формирование системы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, включая эффективное сопровождение их на всех этапах получения образования, развитие системы интернатов для талантливой молодежи, проведение летних научных лагерей и школ, развитие системы конкурсов и олимпиад, с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций.

Четвертая - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая:

· создание системы внешней независимой сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;

· систематизация и обобщение требований к работникам всех квалификационных уровней, установленных в Российской Федерации в единой национальной квалификационной рамке;

· формирование образовательной инфраструктуры, позволяющей человеку на протяжении всей жизни осваивать новые квалификации: создание открытого национального депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов для системы непрерывного профессионального образования на базе современных сетевых технологий, широкого спектра качественных инновационных программ непрерывного профессионального образования, в том числе сетевых;

· содействие формированию системы независимой оценки качества непрерывного образования и развитию конкуренции на рынке услуг дополнительного образования;

· предоставление поддержки созданию системы информационной и консультационной поддержки граждан и работодателей по вопросам получения непрерывного образования;

· содействие повышению мотивации граждан к получению новых квалификаций;

· повышение эффективности механизмов ресурсного обеспечения программ непрерывного образования; обеспечивающих в т.ч. создание условий для расширения практики обучения сотрудников предприятиями и организациями; предоставление права на подготовку, переподготовку и повышение квалификации профессиональных кадров организациям, не являющимся образовательными, включая коммерческие организации, с обеспечением доступа указанных организаций к бюджетному финансированию;

· создание системы профессионального обучения (и сертификации под требования российского рынка труда) трудовых мигрантов на контрактной основе с последующей их отработкой по востребованным экономикой России специальностям;

· максимально эффективное использование человеческих ресурсов.

Решение поставленных задач модернизации образования даст возможность целенаправленно формировать человеческий и квалификационный капитал страны, исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики и геополитической конкурентоспособности России.

Чтобы обеспечить конкурентоспособность системы образования, необходимо увеличение оплаты труда работников образовательных организаций до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда квалифицированных работников в коммерческом секторе экономики, а для профессорско-преподавательского состава ведущих университетов - до более высокого уровня, что с учетом потребности в масштабной модернизации технологической базы образования требует обеспечить рост доли расходов на образование в ВВП.

Реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование до 5,5-6% ВВП в 2020 году, в том числе расходы бюджетной системы - с 3,9% до 4,5% ВВП; темп роста государственных расходов в период 2008-2010 годов составит не менее 10-14% в год до 2020 года.

Ключевые этапы и показатели реализации поставленных задач следующие:

2013-2017 годы:

· формирование не менее 6-8 научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

· достижение образовательной системой страны результатов, необходимых для нахождения по итогам международных сопоставительных исследований в верхней трети рейтинг-листа по всем показателям качества общего образования;

· ежегодная поддержка до 100 организаций, реализующих инновационные программы непрерывного профессионального образования;

· ежегодная публикация до 50 общественных рейтингов организаций и программ непрерывного профессионального образования (включая программы бюджетного сектора);

· сертификация квалификаций 60% трудоспособных мигрантов;

· создание условий для участия в программах повышения квалификации и/или переподготовки не менее 20-25% занятого населения.

2018-2020 годы:

· формирование не менее 10-12 научно-образовательных комплексов мирового уровня;

· создание условий для привлечения молодых кадров в систему профессионального образования с достижением показателей среднего возраста профессорско-преподавательского состава вузов на уровне средних показателей стран ОЭСР;

· завершение формирования полномасштабной системы непрерывного образования;

· создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;

· доля программ непрерывного образования, прошедших общественно-профессиональную аккредитацию, - 90%;

· удельный вес предприятий и организаций, имеющих программы подготовки и/или переподготовки и повышения квалификации кадров, - 20%;

· создание условий для участия в программах повышения квалификации и/или переподготовки не менее 25-30% занятого населения.

Анализ нормативных документов.

Анализ условий реформирования образования в России свидетельствует о необходимости упорядочения, прежде всего, системы нормативно-правового регулирования образовательной деятельности и реализации государством политики в области образования.

Формирование российской правовой концепции образования основывается на необходимости гармонизации публичных и частных интересов. В условиях демократизации российского общества государство постепенно оставляет свои позиции более совершенным формам общественных отношений, основанным, в том числе на активном взаимодействии власти и общества. Вместе с тем, поиск разумного баланса между автономией и демократией является основной задачей, которую предстоит решать на современном этапе государственного строительства в России. Не лишена этой проблемы и сфера образования, традиционно опирающаяся на силу и авторитет государства и общественных потребностей.

Вместе с тем, образование, хотя и регулирует в значительной степени общечеловеческие потребности, но оно, несмотря на интеграцию и глобализацию, имеет национальные черты, глубоко укоренившиеся традиции и особенности. Поэтому либеральная модель в регулировании образования на современном этапе не может определять принципы государственной политики, оставаясь одной из функций государства.

Этапы развития законодательства об образовании во всех странах совпадают с этапами развития государственной политики в этой области, начиная от выработки основных (декларативных) положений народного образования, принятия закона об образовании и заканчивая реализацией государственных программ развития образования и национальных доктрин образования. Помимо правовой основы образовательной политики государства, важную роль играют идеологическая и организационная ее основы, непосредственно определяющие цели, задачи, содержание образовательной политики государства, средства и способы ее реализации.

Необходимо отметить, что уже в первых нормативных актах новой России указывалось на приоритет развития системы образования в России. Так, в преамбуле Указа Президента РСФСР от 11 июля 1991 года №1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» говорится об исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала России. Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1 стал правовой основой законодательства об образовании на начальном этапе, особенно в период кризисного состояния страны, имел позитивный эффект для становления и поддержания системы образования. Важную роль в реформировании системы образования сыграла Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента РФ от 01.04.1996 N 440), провозглашавшая одним из условий перехода России к устойчивому развитию формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

Как известно, любой нормативный акт базируется на определенной концепции, определяющей направления, цели и необходимые инструменты для их достижения, логично отражающей действующую государственную политику. Идеологической основой образовательной политики Российской Федерации на современном этапе считается Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г. (Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751). В ней придается правовая форма идеям, выработанным частными теориями развития образования, определены основные направления образовательной отрасли и ожидаемые результаты от их реализации.

Согласно Национальной доктрине государство, реализуя задачи развития системы образования, должно ориентироваться на потребности экономики и привлекать работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда. Значительным аспектом является также обеспечение интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций. Кроме того, необходимо обеспечить свободный выбор направлений и форм образования с учетом потребностей, возможностей граждан, ситуации на рынках труда и образовательных услуг и высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи.

Подписанная Россией в 2003 году Болонская декларация и вступление в Болонский процесс во многом определили контуры модернизации образования и системную направленность реформировании образовательной нормативной базы с учетом современных мировых стандартов государственного регулирования. Болонский процесс предполагает создание единого образовательного пространства, мобильность студентов, унификацию правового статуса российских и европейских образовательных организаций, при этом определяет интеграцию не только в системах образования европейских государств, но и иных общественных институтов.

Значительный вклад в реформирование системы образования внесла долгосрочная Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. №1756-р). Документом определялись приоритеты государственной образовательной политики, в числе которых обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования, создание условий для повышения качества общего, профессионального образования, формирование эффективных экономических отношений в образовании, обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом, управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики.

В числе основных приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе стал Приоритетный национальный проект «Образование», который стартовал 5 сентября 2005 года. Проект призван внедрить положительные изменения в образовательной практике на институциональном уровне путем применения эффективных механизмов стимулирования необходимых системных изменений в указанной сфере. Обладая пятилетним временным лагом реализации, национальный проект «Образование» стал действенным стимулом творческих инициатив образовательных учреждений, связующим звеном между социальной политикой государства, направленной на модернизацию социально-экономических отношений, рост благосостояния населения, и активизацией инновационных процессов в системе общего и профессионального образования.

Утвержденная, распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года N 38-р, Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) была направлена на повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны, путем создание эффективной экономической системы, основанной на равной и добросовестной конкуренции, снижении избыточного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов и повышении конкурентоспособности человека, государственных институтов и бизнеса.

В 2008 году утверждается Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р), целью которой является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В свою очередь, достижение этой цели требовало решение таких задач как: обеспечение инновационного характера базового образования; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. В том числе: создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях и т.д.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. (Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 г. Москва) помимо мер, предусмотренных приоритетным национальным проектом «Образование», включает меры, реализуемые в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 4 февраля 2010 года Пр-271. Также программа нацелена на обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, путем модернизации общего и дошкольного образования; приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Важнейшие подвижки в повышении темпов реформирования в области образования внес Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". Он определил разработку и реализацию первоочередных мер: рассмотрение проекта нового закона «Об образовании в Российской Федерации»; утверждение федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования; утверждение концепции развития математического образования, проведение мониторинга эффективности деятельности государственных образовательных учреждений, повышение эффективности единого государственного экзамена; выявление и поддержка одаренных детей и молодежи; расширение форм и способов получения дошкольного образования и т.д.

С целью реализации майских указов Президента распоряжением Правительства Российской Федерации № 2620-р от 30 декабря 2012 года как комплекс основных мер по реализации структурных изменений в образовании и науке была утверждена Федеральная «дорожная карта». В соответствии с этим документом во всех регионах России были разработаны и утверждены свои планы развития – региональные «дорожные карты». «Дорожная карта» является инструментом, позволяющим планировать развитие региональной системы образования с учетом приоритетов федеральной политики.

В мае 2013 года, параллельно действующей федеральной целевой программой развития, утверждается Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р). Целевой установкой Программы провозглашалось обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 настоящее распоряжение признано утратившим силу.

Вскоре распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р утверждается Федеральной целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, целью которой является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала. В рамках Программы должны быть решены задачи достижения высокого стандарта качества содержания и технологий для всех видов образования – общего, профессионального и дополнительного, а также достижения качественно нового уровня развития молодежной политики, повышения доступности программ социализации детей и молодежи для успешного вовлечения их в социальную практику.

Основным итогом реализации государственной политики по реформированию системы образования в России на современном этапе является принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (N 273-ФЗ, принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года), интегрирующего в себе как общие положения, так и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольной, общей, средней профессиональной, высшей). Одной из важнейших идей нового закона «Об образовании в Российской Федерации» является интеграция российской системы образования в мировой образовательный рынок, вторая – его вариативность на базе принятых федеральных образовательных стандартов, третья – модернизация системы образования с учетом накопившихся новаций в образовательной сфере. В пояснительной записке к законопроекту подчеркивалось, что он направлен на создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами РФ, но в то же время – на обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.

Система образования изменяется не только под влиянием федеральной политики, но и в значительной степени подвержена влиянию изменений функционирования региональных систем образования. На примере Курской области рассмотрим нормативно-правовое регулирование региональной политики реформирования в области образования. Основанными нормативно-правовыми и программными документами данного субъекта Российской Федерации являются:

Стратегия социально-экономического развития Курской области до 2020 года (постановление Курской областной Думы от 24.05.2007 N 381-IV ОД), реализация которой направлена на формирование и развитие экономических и институциональных условий для устойчивого и динамичного развития региона, основные идеи базируются на эффективном использовании ресурсного и рыночного потенциала региона в целях обеспечения достойного качества жизни населения Курской области.

- Программа социально-экономического развития Курской области на 2011 — 2015 годы, утвержденная Законом Курской области от 28 февраля 2011 года N 15-ЗКО, направленная на повышение качества жизни населения и повышение конкурентоспособности экономики Курской области.

- Концепция областной целевой программы «Комплексное развитие профессионального образования Курской области на 2011-2015 годы», утвержденная правительством Курской областиот 17.02.2011 г. N 74-рп), предполагающая структурные и организационные преобразования, внутреннюю трансформацию системы профессионального образования, конечной целью которых будут являться приведение ее в соответствие с российскими и общемировыми тенденциями, придание ей гибкости и адаптивности, способности адекватно реагировать на современные и перспективные требования общества. Предлагаемая программа направлена на вывод отрасли образования на качественно новый уровень, который позволит развивать человеческий капитал, формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность молодых граждан России, стать основой динамичного экономического роста и социального развития регионального сообщества, фактором благополучия, успешности и безопасности людей, проживающих в Курской области.

 

- План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки Курской области» постановление Правительства Курской области от 26.04.2013 № 234-па). Мероприятия плана нацелены на изменения в дошкольном, общем, дополнительном образовании, в сфере профессиональной подготовки и среднего профессионального образования, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту.

 

- Государственная программа Курской области «Развитие образования в Курской области» ( постановление Администрации Курской области от 15 октября 2013 г. No 737), нацелена на обеспечение высокого качества образования в Курской области в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики региона, основанном на повышении доступности и качества дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, развитии и поддержки педагогического потенциала системы образования.


- Областной закон от 9.12.2013 № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области» определил основные направления модернизации образования в Курской области. Особое внимание в Законе уделено развитию инновационной деятельности в сфере образования и особенностям получения образования для лиц, проявивших выдающиеся способности. Закреплены средства поддержки обучающихся, их родителей (законных представителей), трудовые права, социальные гарантии и социальная поддержка работников образовательных организаций; особенности финансового обеспечения образовательной деятельности малокомплектных общеобразовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы. Определены полномочия органов исполнительной власти Курской области и органов местного самоуправления и полномочия учредителей государственных образовательных организаций Курской области. Раскрыты вопросы финансирование государственных полномочий, порядок контроля за исполнением и порядок отчетности.

Подводя итоги обзора нормативно-правовой базы регулирования государственной политики реформирования российской системы образования, необходимо отметить, что перечисленные документы нормативного и программного характера имеют огромное значение в определении идеологии и приоритетов государственной политики. Они создают необходимую базу для последующих практических мер, получающих закрепление в нормативно-правовых актах и являющихся обязательными для исполнения органами государственной власти и всеми участниками образовательного процесса. Вместе с тем, в сфере нормативного регулирования имеются проблемные вопросы, решение которых могло бы повысить эффективность реформирования российской системы образования.

В первую очередь, важно отметить то, что эффективность и успешность реализации государственной политики в области образования во многом определяется пониманием ее положительной направленности, поддержкой и активным участием широких слоев общества: профессионального сообщества и граждан как основных потребителей образовательных услуг, руководителей учебных заведений, территориальных органов управления образованием. Необходимым условием может стать нормативное закрепление порядка разработки концепции реформирования образования. При этом обязательным должно быть наличие разных подходов и вариантов реформирования, проведение исследований общественного мнения, обеспечение обсуждения в профессиональном сообществе и парламенте. Важна полная информированность всех заинтересованных субъектов по всему спектру вопросов, касающихся реформирования образования.

Сложившаяся ситуация реализации государственной политики реформирования системы образования в России имеет значительные недостатки и противоречия, поскольку базовые программные документы, определяющие приоритеты реализации мер по реформированию системы образования, закрепляются документами разной юридической силы.

Проблематичной является ситуация неопределенности правового статуса этих документов, они приобретают декларативный характер, отсутствуют конкретные сроки их реализации и зоны ответственности за реализацию закрепленных мер за конкретными органами государственной власти и местного самоуправления. Фактически неясно соотношение содержания реализуемых одновременно Национальной доктрины, Концепции, Государственной программы, Федеральной целевой программы, проектов, национальных инициатив и приоритетного значения их исполнения. Возникает ситуация, когда срок реализации программного документа еще не завершен, не произведена оценка достигнутых результатов, а на смену ему приходит очередной документ с новыми целями и задачами. Целесообразным может являться объединение концепций и программ в единый документ, систематизирующий основные направления государственной политики реформирования и модернизации российской системы образования и обладающий силой нормативного акта.

Актуальной проблемой является недостаточный уровень правовой и методической проработки стратегического планирования в сфере образования на всех уровнях управления. В мировой практике накоплен значительный опыт стратегического управления. Необходима практическая реализация процедур и методов стратегического планирования, способствующих эффективному целеполаганию, разработке и выбору альтернатив развития российского образования.

Главенствующей проблемой остается оценка эффективности реализуемых государственных программ, требуется устранение недостатков существующих формальных институтов оценивания и совершенствование самих механизмов оценки.

Дополнительной мерой развития механизмов общественного участия в управлении и оценке эффективности государственной политики в области образования может быть принятие законодательной нормы открытой отчетности органов государственной власти всех уровней путем ежегодного опубликования отчетов на официальных сайтах органов власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В свою очередь, образовательные организации на официальных сайтах должны размещать видео-, фотоотчеты, демонстрирующие реализацию конкретных мероприятий программ.

Еще одной из актуальных проблем нормативно-правового обеспечения является неустойчивость норм федерального и регионального законодательства, регулирующего реализацию государственной политики реформирования образования. Систематические корректировки закона об образовании в Российской Федерации и программных документов весьма наглядно отражают проблемы не только его внутренней структуры, но и содержания правовых норм. Стабильность нормативного акта, как представляется, является лучшим подтверждением использования эффективных правовых конструкций, устоявшихся под действием времени и социальной практики.

Решение проблем, вызванных несистематизированным, внутренне противоречивым и непоследовательным характером актов этой отрасли законодательства, может быть в принятии Образовательного кодекса. Несколько лет назад проводилась работа по подготовке концепции Кодекса Российской Федерации об образовании, один из которых, подго



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: